Ошибка большинства людей, которые что-либо пытаются изменить в своей жизни состоит в том, что они пытаются влиять на мир, и в частности, на других людей исключая фактор своего «я», то есть они хотят чтобы все и всё вокруг изменилось, но при этом сами меняться не желают.
Иными словами, они не понимают главного, того что любые изменения начинается с нас, а менять себя мы можем только в том случаи, когда мы знаем себя, то есть, когда мы можем посмотреть на себя со стороны, осознать свои сильные и слабые стороны, понять причины своих поступков и т. д.
И здесь мы подходим к вопросу о том, как это сделать: «Как познать себя?
Начнем с того, что человек осознает себя не с момента рождения, а где-то в возрасте 2—3 лет, но при этом до этого времени он уже воспринимает мир посредством нервной системы и имеет предзаданные (безусловные) рефлексы.
Но весь вопрос в том, вследствие чего происходит выделение себя из мира, что является причиной возникновения самоосознания? На этот счёт есть множество версий, я не буду рассматривать их все, а выделю ту, которая мне кажется наиболее связной и целостной.
Суть этой гипотезы в том, что в нашей нервной системе, до полученного индивидуального опыта уже существуют некоторые функциональные структуры, которые мы в своём сознательном мышлении определяем как предельные категории. Их можно сравнить с предустановленной в психику операционной системой, которая и определяет формы нашего восприятия, мышления и как следствие поведения.
Далее в процессе развития, полученные нами впечатления от восприятия мира, начинают наполнять эту систему первичным содержанием и в какой-то момент времени, примерно в возрасте 2—3 лет, вследствие усложнения «информационной» структуры, происходит своего рода кристаллизация или эмерджентный скачок, который приводит к возникновению нового системного качества – самоосознания.
С этой точки зрения предпосылки для существования «я» заложены уже в структуре категории сознания «я/не я» (мир). Однако в момент рождения она не имеет никакого содержания (убеждений и установок), то есть существует как пустая форма (ячейка), но без всякого наполнения. Следовательно, мы просто ничего не можем об этом «я» сказать или подумать в первые годы своей жизни. Но в процессе восприятия, мы получаем первичный опыт (впечатления) о себе и мире, так возникает следующая ступень осознания «я – это… / Мир – это…».
Дальше наши представления все больше и больше усложняются создавая все более сложные модели нашего «я» и мира. Теперь воспринимаемая нами новая информация из мира подвергается влиянию со стороны уже воспринятого: в сравнении и сопоставлении.
Так и возникает динамическая саморазвивающаяся система, которая всё в большей и большей степени продолжает определять наше восприятие, мышление и поведение.
Поэтому, если мы хотим понять, кто мы и куда идём, нам нужно осознать как и какие факторы оказали на нас влияние, какой первоначальной импульс и по направлению к чему нам был дан.
Всё многообразии влияний формирующих нашу личность можно свести к двум большим разделам, которые на самом деле представляют собой единую систему, но для более удобного рассмотрения мы их разделим на биологическую и психологическую составляющую:
1. Биологическая составляющая, главным образом обуславливается генетическими факторами, которые определяют анатомические-физиологические особенности организма. Эти особенности мы можем назвать задатками. Одним из самых значимых задатков влияющих на человека в последующем, является его тип организации психики, который во многом зависит от особенностей работы нервной системы, а именно следующих признаков:
1) Силы психических процессов – того как сильно психика возбуждается и успокаивается.
2) Уравновешенности или неуравновешенности процессов возбуждения и торможения.
3) Подвижности психических процессов.
Все эти признаки являются предпосылкой формирования того или иного типа темперамента. Который в свою очередь может в значительной степени повлиять на характер индивида в будущем.
Но всё выше сказанное не являться приговором, в последующем мы поговорим о том, как можно изменить природную запрограммированность.
2. Психологическая составляющая, главным образом обуславливается нашими установками и убеждениями.
На первых порах жизни наше самосознание («я-концепция») в значительной степени определяется средой в которой мы находимся. Есть известный феномен детей-маугли, который наглядно иллюстрирует то, как среда может повлиять на нас.
Но большинство из нас живет не в джунглях, а в рамках той или иной культурной сетки, которая и формирует (штампует) наше «я» по-своему образу и подобию. Именно культура определяет базовый набор ценностей, убеждений и установок для большинства людей. Главными трансляторами культуры на первом этапе жизни являются родители, затем различные социальные институты.
Сами по себе культуры зиждется на тех или иных идейных конструктах принятых доминирующим большинством. Влияние этих конструктов на нашу жизнь огромно, многие люди думают, что убеждение и установки, это что-то эфемерное, сродни мыслям в голове, но на деле, когда мы смотрим на мир, то по большей части видим не объективную действительность, а наши убеждения о ней.
И не просто видим, наша физиология тесно связана с нашими убеждениями, примером чему является эффекты плацебо и ноцебо. Помимо этого убеждения и установки также в значительной степени обуславливают наше поведение, примером тому служит эффект Пигмалиона.
Все это говорит нам о том, что наши убеждения и установки в значительный степени влияют на наше здоровье, на то как мы себя чувствуем и, во многом, определяют наши способности к чему бы то ни было.
Убеждения, как уже было сказано, не присущи человеку от природы, следовательно, есть механизмы по которым они формируются. Осознав их мы можем создать новые и изменить имеющиеся, для того чтобы они соответствовали нашим целям, и новым представлениям о себе.
Но прежде чем мы начнём выявлять и осознавать систему наших установок и убеждений нам надо разобраться с понятиями.
Убеждения – это определения в основе которых лежит следующая структура: «Я это … “; «Мир это… “; «Я могу … “; «Я не могу и т.п.». Таким образом, мы можем вывести формулу убеждений: «Я + мой опыт (интерпретация) = моя реальность».
Иначе говоря, наши убеждения это и есть то, что определяет наше миропонимание и самоопределение, обуславливая его теми или иными границами.
Установки – определяют наш образ действия, на основе тех или иных убеждений, они имеют следующую структуру: «Если а, то в». Пример: «Я не способен выступать публично (убеждение), поэтому я должен избегать публичных выступлений (установка)».
Ограничивающие установки и убеждения – программы мешающие достижению поставленных целей. Можно разделить на три разновидности:
1. Убежденность в безнадежности, когда вы верите в недостижимость желаемой цели, вне зависимости от ваших усилий и возможностей.
2. Убежденность в собственной беспомощности, когда вы верите в то, что цель достижима, но не для вас.
3. Убежденность в собственной никчемности, когда вы считаете себя недостойным достижения желаемой цели.
Поддерживающие установки и убеждения – программы помогающие в достижении поставленных целей.
Убеждения и установки могут формироваться как на основе личного опыта, так и до опытно, как осознанно, то есть когда человек принимает сознательное решение во что он будет верить, так и не осознанно; как внушение со стороны (родители, книги, кино и т.д.) или в следствие рационализации своего поведения (мне пришлось сделать это, потому что иначе было нельзя…).
Зачем человеку убеждать себя? Как мне кажется, одна из главных причин – страх перед пугающей неизвестностью мира.
Человеку не комфортно жить в условиях такой неопределенности. Поэтому он ищет в этой неизвестности какую-то точку опоры позволяющую ему объяснять и предсказывать возможные события.
Но как это сделать, когда сложность мира такова, что мы просто не можем установить ни в одном процессе с которым имеем дело его первопричину, а поэтому и не можем создать на 100% точную модель реальности. Тем не менее нам надо как-то адаптироваться к происходящему, чтобы как минимум выживать. В этом нам как раз и помогают наши убеждения, они служат своего рода фильтрами, которые защищают нашу психику от информационного перегруза тем, что упрощают наши восприятие и представления о мире до тех «размеров», которыми мы способны оперировать (осмыслять).
Таким образом, принятие какой-либо объясняющего концепции даёт человеку чувство контроля над реальностью.
Помимо этого убеждения и установки позволяют сократить время принятия решений на постоянно меняющиеся условия окружающего мира. Мышление как процесс очень энергозатратен, мозг расходует 20% всей энергии организма, в этой связи организму выгоднее верить чем думать (при условии, что все благополучно в плане выживания: есть еда, одежда, кров и определенная степень безопасности).
Если бы человеку пришлось обдумывать каждое своё действие, он бы и с места не смог сдвинуться. Мышление, а именно логический аппарат требует учёта всех факторов, а реальность такова, что все факторы учесть невозможно, даже самое элементарное действие ведёт к бесконечной цепочке причин и следствий, вот поэтому нам и приходиться верить – убеждать себя в чём бы то ни было.
В основе такой веры лежит изначальная природная внушаемость нашего сознания, это с одной стороны дар, так как именно благодаря внушаемости, человек имеет возможность обрабатывать колоссальное количество информации и быстро адаптироваться к сложившимся условиям жизни, если бы с рождения мы относились ко всему критически, то на освоение школьной программы 1-го класса нам бы могло и жизни не хватить, так как всю полученную информацию пришлось бы самостоятельно проверять и перепроверять.
С другой стороны, наша внушаемость это проклятие, так как очень часто, человек становиться заложником тех или иных стереотипов, из-за которых он не может реализовать свой потенциал.
При этом важно понимать, что наша вера в те или иные убеждения или установки, это не просто игра воображения, а реальные психофизиологические процессы. Так с точки зрения нейрофизиологии убеждения и установки, подкрепленные эмоциями и действиями, оставляют след в нашем мозге, то есть в буквально смысле этого слова на физиологическом уровне меняют паттерны головного мозга: посредством создания новых нейронных связей. И чем больше мы используем те или иные установки и убеждения, тем сильнее эти связи, и как следствие степень их влияния на нас.
Когда вы увидите, то как вас ограничивают те или иные убеждения вам может захотеться внести кардинальные перемены в свою жизнь и здесь есть большой риск того, что если вы решитесь на них, по итогу, они вас могут не порадовать.
Почему? Потому что убеждения не существуют обособленно друг от друга, если вы меняете какой-то один аспект, это может повлиять самым непредсказуемым образом на всю вашу систему установок и убеждений. Поэтому не нужно сразу менять свой образ жизни, не осознав то, как всё устроено в вашей системе мировоззрения.
Не торопитесь бежать сломя голову делать что-то по-другому, когда вы осознали, что живёте как-то не так как вам следует жить. Это очень поверхностный уровень понимания и вам нужно будет его углубить, увидев то, как вы пришли к такой «не такой» жизни.
Вот почему не нужно сгоряча бросать работу, партнеров и т. д. Идите в своих вопросах до самых глубинных причин, осознайте почему вы так действовали, какие предельные основания лежат в основе вашего проявления, а иначе поменяв работу или партнёра, вы со временем поймёте что-ничего не изменилось.
Поймите, пока не изменится ваша система представлений о себе и мире – ничего не изменится, вы будете воспроизводить одни и те же сценарии в разных декорациях и не более того…
Приготовьтесь к тому, что сознание будет противиться осознанию своих установок и убеждений, придумывать различные поводы почему этим не нужно заниматься и т. п. Так будет срабатывать своего рода психологическая защита, потому что иногда правда о себе и своей жизни бывает очень болезненной, и не совместимой с нашей существующей, и, по большей части, фантазийной «я-концепцией». Просто будьте к тому готовы.
А теперь непосредственно к задаче, предлагаю вам подумать по следующим направлениям (сначала чётко определяйте личный смысл понятия, а уже после этого спрашивайте себя, есть ли у меня на этот счёт какие-то убеждения и установки):
1 вектор размышлений:
1. Я это… / Мир это… Кто и зачем Я? Что есть Мир? И почему он есть? Ваши убеждения и установки о себе и мире.
2. Я могу / Я не могу. На что я способен и почему? На что я не способен и почему? Кем я должен быть? Почему? Зачем? Ваши убеждения и установки о ваших способностях и личностных качествах.
3. Что есть счастье? Почему? Что вас делает счастливым и несчастным. Почему? Ваши убеждения и установки о счастье.
4. Что есть любовь? Почему? Ваши убеждения и установки о любви.
5. Что есть добро? Что есть зло? Почему? Ваши убеждения и установки о добре и зле.
6. Ради чего стоит жить? Почему? Ваши убеждения и установки о смысле жизни.
7. Что есть свобода? И есть ли она? Почему? Ваши убеждения и установки о свободе.
8. Что есть вера? Почему? Зачем она нужна? Ваши убеждения и установки о вере.
9. Что есть истина и есть ли она? Почему? Ваши убеждения и установки о истине.
10. Жизнь это? Смерть это? Почему? Ваши убеждения и установки о жизни и смерти.
11. Как бы я хотел чтобы люди вели по отношению ко мне? Как я веду себя с другими? Почему? Ваши убеждения и установки об отношениях с другими.
12. Чего я ожидаю от женщин/мужчин, какими они должны быть? Почему? Как я понимаю мужественность и женственность? Ваши убеждения и установки о поле и половой самоидентификации.
13. Что есть дружба? Почему? Каких друзей вы хотите видеть рядом с собой? И каким другом являетесь сами? Хотели бы вы дружить с такими же как вы? Ваши убеждения и установки о дружбе.
13. Что есть деньги в вашей жизни? Как вы к ним относитесь? На что готовы ради них? Почему? Ваши убеждения и установки о деньгах.
2 вектор размышлений:
Вспомните самые значимые события своей жизни и попытайтесь понять какие убеждения они в вас сформировали. Например, человек мог жить до какого-то момента с убеждением: «Человек – человеку друг», а потом, вследствие какого-то травмирующего опыта (обмана, предательства), он формирует у себя новое убеждение: «Человек – человеку враг», – и дальше уже живёт из этой рамки. Таким образом, ваша задача написать список убеждений по значимым событиям вашей жизни.
3 вектор размышлений:
1. Чего я хочу от жизни? Почему? Зачем?
2. Чего боюсь? Почему?
3. Чего я стыжусь? Почему?
4. На кого я обижен? Почему?
5. Перед кем я виноват? Почему?
6. Что я люблю? Почему?
7. Что я ненавижу? Почему?
8. Что я должен и кому? Почему?
9. Что должны мне? И должны ли? Почему?
10. Почему я не достиг поставленных целей?
11. Кому я завидую? Почему?
12. Чем горжусь? Почему?
13. Секс для меня это? Почему?
14. Справедливость для меня это? Почему?
15. Кому и за что я благодарен?
Ответьте на эти вопросы так как можете на данный момент, своими словами. Ещё очень полезно к получившимся ответам из 1-ого, 2-ого и 3-его вектора задать дополнительные вопросы:
1. Как это убеждение/установка влияет на мою жизнь, какое оно порождает поведение?
2. Какую выгоду я извлекаю для себя из данного убеждения /установки?
3. Как данное убеждение/установка помогает и/или мешает мне в достижение моих целей.
Особого внимания заслуживают убеждения с кванторами всеобщности: все, каждый, любой – их нужно прорабатывать (осмыслять) особенно тщательно.
Есть два основных способа проверки убеждений:
1. Вы можете проверить получившийся список на правдивость через призму вашего поведения, которое вы должны максимально беспристрастно оценить.
Дело в том, что обычно человек имеет о себе очень искаженные представления, например, он может считать себя щедрым, но при этом вести совершенно иначе – проявлять жадность. Это я все к тому, что именно наше поведение показывает нам то, из чего мы на самом деле исходим, наши настоящие убеждения и установки.
Поэтому получившийся список сопоставьте со своим поведением, действительно ли они совпадают? Если есть расхождение, то это повод задуматься.
2. Получить обратную связь от других людей. Поинтересуйтесь каким образом они вас воспринимают, что видят в вашем поведение и как это определяют.
После того как вы прошлись по всем векторам, у вас будет первичный список убеждений и установок о себе и мире, теперь вам необходимо проверить его пункты не противоречивость между собой. Для этого вы должны взять первое убеждение и сравнить его с остальными, ответив себе на следующие вопросы:
1. Противоречит ли моё убеждение (например, о любви), моим прочим убеждениям (о счастье, свободе, истине и т.д.)?
2. Если да, то как это противоречие проявляется в моей жизни?
3. Что и как мне нужно изменить в данных убеждениях, чтобы устранить имеющиеся противоречия?