Как видно, никому из нас жизнь легко не дается. Ну и что ж, значит, нужно иметь настойчивость, а главное – уверенность в себе.
На берегах реки Висла стоит город Варшава – столица страны Польши. Жители Варшавы так любят свой город и его историю, что после бомбежек Второй мировой войны, уничтоживших очень много исторических зданий, отстроили его заново точь-в-точь таким же, каким он был в старину. Есть тут и королевский дворец, и президентский дворец, и музеи (к ним мы еще вернемся попозже), и ратуша с высокой башней. А на рыночной площади стоит статуя символа города – русалки по имени Сава. В руках ее щит и меч, а на голове шлем. Именно в одном из небогатых кварталов этого прекрасного города 7 ноября 1867 года родилась девочка, о которой ты прочитаешь в этой книжке. Ее судьба была удивительной, а след, который она оставила в науке, просто огромным.
Крохе при рождении дали очень красивое имя – Мария Саломея. Ее папа Владислав Склодовский был школьным учителем и субинспектором в гимназии – чиновником, который помогал следить за порядком и оценками учеников, а мама Бронислава Склодовская когда-то содержала школу для девочек, но потом оставила работу ради семьи. Ей приходилось все свои силы, все время и любовь отдавать детям. А детей у Склодовских было много. Мария была самой младшей в семье. Старшую сестру девочки звали Зофия (дома ее звали Зося), следом за ней на свет появился брат Юзеф, потом снова девочка, которую назвали в честь мамы Брониславой (а для родных – Броней), а за год до рождения Марии родилась Хелена (ласковое имя ее было Эля). То есть, вместе их было целых пятеро! Только и успевай следить за их шалостями, проверять, все ли пообедали, и не замерз ли кто из малышей.
Младшую дочь – девочку с непослушными светлыми волосами и удивительно умными синими глазами – мама любила называть нежными и смешными именами. Иногда она звала малышку Маней, иногда совсем ласково – Манюсей, а порой и вовсе Анчупечо. Это забавное прозвище пани Бронислава придумала для девочки, когда та была совсем еще крошкой и лежала в колыбельке. Никто уже не помнил, откуда взялось это нескладное слово, но у всех членов большой семьи оно всегда вызывало улыбку.
Семья Склодовских жила совсем небогато. Жалованья, которое получал за свою работу папа Владислав хватало с трудом. Зато любви в семье было с избытком – родители обожали своих малышей, а дети крепко дружили между собой и часто играли вместе в шумные игры.
Жили Склодовские в квартире при гимназии, в которой преподавал папа. Поэтому в доме часто слышны были отрывки уроков, которые читали учителя гимназистам. Рядом с учебным заведением был сад, в котором можно было сколько угодно гулять. А летом детей возили к родственникам в деревню – есть спелые ягоды, купаться в речке, лазать по деревьям и много бегать босиком по траве.
Во время одной из таких поездок Мария впервые проявила свой необычайно острый ум. Ее сестра Бронислава (или, как ее называли дома, Броня) тем летом как раз училась читать, но ей это занятие казалось ужасно скучным. Поэтому девочка стала брать с собой малышку Маню, чтобы играть с ней в учительницу. Броня делала важный вид, как у папы, когда он на работе, и раскладывала перед сестрой картонки с буквами:
– Смотри, Маня, это буква «а», а это буква «о».
Малышка внимательно изучала значки на картонках и под присмотром старшей сестры запоминала их названия. Ей ужасно нравилось, как эти кракозябры складывались в слоги, а затем и в слова. Не было для маленькой Марии игры увлекательней. На целых несколько недель она забыла и о речке, и о прогулках – настолько захватила ее учеба.
Однажды утром родители дали Броне книгу и попросили ее прочесть из нее маленький отрывок. Как учителя, они проверяли, хорошо ли справляется их дочь с обучением. Броня начала было читать, но текст давался ей с трудом – она сбивалась, запиналась, читала по слогам и очень нервничала. Мане стало так жаль растерявшуюся сестру и она решила ей помочь. Малышка выхватила книгу и почти бегло, совсем без ошибок прочитала целую строку.
Последние слова девочка дочитывала в полной тишине. Мама с папой потеряли дар речи – они совсем не ожидали, что их смешная кроха Анчупечо, которой было тогда всего четыре года, уже успела выучиться читать. Взрослые еще не занимались с ней чтением. То, что случилось, было для них настоящим маленьким чудом.
Маня же, напротив, очень смутилась. Ей показалось, что она сделала что-то неправильно, раз родители смотрят на нее так пристально. Девочка выронила книгу и расплакалась. Она все время повторяла, что просит прощения за себя и за сестру. Маня была не виновата, что так получилось – просто ей было очень легко и интересно запоминать буквы и складывать их в слова. Но мама и папа на самом деле совсем не сердились на свою младшую дочь. Наоборот, они очень гордились тем, что у них подрастает такая необычайно умная и самостоятельная девочка. Хотя и не сразу смогли поверить в то, что произошло.
Когда осенью Склодовские вернулись в Варшаву, Манюся начала потихоньку читать книги, которые попадались ей под руку, и которые ей – четырехлетней малышке – были интересны. Мама немного переживала из-за этого увлечения дочки – тогда не принято было, чтобы девочки получали серьезное образование, но все же втайне восхищалась тем, какой смышленой растет ее Анчупечо.
1. Как называется город, в котором родилась Мария Склодовская-Кюри? В какой стране он находится? Как называется река, которая через него протекает?
2. Сколько детей было в семье Склодовских? Как их звали?
3. Какое прозвище дала Марии мама?
4. Кто научил девочку читать?