КУРСОВОЕ ОБУЧЕНИЕ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ

Курсовое обучение в обязательном порядке проходят следующие категории персонала организаций:

• работающее население – все работники, занятые в сфере управления, производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления гражданской обороны и РСЧС;

• личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Периодичность прохождения курсового обучения по ГО и ЧС для работающего населения – ежегодно в объеме не менее 16 часов. Занятия проводятся, как правило, ежемесячно, в течение года, исключая месяцы массовых отпусков работников организации, в рабочее время.

Организовать курсовое обучение работников можно пошагово, с учетом следующих рекомендаций:

1. Разработать и утвердить приказом руководителя организации программу обучения на основе утвержденной МЧС примерной программы (Приложение 3). Программу курсового обучения, разработанную в организации на основе Примерной программы, согласовывать не требуется, однако организация может при необходимости консультироваться с территориальными органами МЧС и другими органами власти. Также необходимо учитывать, что утверждаемая программа должна максимально раскрывать поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций, характерных для данного региона (муниципального образования), присущие им опасности для населения и возможные способы защиты от них работников организации.

2. Осуществить приказом по организации комплектование учебных групп. Для проведения курсового обучения комплектуются группы численностью 20 – 25 человек с учетом родственных профессий рабочих и должностей служащих.


Пример 2. Образец приказа руководителя организации о создании учебных групп и проведении занятий по ГО и ЧС



3. Провести обучение в организации, используя разрешенные формы и методы, включая электронное и дистанционное обучение.

4. Учет проведения занятий и присутствия на них обучающихся осуществляют преподаватели и инструкторы, проводящие занятия, в журналах установленной формы, которые ведутся на каждую учебную группу (см. Приложение 2).

Беседы, тренировки и комплексные занятия, предлагаемые типовой программой обучения, могут проводиться в учебных классах и на учебных площадках. Формы и методы донесения теоретической информации до обучаемых разнообразны и могут проводиться на рабочих местах в индивидуальном режиме с применением всех доступных современных средств электронного обучения (мультимедийных пособий, электронных курсов и т. п.), которые могут быть внедрены в системы корпоративного обучения (при их наличии) либо работать на собственной электронной платформе. Электронная форма проведения обучения гораздо удобнее при проведении занятий ежемесячно, небольшими блоками, как того требует Примерная программа курсового обучения. При этом важно помнить, что цель курсового обучения – овладение не только знаниями, но также умениями и навыками, а, следовательно, ни в коем случае нельзя пренебрегать тренировками и практическими занятиями.

При проведении обучения работников в электронной форме на рабочих местах встает вопрос о неудобстве постоянного ведения бумажного журнала учета занятий. В этом случае целесообразнее пользоваться электронной системой учета прохождения обучения и электронными журналами, формируемыми автоматически после прохождения очередного обучения. Для легитимности применения электронного учета данную процедуру необходимо указать в приказе руководителя организации о создании учебных групп (см. пример 2). Тем не менее для отчетности перед надзорными органами необходимо будет периодически (например, ежегодно) распечатывать и подшивать архив ежемесячных журналов учета обучения, подтверждая факт проведения обучения подписями преподавателей и ответственных лиц.

Примерная программа ежегодного курсового обучения работающего населения не предполагает итогового экзамена или какой-либо иной формы контроля. Однако необходимо понимать, что от своевременного контроля знаний во многом зависят успех и качество усвоения теоретического материала. Краткую проверку знаний целесообразно проводить после изучения обучаемыми каждой темы Программы в форме электронного тестирования или опроса [17].

Загрузка...