На сегодняшний день требования к курсовому обучению в области ГО и ЧС содержатся в следующих нормативных документах:
• Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О гражданской обороне» [1];
• Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [2];
• Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 (ред. от 19.04.2017) «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны» [4];
• Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 № 547 (ред. от 29.11.2018) «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [5].
Как следует из определения, приведенного в «Рекомендациях по организации и проведению курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций» (Приложение 2), курсовое обучение в области ГО и ЧС – это целенаправленный процесс организации деятельности по овладению соответствующими группами населения знаниями и умениями в области ГО и ЧС, а также приобретению опыта их применения в интересах личной защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и выполнения возлагаемых на них обязанностей в области ГО и ЧС. По сути, понятие «курсовое обучение» включает в себя все процедуры по подготовке, обучению, контролю и проверке знаний всех категорий населения как по месту работы, так и в специализированных учебных центрах и является термином, обобщающим эти понятия.
Таблица 1
Категории работников организаций, проходящих подготовку по ГО и ЧС
В соответствии с упомянутыми выше постановлениями Правительства различные категории населения проходят подготовку по ГО и ЧС (таблица 1). При этом в «Рекомендациях по организации и проведению курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций» (Приложение 2) эти два перечня объединены с учетом современных реалий, и на сегодняшний день курсовое обучение в обязательном порядке должны проходить:
• председатели и члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, эвакуационных органов, а также комиссий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, всех уровней;
• неосвобожденные работники, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органов местного самоуправления и организаций;
• руководители нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, спасательных служб и их заместители;
• лица, назначенные для проведения инструктажа и курсового обучения с работающим населением по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;
• инструкторы (консультанты) учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;
• личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и спасательных служб (далее – личный состав формирований и служб);
• все работники, занятые в сфере управления, производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления гражданской обороны и РСЧС (далее – работающее население).
С точки зрения руководителя организации все перечисленные категории работников можно разделить на три большие категории, к которым предъявляются различные требования по прохождению курсового обучения:
• работающее население;
• работники гражданской обороны и системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), уполномоченные работники;
• личный состав формирований и служб.
Работающее население и личный состав формирований и служб проходят курсовое обучение ежегодно в организациях по месту работы. Работники ГО и РСЧС проходят курсовое обучение не реже одного раза в пять лет на курсах гражданской обороны муниципальных образований, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации или в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО и ЧС.