– Нет, что вы, мы готовым практически не торгуем, у нас только полуфабрикаты.
– Вы хотите выстроить учёт, чтобы вырасти? Просто странно, что работая вдвоем, вы заказываете достаточно сложную таблицу
– Нет, не хочу я расти, у нас семейный бизнес, а учёт просто для себя.
На момент диалога это было очень странно. Обычно такого рода клиенты не готовы заниматься учётом, но не в этом случае. Крайне въедливая и дотошная тетка. Потом, выяснилось, что их далеко не двое
“Ну, я раньше старшим поваром работала в кулинарии. Потом стали открываться эти пекарни по франшизе, все современные такие, короче наша хозяйка не выдержала конкуренции и разогнала нас. Зарплату за 3 месяца отдала полностью только через пол года. Я тогда и решила, что больше не хочу работать на кого-то, там ведь всё на мне держалось. Ну, вначале по своим да для поминок стала готовить. Печь-то можно и дома.
– У меня вкусно получалось, печка одна – желающие есть, злятся, что отказываю. Ну я простая – стала им в лоб говорить, что состряпать состряпаю, а пеките сами. Кто согласился, кто отказался, а кто только так и стал покупать. Ну короче, я вначале квартиру отдельную сняла, дочь позвала, она всё равно нигде не работала, в декрете сидела.
– Короче, мы и название выбрали “Хитрая хозяйка” и уже 3 года занимаемся только тем, что готовим полуфабрикаты. Пришёл у нас, забрал дома, в печку засунул и типо сама приготовила :)
Продолжение этой истории случилось спустя 1,5 года. Тогда-то я и узнал, что “Хитрая хозяйка” это предприятие, не имеющее производства, а в качестве офиса использовалась обычная квартира.
Необычность этого бизнеса состояло в том, что готовили полуфабрикаты домохозяйки, мамочки в декрете и пожилые люди. Продажи были организованы через социальные сети и по “сарафанному радио”. На момент нашего первого знакомства Ирина купила у меня таблицу для ведения калькуляции и склада. В этот раз всё было намного сложнее.
Но я не хочу рассказывать об организации учёта. Тут всё достаточно банально. Вот сам конструкт бизнеса – это достойно внимания. Уверен, что он дополнит коллекцию рассказов о том, какие формы принимает малый бизнес.
Так как этот бизнес находился в “серой зоне”, сразу хочу сказать, что название выдуманное.
–Короче, у нас есть 2 периода, когда я принимаю заказы. Это утро – заказы на вечер и вечер до 18 – это на утро. Мне нужно их раздать девчонкам. При этом нужно понимать, у кого какие продукты есть, кто что умеет готовить. Когда у меня работало несколько человек, проблем не было. Сейчас у меня человек 30. Я просто с ума схожу. Кроме того, у нас ещё есть и месячные заказы, когда платят один раз в месяц, а мы кормим каждый день – рационы. Здоровое питание для всей семьи или обычное. Это вообще отдельная тема. Покупатели разные – есть и такие, что даже малейшую ошибку не простят.
– А почему вы не хотите к классике вернуться? Я же помню, что у вас специализированное образование и опыт есть.
– Я об этом тоже думала, но как поговоришь со знакомыми, кто свои столовки держит или ресторанчики, так вздрогнешь. С персоналом полная жопа, проверки долбят, аренда просто конец. У меня же этих хлопот нет, хотя других хватает. Но вы же нам поможете, Дмитрий?
– Может быть, не факт, что ваши объёмы выдержит эксель, тут вначале нужно логику разработать.
– Ну, так и разрабатывай!
Ирина общалось немного резковато, но это, видимо, особенность профессии. При этом она очень открытый и добродушный человек. Этим, кстати, нередко пользовались её сотрудницы. У неё всё же был специфичный персонал. Её манера общаться помогала ей отстаивать свои интересы от “хитрых хозяек”.
– Тогда рассказывайте.
– Тогда спрашивай.
– Ладно. Получается, мы формируем пакет заказов с разовых заявок, потом догружаем его постоянными заказами – “рационами”. Соответственно, чем ближе к заказчику у нас живёт исполнитель, тем лучше.
– Да, но есть и ещё один момент. Частично рационы мы изготавливаем не сами. Там и продукты могут быть специфичные, и для приготовления нужно специальное оборудование. Кроме того, всяческие пельмени, манты, вареники и прочие традиционные блюда мы закупаем. И это хранится на отдельном складе. До склада лучше ехать ночью или ранёхенько утром. Иначе поездки до склада сожрут всё время нашего закупщика.
– Понятно, то есть у вас есть склад, и на нём хранится готовая продукция.
– Ха-ха, нет, не только. Там ещё хранятся замороженные овощи, соки и ещё кое-что. Ты как себе представляешь, я каждой поставлю холодильник домой? Не-е-е, так не получится. Мы доставляем нашим домохозяйкам термокоробку, в которой уже собран весь «суповой набор». Конечно, с небольшим запасом. Кстати, мне нужно знать, какой запас у кого есть.
– Угу.
– Ну и к запасу я потом скидываю дополнительные заявки, которые поверх основных продаж пришли.
– То есть у вас, рационы это основная тема, а всё остальное догрузом?
– Почти, в обычные дни именно так, а вот в праздники или летом, тут как карта ляжет. Иногда и наоборот. Мы на это время ещё пару курьеров берём, чтобы доставлять и готовое, и сырьё.
– Честно говоря, это какое-то сумасшествие.
– Да-а-а, точно. Мы лёгких путей не ищем. – самодовольно и радостно проговорила Ирина.
– Ладно, с этим более или менее, понятно. Нужно будет прикинуть это всё в графике, а потом будут ещё вопросы. Что с оплатами, коль есть рационы, значит платят помесячно?
– Да, тут тоже не всё просто. Так-то у нас 100 % предоплата, но среди клиентов есть и молодые. И вот с ними иногда бывают проблемы. Я могу войти в положение, уступить по срокам оплаты, потом забыть и мы их или не накормим или наоборот будем кормить бесплатно до следующего месяца. У меня даже есть телефоны некоторых родителей, они нам напрямую платят, чтобы их чадо кушало правильно, а деньги не пойми на что не тратило.
– Ну, это несложно, тут всё стандартно.
– Рано обрадовался, у нас ещё и изменения рациона возможны.
– Это как?
– Да вот так. Вначале семья заказала ПП рацион, а потом передумали, посреди месяца. Решили немного поменять и не только ПП кушать, но еще и периодически себя баловать. Например, по выходным. Бывают просто дозаказывают. Ну там, не знаю, гости приехали например или просто жор напал. А ещё могут адрес доставки сменить. В этом случае и про смену адреса нужно не забыть и про наценку за изменение того самого адреса, тоже нужно не забыть. Для нас это значит: и тот, кто готовит, может быть другой, и курьер тоже может быть другой, а может быть, что это вообще загород теперь всё везти нужно. В этом случае вообще трындец наступает.
– Понятно… – голова начала постепенно закипать. Вот тебе и мелкий бизнес. По моим прикидкам, получалось, что у Ирины штат порядка 40 человек, если не больше…
– Что, погрустнел?
– Начиналось всё хорошо и понятно, а тут просто вагон задач.
– Угу, я тебе ещё маслица подолью. У меня сроки вчера.
– Это понятно, так у всех. Вы в этом состоянии сколько прибываете?
– Ну, уже месяцев семь. Начиналось-то всё понемногу. Ну ты знаешь. А вот теперь это всё приобрело очень интересный оборот.
– Вы я так понимаю, этому рады.
– Конечно! Я, правда, иногда спать и ср-ть забываю, но в целом довольна.
–Ясно. Давайте так, мне нужно дня три чтобы сориентироваться и превратить наш разговор в техническое задание, а потом продолжим. Решить всё это, автоматизировать, упорядочить, внедрить быстро не получится.
– Ты иди думай, а там решим.
– Ладненько, тогда до связи.
– Пока.
Возможно, я ещё расскажу об этом проекте, он был очень интересным. Если Ирина даст мне разрешение на это. Про этот момент она сказала так: “Я не против. Тот кто сможет это попробовать, тот и сам догадается, а те кто не сможет – милости просим, клиенты будут нас больше ценить.” Классная позиция!