На формирование модели менеджмента влияют религиозные, географические и политические факторы. В управленческой науке выделяется несколько базовых моделей менеджмента (азиатская, западная, американская, английская).
Модель менеджмента – это совокупность идей, лежащих в основе системы управления организации.
Основным фактором, повлиявшим на формирование азиатской модели менеджмента, стала буддистская философия. Мировосприятие на Востоке принципиально отличается от европейского, поэтому применение в странах Азии управления по западному образцу невозможно.
Характерные особенности азиатской модели менеджмента:
• внутрифирменные и межфирменные отношения, построенные на доверии и взаимопонимании руководителей компаний;
• сравнительно высокий уровень образования персонала;
• ориентация на доверие партнеров друг к другу;
• осознание совместного вклада в развитие организации.
В основе азиатского менеджмента лежат дружные отношения в коллективе.
Главное отличие азиатского от американского стиля менеджмента заключается в способе проведения переговоров: бизнесмены в процессе обсуждения затрагивают все вопросы, кроме основного, постепенно приближаясь к самой сути дела. Причина данной тактики – стремление вначале достичь доверительного контакта и только затем решать основные проблемы.
В Японии и Южной Корее фирмы обеспечивают сотрудникам доход, но также дают им возможность для саморазвития и самовыражения.
Основные особенности японского менеджмента:
• утренняя зарядка для сотрудников фирмы;
• проведение рабочего времени в форменной одежде;
• использование метода консенсуса на совещаниях руководителей, которые заканчиваются принятием решений;
• обязательное награждение за успехи в труде;
• функционирование «кружков качества», в которые входят рабочие, менеджеры и руководители компании;
• наличие общей столовой и для руководителей, и для рабочих;
• большое значение стажа работы сотрудника на фирме для назначения заработной платы и продвижения по службе;
• пожизненное принятие на работу;
• практика поставок точно в срок, дающая возможность избавиться от громоздких складских помещений и достичь высокого уровня дисциплины персонала фирмы;
• сведение перерывов в работе к минимуму;
• предоставление пенсионного пособия всем членам семьи рабочего после выхода его на пенсию.
В основе западной модели менеджмента лежат следующие принципиальные положения:
♦ индивидуальная ответственность;
♦ самоутверждение руководителей отдельных подразделений на предприятии.
Основные участники западной модели менеджмента – владельцы, акционеры, менеджеры, правительственные организации, биржи, консалтинговые фирмы.
Западная модель менеджмента характеризуется отсутствием у сотрудников чувства преданности своей работе; единоначалием руководителя в принятии решения; разграничением деловых и личных отношений.
В западном менеджменте выделяются американский, английский и немецкий менеджмент.
Американский менеджмент предполагает реализацию следующих базовых положений:
• менеджеры действуют прямолинейно;
• прибегают к приказу при согласовании решения на переговорах;
• не делают долгих отступлений, а сразу переходят к самой сути вопроса.
Английский менеджмент ориентируется:
• на издержки производства (стремление к их постоянному сокращению);
• разработку новых наукоемких изделий, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;
• гибкость в использовании технологических процессов.
Немецкий менеджмент характеризуется следующими особенностями:
• дальновидностью;
• высокой дисциплиной;
• длительным процессом внедрения новшеств, модернизации производства;
• осуществлением руководства компанией двумя структурами: правлением и наблюдательным советом.
Каждая модель менеджмента, используемая на предприятии, накладывает собственный отпечаток на процессы управления в организации: изменяются механизмы принятия управленческих решений, организационные структуры управления, приоритеты управления и планирования. Также модифицируются механизмы реализации всех функций и методов управления в организации. Выбор и применение конкретной модели менеджмента приводит к различному уровню экономической эффективности хозяйственной деятельности организации.