Казак Пантелей возвращался с фронта. Белая марлевая повязка лихо торчала из папахи, обнажая суровую правду войны.
Последствия контузии Пантелея были разнообразны и принесли, как ни странно, добрые плоды душевному устроению славного воина. Временная утрата речи научила Пантелея безмолвию, периодическая рвота избавила от чревоугодия и позволила сбросить лишний вес. Были еще некоторые необычные феномены, связанные с работой мозга. Но Пантелей не обращал на эти мелочи внимания. Скорей бы рана на голове зажила да война кончилась! Его боевой конь лихо мчал по родной кубанской степи, а порывы ветра развевали усы. Они щекотали уши, и он, как в детстве, счастливый — смеялся. Вдруг конь Пантелея встал на дыбы, и казака потянуло вниз по крупу. Ноги неуклюже вывернулись в стременах, и он с крепким казацким словцом шлепнулся оземь.
Не утих еще фронтовой дух у Пантелея, и радость быстро сменялась яростью. Выхватил он дедову шашку с намерением порубать коня на мелкое барбекю да так и замер.
Минуту они стояли с конем и изумленно смотрели на землю, где в траве белели диковинные кости огромного ящера.
— Tyrannosaurus rex… – промолвил Пантелей.
Конь, согласно своему происхождению, промолчал и вопросительно посмотрел на хозяина.
Казак осмотрел кости, поковырял землю шашкой и сел на корточки перед черепом доисторического гада. Потом резко выпрямился и трижды плюнул на останки. Конь громко заржал, и вдруг случилось неочевидное.
Кости шевельнулись и начали обрастать плотью, а потом покрылись толстой серой кожей. Динозавр дернулся и встал на задние лапы. Громко пискнув, он подставил спину, как бы приглашая сесть на себя. Казак Пантелей почесал под марлей и, крикнув: «Где наша не пропадала!», запрыгнул на коня. Вместе они взошли на спину ящера.
Зверюга ласково хрюкнула и, мягко ступая, пошла по степи в направлении родной станицы Пантелея.
Вдруг на горизонте показались два всадника, которые быстро мчались и скоро поравнялись с необычной процессией.
— Война, Пантелей! Война! – кричали они. Из-за сильного возбуждения они не обратили никакого внимания на динозавра.
— Тьфу ты! – с досадой сплюнул казак. – И что теперь?
— Батька просит вернуться, помочь! Да там недолго! Порешаем по-быстрому!
— Хрен с вами! Передайте батьке, что Пантелей будет! – грозно крикнул казак и махнул рукой на запад. Тираннозавр развернулся и большими шагами побежал на фронт.
Через несколько часов они достигли завалинки, где отдыхали атаман с казаками. «Тпру-у! – скомандовал Пантелей. – Тормози, р-родимый!»
Ящер радостно фыркнул и остановился. Пантелей с конем спустились к своим. Казаки были немного навеселе и очень обрадовались неожиданной подмоге.
— Что это за конь у тебя, Пантелеич? – весело загуторили они.
– Конь как конь, – буркнул казак и, немного подумав, добавил: – Чешись конь с конем, а свинья с углом!
— Погоди ты! А вот этот зубастый откуда?
— Это Tyrannosaurus rex.
Казаки переглянулись, но понимающе закивали головами.
— Вот оно что… Есть он хочет. Смотри, как слюни пускает, – сказал веско батька.
— Да хрен его поймет…
— Точно говорю. Я различаю это у животных. Видишь, как глаза искрят?
Пантелей заглянул в глаза динозавру и увидел свое маленькое отражение на фоне степи, родной казацкой степи.
— Ладно, иди, погуляй, поищи себе что-нибудь, – мягко промолвил казак. Динозавр шумно выпустил из ноздрей воздух и потопал в сторону линии фронта.
Ночь прошла спокойно, и наступило удивительно тихое утро. Шум канонады со стороны линии фронта прекратился, и даже птицы, казалось, были удивлены неожиданной тишиной и робко настраивали свои свирели.
Гонцы давно должны были уже вернуться с приказом выдвигаться подмогой в наступление, но никто не потревожил утренний сон казаков.
Атаман стоял на пригорке и задумчиво смотрел на горизонт…
Телеграмма Донбюро в Реввоенсовет Южного фронта о мятеже в ст. Казанской
ст. Лиски
13 марта 1919 г. 2 час. 20 мин.
По всем адресам передается. Срочно.
Лопатин, Реввоенсовет Южфронта, Крамеру. Кантемировка, политотдел 8-й, т. Самойловой. Запасная полевая телеграфная контора Реввоенсовета 8-й, Чертково. Донбюро Калабеву
Сегодня, 12 марта, получена телеграмма из Новочеркасска:
«Ночью около часу с 10 на 11 марта вспыхнул белогвардейский мятеж в ст. Казанской, в мятеже участвовали окружающие хутора. Исполком с помощью 1—2 заградительных отрядов вступил в открытую борьбу с мятежниками. У нас большие потери, выбит командный состав, сам председатель исполкома ранен в левую руку. В 8 час. утра мы были окружены мятежниками, с небольшими потерями пробились в поле. Потом странное. Tyrannosaurus rex! Требуется помощь! Полная потеря личного состава. Член чрезвычайной комиссии Жолудев».