1. Понятие менеджмента

1

Понятие «менеджмент» (англ. management – управление) означает процесс управления организацией, планирования и контроля и используется практически во всех сферах деятельности организации. На практике руководитель организации для выполнения своих задач должен применять технические и финансовые средства, а также человеческий потенциал.

Руководитель должен осуществлять ключевые виды деятельности по управлению: планирование, выстраивание организационных связей, мотивацию и контроль, которые в целом и представляют собой менеджмент.

Менеджмент можно рассматривать с различных позиций: как самостоятельную отрасль знаний, которая с помощью управленческого искусства позволяет достигать успеха в экономике, социологии, психологии, праве и др.; как вид профессиональной деятельности, направленной на формирование и обеспечение целей организации путем рационального использования ее ресурсов.

Основная цель менеджмента – достижение и поддержание гармонии в развитии и функционировании организации.

2

Менеджмент имеет общие и специфические цели.

Общие цели менеджмента подразумевают развитие организации в целом и ориентированы на длительную перспективу.

Специфические цели менеджмента разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности организации.

Все цели менеджмента сводятся к выживанию организации и сохранению ею своего места на рынке в течение длительного времени.

3

Основные задачи менеджмента включают:

♦ эффективную организацию производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей;

♦ привлечение работников, имеющих высокую квалификацию;

♦ эффективное стимулирование сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и системы его оплаты;

♦ формирование необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

♦ формирование стратегии развития организации и ее реализацию;

♦ организацию контроля за эффективностью деятельности организации.

4

Субъекты и объекты менеджмента в совокупности представляют собой систему управления организации.

Субъект менеджмента – это человек или группа людей, создающих управленческие воздействия в рамках организации и в целях реализации ее целей и задач.

Объект менеджмента – все то, на что ориентированы управленческие воздействия субъекта менеджмента.

Объектами менеджмента могут выступать персонал организации, ее конкуренты, финансы организации, производство, сбыт, поставщики ресурсов, информация и т. д.

5

В основе системы управления организацией лежат базовые принципы менеджмента. В их состав входят:

• сочетание научности и творчества, специализации и универсальности;

• целенаправленность;

• последовательность;

• непрерывность;

• взаимодействие централизованного руководства и самоуправления;

• концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников;

• обеспечение целостности прав и ответственности на каждом уровне работы;

• состязательность участников управления;

• предельно широкое привлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений.

Загрузка...