Определим, что такое таможенная стоимость доступным языком;
Узнаем, как заявить таможенную стоимость (ТС);
Поймем, кто контролирует ТС и зачем;
Усвоим, кто и почему корректирует ТС;
Узнаем, как категорируются участники ВЭД с целью корректировки ТС;
Определим признаки, указывающие на возможность корректировки ТС;
Усвоим пользу и вред резервного метода определения ТС.
Результат: Вы укрепите свои знания о таможенной стоимости, научитесь на первом этапе определять вероятность корректировки ТС.
Анализ структуры федерального бюджета Российской Федерации подчеркивает, что более 40% доходов составляют таможенные сборы. В случае уменьшения поступлений от акцизов и пошлин на природные ресурсы, стране придется полагаться на импорт. На первый взгляд, при текущем уровне курса доллара, импорт может показаться невыгодным. Однако, несмотря на понятие "импортозамещение", Россия до сих пор не сумела добиться существенного снижения зависимости от импорта, особенно в высокотехнологичных секторах. Следовательно, страна все еще остается зависимой от доходов от нефти, что сказывается на курсе доллара.
Из всего объема бюджета около 40% приходится на таможенные платежи, это и экспорт, и импорт.
Суть вопроса заключается в поиске источников финансирования бюджета и ответ сводится к тому, что основным источником финансирования будут выступать таможенные сборы, взимаемые с импортеров. Несмотря на возможное снижение общего объема импорта, таможенные органы будут стремиться обеспечивать выполнение плановых норм по сбору налогов и пошлин. Это необходимо для обеспечения финансовой устойчивости государства.
Понятие таможенной стоимости не может быть сведено к одному определению, так как существует шесть различных методов ее расчета. Однако, в целом, таможенная стоимость представляет собой основу для определения таможенных пошлин, налогов и сборов.
Таможенная стоимость – это база для начисления таможенных сборов, пошлин и налогов.
В контексте расчета обеспечения уплаты таможенных платежей и корректировки таможенной стоимости, наибольшее значение приобретает статистическая стоимость. Именно она играет ключевую роль в определении профиля риска, связанного с товарами.
Необходимость обсуждения методов определения таможенной стоимости обусловлена ростом объема запросов и анализом данных за период с 2013 по 2022 годы. Запросы таможен стали более обширными, и они идут как раз в соответствии с методами определения таможенной стоимости по порядку от первого к шестому. Таким образом, таможня стала тщательнее готовиться к обоснованию выбора шестого – резервного метода, и корректировать стоимость на ту сумму, которая была представлена импортеру в расчете обеспечения по товарам.
Поэтому обсуждение методов определения таможенной стоимости становится актуальным, чтобы адекватно реагировать на возможные проблемы и управлять таможенными рисками.
Существует 6 методов определения таможенной стоимости:
•
Метод 1
: по стоимости сделки с ввозимыми товарами
•
Метод 2:
по стоимости сделки с ИДЕНТИЧНЫМИ товарами
•
Метод 3:
по стоимости сделки с ОДНОРОДНЫМИ товарами
•
Метод 4:
метод вычитания
•
Метод 5:
метод сложения
•
Метод 6:
резервный метод
Чаще всего компании хотят использовать метод №1 по стоимости сделки с ввозимыми товарами, но это не всегда получается. Все просто, то, что импортер оплатил или собирается оплатить за товар, включая расходы до границы РФ.
ПРИМЕР 1: ЦЕНА FOB $50000+ФРАХТ $800+СТРАХОВКА $100
Цена товара на условиях FOB $50000 (при этом цена включает уже упаковку, загрузку в контейнер, погрузку на судно, оформление экспорта, поэтому в обязательном порядке этот пункт должен быть прописан в контракте иначе стоимость доказать будет сложно, но об этом будет подробное обсуждение в Главе 5. Далее прибавляем фрахт $800, страховку $100. Итого таможенная стоимость будет равна $50900.
ПРИМЕР 2: ЦЕНА CIF $50000+БУНКЕРНЫЕ И ТОПЛИВНЫЕ НАДБАВКИ
При рассмотрении цены товара CIF в размере $50000, необходимо учитывать дополнительные компоненты, такие как бункерные и топливные надбавки. Стоит обратить особое внимание на тот факт, что эти надбавки могут возникнуть при доставке груза до границы Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Эта особенность создает значительные трудности при доказательстве таможенной стоимости товаров, поскольку данные надбавки могут применяться в период транспортировки судном к месту назначения.
Поэтому крайне важно обращаться к экспедитору, ответственному за прием груза в порту, и уточнять наличие топливных и бункерных надбавок. В случае их наличия, они обязательно должны быть включены в таможенную стоимость товара. В противном случае, если будет выявлено, что эти надбавки не были учтены, это может повлечь за собой серьезные последствия с точки зрения таможенной практики, и юридическая защита может оказаться бесполезной.
ПРИМЕР 3: ЦЕНА DAP $50000-ТРАНСПОРТ ПОСЛЕ ГРАНИЦЫ
Цена товара DAP $50000, в данном случае необходимо от стоимости товара отнять транспорт после границы. Многие таможенные представители почему-то не отнимают от цены DAP с пунктом назначения на территории России далеко от границы стоимость транспортировки товара по территории РФ, потому что возникает сложность с подтверждением расходов. Как подтвердить эти расходы? Необходимо запросить у поставщика пояснение или его документы по оплате транспорта и рассчитать стоимость исходя из расстояния.
Для применения метода №1 необходимо соблюсти несколько условий:
ПРАВА ПОКУПАТЕЛЯ НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОГРАНИЧЕНЫ
ЦЕНА ТОВАРА НЕ ЗАВИСИТ ОТ КАКИХ-ЛИБО УСЛОВИЙ
ПОКУПАТЕЛЬ И ПРОДАВЕЦ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВЗАИМОСВЯЗАННЫМИ
ЛИЦАМИ
НИКАКАЯ ЧАСТЬ ДОХОДА НЕ ПРИЧИТАЕТСЯ ПРОДАВЦУ
Первое существенное условие заключается в том, что права покупателя на использование и распоряжение товаром не должны быть ограничены. Этот аспект должен быть учтен при составлении международного внешнеторгового контракта. Второе, продажа товаров и их цена не зависят от каких-либо дополнительных условий. Например, ситуация, в которой продавец предлагает товар при условии, что покупатель должен предоставить другой товар в обмен (бартер), есть еще несколько примеров, которые встречаются в мировой практике международной торговли, но они редки, так что не будем заострять на них внимание.
Третье условие заключается в том, что никакая часть дохода не начисляется продавцу. Хотя такая ситуация может возникать в агентских соглашениях между продавцом и покупателем, она является нечастым случаем. Более того, при грамотной организации сделки возможно применение первого метода определения таможенной стоимости.
Четвертое условие заключается в том, что покупатель и продавец не должны иметь взаимосвязанных отношений.
Также в соответствии со статьей 40 Таможенного кодекса, в общую стоимость товаров включаются все дополнительные платежи, такие как роялти, лицензионные платежи, инжиниринг и разработки, и т. д. При наличии таких дополнительных платежей их следует учитывать в процессе определения таможенной стоимости товаров.
Далее идет Метод 2 по стоимости сделки с ИДЕНТИЧНЫМИ товарами, именно поэтому в запросе таможен всегда присутствует колоссальное количество документов по идентичным товарам.
Что же такое идентичные товары?
Идентичные товары – товары, одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации, но они могут отличаться по внешнему виду.
Пример:
На таможенную территорию ЕАЭС ввозятся 2 автомобиля, одинаковые во всех отношениях (одной марки, одинаковой комплектации и т.д.), но отличающиеся по цвету, что считается расхождением в отношении внешнего вида.
В случае если указанное расхождение в цвете не повлияло на цену товара, такое расхождение может быть отнесено к незначительным и автомобили признаются идентичными. Однако если при покраске одного из рассматриваемых автомобилей были использованы уникальные цвета, аэрография, арт-тонирование и т.п., что оказало заметное влияние на его цену, такие автомобили не могут быть признаны идентичными.
Что такое однородные товары?
Однородные товары – товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеют сходные характеристики и компоненты, произведены из таких же материалов, выполняют те же функции, что и оцениваемые (ввозимые) товары, и являются коммерчески взаимозаменяемыми.
Пример:
На таможенную территорию ЕАЭС ввозятся резиновые покрышки, одинаковые по типу (зимние шипованные), размеру, индексу скорости, индексу нагрузки, изготовленные 2 разными производителями, находящимися в Китае. При этом каждый производитель имеет свой товарный знак. Однако покрышки, произведенные этими производителями, изготовлены по одному стандарту, имеют одинаковое качество, пользуются одинаковой репутацией на рынке.
В связи с тем, что данные резиновые покрышки произведены под разными товарными знаками, они не являются одинаковыми во всех отношениях и не могут рассматриваться как идентичные. Вместе с тем они имеют одинаковые характеристики и репутацию на рынке, что дает им возможность выполнять одни и те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми. Таким образом, с учетом того, что резиновые покрышки изготовлены по одному стандарту, из одинаковых материалов, имеют одинаковую репутацию на рынке и являются коммерчески взаимозаменяемыми, они могут быть признаны однородными.
Внимание! Если такая же по качеству резиновая покрышка ввезена из Японии, то она не может рассматриваться как однородная.
Китай «АВС»
Китай «CDE»
Япония «XYZ»
Условия, при которых можно использовать метод 2 и 3 – это 90 дней до ввоза, полная идентичность по количеству товаров и на том же коммерческом уровне (имеется в виду объем контракта) и страна ПРОИЗВОДСТВА товара.
К сожалению, таких поставок в реальной практике не так много, поэтому данный метод определения таможенной стоимости используется крайне редко.
Необходимо взять цену реализации товаров, например, купленных импортером ранее, или таких же товаров купленных на внутреннем рынке и реализованными. От этой цены отнимается вознаграждение посреднику, надбавка к цене для получения прибыли и покрытия общих расходов, расходы на транспортировку, таможенные пошлины и сборы.
Цена идентичных или однородных товаров на внутреннем рынке
Вознаграждение посреднику
Надбавка для получения прибыли
Транспортные расходы по территории союза
Таможенные пошлины и сборы
МИНУС
МИНУС
МИНУС
МИНУС
При применении метода сложения складываются расходы на производство товара, приобретение материалов и другие операции, связанные с производством, суммы прибыли и общих расходов, которые приняты в стране производства товара, транспортные расходы до границы, страхование, вознаграждения экспедиторам.
Расходы на производство товара в стране производства
Вознаграждение посреднику
Надбавка для получения прибыли
Транспортные расходы и страховка до территории союза
ПЛЮС
ПЛЮС
ПЛЮС
К сожалению, в реальных условиях экономики эту информацию собрать и представить таможенным органам практически невозможно. Более того эта информация должна быть подтверждена производителем и предоставлена с общепринятыми принципами бухгалтерского учета в стране, где произведены товары. То есть поставщик должен предоставить всю информацию, где и как он закупает материалы, сколько платит рабочим за производство, сколько уходит денег на коммерческие расходы и так далее. Вероятнее всего, при обычном ведении торговли с невзаимосвязанными лицами, собрать эту информацию на территории страны-производителя не удастся.
И, конечно же, любимый метод таможенных органов – резервный метод.
Приведем дословно порядок использования этого метода из Таможенного кодекса:
«В случае если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена по первым 5 методам, то она должна определяться на основе сведений, имеющихся на таможенной территории Союза.»
В дополнение: методы определения являются теми же, однако «допускается гибкость», а именно инспектор может сравнивать с другой страной производства, также товар может быть ввезен ранее, чем 90 дней и по нему будут проводить сравнение.
Метод 6 далее будет рассмотрен подробнее. Задача данного пособия, научить импортера предотвратить его использование таможенными органами.
Декларация таможенной стоимости (ДТС) заполняется на основании решения Коллегии ЕЭК от 16.10.2018 №160. Для этого существует лист декларации ДТС-1.
Если вы являетесь специалистом по таможенному оформлению, то 100% знаете, как она заполняется, если же вы не заполняете ДТС, то особо разбираться не нужно, как это делается, однако нужно контролировать правильность данных, внесенных в нее.
С момента введения кодекса ЕАЭС в ДТС-1 изменился один пункт «Важная информация».
Пункт «Важная информация» до:
«В соответствии со статьей 65 Таможенного кодекса Таможенного союза декларант либо таможенный представитель несет ответственность за указание в декларации таможенной стоимости недостоверных сведений. Декларант обязан также представить при необходимости соответствующую дополнительную информацию и необходимые документы, подтверждающие использованные для определения заявленной таможенной стоимости сведения.»
Пункт «Важная информация» после:
«Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств – членов Евразийского экономического союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.»
Если раньше декларант и таможенный представитель в данном случае несли солидарную ответственность, то сейчас все лежит на декларанте (имеется в виду импортер или экспортер, как юридическое лицо, а не тот, кто механически заполняет данные в декларации).
Для чего это сделано?
Таможенные органы еще раз дополнительно подстраховались в случае, если выставляется корректировка таможенной стоимости (КТС) и декларант не согласен, для предоставления информации суду. А если суд встанет на сторону таможни, то с большой вероятностью импортеру отправят постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.2. ст. 16.2 КоАП «Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их таможенной стоимости». Влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров или без таковой; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.»
Таможенная стоимость контролируется:
До выпуска товаров:
инспектором, принявшим декларацию на оформление
После выпуска:
специализированным (функциональным) подразделением по таможенной стоимости
Если инспектор выставляет дополнительную проверку стоимости, то обычно он дает 60 дней на подготовку, иногда 30 дней, если уходит в отпуск. А вот если таможенную декларацию благополучно выпустили и спустя время импортеру поступает запрос, то на ответ дается 7 дней. Всего лишь 7 дней, на сбор пакета из 300 листов минимум. Это размер диссертации, которую нельзя где-то скопировать, но которую нужно будет собрать и проверить несколько раз.
Минус – в том, что очень быстро и качественно нужно собрать целую стопку документов, плюс – в том, что не нужно замораживать деньги на счетах таможни, что немаловажно. Поэтому необходимо всегда готовиться к такому раскладу и сразу иметь все документы в наличии и собирать их по определенной технологии.
Скорректировать таможенную стоимость может сам декларант либо таможенный орган.
Декларант до выпуска товаров: подается корректировочная декларация на товары (КДТ) и с ней вместе ДТС
Декларант после выпуска товаров: подается корректировочная декларация на товары (КДТ) и с ней вместе ДТС
Таможня до выпуска товаров: подается корректировочная декларация на товары (КДТ) и с ней вместе ДТС
Таможня после выпуска товаров: подается корректировочная декларация на товары (КДТ) и с ней вместе ДТС либо таможня самостоятельно вносит изменения
На основании чего таможенные органы корректируют таможенную стоимость?
Для автоматизированной сортировки участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) применяется система управления рисками (СУР) в таможне. Всемогущий СУР, на который постоянно ссылается таможня при любой непонятной ситуации.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ (СУР) – это определенный комплекс мер таможни для выявления и контроля таможенных рисков, к которым относится как раз занижение таможенной стоимости, недекларирование товаров, неверное указание кодов ТН ВЭД с целью занижения платежей и нетарифные меры регулирования.
Чтобы никто не мог ввести импортера в заблуждение необходимо понять, что это за система, и все ли решает именно она при выставлении доппроверки по таможенной стоимости.
Первое: система связана с более чем 40 смежными базами данных государственных органов: налоговая, Роспотребнадзор, МинСельхоз и так далее, смотря какой товар через границу перевозится. Базы данных, Анализ-К (торговля с Китаем, базы данных России и Китая), Прогнозирование (анализ и прогнозирование таможенных платежей, соблюдение запретов и ограничений), Аналитика -2000, Мониторинг ВО (контроль валютных операций), Обеспечение, Стоимость-1, Доступ-ТСВТ, Ведение БДПР (базы данных профилей риска) и подсистемы: Малахит, АИСТ-М Выявление рисков, Мониторинг-Анализ, Семантика. Как раз название всех этих систем можно видеть в запросе таможни по доппроверке.
Второе: система выделяет 4 уровня риска: низкий, умеренный, высокий и очень высокий.
Третье: система строится на 35 показателях оценки, 6 из которых блокирующие, 29 аналитические.
Рассмотрим шесть блокирующих показателей.
ТАМОЖЕННАЯ ПРОВЕРКА НЕВОЗМОЖНА
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ НАЛОГОВОГО РИСКА
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО УПЛАТЕ ШТРАФА
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО УПАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
ВСТУПИВШИЙ В СИЛУ ПРИГОВОР СУДА
ЛИКВИДАЦИЯ ИЛИ БАНКРОТСТВО
Система сначала проверяет все эти 6 рисков, если хотя бы по одному есть не прохождение, то компания автоматически исключается из низкорисковых. С шестью блокирующими показателями все достаточно ясно и прозрачно.
Из 29 аналитических показателей рассмотрим несколько, которые могут касаться большинства участников ВЭД.
Первый: если вы заключили договор с компанией, находящейся в оффшорных зонах, то риск получения запроса по доппроверке стоимости очень велик. К таким зонам, например, относятся: Гонконг, Сингапур, Эмираты, Виргинские острова и так далее.
Второй: если ваша компания имеет уставный капитал менее 500000 рублей, вы автоматически попадаете в высокую категорию риска, а это значит, что почти 90% импортеров, в количественном отношении автоматически могут выдаваться СУР для корректировки таможенной стоимости.
Третий: если за 2 года вы подали менее 100 деклараций, риск доппроверки увеличивается.
Четвертый: минимальный период ведения внешнеэкономической деятельности менее 2 лет. В случае, когда организация по данным налоговой зарекомендовала себя как добросовестный налогоплательщик, таможня это требование снижает до 6 месяцев.
Пятый: если ваша компания имеет больше импортную ориентированность, то доппроверка стоимости для вашей компании – это более частое явление нежели для экспортеров.
Шестой: соотношение стоимости товаров, по которым принято решение о корректировке ТС, к общей стоимости товаров, по которым принято решение о выпуске. Если этот показатель у вашей компании высок, то вас постоянно будут проверять.
Это что касается автоматизированных рисков, как раз на которые ссылается таможня обычно при выставлении доппроверки.
Но самым большим и очень серьезным заявлением является то, что инспектор находит или якобы находит несоответствие сведений в ДТ и представленных документах.
Первый признак: несоответствие данных в документах, при чем документы проверяются не только по текущей сделке, но и те, что имеются в базах данных таможни по аналогичным сделкам.
Второй признак: выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с идентичными или однородными товарами.
Третий признак: более низкая цена товара, чем биржевые котировки, цены аукционов и ценовых каталогов (это в большей степени касается автомобилей и транспортных средств, цену таможня определяет по общей базе, а не по документам, при чем в данном случае очень и очень сложно доказать стоимость без привлечения эксперта).
Четвертый признак: более низкая цена по сравнению с ценой компонентов (это, например, когда ввозятся алюминиевые лестницы, а они стоят дешевле, чем алюминий в чушках).
Пятый признак: наличие взаимосвязи продавца и покупателя в сочетании с более низкой ценой, по сравнению с аналогичными поставками невзаимосвязанных лиц.
Шестой признак: наличие оснований полагать, что структура таможенной стоимости не соблюдена.
Смягчающие обстоятельства: если импортер ввозит товар по контракту, по которому уже ранее ввозил товар при соблюдении следующих условий:
Ввозимые товары являются идентичными;
В отношении ранее ввезенных товаров: ТС определена по Методу 1 и по результатам контроля подтверждена достоверность и полнота проверяемых сведений;
ДТ подавалась в том же регионе деятельности таможни;
В ДТ по вновь ввозимым товарам, заявлен номер предыдущей ДТ, по которой прошла проверка (пункт стал действовать с 1 февраля 2020 г.);
Срок ранее выпущенных товаров не превышает 180 дней;
При проведении контроля ТС выявлены ТЕ ЖЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, что и по предыдущим поставкам в рамках этого контракта.
Вопрос: какова вероятность, что у импортера будет точно такая же поставка, при чем запрос таможни должен быть точно таким же, как и по первой ДТ?
Очевидно, что эта вероятность стремится к нулю, если учесть, что вероятность попадания ДТ к тому же инспектору крайне мала, а запросы у каждого инспектора свои и отличаются друг от друга.
Совет: сразу при подготовке внешнеэкономической сделки необходимо готовиться к тому, что импортеру выставят доппроверку. В ходе сделки это сделать гораздо проще, чем потом в ограниченном промежутке времени собирать весь пакет. Скорее всего к моменту получения запроса от таможенных органов особенности сделки будут забыты.
При рассмотрении СУР, не было упомянуто такое понятие как «Профиль риска». Все участники ВЭД о нем знают, и для импорта – это очень важный показатель. Потому что ввоз товара с ценой «ниже риска» – это как раз прямой путь на выставление доппроверки. Так что же такое «профиль риска»?
Более научными словами – это индекс таможенной стоимости (ИТС) – отношение статистической стоимости товара в долларах США к его весу нетто.
ИТС показывает сколько стоит один килограмм ввозимого товара. ИТС устанавливается не на товар, а на код ТН ВЭД, поэтому это как средняя температура по больнице. Если за 90 дней был ввезен по этому коду более дорогостоящий товар, то и индекс вырос. Если импортеры соглашались на КТС, то снова индекс растет. И с каждым разом при новой поставке, расчет обеспечения все выше и выше. Поэтому, когда таможенный представитель предлагает заявлять стоимость товара выше риска, то это неизбежно ведет также к увеличению ИТС. Вообще, складывается ощущение, что сама таможня придумала раскрывать базу, чтобы больше собирать пошлин и налогов. А также! Внимание, если импортера не скорректировали при подаче ДТ, то вышестоящая таможня может это сделать вполне законно после выпуска (на этапе постконтроля) и все равно придется подтверждать стоимость, а это уже дело ложится на плечи собственно импортера, а не на таможенного представителя.
Конечно, всегда можно согласиться на корректировку таможенной стоимости по резервному методу, который избрал для вас инспектор. Но, все не так просто.
У согласия на корректировку ТС есть как плюсы, так и минусы:
Не нужно собирать и проверять большой объем документов по сделке
Повышение уровня профиля риска
Скорректировали раз, скорректируют и второй
Согласие на корректировку влияет на уровень риска компании
ПЛЮСЫ
МИНУСЫ
Многие компании соглашаются на корректировку таможенной стоимости, чтобы не подготавливать ответ на запрос таможни по дополнительной проверке стоимости, не зная, как это влияет на дальнейший ход ведения внешнеэкономических сделок.
Важно помнить, что с каждым новым согласием на корректировку стоимости импортер повышает риск своей компании в базе таможни и с каждой новой декларацией размер обеспечения будут выставлять все больше, и больше.