Бизнес-модель – это анализ и схематичное описание взаимосвязанных бизнес-процессов компании. Модель наглядно показывает: что, кому и как именно продавать, а также насколько это выгодно.
Продается все и всеми. Человеком, компаниями и даже государствами.
Бизнес-модель – это не глубинное исследование бизнеса, а скорее экспресс-анализ, который позволяет понять:
●
Как развивать компанию.
●
Как оптимизировать бизнес-процессы.
●
Какие ресурсы нужно привлечь для роста бизнеса.
По типу потребителей бизнес-модели можно разделить на три основные группы:
B2C, или business–to–customer.
Маркетинг в сфере «бизнес для потребителя», то есть для обычного человека, конечного покупателя. Именно в B2C хорошо работают акции, конкурсы, программы лояльности. Яркими примерами являются магазины, которые мы все посещаем Принятие решения тут может быть как запланированным (покупка автомобиля) или спонтанным (увидел на полке шоколад и купил)
B2B, или business–to–business.
Маркетинг в сфере «бизнес для бизнеса», при котором и продавцом, и покупателем выступают не конкретные люди, а компании. Когда фермерское хозяйство покупает у производителя трактор – это B2B, когда магазин одежды закупает женские платья оптом у производителя – тоже.
Процесс принятия решения в B2B не спонтанный, а плановый. В цепочке принятия решения о покупке участвуют несколько человек с разными должностями и разными задачами.
B2G, или business–to–government.
Маркетинг в сфере «бизнес для государства», когда компания поставляет товары или предлагает услуги государственным структурам. В число задач маркетолога входит участие в подготовке к тендерам, так как практически все товары и услуги для государства закупаются по тендерной систем. Например, компания производит столовые приборы,которые готово закупить государство для того, чтобы обеспечить ими столовые детских садов.
Есть еще модели. Они получаются из-за комбинаций отдельных частей приведенных выше.
С2С – человек человеку. Примером данной бизнес-модели служат доски объявлений в интернете и рынок, на котором продают товары со своих огородов.
С2В человек для бизнеса. Например оказание услуг по маркетингу различным компаниям.
G2G государство другому государству. Продажа зерна, нефти между странами.
У производства существует особенность в модели, которую не все используют. M2C Производители для потребителей. Яркий пример продажа напрямую производством своих товаров через свой же интернет-магазин.
I2C(Info to Consumer)информация для потребителей. Это различные сайты со скидками и акциями, проводимыми брендами.
O2O Онлайн Оффлайн. Объединяет возможности автономного бизнеса с Интернетом, делая Интернет фронт-офисом для автономных транзакций. Заказ такси через приложение. Оплата проезда в общественном транспорте через приложение. Будут являться представителями такой бизнес-модели.