Эту историю стоит начать со знакомства с несколькими важными людьми, сыгравшими ключевую роль в становлении современной России. И начать, пожалуй, стоит с известного российского философа и методолога – Георгия Петровича Щедровицкого[1], который еще в прошлом веке основал «Московский методологический кружок» (ММК). В рамках этого кружка Георгий Петрович проводил образовательные тренинги, которые назывались «Организационно-деятельностные игры» (ОДИ). В основе большинства ОДИ лежал искусственно созданный и управляемый кризис, из которого участники должны были выбраться в результате совместных усилий и решить поставленные перед ними задачи. Результатом игры становилась схема с решением проблемы.
Схема № 1: «Акт деятельности». «Хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого. Путеводитель по методологии организации, руководства и управления». Стр. 28.
Щедровицкий проводил свои игры, о которых будет подробно рассказано в следующих главах, во время правления Хрущёва, Брежнева, Горбачёва и даже Ельцина. С помощью них он заражал своими идеями других – как правило, это были управленцы, ученые и педагоги. За всё это время через такие игры прошли несколько десятков тысяч человек, которые в будущем, уже в современной России, построили успешные карьеры в совершенно разных сферах деятельности: политике, бизнесе, архитектуре, образовании.
Но среди всех этих людей, принимавших участие в организационно-деятельностных играх, интерес представляет определённая группа, участники которой в последствии стали верными учениками и идейными последователями Щедровицкого. Они называют себя «Методологи». Их можно встретить в Администрации Президента России, Государственной Думе, отраслевых министерствах и региональных ведомствах.
Согласно их мнению, мышление человека – первично, по отношению к знаниям, умениям и практике. Человек представляется методологам существом, которое можно «сконструировать», «запрограммировать» под определенные функции с помощью «социальной инженерии»[2]. Лично я, автор книги, охарактеризовал бы методологов как людей, всегда пробующих изменить реальность вокруг себя, чувствующих в себе для этого интеллектуальные силы, знания и возможности.
В своей деятельности они руководствуются «Системо-мыследеятельностной методологией» (СМД методологией), над которой Георгий Петрович Щедровицкий работал всю свою жизнь. Именно она стала результатом его творческой, философской и научной деятельности. Это его наследие и вклад в историю человеческой мысли.
О методологах не говорят по центральному телевидению, при этом их существование никогда не было тайной. Спектр мнений и публикаций об этих людях довольно широк: «Кремлём управляет «секта»[3], «Группа политтехнологов и политиков, придерживающихся общей идеологии»[4], «Конец Советского Союза – в большей степени заслуга ММК и Георгия Щедровицкого с учениками, чем ЦК и Горбачёва»[5], «Щедровитяне: …внутренней политикой России займутся методологи»[6], «Крапивинский мальчик, методологи и Кремль…»[7], «Как секта «методологов» рвалась к власти и уничтожала Советский Союз»[8]. «Хищная власть. Гностическое мировоззрение секты методологов…»[9], «Утраченное оружие Страны Советов»[10], «Порочные мыслители», «Уважаемые философы», «Замкнутый, эзотерически ориентированный круг людей», «Шарлатаны», «Круг людей, лелеявших масштабные политические планы и внедрившихся в близкие к власти элиты». В научной литературе методологам дается следующая характеристика: «В глазах многих специалистов они превратились в достаточно закрытую Школу, Братство или даже Секту».[11]
Большое влияние методологи оказали на Первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации – Сергея Владиленовича Кириенко[12]. После назначения на эту должность, в 2016 году, методологи начали выпадать из ближайшего круга Кириенко, но это не уменьшает их значимости в становлении этого человека как профессионального управленца. После начала событий в Украине Кириенко попал в «ближний круг» Президента России, готовил присоединение новых территорий и образ будущей России[13]. До 2016 года Сергей Владиленович являлся генеральным директоров государственной корпорации «Росатом», где его заместителем по стратегическому развитию был еще один важный герой этой истории.
Речь идет о сыне Георгия Петровича Щедровицкого – Петре Георгиевиче Щедровицком (Щедровицком младшем)[14]. Он является идейным носителем учений отца и развивает их на протяжении последних 30 лет. Был советником Кириенко на протяжении многих лет до того, как тот начал работать в Администрации Президента России. На данный момент является Председателем наблюдательного совета некоммерческого научного фонда «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого». На сайте фонда можно найти известное высказывание Щедровицкого старшего: «Методология – это не просто учение о методе и средствах мышления и деятельности, а форма организации всей жизнедеятельности людей…»[15]
Близким к методологам человеком является гуманитарный технолог[16] Ефим Викторович Островский[17] – партнёр Щедровицкого Младшего. Островского называют «консультантом экс-президента СССР Михаила Горбачёва и создателя пирамиды МММ Сергея Мавроди»[18]. С 2000 по 2007 года читал лекции для политической элиты страны, посвященные применению мировой философской мысли к актуальной российской политической действительности[19]. Являлся неофициальным создателем и идеологом партии «Новые люди», которая вошла в состав Государственной Думы в 2021 году[20].
Петр Щедровицкий и Ефим Островский являются авторами концепции «Русский мир». Это словосочетание можно встретить в речи многих представителей российской политической элиты: от депутатов до президента. Эта концепция будет предметом отдельного анализа в последующих главах.
Схема № 2: «Организационно-техническая система». «Хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого. Путеводитель по основным понятиям и схемам методологии организации, руководства и управления». Стр. 179.
Еще одним методологом является Тимофей Николаевич Сергейцев[21]. Его называют «идеологом событий, произошедших в Украине»[22]. Сергейцев долго работал в качестве политтехнолога в этой стране: в 1999 году участвовал в предвыборной кампании Леонида Кучмы на пост Президента Украины, в 2004 году в кампания Виктора Януковича, в 2009 году – Арсения Яценюка. В 2011 году Сергейцев стал одним из сотрудников штаба российской политической партии «Правое дело», созданной предпринимателем и миллиардером Михаилом Прохоровым.
Также в этой истории важен опыт и других методологов, среди которых:
Виктор Борисович Христенко[23] – Заместитель Председателя Правительства РФ с 2000 по 2004 года, Министр промышленности и торговли РФ с 2004 по 2012 года.
Андрей Евгеньевич Волков[24] – первый ректор Московской школы управления «Сколково», в прошлом ректор «Тольяттинской академии управления» (ТАУ), советник Министра образования и науки РФ, один из ведущих экспертов в области образовательной политики России.
Николай Федорович Андрейченко и Александр Прокофьевич Зинченко, которых Георгий Петрович Щедровицкий называл своими лучшими учениками[25].
Подчеркну еще раз, названные фамилии – очень малая часть методологического сообщества: оно куда более масштабно, чем можно себе представить. Они имеют прямое отношение к «Центру стратегических разработок (ЦСР) «Северо-Запад», «Зиновьев-клубу» при «РИА Новости», научно-исследовательскому институту «Форсайт-центр» при «Высшей школе экономики»[26], крупнейшей образовательной организации страны – школе «Сириус», которую называют любимым детищем Президента России. Методологи работают в том числе и с семействами Ковальчуков и Фурсенко, членов дачного кооператива «Озеро» и ближайших советников Президента России. Не хватило бы книги, чтобы перечислить все их проекты за последние четверть века.
Схема № 3: «Реконструкция происхождения знаний». «Хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого. Путеводитель по методологии организации, руководства и управления». Стр. 32.
Тактика методологов довольна проста. Ее описал их учитель одной емкой фразой, которую ему приписывают: «Становиться незаменимыми полезными секретарями при «губернаторе», советниками, заместителями, идти в выборные органы. Но никогда не забывать, кто мы и какова наша высокая миссия. Иными путями нельзя достичь в России никакого влияния»[27]. По воспоминаниям одного из соратников Щедровицкого – Александра Раппапорта, достоверно известно, что тот «поощрял вступление членов кружка в КПСС, полагая, что в советском обществе иными путями вообще нельзя достичь никакого влияния»[28].
Стоит признать, что методологи справились с задачей своего учителя. Они окутали своими методологическими щупальцами власть, но уже не советскую, а российскую.
Ученики Щедровицкого представлены практически во всех регионах России. Они есть и в вашем городе на каких-нибудь неприметных должностях. Например, в моем родном городе они координировали совет по стратегическому планированию, возглавляли некоммерческие фонды, работали в Министерстве образования и руководили «Кластером янтарной промышленности».
В подтверждение сказанного достаточно будет привести мнение Щедровицкого младшего о деятельности своего отца: «Ни одна философская группа в Советском Союзе не имела такого масштаба влияния на современников. Когда отец умер, в 1994 году, осталось два десятка групп разного масштаба, в том числе на уровне отдельных регионов, которые продолжали работать в этом русле и считали себя продолжателями идей СМД-методологии так, как они их поняли… При чем между собой эти группы находились в довольно сложных отношениях, в том смысле, что они не разделяли идеи друг друга, направления разработок. Они, грубо говоря, растащили феномен авторского мышления моего отца на фрагменты и продолжали эти идеи дальше… Эта группа довольно широкая, довольно влиятельная, имеет массу ответвлений и массу приложений, как в сфере экономики, так и в сфере образования, исследований и разработок в разных областях… Есть огромное количество педагогов, архитекторов, дизайнеров, управленцев, которые так или иначе были впечатлены и в кавычках спрограммированы в своем развитии, своих действиях этой активностью Георгия Петровича и Московского методологического кружка»[29]
В этой же истории есть еще один методолог и последователь Георгия Петровича Щедровицкого, о котором стоит рассказать более подробно. Это я – автор этой книги. С той лишь разницей, что я значительно моложе своих коллег. На момент написания этой книги мне 32 года. Меня можно отнести к молодому поколению учеников Щедровицкого. Я более 5 лет учился у методологов и потом ещё около 5 лет самостоятельно изучал наследие Щедровицкого и его учеников. Фактически, мои старшие классы и годы, проведенные на бакалавриате и в 3 магистратурах, были неразрывно связанны с этими людьми и их деятельностью. За это время методология Щедровицкого сформировала подходы к совершенно разным аспектам моей жизни – от бытовых до мировоззренческих.
В этой истории я расскажу, как стал одним из них и попытаюсь ответить на вопрос, кто же такие методологи: «закрытая элитарная секта», чьи адепты захватили власть в России, «группа интеллектуалов», способная реформировать общество или просто «кучка карьеристов и проходимцев», оказавшаяся в нужное время в нужном месте? В книге будут представлены некоторые схемы, которыми пользуются методологи в своей деятельности, а также рассказано, над какими задачами сегодня работает молодое поколение учеников Георгия Петровича Щедровицкого, и чем они отличаются от своих предшественников? И самое главное, что ждет методологов после выборов Президента России в 2024 году – во второй четверти 21 века: смогут ли они сохранить свои позиции во власти и укрепить их или окажутся на периферии истории и это закат их влияния?
Схема № 4: «Двойное знание». «Хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого. Путеводитель по основным понятиям и схемам методологии организации, руководства и управления». Стр. 109.
Но, прежде, чем мы продолжим, еще несколько слов о том, что такое методология и кто такой методолог. Участники методологического сообщества дают следующее определение методологии: «Технология мышления», «Метод правильного ума», «Изучение методов с помощью которых мы организуем наше мышление и нашу деятельность», «Деятельность над деятельностью»[30].
По определению Щедровицкого младшего, методолог – это тот, «кто в любой ситуации фокусирует внимание на средствах, которыми пользуется коллектив, анализирует эти средства, определяет их применимость и не применимость в новых ситуациях, границы их применения»[31].
В этом смысле, не все люди, о которых рассказывается в этой истории, являются методологами по определению самого Щедровицкого. Но и всё же, на страницах книги ученики и последователи Георгия Петровича Щедровицкого будут называться именно так – «Методологи».