Введение

Семья является универсальной средой для воспитания ребенка. Именно в семье дети имеют возможность естественно приобщиться к жизни, получают знания, учатся думать, чувствовать, трудиться.

Традиции каждой отдельно взятой семьи обусловлены бытом и культурой данного народа. Отношения с близкими родственниками оказывают решающее влияние на формирование личности ребенка. Чувства, привитые в детстве, сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Поэтому значение семейного воспитания определяется условиями, которые создаются для развития ребенка.

Эмоциональность семейных отношений, основанных на взаимной любви, доверии, сопереживании и соучастии способствует гармоничному формированию личности ребенка. Чем младше ребенок, тем больше его развитие зависит от особенностей общения со взрослыми.

В быстро меняющемся современном мире семья претерпевает глубокие изменения. Нарушается преемственность в традиционном воспитании детей между старшими и младшими поколениями. Родители, занятые на производстве, не всегда уделяют достаточно времени своим малышам и часто не владеют знаниями, необходимыми для обеспечения благоприятного развития ребенка. Материальные трудности, ограничение круга общения в неполных семьях, которых становится все больше, так же негативно сказываются на детях (30, 70).

Слабость нравственных устоев, снижение жизненного уровня, безработица, вынужденная миграция приводят к социальной дезорганизации семей. Плохие условия жизни семьи ослабляют ее инфраструктуру и являются одной из причин увеличения «социального сиротства» (29, 70, 71).

В связи с увеличением количества детей, нуждающихся в опеке государства, остро стоит проблема воспитания и обучения в детских домах. Среди воспитанников детских домов и интернатов процент детей – биологических сирот очень мал. Преобладающее большинство детей имеют родителей, которые в силу различных причин не хотят или не могут их воспитывать. Наиболее частой причиной определения детей в закрытые учреждения является лишение родительских прав, связанное с алкоголизмом обоих родителей, их уклонением от воспитания детей, жестоким обращением с ними и т. д.

Отягощенная наследственность, болезни и асоциальные условия жизни в раннем возрасте приводят к общей соматической ослабленности организма ребенка, расстройствам его психоневрологической сферы. Дальнейшее длительное нахождение ребенка в условиях закрытых учреждений способствует его отчуждению от определенных отношений с миром людей, предметным миром. Все эти факторы в совокупности создают условия, в которых основные психические потребности ребенка удовлетворяются не полностью, что в свою очередь видоизменяет структуру развивающейся детской личности. При отсутствии надлежащего лечения, воспитания и обучения личность ребенка, растущего без семьи, претерпевает глубокие негативные изменения.

У детей, воспитывающихся вне семьи, по иному формируются познавательные процессы, эмоции, общение и речь. Эти особенности проявляются не столько в темповых задержках психомоторного и речевого развития, а в качественно ином, дисгармоничном развитии ребенка, которое обнаруживается на всех ступенях детства. Известные в логопедии речевые расстройства у дошкольников в детском доме встречаются чаще, чем в норме, кроме того, они приобретают специфический характер в связи с условиями, в которых формируется речевая функциональная система. Основной причиной появления этих специфических речевых нарушений является низкий уровень развития общения в личностном, деловом и познавательном аспектах (32, 34, 51, 59).

Недостаточность эмоционального общения со взрослым в раннем возрасте, отсутствие доверительных, интимных связей, основанных на любви и признании, монотонность режима, упрощающего деловое сотрудничество со взрослым до конкретики овладения навыками самообслуживания, обедненная предметная среда закрытого учреждения не побуждают ребенка к активному овладению речью. Дети, с раннего возраста живущие в детском доме, обычно не проявляют познавательного интереса и творческой активности.

Своеобразные нарушения психических процессов, недоразвитие познавательной и речевой деятельности, отклонения в поведении обусловливают неэффективность усвоения знаний, поэтому в работе с дошкольниками в детском доме непродуктивно использование традиционных методик (10, 11, 13, 15, 24).

В связи с задачами подготовки детей к школьному обучению, их последующей социальной адаптации перед педагогами детского дома стоит задача обеспечения всестороннего физического, психического и социального развития каждого ребенка.

Нами разработана дифференцированная методика психолого-логопедического воздействия на дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, в условиях детского дома. Книга состоит из вступления, пяти глав, заключения и приложения.

В первой главе описаны особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, и условия, негативно влияющие на речевой онтогенез. Раскрыто понятие и представлены виды психической депривации, приведены примеры жизненных ситуаций, способствующих ее развитию.

Во второй главе сравниваются основные этапы развития речи дошкольников в норме и в условиях психической депривации. Определены закономерности и особенности речевого развития воспитанников детского дома.

В третьей главе описаны особенности психических и речевых нарушений у дошкольников в детском доме. Представлены основные направления психолого-педагогической коррекции нарушений психического и речевого развития дошкольников в детском доме, показана организация их воспитания и обучения.

В четвертой главе изложена методика логопедической работы в детском доме: определены принципы психолого-логопедической коррекции речевых нарушений, раскрыто содержание этапов логопедической работы в речевой группе, описывается методика психолого-логопедического обследования ребенка дошкольного возраста, структура логопедического занятия.

В пятой главе раскрыты особенности логопедической работы с детьми разного возраста и некоторые приемы, хорошо зарекомендовавшие себя в процессе работы.

В приложении имеются практические материалы, необходимые для проведения психолого-логопедического обследования дошкольника в речевой группе детского дома, даны образцы составления перспективного планирования коррекционно-педагогической работы, конспекты занятий и сценарии праздников.

Загрузка...