В жизни нет ничего, чего стоило бы бояться, есть только то, что нужно понять.
Родители Склодовские оба происходили из некогда богатых дворянских семей. Оба рода владели большими земельными наделами со многими селеньями, фермами и фамильными поместьями. Из-за своего происхождения предки как мамы Брониславы, так и папы Владислава очень трепетно относились к родственным связям – у дворян, даже обедневших, всегда было принято поддерживать отношения с родичами. Даже довольно дальними.
Незавидная судьба разорения постигла две семьи предков Манюси Склодовской – многим их членам пришлось со временем взяться за наемную работу. Так один дедушка Мани – папа ее мамы – хоть и владел своим поместьем, все же работал управляющим у более богатых помещиков. А другой дедушка (папа папы) решил зарабатывать на знаниях, которые получил в детстве и устроился школьным учителем. Именно так и родители девочки пришли к тому, что начали учить чужих детей.
Тем не менее, как и в старину, обе семьи поддерживали отношения со своими родственниками. Это позволяло Склодовским летом во время школьных каникул и учительских отпусков вместе с детьми ездить в деревню, где они останавливались у родни.
А уж в деревне у детей разных игр бывает сколько угодно. Дети купались в неглубоком ручье и лепили из грязи с его дна разные фигурки. Особенно любили малыши Склодовские представлять себе, что комки речного ила – это мыло. Его специально лепили и сушили на жарком летнем солнце. Не менее весело было вместе с двоюродными, троюродными и так далее братьями и сестрами забираться на дерево, чтобы спрятаться от взрослых и поболтать о своих детских секретах. Пока Манюся была совсем маленькая, ее втаскивали в листву старшие. А еще ее, как самую маленькую, закапывали в зерно в амбаре от чего всем становилось ужасно весело. Малышей катали на телегах взрослые и порой даже устраивали заезды наперегонки, чем приводили своих маленьких пассажиров в неописуемый восторг. Сами дети соревновались в скорости, бегая по ближним лугам, и, заливисто хохоча, гоняли гусей, которые с важным видом шли к воде или обратно. Хотя, если серьезно, так баловаться им запрещали. Дома же всегда ждали выстроганные из остатков досок кубики и пошитые из старых одежек тряпичные куклы.
Вот только Мане все эти игры хоть и нравились, но быстро надоедали. С тех пор, как выучилась читать, она всегда первой из многочисленной шумной детворы убегала в дом, искала там книжки и листала их в поисках строк, которые рассказывали бы что-нибудь интересное и понятное для нее (чтение книг все же считалось взрослым занятием, поэтому и писали их больше для взрослых). Ей нравилось узнавать что-нибудь новое, постигать смысл слов и проживать напечатанные на бумаге истории. Обдумывать все это перед сном было даже интересней, чем слушать сказки и колыбельные, которые так любили ее сестры и брат.
Однако родители девочки переживали, что она слишком рано, как им казалось, овладела грамотой и может как-то навредить себе этим. Чего они только не выдумывали, чтобы отвлечь ее от этого занятия – просили спеть им песенку, принести игрушки и поиграть с ними, отправляли в сад. Маня подчинялась, но потом все равно пробиралась поближе к книгам и тихонечко водила пальчиком по строкам, складывая буквы в слова, слова в предложения, а предложения в истории. Чтение на всю жизнь останется одним из самых любимых ее занятий.
1. Где каждый год проводят лето дети Склодовских?
2. В какие игры дети любят играть больше всего? А что больше нравится Манюсе?
3. Какое занятие на всю жизнь осталось для девочки одним из самых любимых?