Глава третья, в которой Манюся изо всех игр на свете выбирает чтение

В жизни нет ничего, чего стоило бы бояться, есть только то, что нужно понять.

(Мария Кюри о стремлении к знаниям)


Родители Склодовские оба происходили из некогда богатых дворянских семей. Оба рода владели большими земельными наделами со многими селеньями, фермами и фамильными поместьями. Из-за своего происхождения предки как мамы Брониславы, так и папы Владислава очень трепетно относились к родственным связям – у дворян, даже обедневших, всегда было принято поддерживать отношения с родичами. Даже довольно дальними.

Незавидная судьба разорения постигла две семьи предков Манюси Склодовской – многим их членам пришлось со временем взяться за наемную работу. Так один дедушка Мани – папа ее мамы – хоть и владел своим поместьем, все же работал управляющим у более богатых помещиков. А другой дедушка (папа папы) решил зарабатывать на знаниях, которые получил в детстве и устроился школьным учителем. Именно так и родители девочки пришли к тому, что начали учить чужих детей.

Тем не менее, как и в старину, обе семьи поддерживали отношения со своими родственниками. Это позволяло Склодовским летом во время школьных каникул и учительских отпусков вместе с детьми ездить в деревню, где они останавливались у родни.

А уж в деревне у детей разных игр бывает сколько угодно. Дети купались в неглубоком ручье и лепили из грязи с его дна разные фигурки. Особенно любили малыши Склодовские представлять себе, что комки речного ила – это мыло. Его специально лепили и сушили на жарком летнем солнце. Не менее весело было вместе с двоюродными, троюродными и так далее братьями и сестрами забираться на дерево, чтобы спрятаться от взрослых и поболтать о своих детских секретах. Пока Манюся была совсем маленькая, ее втаскивали в листву старшие. А еще ее, как самую маленькую, закапывали в зерно в амбаре от чего всем становилось ужасно весело. Малышей катали на телегах взрослые и порой даже устраивали заезды наперегонки, чем приводили своих маленьких пассажиров в неописуемый восторг. Сами дети соревновались в скорости, бегая по ближним лугам, и, заливисто хохоча, гоняли гусей, которые с важным видом шли к воде или обратно. Хотя, если серьезно, так баловаться им запрещали. Дома же всегда ждали выстроганные из остатков досок кубики и пошитые из старых одежек тряпичные куклы.

Вот только Мане все эти игры хоть и нравились, но быстро надоедали. С тех пор, как выучилась читать, она всегда первой из многочисленной шумной детворы убегала в дом, искала там книжки и листала их в поисках строк, которые рассказывали бы что-нибудь интересное и понятное для нее (чтение книг все же считалось взрослым занятием, поэтому и писали их больше для взрослых). Ей нравилось узнавать что-нибудь новое, постигать смысл слов и проживать напечатанные на бумаге истории. Обдумывать все это перед сном было даже интересней, чем слушать сказки и колыбельные, которые так любили ее сестры и брат.

Однако родители девочки переживали, что она слишком рано, как им казалось, овладела грамотой и может как-то навредить себе этим. Чего они только не выдумывали, чтобы отвлечь ее от этого занятия – просили спеть им песенку, принести игрушки и поиграть с ними, отправляли в сад. Маня подчинялась, но потом все равно пробиралась поближе к книгам и тихонечко водила пальчиком по строкам, складывая буквы в слова, слова в предложения, а предложения в истории. Чтение на всю жизнь останется одним из самых любимых ее занятий.

Вопросы и задания

1. Где каждый год проводят лето дети Склодовских?

2. В какие игры дети любят играть больше всего? А что больше нравится Манюсе?

3. Какое занятие на всю жизнь осталось для девочки одним из самых любимых?

Загрузка...