Путь к любым изменениям в себе и мире начинается с понимания, а понимание возможно лишь в том случае, когда мы понимаем «всё» – то есть, когда у нас есть некий концепт целого, посредством которого мы можем определить сущность, функцию и значение входящих в это целое частей и их отношение к этому целому.
Но так как своим человеческим разумом, а точнее сказать, обыденным сознанием мы не схватываем всю полноту мироздания, такое понимание является постоянным цикличным процессом движения от некоторого доступного для нашего восприятия целого к части и от части к целому.
Кому-то это может показаться абстрактной философией, но на деле у каждого человека есть свой предельный контекст миропонимания – то, во что он верит и чем живёт. Именно то, как мы определяем для себя Мир, в конечном итоге, влияет на то, как мы мыслим, чувствуем и действуем в нём.
Поэтому первое, что мы должны сделать для того, чтобы начать двигаться по пути настоящего самопознания это увидеть те рамки и границы, которые сейчас, определяют наше виденье себя и мира. И для этого, нужно с самого начала правильно подойти к этому процессу, верно выбрав исходные позиции (основы).
Вот почему первый шаг на пути к личностной «метаморфозе» мы начинаем с самонаблюдения, именно оно даёт нам реальную точку опоры для самопознания.
Самоанализ и целеполагание идут следом, если мы сразу начнём с них минуя самонаблюдение, то будем иметь дело не с действительностью, а с грёзами наяву.
Для подлинного понимания и изменений, нам нельзя опираться на иллюзии, которые ведут к самообману и последующему разочарованию, так как реальность рано или поздно разрушает их и, зачастую, вмести с ними человека, который за них держится.
Но несмотря на это, в действительности мало кто готов от них отказаться, потому как они дают человеку ощущение контроля над своей жизнью. В мире своих грёз мы всемогущи, там мы можем наделить себя любыми воображаемыми качествами и достоинствами, можем быть правильными и хорошими в своих глаз, чтобы мы не делали в реальности, а всё плохое списывать на случайность и несправедливость мироустройства; можем верить в то, что реальность управляется нашими мыслями и считать себя уникальными созданиями обладающими свободой волей, осознанностью и т. п.
Вы можете подумать, что это всё, конечно же, не про вас, вы же себя знаете, но если так, то вам нечего бояться: истинна устоит, а иллюзии падут.
Но весь вопрос в том, готовы ли вы к этому? Зачем вам знать правду? Может быть у вас и так всё хорошо? Вы готовы взять на себя ответственность за то, что вся или большая часть вашей жизни может обессмыслиться? Здесь каждый решает сам… Буду с вами откровенен, нет никаких гарантий того, что ступив на путь самопознания вы будите жить лучше чем сегодня, в смысле: приятней, проще и комфортней. Скорее всего наоборот, жить станет сложнее, больнее и труднее (по крайней мере на некоторое время).
Также стоит упомянуть о том, что ступив на этот путь, вы не сможете вернуться к тому блаженному незнанию, которое у вас было до этого – так как не сможете забыть, то что узнаете о себе и мире.
Поэтому если вы ищите очередную «таблетку» от боли или волшебный рецепт для более «приятных снов» – лучше пройти мимо, правда о себе зачастую не так прекрасна как наши «сны» и это вас может сильно огорчить…
Но если вы всё же решитесь идти дальше, не говорите, что вас не предупреждали. Поверьте, вам будет больно, тяжело и страшно – это всё что я могу вам гарантировать со свой стороны. А вот того, что вы изменитесь и ваша жизнь станет лучше – нет.
Я прекрасно понимаю, что такими заявлениями многих лишь оттолкну, но зато так буду честен с вами, ведь тот путь о котором я говорю начинается с потерь, а не приобретений. Но мы же хотим «всего и сразу» – быстро, комфортно и без потерь. Именно поэтому нам так нравятся «сказки на ночь», с ними проще крепче «спать» и видеть «чудесные сны».
Да, рассказывать их во всех отношениях выгоднее, если для тебя главным по жизни являться принцип – «жить лучше любой ценной», но для себя я осознал, что правильным будет иной принцип – «быть лучше любой ценной». И это не про садомазохизм и аскетизм, просто если мы начинаем с других оснований, лучшая жизнь становятся недосягаемой. Это то основание, тот идеал к которому стоит стремиться. Мир ждет новых людей, которые выйдут из парадигмы потребления считающей правильным только то, что приносит нам сиюминутное удовольствие. Ведь пока мы будем считать главным критерием правильного удовольствие получаемое нами, мы будем оставаться в том же состояние что и сейчас: в положение дрессированных животных, вся активность которых сводиться к тому, чтобы идти за «морковкой», то что называют позитивной мотивацией или идти от «ударов кнута» – то, что именуют негативной мотивацией.
Но чтобы мы не выбрали, в том и другом случае нас «нет», есть лишь набор внешних стимулов и реакций на них. Для того чтобы быть по настоящему нужна Воля, а пока её нет, можно сказать, что мы еще не были рождены как индивидуальности (осознанные личности). До этого момента наше рождение имеет исключительно биологическую природу и не более того.
Ещё прошу не делать поспешных выводов о том, что это не относиться к вам. Когда вы начнёте себя наблюдать вы сможете реально увидеть, что к вам относиться, а что к вам не имеет отношения, что у вас есть (качества, способности и т.п.), а чего нет, что вы можете и чего не можете…
И так же призываю вас не обольщаться сугубо интеллектуальным пониманием написанных мною слов. Пока вы не приложите знание, о котором я буду говорить к своей жизни, прошу вас, не делайте о нём каких-либо преждевременных выводов.
Сначала ваш опыт, а уже потом его осмысление, только такая последовательность действий является верной. А то бывает так, что человеку кажется, что он что-то понимает и знает, а на самом деле, просто перебирает готовые стереотипы, чужие мнения и непроверенные факты обо всём на свете.
Помимо этого, начиная с самонаблюдения мы получаем тот опыт, который будет мотивировать нас к реальным действиям, пока человек думает о том, что всё и так хорошо, что у него есть свобода воли, осознанность, он управляет собой и у него всё под контролем и т.п., он не будет ничего делать, а вот когда он убеждается в обратном, в том, что у него нет всего вышеперечисленного, тогда то и появляется подлинное желание к изменениям…
Для эффективного самонаблюдения в первую очередь нужно научиться различать моменты отождествления и разотождествления в своём восприятии, и в этом нам поможет комплекс психофизических упражнений разработанный Бахтияровым Олегом Георгиевичом.
В рамках этого подхода выделяется два базовых режима работы внимания: концентрация и деконцентрация внимания.
Концентрация – это всем знакомый в обыденной жизни режим работы внимания, суть которого в выделении своим вниманием какой-либо формы из всего перцептивного поля, иными словами, когда есть объект выделенный из фона в той или иной модальности (визуальной, аудиальной, кинестетической, смысловой).
Концентрация может быть как произвольной, когда мы сознательно фиксируем своё внимание на чем бы то не было, так и непроизвольной, когда в среде нас привлекает какой-то внешний стимул.
Несмотря на то, что концентрация это основной режим работы нашего внимания нельзя утверждать, что люди владеют им в достаточной степени, неподготовленный человек способен произвольно концентрировать на чем-бы то ни было очень не продолжительное время, если речь идёт о статичном наблюдение, это 5—15 секунд непрерывной фиксации внимания на объекте (не путайте с простым смотрением), далее возникают непроизвольные прыжки внимания, на физиологическом уровне проявляющиеся в саккадах (быстрых неконтролируемых микродвижениях глаз).
Деконцентрация – это равномерное распределение внимания по всему перцептивному полю, то есть, когда устраняется какое-либо выделение форм из фона, таким образом сам фон становиться одним единым объектом.
Все ниже описанные опыты не следует проводить в те моменты, когда вы можете представлять угрозу для других людей: вождение любых транспортных средств, опасное производство и т. п.
Помимо этого, психотехническая работа требует осторожности и соблюдения ряда правил, которые позволят вам избежать неприятных эксцессов.
Если в ходе работы и по её завершению вы начнете замечать измененные состояния сознания, например, повышенный психофизический тонус, который подталкивает вас к не свойственному вам ранее поведению, то от таких действий лучше отказаться и на время прекратить практики пока ваше состояние не стабилизируется.
Всю симптоматику здесь описать не представляется возможным, да и чаще всего она носит индивидуальный характер, поэтому в тех случаях когда чувствуйте, что начинаете терять контроль над собой – делайте перерыв в занятиях, до полной стабилизации своего состояния.
А лучше всего по всем возникающим эксцессам сразу же давайте обратную связь: metamorfozum11@gmail.com, тогда общими усилиями мы сможем гораздо быстрее с ними совладать. Это важно ещё и тем, что такой обратной связью вы можете помочь другим участникам сообщества со схожей проблематикой.
1. Гипертонус – состояние повышенной психофизической активности, человек чувствует, что может сделать то, что ранее считал для себя невозможным и/или недопустимым.
Опасность этого состояния в том, что человек может, например, высказать в лицо все свои обиды начальнику, вплоть до физической агрессии, а потом могут быть те последствия, о которых, вернувшись в привычное состояние, он может сильно пожалеть.
Помимо этого может наблюдаться бессонница и приступы лихорадочной активности.
Также находясь в таком состоянии, человеку часто хочется что-то изменить в своей жизни и здесь очень важно не опираться на данное состояние в принятие каких-либо жизненно важных решений. Прежде всего сохраняйте трезвость и опирайтесь на разум, а не на сиюминутные порывы.
2. Прорывы подавленных содержаний сознания. Так как данная работа активизирует психику и повышает базовый уровень осознанности, могут быть осознаны те вещи, к которым человек просто не готов, например, разного рода травматические переживания, которые были вытеснены в бессознательное./ запрещенный приём начало
3. Потеря «точки опоры» или сдвиг мировоззренческой парадигмы. Когда вы начинает работать со своей психикой многие привычные формы сознания, которые давали вам чувство уверенности в себе и мире утрачивают свою незыблемость, в этой связи возникает страх потери рассудка, при встречи с пугающей неизвестностью.
1. Контроль над состоянием во время практики, у каждого своя мера, если вы чувствуйте, что теряете контроль над собой, то значит нужно остановиться.
2. Физические нагрузки – это самое простое решение для снятия избыточного психофизического тонуса.
3. Социальные контакты с другими людьми и эмоциональное общение – очень хорошо «заземляют».
4. Отказ от алкоголя и любых других препаратов изменяющих ваше сознание.
После каждого упражнение делайте самоотчёт по тому, что вам удалось или не удалось сделать, как изменилось ваше состояние после практики и всё прочие, что вам покажется важным. Это позволит вам лучше осознавать свой прогресс и видеть слабые места. Форма отчёта: дата, упражнение, результат, состояние до практики, состояние после практики, оценка от 1 до 5 (файл для скачивания).
Для этого упражнения воспользуйтесь следующим изображением.
Можно использовать его на мониторе или распечатать и повесить на стену перед собой на расстоянии чёткого виденья.
Далее зафиксируйте свой взгляд на одном из кружков, сделайте концентрацию на нем максимально устойчивой, после этого, не переводя фокус зрения, направьте своё внимание на противоположный кружок. Удерживайте эту позицию в течении 5 минут. Затем переведите взгляд на другой кружок, но вниманием продолжайте удерживать этот кружок, также в течение 5 минут.
Результатом выполнения этого упражнения должен стать опыт управления своим вниманием отдельно от направленности взгляда.
Для того чтобы перейти в режим визуальной дКВ, вам нужно будет выполнить следующую последовательность действий:
1. Сконцентрируйте свой взгляд на любом предмете перед собой.
2. Не отрывая взгляда от выбранного предмета сместите внимание в правый угол зрения, удерживайте его там в течение 30 секунд.
3. Не переводя взор и удерживая внимание в правом углу зрения, добавьте точку внимания в левом углу поля зрения. Одновременно удерживайте во внимание две позиции в течение 2—3 минут.
4. Затем добавьте точку вверху и внизу поля зрения, таким образом внимание одновременно фиксирует 4 позиции. Удерживайте их в течение 2—3 минут.
5. Теперь равномерно распределите своё внимание по всей периферии поля зрения, создав что-то вроде кольца внимания. Удерживайте его в течение 2—3 минут.
6. Начните распределять внимание от всей периферии к центру, в этом момент будьте предельно внимательны к тому, чтобы внимание не выделяло какой-либо объект как преимущественный, если внимание соскочило на объект, то вернитесь к предыдущему пункту и повторите попытку. Если у вас получилось распределить внимание по всему полю зрения, то удерживайте визуальную дКВ в течении 10—15 минут.
7. Для проверку правильности исполнения техники визуальной дКВ, можете использовать следующий приём: начните медленно поворачивать головой влево и вправо, если при этом глаза не «цепляется» за отдельные предметы, и сохраняют фиксированное положение относительно головы, то есть как-бы удерживают всё время одну линию взгляда, а внимание при этом распределено по всему визуальному полю, то вы всё делайте правильно.
1. Примите удобную позу и закройте глаза.
2. Направьте своё внимание на поток ощущений с поверхности кожи, далее равномерно распределите своё внимание по всей внешней поверхности тела, охватив тело целиком удерживайте своё внимание в течение 2—3 минут.
3. Начните расширять своё внимание от поверхности тела во внутрь, сначала можете пройтись по отдельным частям тела: голова, руки, туловище, ноги, – а потом также равномерно распределите своё внимание по всем внутренним ощущениям, ощутив тело изнутри целиком. При этом важно не опираться на зрительные образы тела, например, если концентрируйтесь на руке, то не представляйте её образ, внимайте только ощущения. И не забывайте, когда вы переходите к внутренним ощущениям сохраняйте внешние как описано в пункте 2.
4. Выйдите на переживание соматического фона, это базовое ощущение своей телесности, которое одинаково для всего тела, здесь вам нужно как бы абстрагироваться от визуально-имагативной схемы своего тела и выделить своим внимание только ощущение своей телесности. Оставайтесь в этом состоянии 10—15 минут.
1. Примите удобную позу и закройте глаза.
2. Направьте своё внимание на поток слуховых ощущений, обычно центром их локализации становиться точка между ушей. Вслушивайтесь в звуки в течение 2—3 минут.
3. Обратите внимание на самый громкий и самый тихий звук, равномерно распределите внимание между всем звуковым фоном.
4. Оставайтесь в этом состоянии 10—15 минут.
1. Сформируйте визуальную дКВ. Удерживайте её в течение 3—5 минут.
2. Затем сохраняя визуальную дКВ, распространите своё внимание на объем, который отделяет вас от предметного мира. Для этого можете использовать вспомогательный приём: сформировав визуальную дКВ, попробуйте начать смещать её вперед, отмечая в этот момент как предметы находящиеся перед вами охватываются вашим вниманием целиком, дойдите до предела и вернитесь обратно удерживая полученное чувство объёма к визуальной дКВ, после чего начните движение назад, при этом важно не опираться на зрительные образы того, что находиться позади вас – старайтесь не представлять, а переживать объём.
3. Удерживайте равномерно распределённое внимание по пространству в течение 10—15 минут.
Делайте выше приведенный упражнения каждый день 2—3 раза, на протяжении минимум 1 недели. И только после этого переходите к следующему упражнению.
1. Сформируйте объёмную дКВ.
2. Перейдите к соматической дКВ.
3. Перейдите к аудиальной дКВ.
4. Повторите пункты 1—3 два-три раза.
5. Сохраняя состояние удержания объёмной дКВ, добавьте к нему соматическую дКВ, добейтесь равномерного распределения внимания между ними, то есть внимание не должно переходить от одной модальности к другой.
6. Сохраняя состояние удержания объёмной и соматической дКВ, добавьте к нему аудиальную дКВ, добейтесь равномерного распределения внимания между ними.
7. Удерживайте тотальную дКВ 10—15 минут.
1. Примите удобную позу и закройте глаза.
2. Направьте своё внимание на движение по числовому ряду, проговаривая про себя: 1, 2, 3 и т. д.
3. Сместите внимание с проговаривания на то, что предшествует возникновению числа, это тот момент чистого знания, когда вы знаете каким будет следующее число, но при этом это знание ещё не проявлено в какой-либо форме вашего сознания. То есть когда у вас ещё не возник образ этого числа в воображение и вы не «развернули» его через речевую форму. Наблюдайте за равёртыванием чистых смыслов числового ряда в конкретные содержания сознания в течение 10—15 минут.
4. После этого попытайтесь «удерживать», состояние смысловых переживаний, как можно дольше. То есть актуализировав смысл числа, остановите переход к следующему числу, полностью сконцентрировавшись на текущем смысловом переживание. При отвлечение внимания на какой-то внешний или внутренний стимул, продолжите счёт повторяя всё то, что написано в 4 пункте. Время выполнения 10—15 минут.
Делайте тотальную дКВ и смысловую актуализацию 1—2 раза в день, на протяжении минимум 1 недели. И только после этого переходите к с этапу самонаблюдения.
Идеальной ситуацией для первого опыта самонаблюдения будет неделя полностью свободная от любых обязательств и контактов с внешним миром.
Можно конечно пытаться наблюдать себя и в обычной жизни, но скорее всего у вас не получиться в должной степени растождествиться с наблюдаемым, и войти в нужную позицию восприятия.
Но я прекрасно понимаю, что далеко не все могут позволить себе такую «роскошь», как неделя наедине с собой, поэтому если не можете выделить неделю, постарайтесь выделить день, не может день, хотя бы пару часов.
Хотя, стоит сказать, что в плане результативности непрерывное наблюдение в течение недели даст вам гораздо больше, чем в совокупности несколько месяцев разрозненных наблюдений, так как для вхождения в ту позицию, о которой я говорю, нужна определенная интенсивность, а когда вы делайте что-то один день, потом перерыв, затем снова попытка, вы этой интенсивности не достигаете. Это как с зажиганием спички, если вы легонько проведете её по коробку она не загорится, для этого нужно приложить больше усилий за определённое время.
Цель: увидеть и осознать себя как есть. Своё текущие положение, способности, ограничения и т. п.
Задача: максимально полно и непрерывно осознавать весь поток впечатлений без вторичной интерпретации.
Пояснение: вспомните конфигурацию своего внимания при тотальной деконцентрации внимания. Именно из этой позиции целостного восприятия внешнего и внутреннего, попробуйте осознавать себя во всём, что вы делайте в моменте. Даже такие простые действия как открытие двери, прикосновение к предметам и т. д.
Будьте на острие своего восприятия в моменте сейчас, оставив мысли о прошлом и будущим, охватывайте своим вниманием всё внутреннее и внешнее пространство, осознавая цель каждого действия, и не позволяя вниманию «схлопываться» на чём бы то ни было.
Да, это тяжело, но только так вы сможете увидеть те вещи, которые обычно с вами случаются на автомате.
Каждый раз, когда ваше внимание будет уходить в мысли о прошлом или будущем, вспоминайте себя и возвращаетесь в настоящие, сколько бы раз вы не отвлекались и не утрачивали осознание, возвращаетесь к наблюдения того, что происходит с вами и вокруг вас.
Здесь важно не обвинять себя за отвлечения, просто продолжаете наблюдать наблюдаемое столько сколько можете, при этом не перенапрягайтесь, но и не жалейте себя, действуйте с полной самоотдачей. Старайтесь каждое действие сделать максимально безупречно, отдавая всего себя, всё своё внимание тому, что вы делайте – станьте действием, отбросив всё лишнее, то что не имеет отношение к текущему моменту.
При этом не пытайтесь контролировать привычный самотёк мыслей, действий и чувств, просто наблюдайте за собой не вмешиваясь в процесс, наблюдайте за тем как они возникают, как вы теряете осознанность и отождествляетесь с ними, наблюдайте как к вам приходят различные стимулы, и как вы реагируйте на них.
Сам по себе процесс наблюдение не связан с каким-либо усилием – это просто чистая восприимчивость и открытость тому что есть. Поэтому различайте, если вы делайте усилие для осознания себя, то вы не наблюдаете себя, а контролируйте и это не одно и тоже. Но если вы это осознали, не пытайтесь отбросить самоконтроль, так как так вы продолжите делать усилие, пытаться одной частью себя контролировать другую, просто наблюдайте за своими усилиями, и тем как вы пытаетесь контролировать себя. Таким образом, не важно, что будет объектом вашего наблюдения – просто и спокойно продолжайте наблюдать за всем, что происходит вне и внутри вас.
Цель: научится входить в позицию «первичного» восприятия.
Задача: осознавать поток изменений во всех модальностях.
Пояснение: если в первом опыте самонаблюдения фокус нашего внимания был сосредоточен по большей части на конкретных впечатлениях потока сенсорной информации, то во втором опыте вам предлагается сфокусироваться на самом потоке. Иными словами, нужно будет удерживать внимание на самом процессе изменений, а не на том, что изменяется, конечно же одно не существует без другого, но при этом мы можем сделать акцент именно на процессе. На том, что меняется в вас от момента к моменту, эти изменения могут происходить на уровне ощущений, например, вы можете заметить как вам становиться холоднее или теплее; на уровне мышечного тонуса – переходы из напряжения в расслабление и наоборот; на уровне мышления, вы можете наблюдать как за одной мыслью следует другая, как они уходят в непроявленное и появляются из него; на уровне эмоций, как меняется ваше эмоциональное состояние во времени и т. д.
При этом, как уже было сказано, вы должны абстрагироваться от конкретных форм чувственного опыта и направить своё внимание на сам поток изменений. Помимо этого нужно не подменять восприятие потока какими-либо представлениями, у вас не должно быть задействовано воображение, это тонкий момент, но он очень важен, вы не представляете поток, а проживаете его.
Для того чтобы проживать не обязательно себе это представлять, это как с чувствами, они есть на уровне ощущений, но при этом они не имеют опорного образа в нашем сознании. То есть переживая их мы не представляем себе сами переживания. Например, испытывая радость мы не представляем себе это в образе, да у нас могут быть какие-то ассоциативные мысли связанные с какой-либо ситуацией, но это другое, само по себе ощущение радости без образно.
Поэтому когда мы стремимся удерживать своё внимание на самом процессе изменений, как на непрерывном потоке сенсорных впечатлений, нашей точкой опоры становится само движение этих впечатлений, а не они сами.
Можно сказать, что в данном опыте наша главная задача быть на «острие» своего восприятия, в постоянном контакте с реальностью, не давая своим переживаниям никаких определений, просто проживая всё как есть…
Конечно, это потребует от вас определённых усилий, ведь мы настолько привыкли жить в своей «голове» и видеть мир через призму своих интерпретаций, что утратили способность к непосредственному (первичному) восприятию. И когда у нас возникает возможность выйти за пределы своей рациональности, мы чувствуем себя уязвимыми перед пугающий неизвестностью этого мира. Так как боимся того, что она нас поглотит и мы потеряем в ней себя, утратив контроль над происходящим. Поэтому от вас потребуется определённая смелость, чтобы суметь сделать шаг навстречу неизведанному.
Стоит сказать, что будучи детьми мы этого совершенно не боялись, поскольку контактировали с миром открыто, потому что ощущали себя его частью. Вот почему мир ребенка, это мир игры и тайны, в котором всё возможно, ведь у него ещё нет тех шор на восприятие, что есть у взрослых.
«Взрослея» же человек стремится отгородиться от этой неизвестности, так как понимает, что не может её контролировать, а эго требует контроля, поэтому оно пытается с помощью понятий и суждений создать вокруг себя своего рода защитный барьер – пространство предсказуемости, где всё предопределено.
Вот так люди и замуровывают себя в своих представлениях и объяснениях, после чего удивляются тому, что их жизнь утратила былые краски, вот в детстве то, говорят они, небо было выше, трава зеленее, да и в целом как-то интересней жилось. А всё потому, что они сами отрезают себя от живого потока жизни, поэтому «взрослая» жизнь, так часто, становится синонимом обыденности, скуки и лени – всё это следствие того, что взрослые привыкают, образно говоря, «ходить у себя в голове по кругу», прокручивая каждый день одни и те же мысли, позволяющие им удерживать в неизменности свой образ мира и «я».
Дети же «двигаются» на уровне восприятия по «прямым линиям», их внимание каждый раз смещается в новую позицию, как при перемещение точки на линии, поэтому они каждый раз получают новые впечатления от взаимодействия с реальностью, что и обеспечивает их энергией для роста и развития на всех уровнях.
В свою очередь, стремление к «хождению по кругу» у себя в «голове» не возникает на пустом месте, по мере нашего «взросления», вследствие насилия связанного с неправильным воспитанием и разного рода компромиссам (в которых мы предаем себя) мы теряем «скорость», свой первичный импульс к саморазвитию из-за чего застреваем в «орбите» нашего эго и забываем, что есть нечто большее…
Вот почему так важно научится выходить за пределы всей этой предзаданности. При этом речь идёт не о том, что мы должны отказаться от своего ума и мышления, а о том, чтобы сбалансировать в своём проявление «элемент порядка» (рациональности) с «элементом хаос» (иррациональности), так как «порядок» без «элемента хаотичности» превращается в мертвую незыблемость – догму, в которой нет места новому, а если мы абсолютизируем «хаос», то теряем всякую «точку опоры», утрачиваем собственную «форму» и становимся набором бессвязных элементов.
С этой точки зрения, форма восприятия ребёнка тоже имеет свои слабые места, несмотря на то, что дети живут в контакте с потоком жизни, им недостает структурированности и ответственности, да, они в «потоке», но при этом полностью зависят от его «течения». Иными словами, они не умеют «плавать» самостоятельно, а повзрослеть, в моём понимание, – это как раз таки научился «плавать». Так как, иногда, возникает необходимость плыть против «течения» этого потока, поскольку оно может вести нас совсем не туда куда нам нужно – к «водопаду» и если не изменить курс, можно просто разбиться.
Например, наше инстинктивное поведение, в сути своей, естественная часть нашей природы, но если вы полностью отдадитесь своим инстинктам, то сами можете подумать к чему это вас может привести… И после этого ответьте себе на вопрос: «Хотели бы бы вы жить в таком естественном мире, где людьми всецело владеют инстинкты?».
Поэтому речь не идёт о том, чтобы снова стать беспечными детьми, сознание ребёнка слишком «хаотично», у него нет чёткого вектора (цели) в жизни и «его» желания беспрерывно меняются в зависимости от ситуации.
Да, до какого-то момента это нормально, так как является необходимой стадией взросления. Но к определенному времени, вследствие развития нашей индивидуальности у нас появляются потребность в самоактуализации (самореализации), побуждающая нас к самоопределению, различению своего и чужого.
И те хаотичные природные тенденции, которые вели нас на по жизни до этого момента, становятся для нас препятствием и одновременно ресурсом развития. Препятствие в том смысле, что мешают нам целенаправленно реализовывать себя и ресурсом, так как создает сопротивление, взаимодействую с которым мы становимся сильнее.
Как для бабочки кокон из которого она должна выбраться, если ей помочь сделать это раньше времени, она не будет летать, так как именно в процессе усилий по разрыву кокона происходит укрепление и развитие тех мышц, которые отвечают за полёт.
В нашем же случае мы должны совершать усилия по развитию сознания, для того чтобы обрести свободную волю…
Цель: получить опыт переживания первичной активности чистого восприятия.
Задача: свернуть все содержания сознания до смыслообразующей активности.
Пояснение: на этот раз наша задача выйти на переживание смысло порождающей активности.
Это ещё более тонкая операция, в которой мы переходим от восприятия потока изменений, к причинам этого потока, его порождающей активности.
В своём повседневном сознании мы, как правило, не замечаем процессов происходящем на этом уровне, а видим лишь их последствия в виде различных содержаний сознания, эмоций, ощущений.
Иными словами, эта та активность, тот уровень, который предшествует нашим мыслям, чувствам и действия. Об этом трудно говорить, так как речь идёт об очень «тонких материях». Но каждый из нас может обратить своё внимание на ту область сознания из которой возникают все его содержания.
Например, вы о чём-то думайте, посмотрите на то откуда приходят эти мысли и куда они уходят, попытайтесь зафиксировать во внимание момент преддверия мысли, того «пространства» откуда развертываются и свёртываются все содержания нашего сознания. Постарайтесь как можно дольше удерживать эту позицию восприятия и со временем вы осознаете как внутренняя активность порождает ментально-чувственные формы для нашего сознания и многое другое о чём сейчас нет смысла говорить.
Для многих это будет неприятным откровением, так как они увидят, что к этому процессу, по большей части, не имеют никакого отношения. Говоря иначе увидят, что эта «активность» исходит не из нашей воли, а из воли «организма».
Цель: получить опыт «неоформленного» (чистого) восприятия.
Задача: научиться растождествляться с ранее усвоенными схемами восприятия.
Пояснение: всё что мы видим так или иначе обусловлено ранее усвоенными схемами восприятия. Например, когда то мы создали схему перспективы и теперь видим её, даже там где никакой перспективы нет, в качестве примера возьмём «куб Неккера».
Сконцентрируйте на нём своё внимание и постарайтесь увидеть его «истинную» форму (то что есть на самом деле) – плоское изображение, а не объёмный куб.
Это может стать для вас довольно трудной задачей, даже несмотря на то, что мы знаем о том, что перед нами плоскость, объём возникает и самоподдерживается помимо нашей воли сложившимся шаблоном восприятия.
И так со всем остальным, мы смотрим на мир и видим то, что привыкли видеть.
В этом смысле реальность похожа на «текст», а восприятие на навык «чтения». Так читая этот текст вы можете даже не осознавать того, как интерпретируйте воспринимаемые вами визуальные образы в конкретные смысловые единицы.
Но так было не всегда, мы тоже этому когда-то научились и теперь наше восприятие без специальной подготовки не способно видеть текст как самостоятельную сущность, как чистый не формализованный объект, свободный от всех интерпретаций.
Хотите узнать каково это? Тогда попробуйте смотря на текст посредством волевого усилия не разворачивать его в привычные вам знаковые формы, иными словами, добейтесь того, чтобы воспринимаемый текст перестал вами «пониматься на смысловом уровне».
Так смотря на слово постарайтесь увидеть не ассоциативный образ сознания привязанный к нему, а его уникальную форму в виде сочетаний линий и цвета. Отметьте, что у этой формы нет никакой интерпретации, это просто чистое первичное восприятие объекта как есть. После этого попробуйте таким способом читать текста, чтобы во время чтения у вас сохранялось состояние не понимания прочитанного, а только его первичное восприятие. Запомните это состояние и перенесите его на восприятие мира, поживите из него хотя бы день и вам откроется огромный пласт мира, который ранее вами не осознавался.
Только не становитесь им одержимым, иначе одну обусловленность вы смените на другую. Другими словами, не нужно отказываться от рационального (формализованного) мышления, оно тоже часть нашей целостности, учитесь видеть одновременно и первичные формы, и вторичные интерпретации – тогда вы удержите равновесие и сохраните внутреннюю свободу не впав в ту или иную крайность.
Об этом приходиться предупреждать, так как очень часто адепты восточного пути так очаровываются первичным восприятием, что совсем забывают о том, что для материальной жизни в материальном мире нам необходим ум – который нужно не отрицать, а развивать и учиться владеть им.
Хорошей иллюстрацией игнорирования целостности и ценности умственного развития является Индия, где несмотря на высокий уровень духовного развития, очень низкий уровень жизни (у Европы же другая крайность, высокий уровень жизни и низкий уровень духовности).
Если вам есть что сказать, то в свободной форме опишите ваш опыт самонаблюдения, с чем вы столкнулись, что получалось и не получалось, что мешало, а что помогало помнить себя в моменте и т. п.
Данные сведения помогут нам лучше понять специфические особенности данной работы и усовершенствовать саму психотехнологию. Ну и конечно же, такая обратная связь может быть полезна всем участникам. В заранее благодарим. Писать на metamorfozum11@gmail.com.