Среди множества законов процесса управления можно выделить основные:
• непрерывность;
• стадийность;
• согласованность.
Непрерывность процесса управления означает непрерывную последовательность выполнения, сменяемости и повторяемости одних и тех же видов работ (управленческий цикл).
Стадийность управления подразумевает формирование целей, определение альтернатив реализации целей и отбор наиболее эффективной организации исполнения решения, контроль за исполнением и оценка результатов.
Общность в процессе управления означает, что независимо от разнообразия объектов управления существует общность функций, приемов и методов управления, содержания управленческого цикла, процесса (технологии) выработки и принятия решений и т. д.
Согласованность управления – это установление и поддержание объективно требуемых количественных и качественных взаимосвязей между различными видами управленческого труда, последовательности его осуществления в пространстве и времени, взаимосвязи между целями и средствами их достижения.
Формирование и выбор целей выступают исходным пунктом управления. Цели определяют содержание основных функций управления, выбор методов и структуры управления, средства достижения целей функционирования системы.
Ограничение – это цель определенного вида: генеральный императив действий, описывающий будущее как нежелательное состояние и процесс, противоречащие главной цели.
Целенаправленность логически связана с перспективностью. С точки зрения эффективности управления, чем больше период перспективности, тем выше эффективность управления с позиций устойчивости и сохранения организационной системы.
Любая система в условиях неравновесного состояния стремится к оптимальному состоянию.
Обратная связь – это регулирующее и защитное средство организационной системы от «непредсказуемых» воздействий внешней и внутренней среды. Она позволяет обнаружить расхождение и отрегулировать поведение организационной системы в соответствии с заданной целью.
Любые модели поведения организационных систем не отражают их истинного состояния в настоящий момент времени. Менеджер должен вносить в модель изменения (дополнения) в соответствии с внешними и внутренними условиями. Исходная модель модифицируется, развивается, включая в себя все новые и новые факторы и условия.
Управление представляет собой непрерывный процесс сбора, обработки и хранения информации.
Информация – это ресурс и продукт управления. В теории информации и информационных систем заложены основы информативного управления.