Перевод Ю. Гинзбург.
Оценка вероятности в зависимости от доступности в памяти: Slovic, 1987; Tversky & Kahneman, 1973.
Точка Омега – термин, введенный французским философом и теологом Пьером Тейяром де Шарденом (1881–1955) для обозначения состояния наиболее организованной сложности и наивысшего сознания, к которому эволюционирует Вселенная. – Прим. пер.
Понятие Долгого мира (The Long Peace) ввел в употребление Джон Гэддис в 1986 г.
Обсуждение спада насилия в моих предыдущих книгах: Pinker, 1997, pp. 518–19; Pinker, 2002, pp. 166–69, 320, 330–36.
Другие книги, посвященные спаду насилия: Elias, 1939/2000; Human Security Research Project, 2011; Keeley, 1996; Muchembled, 2009; Mueller, 1989; Nazaretyan, 2010; Payne, 2004; Singer, 1981/2011; Wright, 2000; Wood, 2004.
Данные обзоров. Мы с Беннетом Хазелтоном опросили 265 пользователей интернета – какой исторический период в предложенных пяти парах характеризуется, по их мнению, более высоким уровнем насильственных смертей: доисторические сообщества охотников-собирателей или первые государства; современные сообщества охотников-собирателей или современные западные общества; Англия XIV в. или XX в.; войны 1950-х или 2000-х гг.; США в 1970-х или в 2000-х гг. В каждом случае респонденты считали более поздние культуры более жестокими, в диапазоне с коэффициентом отличия от 1,1 до 4,6 раз. На самом деле, как мы увидим, более жестокими были более ранние культуры, с коэффициентом от 1,6 до 30 раз.
Эци: B. Cullen, “Testimony from the Iceman,” Smithsonian, Feb. 2003; C. Holden, “Iceman’s final hours,” Science, 316, Jun. 1, 2007, p. 1261.
Персонаж комедийных телешоу американского актера и режиссера Мела Брукса. – Прим. науч. ред.
Кенневикский человек: McManamon, 2004; C. Holden, “Random samples,” Science, 279, Feb. 20, 1998, p. 1137.
Человек из Линдоу: Joy, 2009.
Череп с сохранившимся мозгом: “2000-year old brain found in Britain,” Boston Globe, Dec. 13, 2008.
Убитая семья: C. Holden, “A family affair,” Science, 322, Nov. 21, 2008, p. 1169.
Войны во времена Гомера: Gottschall, 2008.
Перевод В. В. Вересаева.
Агамемнон подталкивает к геноциду: Homer, 2003, p. 101.
«Быстрые корабли с малой осадкой»: Gottschall, 2008, p. 1
«Холодная бронза прорезает с удивительной легкостью»: Gottschall, 2008, pp. 143–144.
«Так я под Троею сколько ночей» Гомер. Илиада. Песнь девятая, 325–27. Перевод Н. Гнедича.
Перевод Н. И. Гнедича.
Ветхий Завет: Kugel, 2007.
«А разве можно поступать с сестрой нашей»: Бытие 34:25–31.
Числа, 31. – Прим. науч. ред.
«Убить всех мужеского полу»: Числа 31.
«Не оставляй в живых ни одной души»: Второзаконие 20:16–17.
«Предали заклятию все»: Иерихон: Книга Иисуса Навина 6.
«Все дышащее предал заклятию»: Книга Иисуса Навина 10:40–41.
«Теперь иди и порази»: 1-я Царств 15:3.
Саул замышляет убийство: 1-я Царств 18:25.
«Умерщвлял их пилами, железными молотилами и секирами»: 1-я Паралипоменон 20:3
Божественная мудрость Соломона: 1-я Царств 3:23–28.
Подсчет библейских убийств: Schwager, 2000, pp. 47, 60.
Жертвы Всемирного потопа: буквалисты – исследователи библейских текстов датируют потоп 2300 г. до н. э. Макэведи и Джонс, 1978, оценивали население Земли в 3000 г. до н. э. примерно в 14 млн человек и в 27 млн человек в 2000 г. до н. э.
Настоящая и выдуманная библейская история: Kugel, 2007.
Авторство христианской Библии: Ehrman, 2005.
Языческие Иисусы: B. G. Walker, “Theother Easters,” Freethought Today, Apr. 2008, pp. 6–7; Smith, 1952.
Римские развлечения: Kyle, 1998.
Медицинское исследование распятия: Edwards, Gabel, & Hosmer, 1986.
Газовые камеры в нацистских лагерях смерти маскировались под душевые комнаты. – Прим. пер.
Жития святых: Gallonio, 1903/2004; Kay, 2000.
«Мать присутствовала»: процитировано у Gallonio, 1903/2004, p. 133.
Наказание за семь смертных грехов: Lehner & Lehner, 1971.
Английская хеви-метал-группа Iron Maiden. – Прим. пер.
Инквизиция: Grayling, 2007; Rummel, 1994.
«Когда рычаги были нажаты»: Bronowski, 1973, p. 216.
Статистика расправы над «ведьмами»: Rummel, 1994.
Августин о змеях и сухих ветках: Grayling, 2007, p. 25.
Евангелие от Иоанна 15:6.
«Если останавливаться только на эпизодах, которые поддаются подсчету»: Kaeuper, 2000, p. 24.
«Никогда не убивать рыцаря, умоляющего о пощаде»: процитировано у Kaeuper, 2000, p. 31.
«Может взять даму или девицу, как только он пожелает»: процитировано у Kaeuper, 2000, p. 30.
Перевод Е. Бируковой.
Ультиматум Генриха V: Шекспир, «Генрих V», акт 3, сцена III.
Перевод Б. Пастернака.
Сожжение ведьм: Tatar, 2003, p. 207.
Сказки братьев Гримм: Tatar, 2003.
Панч и Джуди: Schechter, 2005, pp.83–84.
Насилие в детских потешках: Davies, Lee, Fox, & Fox, 2004.
«Федералист» («Записки Федералиста», The Federalist Papers) – сборник статей в поддержку ратификации Конституции США. Отдельным изданием вышел в 1788 г. – Прим. пер.
Гамильтон: Chernow, 2004.
Дуэль Гамильтона: A. Krystal, “En garde! The history of dueling,” New Yorker, Mar. 12, 2007.
История дуэлей: Krystal, 2007; Schwartz, Baxter, & Ryan, 1984.
Юмор как оружие против чести: Pinker, 1997, chap. 8.
Насмешки остановили дуэлянтов: Stevens, 1940, pp. 280–83, цит. в Mueller, 1989, p. 10.
Военная культура и ее упадок: Sheehan, 2008; van Creveld, 2008.
Германия: игры без насилия: A. Curry, “Monopoly killer,” Wired, Apr. 2009.
Снижение числа убийств среди знати: Cooney, 1997.
Мизогинная реклама: Ad Nauseam, 2000. The Chase & Sanborn ad ran in Life magazine on Aug. 11, 1952.
Изменения восприятия слова rape: Том Джонс, в личном письме, 19 ноября 2010 г. С разрешения автора.
Физические наказания в школе: личные беседы с друзьями из Британии и с друзьями-католиками, а также S. Lyall, “Blaming church, Ireland details scourge of abuse: Report spans 60 years,” New York Times, May 21, 2009.
Карикатура Боба Манкоффа.
Дарвин, генетика и теория игр: Maynard Smith, 1998; Maynard Smith & Szathmáry, 1997.
Перевод Н. О. Фоминой.
О машинах выживания: Dawkins, 1976/1989, p. 66 / Ричард Докинз. Эгоистичный ген. Пер. с англ. Н. О. Фоминой.
Насилие у животных: Williams, 1988; Wrangham, 1999a.
Перевод А. Гутермана.
Три причины конфликтов: Hobbes, 1651/1957, p. 185 / Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского// Гоббс Т. Соч. в 2 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1991.
Конкуренция за самок: Darwin, 1874; Trivers, 1972.
Непонимание сексуального отбора: Pinker, 1997, 2002.
Гоббс употребляет слово diffidence – «неуверенность в себе», «робость». – Прим. пер.
Дилемма безопасности: Schelling, 1960.
Термин self-serving bias также переводят как «ошибка самообслуживания», искажение когнитивных и перцептивных процессов для поддержания собственной самооценки и чувства правоты. – Прим. пер.
«Нет ничего более кроткого, чем человек в его первоначальном состоянии»: Rousseau, 1755/1994, pp. 61–62 / Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. Пер. с фр. – М.: КАНОН-пресс, 1998.
Мафия мира и гармонии: Van der Dennen, 1995, 2005.
Насилие у шимпанзе: Goodall, 1986; Wilson & Wrangham, 2003; Wrangham, 1999a} Mitani, Watts, & Amsler, 2010.
Демонстрации агрессии у животных: Maynard Smith, 1988; Wrangham, 1999a.
Шокирующее открытие Гудолл: Goodall, 1986.
Смертельное насилие у шимпанзе: Wilson & Wrangham, 2003; Wrangham, 1999a; Wrangham, Wilson, & Muller, 2006.
Адаптивный аспект убийств у шимпанзе: Wilson & Wrangham, 2003; Wrangham, 1999a; Wrangham & Peterson, 1996. Mitani et al., 2010.
Бонобо: de Waal & Lanting, 1997; Furuichi & Thompson, 2008; Wrangham & Peterson, 1996. Bonobos and popular culture: I. Parker, “Swingers,” New Yorker, Jul. 30, 2007; M. Dowd, “The Baby Bust,” New York Times, Apr. 10, 2002.
Бонобо как модель предка человека: de Waal, 1996; de Waal & Lanting, 1997.
Бонобо в дикой природе: Furuichi & Thompson, 2008; Wrangham & Peterson, 1996; I. Parker, “Swingers,” New Yorker, Jul. 30, 2007.
Бонобо как исключение: Wrangham & Pilbeam, 2001.
Половой диморфизм и конкуренция самцов: Plavcan, 2000.
Ardipithecus ramidus: White et al., 2009.
Половой диморфизм и конкуренция самцов у вида Homo: Plavcan, 2000; Wrangham & Peterson, 1996, pp. 178–82.
Неолитическая революция: Diamond, 1997; Gat, 2006; Otterbein, 2004.
Распространение сельского хозяйства: Cavalli-Sforza, 2000; Gat, 2006.
Виды обществ: Gat, 2006.
Первые государства: Diamond, 1997; Gat, 2006; Kurtz, 2001; Otterbein, 2004.
Современные союзы племен: Goldstein, 2011.
Ранние государства как «крыша»: Gat, 2006; Kurtz, 2001; North, Wallis, & Weingast, 2009; Otterbein, 2004; Steckel & Wallis, 2009; Tilly, 1985.
Женственные чамбри: Daly & Wilson, 1988, p. 152.
Грязные махинации по отношению к антропологам: Freeman, 1999; Pinker, 2002, chap. 6; Dreger, 2011; C. C. Mann, «Chagnon critics overstepped bounds, historian says», Science, Dec. 11, 2009.
Мифы о безобидности войн первобытных народов: Keeley, 1996.
«Не из-за чего воевать»: Eckhardt, 1992, p. 1.
Догосударственное насилие: Keeley, 1996; LeBlanc, 2003; Gat, 2006; Van der Dennen, 1995; Thayer, 2004; Wrangham & Peterson, 1996.
Набеги в войнах первобытных народов: Chagnon, 1996; Gat, 2006; Keeley, 1996; LeBlanc, 2003; Thayer, 2004; Wrangham & Peterson, 1996.
Примитивное оружие: Keeley, 1996.
«Им нравится мучить людей»: процитировано у Schechter, 2005, p. 2.
Набеги яномамо: Valero & Biocca, 1970.
Набеги ватаурунгов: Morgan, 1852/1979, pp. 43–44.
Набеги инупиатов: Burch, 2005, p. 110.
Каннибализм: Fernández- Jalvo, Diez, Bermúdez de Castro, Carbonell, & Arsuaga, 1996; Gibbons, 1997.
Прионные болезни: E. Pennisi, “Cannibalism and prion disease may have been rampant in ancient humans”, Science, Apr. 11, 2003, pp. 227–28.
Насмешки воина маори: A. Vayda’s Maori Warfare (1960), цит. в Keeley, 1995, p. 100.
Причины первобытных войн: Chagnon, 1988; Daly & Wilson, 1988; Gat, 2006; Keeley, 1996; Wiessner, 2006.
Мужчины яномамо «устали от войн»: цит. в Wilson, 1978, pp. 119–20.
Перевод Н. Гнедича.
Универсальность мести: Daly & Wilson, 1988; McCullough, 2008.
Потери убитыми в догосударственных обществах: Bowles, 2009; Gat, 2006; Keeley, 1996.
Судебно-медицинская археология: Keeley, 1996; McCall & Shields, 2007; Steckel & Wallis, 2009; Thorpe, 2003; Walker, 2001.
Насильственные смерти в доисторических обществах: Bowles, 2009; Keeley, 1996.
Насильственные смерти у охотников-собирателей: Bowles, 2009.
Насильственные смерти у охотников-земледельцев и крестьян племенных сообществ: Gat, 2006; Keeley, 1996.
Насильственные смерти в государственных обществах: Keeley, 1996.
Уровень смертей в войнах: оценка в 3 % взята из Wright, A Study of War, 1942, p. 245. Первая редакция была закончена в ноябре 1942 г., до самых разрушительных моментов Второй мировой. Тем не менее цифры не были изменены в переиздании 1965 г. (Wright, 1942/1965, p. 245, и в сокращенном издании 1964 г. Wright, 1942/1964, p. 60), хотя в последнем упоминаются Дрезден, Хиросима и Нагасаки. Я полагаю, что цифры намеренно оставлены без изменений и что дополнительное количество жертв Второй мировой компенсировались миллиардом человек, рожденных в послевоенные десятилетия.
ХХ в. в Европе и США: Keeley, 1996, from Harris, 1975.
Цифры «гибели в бою» с 1900 по 1945 г. включительно взяты из трех баз данных проекта «Корреляты войн» (Interstate, Extrastate и Intrastate), учитывалась большая цифра из колонок «потери государства» и «общие потери» (Sarkees, 2000; http://www.correlatesofwar.org), вместе со средним геометрическим от «гибель в бою, минимум» и «гибель в бою, максимум» с 1946 до 2000 г. включительно из PRIO Battle Deaths Dataset Gleditsch, Wallensteen, Eriksson, Sollenberg, & Strand, 2002; Lacina & Gleditsch, 2005; http://www.prio.no/Data/.
Гибель в бою в ХХ в.: цифра в 6 млрд смертей основан на оценке, согласно которой на протяжении ХХ в. на Земле жили 12 млрд человек (Mueller, 2004b, p. 193) и около 5,75 млрд были живы к концу столетия.
180 млн насильственных смертей: White, in press; 3 % получается, если взять 6,25 млрд как общее количество смертей, см. прим. 55.
Жертвы в Ираке и Афганистане: Iraq Coalition Casualty Count, www.icasualties.org.
Смертность в войнах: Human Security Report Project, 2008, p. 29. Число смертей по всему миру оценивается в 56,5 млн чел. по данным ВОЗ. Множитель 20 основан на оценке ВОЗ (310 000 смертей, связанных с войной, в 2000 г.), самые свежие данные, доступные в World Report on Violence and Health. См. Krug, Dahlberg, Mercy, Zwi, & Lozano, 2002, p. 10.
Насильственные смерти в догосударственных обществах в сравнении с централизованными государствами: Steckel & Wallis, 2009.
Уровень бытовых убийств в современной Европе: Eisner, 2001.
Уровень бытовых убийств в США в 1970-е и 1980-е гг.: Daly & Wilson, 1988.
Ацтеки: Keeley, 1996, table 6. 1, p. 195.
Смертность во Франции, России, Германии и Японии: Keeley, 1996, table 6. 1, p. 195; цифры за отсутствующие годы ХХ в. выведены пропорционально.
Смерти американцев в войнах: Leland & Oboroceanu, 2010, “Total Deaths” column. Цифры взяты из результатов переписи населения США, http://www.census.gov/compendia/statab/hist_stats.html.
Все насильственные смерти в ХХ в.: цифры основаны на оценке Уайта – 180 млн при среднегодовом населении Земли в ХХ в., оцениваемом в 3 млрд человек.
Гибель в бою в 2005 г.: United States: www.icasualties.org. World: UCDP/PRIO Armed Conflict Dataset, Human Security Report Project, 2010; см. Human Security Centre, 2005, частично основано на данных Gleditsch et al., 2002 и Lacina & Gleditsch, 2005.
Частота войн среди охотников-собирателей: Divale, 1972; Ember, 1978; Keeley, 1996. См. также Chagnon, 1988; Gat, 2006; Knauft, 1987; Otterbein, 2004. Van der Dennen, 2005.
Андаманцы: «Cannibalism and prion disease may have been rampant in ancient humans», Economist, Dec. 19, 2007.
Побежденные беглецы: Gat, 2006; Keeley, 1996; Van der Dennen, 2005.
Жестокое прошлое народа!кунг: Goldstein, 2001, p. 28.
Насилие у семаев: Knauft, 1987.
!Кунг и инуиты: Gat, 2006; Lee, 1982.
Уровень убийств в США: Fox & Zawitz, 2007 и Zahn & McCall, 1999; Ботсванский мир: Gat, 2006.
Канадский мир: Chirot & McCauley, 2006, p. 114.
«Жизнь стала лучше, с тех пор как пришло правительство»: цит. в Thayer, 2004, p. 140.
Возмездие, кровная месть и судебные приговоры: Ericksen & Horton, 1992.
Рост насилия с деколонизацией: Wiessner, 2006.
Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Соч. в 2 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1991. – Прим. науч. ред.
Опасность цивилизации для здоровья: Steckel & Wallis, 2009; Diamond, 1997.
Изгнание из рая и первые цивилизации: Kugel, 2007.
Сделка «охота или земледелие»: Gat, 2006; North et al., 2009; Steckel & Wallis, 2009.
Первые государства: Steckel & Wallis, 2009.
Жестокость и деспотизм в ранних государствах: Betzig, 1986; Otterbein, 2004; Spitzer, 1975.
Norbert Elias: Fletcher, 1997.
График убийств в Англии: Gurr, 1981.
Опрос о восприятии насилия: см. прим. 1 к главе 1.
История убийств: Cockburn, 1991; Eisner, 2001, 2003; Johnson & Monkkonen, 1996; Monkkonen, 1997; Spierenburg, 2008.
Долгосрочная динамика убийств: Eisner, 2003.
Убийства в Кенте: Cockburn, 1991.
Корреляция убийств и других видов насилия: Eisner, 2003, pp. 93–94; Zimring, 2007; Marvell, 1999; Daly & Wilson, 1988.
Коновалы: Keeley, 1996, pp. 94–97; Eisner, 2003, pp. 94–95.
Постоянные характеристики убийств: Eisner, 2003, 2009. Daly & Wilson, 1988.
Спад насилия среди элит: Eisner, 2003; Cooney, 1997; Clark, 2007a, p. 122.
Закон Веркко: Daly & Wilson, 1988; Eisner, 2003; Eisner, 2008.
«Средневековая домовая книга»: Elias, 1939/2000, p. 513–16; p. 172–82; Graf zu Waldburg Wolfegg, 1988.
Дикий азарт благородного уничтожения: Tuchman, 1978, p. 8.
Бытовое насилие в средневековой Европе: Elias, 1939/2000, p. 168.
«Мозги у него вылетели»: Hanawalt, 1976, pp. 311–12, цит. в Monkkonen, 2001, p. 154.
Жестокие средневековые развлечения: Tuchman, 1978, p. 135.
Отрезание носов: Groebner, 1995.
«Может ли отрезанный нос снова отрасти»: Groebner, 1995, p. 4.
Несдержанность в Средневековье: Elias, 1939/2000, pp. 168–169.
«Детскость средневекового поведения»: Tuchman, 1978, p. 52.
«Чуть заметно сжав губы»: D. L. Sayers, introduction, The song of Roland (New York: Viking, 1957), p. 15, цит. в Kaeuper, 2000, p. 33.
«Жемчуга и рубины» в носовом платке: Elias, 1939/2000, p. 123.
«Гнойные выделения»: Elias, 1939/2000, p. 130.
Отвращение как адаптация: Curtis & Biran, 2001; Pinker, 1997; Rozin & Fallon, 1987, chap. 6.
Изменения в ругательствах: Pinker, 2007b, chap. 7.
Одуванчик использовали как мочегонное средство.
«Одуванчик» и «пустельга»: Hughes, 1991/1998, p. 3.
Самоконтроль: Daly & Wilson, 2000; Pinker, 1997, chap. 6; Schelling, 1984.
Универсальные правила приличия: Brown, 1991; Duerr, 1988–97, но см. также Mennell & Goudsblom, 1997.
«Точки отсчета не существует»: Elias, 1939/2000, pp. 135, 181, 403, 421.
Число политических единиц в Европе: Wright, 1942, p. 215; Richardson, 1960, pp. 168–69.
Революция в военном деле: Levy, Walker, & Edwards, 2001.
Государства порождают войны. И наоборот: Tilly, 1985.
Королевский мир: Daly & Wilson, 1988, p. 242.
Плата за кровь и коронеры: Daly & Wilson, 1988, pp. 241–245.
Неточно цитируемое «Толкование на Псалом 125-й» Бл. Августина. – Прим. науч. ред.
«Деньги – зло»: Tuchman, 1978, p. 37.
«Законы о коммерции запрещали»: Tuchman, 1978, p. 37.
Эволюция сотрудничества: Cosmides & Tooby, 1992; Ridley, 1997; Trivers, 1971.
Свободный рынок и эмпатия: Mueller, 1999, 2010b.
Благотворная торговля: цит. в Fukuyama, 1999, p. 254.