3. Признаки рекламы в контенте

Эта глава, по-моему, одна из самых важных в книге, потому что в самой маркировке рекламы ничего сложного нет, и в следующих главах вы в этом убедитесь. Самое сложное для того, кто ведет соцсети, – это понять, маркировать ли тот или иной контент, а для этого нужно научиться разграничивать рекламу и информацию.


ВАЖНО! Любая реклама – это информация, но не любая информация – это реклама.


Чтобы разобраться, что же является рекламой, обратимся непосредственно к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 ФЗ «О рекламе»).

Давайте разберем определение подробнее, это поможет выделить основные признаки рекламы.


1. «Информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств…»

Это означает, что креатив – рекламный материал, предназначенный для публикации рекламораспространителем – может быть в любом формате от текстового до стрима, т.е. графический, текстовый, видео- или аудиоматериал. И да, реклама в сторис – это тоже реклама и требует маркировки.

Реклама может распространяться на сайтах, страницах в соцсетях, в сообществах, чатах, каналах, в новостных агрегаторах, на досках объявлений и проч.

В общем, в любом интернет-пространстве реклама в любом виде будет рекламой.


2. «… адресованная неопределенному кругу лиц…»

Для маркировки – это очень важный момент. Практически вся информация, которая выкладывается в соцсетях, на сайтах, в Telegram-каналах и т. д. адресована неопределенному кругу лиц. Потому что вы не можете контролировать число людей, которые ее увидят.

Например, ваш пост или видео о том, какие классные игрушки вы вяжете крючком, может внезапно понравиться непредсказуемым алгоритмам ВК и залететь в топ. И тогда его увидят не только три ваших подписчика – мама, бабушка и кот, но и еще несколько сотен тысяч человек.

Многие считают, что, закрыв свою группу или канал, они сразу делают круг лиц, получающих информацию, ограниченным и определенным, но это не так.

Во-первых, разве вы не собираетесь добавлять новых подписчиков в свое сообщество? Конечно собираетесь. А если вы продолжаете принимать людей в сообщество, просто делаете это по заявке, вручную, то круг лиц, которому адресована информация, будет таким же неопределенным, как и в открытой группе или канале.

Во-вторых, если вы размещаете в сообществе информацию о своих товарах и услугах, публикуете промокоды и информацию об акциях, то любой участник сообщества может скопировать и переслать ее своему другу и коллеге. То есть ею легко может воспользоваться любой другой человек, и технически проконтролировать это невозможно. А значит, круг лиц снова не определен.

А вот мнение ФАС по этому вопросу вполне определенное:

«Если рекламная информация представляет интерес и доступна также и иным лицам, не только входящим в целевую аудиторию, то направленность такой рекламы выходит за пределы целевой аудитории и относится к неопределенному кругу лиц».

Единственное, в чем поможет финт с закрытием сообщества, так это в том, что информация из вашего сообщества перестанет отображаться в поисковиках, то есть вас будет сложнее найти и предъявить штраф за нарушение закона о маркировке рекламы.

Но сложно не означает невозможно. Ведь, как я уже писала, на сегодняшний день подавляющее большинство административных дел возбуждено по жалобам неравнодушных граждан. Вы уверены, что среди 2 тысяч ваших подписчиков нет таких? А если их у вас 10 тысяч? А если 100?

В общем, закрытие канала или группы – это не выход, маркировать размещенную в них рекламу все равно придется.


3. «… направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке…»

Простыми словами, если есть посыл продать, то это реклама, если нет – не реклама, а информирование.

Привлечение внимание к объекту возможно разными способами:

– красочное, яркое описание товара или услуги;

– убеждение в острой необходимости в этом товаре или услуге;

– сравнение с аналогами (естественно, не в пользу аналогов);

скидка, да и вообще указание цены;

– указание сроков (купи до обеда и получишь бонус; прямо сейчас; только до завтра и т. д.).

– призыв (купи, зайди, позвони, запишись, пройди по ссылке, жми на кнопку и т. д.)

– явная восторженная эмоциональная окраска текста или видео.

На самом деле способов привлечения внимания к объекту рекламирования гораздо больше, я указала лишь самые распространенные. Как раз те, что легко могут сделать из вашего информационного текста рекламный.


Итак, из всего вышеизложенного можно выделить основные признаки интернет-рекламы:

1. Размещается в публичном интернет-пространстве;

2. Адресована неопределенному кругу лиц;

3. Имеет подробную информацию об объекте;

4. Имеет информацию о цене, скидке, промокоде;

5. Имеет цель повысить интерес к продукту;

6. Выделяет продукт среди других;

7. Содержит призыв к действию.


ВАЖНО! Контролирующие органы при проверке обращает внимание на совокупность признаков. Наличие 1-2 признаков в вашем контенте еще не делают его рекламным.


Советую запомнить эти признаки и первое время даже держать перед глазами, чтоб уж точно не ошибиться. И раз мы говорим о работе в соцсетях, то будем считать, что первый и второй признаки у нас присутствуют всегда, то есть все, что мы выкладываем на своих страницах и каналах, размещается в публичном интернет-пространстве и адресовано неопределенному кругу лиц. И теперь, исходя из этих условий, давайте разберемся, как вести соцсети без маркировки.

Загрузка...