Впервые я увидел Петра Георгиевича Щедровицкого (Щедровицкого младшего) приблизительно в 2008 году, когда оказался на Чтениях памяти Г. П. Щедровицкого, проходивших в одном из отелей на побережье Балтийского моря. Мне на тот момент было около 17 лет.
Первое, на что я обратил внимание – это терминология. Я вообще ничего не понимал: «оргтехнические отношения», «онтология деятельности», «СМД-подход». Еще эти люди чертили странные непонятные схемы.
Схема № 5: «Оргвоздействие в рамках организационно-технической системы». «Хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого. Путеводитель по основным понятиям и схемам методологии организации, руководства и управления». Стр. 150.
Тогда разобраться хоть в чем-нибудь не удалось. Но впечатление на меня это произвело, я начал рисовать похожие схемы в своей записной книжке. Чуть позже даже купил смартфон с большим экраном и стилусом за 15 000 рублей, чтобы рисовать сразу в электронном формате. Это сейчас гаджеты с большим экраном вполне распространенное явление, а в те годы они только появлялись и были, как правило, собственностью гиков, помешенных на новинках техники.
Пётр Георгиевич Щедровицкий, в первую очередь, интересен как методолог и философ, который в соавторстве с гуманитарным технологом Ефимом Островским создаёт в конце 1990-ых годов концепцию под названием «Русский мир». Спустя 20 лет эта концепция в довольно измененном виде станет основой внешнеполитической риторики России, а защита «Русского мира» – одной из причин начала событий в Украине.
Пётр Щедровицкий, как уже было сказано, является идейным носителем учений своего отца и Председателем наблюдательного совета некоммерческого научного фонда «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого». Но Щедровицкого младшего совершенно точно нельзя назвать руководителем методологического сообщества, скорее он является неким связующим элементом между всеми методологами, о которых будем рассказано в этой истории. Со многими из них он работал над проектами в сфере образования и подготовки кадров, государственного консалтинга и управления, а также в разных секторах российской экономики. На его личном сайте можно найти разнообразные фотографий со многими из них. Например, с Первым заместителем Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Сергеем Кириенко, первым ректором Московской школы управления «Сколково» Андреем Волковым, гуманитарным технологом Ефимом Островским, идеологом Кремля и основателем «Фонда эффективной политики» Глебом Павловским, галеристом и публицистом Маратом Гельманом, белорусским философом и политическим деятелем Владимиром Мацкевичем и другими[32]. Пётр Щедровицкий обладает широкими научными интересами: читает лекции для инженеров, менеджеров, госслужащих, предпринимателей и педагогов. Понять масштаб личности Щедровицкого младшего и его вклад во всевозможные проекты государственного развития в России можно только в разрезе деятельности других методологов, с которыми он работал. Поэтому подробнее о нём будет рассказано в следующих главах по мере знакомства с новыми героями этой истории.
Схема № 6: «Активная деятельностная позиция». «Хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого. Путеводитель по основным понятиям и схемам методологии организации, руководства и управления». Стр. 142.
Теперь пару слов о гуманитарном технологе Ефиме Островском. В первой главе уже говорилось, что он является близким партнёром Щедровицкого младшего, также он хорошо знаком с Первым заместителем Руководителя Администрации Президента Российской Федерации – Сергеем Кириенко.
Напомним, что Островского называют «консультантом экс-президента СССР Михаила Горбачёва и создателя пирамиды МММ Сергея Мавроди»[33]. С 2000 по 2007 года он читал лекции для политической элиты страны, посвященные применению мировой философской мысли к актуальной российской политической действительности[34].
Являлся неофициальным создателем и идеологом партии «Новые люди», которая вошла в состав Государственной Думы в 2021 году[35]. Партия была создана основателем косметической компании Faberlic – известным предпринимателем Алексеем Нечаевым. В то время постоянные склоки и споры в рядах либеральных политиков четко свидетельствовали о том, что в России нет силы способной объединить оппозицию. Тогда власть взяла инициативу в свои руки и создала политическую партию, которая в теории могла сформулировать главную идею и доктрину либеральной оппозиции. Такой шаг был продиктован ещё и тем фактом, что системная оппозиция добилась определенных успехов на региональных выборах 2018 года. В 2020 году одной из задач Администрации Президента России, которую фактически возглавлял Кириенко, была сформулирована как «насыщение партийного поля новыми проектами». Тогда Минюст почти одновременно зарегистрировал 4 новые партии, среди которых были и «Новые люди». Они должны были перехватить часть голосов с улиц и привлечь к себе внимание тех, кто из принципа не голосовал за «Партию власти». К созданию новой партии был подключен огромный финансовый, медийный и самое главное – интеллектуальный ресурс. И вот тут, говоря об интеллектуальном ресурсе, как раз и стоит перейти к методологам, с которыми основатель партии «Новые люди» Алексей Нечаев познакомился еще в начале 2000-ых годов. В 2002 году Нечаев посетил лекции методолога Ефима Островского. В последующие годы Островский и Щедровицкий выступали в качестве стратегических консультантов в компании Faberlic. Так постепенно Нечаев и Островский стали близкими приятелями.
В будущем Островский стал одним из неофициальных создателей и идеологов партии «Новые люди» и отвечал за разработку основных стратегических решений. И это не случайно, ведь Островский является одним из лучших политтехнологов 1990-ых годов[36]. На первом этапе предвыборной кампании он лично присутствовал в штабе и направлял его деятельность, затем формально был отстранён и ушел в тень.
На одной из своих публичных лекций Островский довольно точно подметил одну важную мысль: «Когда человек лишён высоких смыслов, он никуда не предназначен, никуда не устремлён, он дрыгается вправо-влево, живёт в таком броуновском движении. Он лишён направления». И эти слова во многом характеризовали то, что происходило внутри партии «Новые люди». Там создавалась искусственная уверенность, что именно им суждено стать настоящими спасителями страны[37].
Схема № 7: «Этапы и фазы процесса программирования». «Хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого. Путеводитель по основным понятиям и схемам методологии организации, руководства и управления». Стр. 151.
А теперь перейдем к созданной Щедровицким и Островским в конце 1990-ых годов концепции под названием «Русский мир». Методологи в своей концепции предполагали, что язык станет мостом, который соединит расходящиеся в разные стороны независимые постсоветские государства. Также в «Русский мир» были включены и те россияне, которые эмигрировали после распада Советского Союза – для этих людей русский язык выступал главным связующим звеном с родиной. Согласно предположениям методологов, язык должен был способствовать объединению всех русских людей, проживающих в разных странах, в общую интеллектуальную сеть.
Приведем несколько выдержек из статьи «Русский мир и Транснациональное русское»[38] Петра Щедровицкого, опубликованной в 2000 году. «Признание существования «Русского Мира» позволяет нам говорить о русском капитале, совокупности культурных, интеллектуальных, человеческих и организационных потенциалов, выражаемых в языковом мышлении и коммуникационных (гуманитарных) ресурсах русского языка… Реализация названной ценности предполагает решение целого класса вторичных, а также обеспечивающих целей и задач. Можно разбить их на три основных группы. Во-первых, это формирование инновационной экономики; во-вторых, это развитие человеческих ресурсов; в-третьих, это совершенствование институционального обеспечения процессов развития в ядре «Русского Мира» – РФ – России… Парадокс сегодняшней ситуации состоит в том, что любая страна, претендующая на статус державы Мира (или мировой державы), стремится не только к удовлетворению интересов своих граждан, но и к работе в интересах граждан иных государств и стран. Чем большему числу отдельных граждан других государств нужна Россия, тем устойчивее позиции России в мире».
Схема № 8: «Системное описание объекта». «Хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого. Путеводитель по основным понятиям и схемам методологии организации, руководства и управления». Стр. 111.
Но чем дальше во времени, тем больше изменений претерпевала концепция «Русского мира». Например, в 2021 году экс-помощник Президента России Владислав Сурков, о котором будет рассказано в следующих главах, говорил следующее: «Для меня что такое «Русский мир»? Это везде, где люди говорят и думают по-русски. Это там, где, может быть, они не говорят и не думают по-русски, но где они очень уважают русскую культуру. Там, где они видят в русской модели развития национального альтернативу для того, что у них есть у себя дома. Таких людей сейчас тоже становится все больше. Там, где люди боятся русского оружия, – это тоже «Русский мир». Это и есть наше влияние…»[39]
В начале февраля 2022 года Президент России на церемонии вручения государственных наград в Кремле отметил: «Могу сказать применительно ко всему «Русскому миру», который, как и наша страна, является… многоконфессиональным, многонациональным. Он такой многоликий «Русский мир», огромный. Не мы его создавали. Наша миссия заключается в том, чтобы укреплять его, развивать и делать его привлекательным для наших граждан, для всего мира»[40].
Тогда же пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков заявлял: «Русский мир» был, остается и будет оставаться приоритетом для российского государства – защита этого мира, развитие отношений с этим миром и различные механизмы поддержки этого мира… В Украине живет очень много русских и русскоговорящих, они все относятся к «Русскому миру». Культурные связи, исторические связи, общие корни – отрицать их было бы большой глупостью… Это наша «мягкая сила», никогда не используются какие-то методы, которые противоречили бы международному праву».[41]
Через несколько недель после этих заявлений начались события в Украине. Через полгода в России утвердили «Концепцию гуманитарной политики России за рубежом», одной из целей которой была защита, сохранение и продвижение традиций и идеалов, присущих «Русскому миру»[42]. Пока продолжим нашу историю, а к концепции «Русского мира» вернемся чуть позже, в следующих главах.