Перепечатано из Нью-Йоркского Медицинского Журнала, 29 июля, 1911 год, том 24, №5, стр. 237—238.
В 1903 году я осмотрел глаза 1500 школьников в Гранд-Форкс, штат Северная Каролина, город с населением в 12 000 жителей, у 6 процентов из них была близорукость. Директор, г-н Дж. Нельсон Келли, заинтересовался этим фактом и возможностями профилактики близорукости. По моему предложению во всех классах были размещены тестовые карты Снеллена с руководством к их использованию. Результаты были настолько обнадеживающими, что этот метод использовался непрерывно в течение восьми лет и применяется до сих пор. В 1910 году среди 2000 детей было менее одного процента были близорукими.
Дети были обследованы во время уроков, сидя на своих местах.
Проверив зрение всех детей в одном классе, учитель спросил меня о зрении одного из мальчиков. Я сказал, что у него нормальное зрение, – он медленно читал буквы тестовой карты; но после некоторой мотивации он прочитал самые мелкие буквы, которые нормальный глаз должен видеть с расстояния от карты, на котором находился этот мальчик. Мои слова вызвали у учителя недоверие, и она решительно сказал мне, что была уверена, что мальчик страдает «близорукостью». Она заявила, что он очень плохо видит предметы, находящиеся на расстоянии от него: он не мог прочитать буквы или цифры на доске, он не узнавал людей на расстоянии или не мог карты и диаграммы на стене. Учитель сказал мне, что мой вывод ошибочен. Она предположила, что мальчик, возможно, выучил буквы или ему подсказывал другой ученик. Она попросила провести для него другую проверку. Вторая проверка была тщательно взята под ее наблюдение, источники ошибок, которые она предположила, были использованы, и я обнаружил, что зрение мальчика был нормальным. Сразу же после этого учитель проверил его зрение написав предложение на доске, и мальчик прочитал то, что она написала. Затем она написала еще слова и цифры, которые мальчик также отлично прочитал. Она попросила его сказать, который его время по часам, которые находились на расстоянии двадцати пяти футов от него и назвал ей правильное время. Это была весьма волнующая ситуация. Дети были очень заинтересованы. Я был поражен ее удивлением, когда она осознала, что зрение мальчика нормальное.
Три других случая в этом классе были похожими и на проверке дали одинаковые результаты. Учитель попросил объяснений. Я сказал ей, что, когда дети смотрели на доску или на другие отдаленные объекты, они напрягались или прилагали усилия, чтобы лучше видеть и сосредотачивали свои глаза на ближайшую точку и, следовательно, не могли ясно видеть отдаленные объекты; и, проверяя видение с помощью тестовой карты Снеллена, я научил их правильно использовать глаза для дальнего видения. Мне также было интересно узнать, что нескольких моментов, посвященных их тестированию, было достаточно, чтобы помочь этим детям нормально видеть предметы на расстоянии. Учитель сразу поняла, что тестовая таблица Снеллена является очень ценной для облегчения и предотвращения проблем со зрением. По ее просьбе ей была выдана таблица Снеллена, которую повесили на стену в классе, так, чтобы все дети могли видеть ее со своих мест.
Этот факт был продемонстрирован следующим образом: Ребенок рассматривал предметы на расстоянии десяти футов, двадцати футов или более. Когда отдаленный объект представлял собой таблицу Снеллена в десяти футах, а ребенок, читал линию, обозначенную 10 или, имел нормальное зрение, ретиноскоп, используемый при такое проверке, не показывал близорукость. Но когда ребенок смотрел с расстояния десяти футов или дальше, картинка, карта, слова на доске, человек, книга или какой-либо другой предмет, с которым он не был знаком, то ретиноскоп, используемый при этой проверке, указывал, что в центре внимания одного или всех меридианов, функциональная близорукость или близорукий астигматизм. Всегда наблюдался положительный результат, ближний фокус глаза, когда ребенок старался посмотреть на отдаленные объекты.
Чтобы продемонстрировать это не проводилась никакая специальная подготовка. В течение прошедшего года 100 человек, не врачи, продемонстрировали с помощью ретиноскопа, что все школьники не адаптировали свои глаза точно для зрения на расстоянии. Дети, десяти лет, успешно справлялись с ретиноскопом и сразу же сказали мне, когда глаз был сфокусирован на ближней точке. Вопрос настолько важен, что я настоятельно рекомендую всем врачам, учителям и другим, заинтересованным в благополучии глаз школьников и в сохранении их собственного зрения, приобрести ретиноскоп и научиться практической демонстрацией того, что все школьники и многие взрослые обычно не точно подстраивают свои глаза для зрения на расстоянии. Делая это, вы получаете представление о предмете, который будет иметь материальную выгоду. Ретиноскоп с инструкциями будет отправлен бесплатно любому человеку по запросу.
Почему таблица Снеллена лучше других удаленных объектов для улучшения зрения? С помощью нее ученик смог узнать, когда было сделано неправильное напряжение или усилие, чтобы увидеть. Такое было только, когда глаза были приспособлены к зрению на расстоянии, что маленькие буквы были прочитаны. С другими удаленными объектами дети испытывали большие трудности с пониманием того, когда фокус был точно подобран. Многие люди с нормальными глазами ошибочно полагали, что они видели лучше на расстоянии, частично закрывая веки или иным образом напрягая глаза; но, когда они посмотрели на таблицу Снеллена, они сразу же обнаружили, что усилие сделало буквы нечеткими.
Почему дети напрягали глаза, глядя на отдаленные объекты? Они напрягались, потому на своем опыте знают, что для достижения большинства целей требуется усилие. Они узнали, что более отчетливо видят объекты вблизи, не прилагая особых усилий. Естественно, большинство из них напрягалось, глядя на удаленные объекты, чтобы улучшить свое зрение.
Как напряжение для того, чтобы видеть на отдаленные объекты ухудшает зрение? Мы знаем, что отдаленные объекты наиболее отчетливо видели нормальный глаз, когда мышца, которая контролировала фокус, находилась в состоянии покоя. Любое сокращение этой мышцы, которое было вызвано напряжением, всегда фокусировало глаз на ближайшую точку и вызывало функциональную близорукость. Когда глаз фокусировался на ближайшую точку, объекты на расстоянии были нечеткими.
Обычный глаз может фокусироваться на ближние и дальние объекты.
Близорукий глаз может фокусироваться только на ближних объектах. Очевидно, что основное различие между ними заключалось в способности нормального глаза видеть на расстоянии.
Когда нормальный глаз приобрел близорукость, он потерял способность корректировать свою аккомодацию для зрения на расстоянии, поэтому: Все люди с нормальными глазами, которые не корректируют точно свою аккомодацию для зрения на расстоянии, становятся близорукими.
Невозможно ничего другого. Это было очевидно. Очень легко продемонстрировать функциональную близорукость: Посмотрите на отдаленную вывеску с надписью и обратите внимание на четкость букв. Если у человека нормальные глаза, то любое усилие или напряжение, возникающие при взгляде, частично закрывая веки или фокусируя более близкую точку, сопровождается размыванием букв, расположенным на расстоянии. В 1910 году я продемонстрировал этот факт с помощью таблицы Снеллена на 2000 школьников, возраст которых варьировался от шести до двадцати лет.
1. Все дети делали это, не фокусируясь точно на доске, фотографиях, картах, лицах или других новых, или необычных удаленных объектах.
2. Они стали близорукими, если не научились правильно приспосабливать свои глаза к зрению на расстоянии.
3. Миопии удалось избежать путем обучения школьников точно фокусировать глаза на удаленных объектах.
4. Было установлено, что таблица Снеллена является лучшим объектом для тренировки зрения на расстоянии. Эту таблице повесели в каждый класс так, чтобы все ученики могли видеть ее со своих мест. Им было рекомендовано ежедневно читать самые маленькие буквы, которые они могли видеть, причем читать нужно было отдельно каждым глазом, в это время, закрывая другой глаз ладонью, чтобы избежать давления на глазное яблоко.