С Глафирой Григорьевной мы познакомились только через три дня. Дважды я спускалась к ней на второй этаж – как положено, с коробкой пирожных и упаковкой чая – и дважды возвращалась обратно, ибо всезнающей соседки не было дома.
– Баба Глаша на месте обычно не сидит, – сказала мне Марина, которую я случайно встретила в лифте. – У нее дел невпроворот. Она же у нас главная по дому.
– Как это? – удивилась я. – Разве председатель нашего ТСЖ не Аристарх Семенович?
– Председатель – да, он, – кивнула соседка. – Но дядя Аристарх ведает в основном коммунальными делами. Электропроводкой там, водоснабжением, вывозом мусора. А баба Глаша – организатор. Деньги на новые светильники собирает, неплательщикам внушение делает, с подрядчиками всякими договаривается, которые нам фасад ремонтировать должны или асфальт на автостоянке укладывать. Официально считается, что она у Аристарха Семеновича в помощницах, а по факту – он в помощниках у нее.
– Понятно, – кивнула я. – Когда же ее можно застать дома?
– Не знаю, – пожала плечами Марина. – Но ты не волнуйся. Если тебе нужно с ней поговорить, она найдет тебя сама.
Такой ответ меня, конечно, не удовлетворил. Побеседовать с Глафирой Григорьевной очень хотелось, однако ждать, когда она появится на моем пороге, было, как минимум, странно. Это ведь я имею к ней интерес, верно? Моя же персона ей не нужна, а значит, искать встречи с главной по дому надлежит именно мне. Вариант, что мы случайно увидимся в подъезде или во дворе, также отметался: в понедельник утром начальник прислал мне новое задание, и я должна была вплотную заняться его выполнением. Таким образом, в ближайшие несколько дней для общества я буду потеряна, ибо днями и ночами стану сидеть за столом и рисовать, рисовать, рисовать.
Задание, к слову, было не только объемным, но и увлекательным. Наша контора взялась разрабатывать компьютерную игру по мотивам отечественного фольклора, и всем дизайнерам надлежало в течение двух недель подготовить портреты ее будущих персонажей. В их выборе нас ограничивать не стали: чем разнообразнее окажется поголовье сказочных героев, тем большую премию бухгалтерия выпишет нашему отделу в будущем месяце. Единственное условие, которое должно было неукоснительно соблюдаться – реалистичность. Персонажи должны быть похожи на реальных людей, не теряя при этом своей мистической сути.
За карандаш я взялась сразу, как только прочла техническое задание. Не мудрено: за последние несколько дней в моей жизни случилось столько мистики, что ее можно было рисовать с натуры.
К вечеру у меня оказались готовы сразу три картинки: красноглазый вурдалак с лицом моего нового приятеля Гены, домовой, которого я сделала таким же усатым и добродушным, как Аристарх Семенович, и сестры-русалки, в коих непременно узнали бы себя близняшки с пятого этажа.
Во вторник утром я решила, что работу надо ненадолго прервать: требовалось написать и отправить письмо соседу из квартиры напротив. С Вадимом мы теперь переписывались довольно активно. Получив от него первое послание, я в ответ опустила в почтовый ящик шестьдесят седьмой квартиры лист формата А4, на котором подробно описала, кто я такая, объяснила, что не имею к его «обожаемой» соседке никакого отношения, и пообещала окропить жилище Вадима заговоренной водой, если он снова будет ломиться в мою дверь. На следующий день в моем собственном ящике обнаружился клочок бумаги, на котором было написано: «Все понял. Извини».
Теперь же я собиралась пригласить призрака на рандеву. Хотелось посмотреть, как он выглядит, чтобы потом зарисовать для компьютерной игры. А заодно поинтересоваться, не против ли он стать одним из ее персонажей. У остальных соседей я тоже намеривалась это спросить, только чуть позже.
Стоило мне спуститься к почтовым ящикам, как я нос к носу столкнулась с худенькой невысокой старушкой. У нее были пышные седые волосы, собранные на затылке в высокий пучок, цепкие серые глаза и выдающийся нос – длинный и крючковатый.
«Ведьма! – тут же пронеслось в моей голове. – Вылитая баба Яга!»
Воображение тут же дорисовало бабушке длинную юбку с большой черной заплаткой, старенький аккуратный фартук, белую сорочку с красной вышивкой по рукавам и толстую меховую жилетку.
– Фантазию-то поумерь, художница, – насмешливо произнесла старушка неожиданно красивым мелодичным голосом. – Я меховые жилеты отродясь не носила.
Я растерянно моргнула.
– Меня зовут Глафира Григорьевна, – сказала соседка. – Ты, кажется, хотела со мной познакомиться, Алиса?
– Откуда вы это знаете? – выдохнула я.
– Я в этом доме все знаю, – подмигнула женщина. – А если не все, то многое. Я с тобой познакомиться тоже очень хочу. Пойдем-ка, деточка, ко мне в гости. Посидим, побеседуем. В ногах правды нет.
В следующее мгновение я неожиданно обнаружила себя сидящей за добротным деревянным столом в маленькой уютной кухоньке, напоминающей кухню Аристарха Семеновича. Здесь тоже лежал широкий домотканый половик, а по стенам были развешаны полочки с декоративными тарелками и глиняными горшками.
Рядом со мной, как по волшебству, появилась фарфоровая чашка с чаем и большое блюдо, на котором навалом лежали всевозможные пряники и конфеты.
– Угощайся, – предложила Глафира Григорьевна, усаживаясь на соседний стул. – И рассказывай, как тебе живется в нашем доме.
– Как в сказке, – честно ответила я, разворачивая разноцветную обертку жевательной мармеладки. – Чем дальше, тем страшнее. Так-то здесь хорошо. Подъезд чистый, на лестничных площадках фикусы стоят, стены, опять же, ровные и без всяких ругательных надписей. Зато соседи…
– Что – соседи? Плохие?
– Нет, не плохие. Скорее, необычные. Очень необычные. Я таких людей никогда не встречала. Я вообще теперь не уверена, что некоторые из них являются людьми.
– Некоторые из них действительно не люди, – усмехнулась старушка. – Однако ж по сути своей будут человечнее других.
Я подалась вперед.
– Глафира Григорьевна, мне говорили, что вы местный старожил, а потому можете рассказать много интересного о соседях, о доме, и даже обо мне самой.
– Может, и могу.
– Расскажите, пожалуйста! Откуда они все взялись – эти призраки, вампиры, колдуны? Они же только в сказках бывают, в реальности таких созданий быть не может! И самое главное – если их на самом деле нет, почему я их вижу и слышу?..
На губах Глафиры Григорьевны появилась улыбка.
– Если видишь и слышишь, значит, они все-таки есть, – заметила она. – Я тебе больше скажу, Алиса, рядом с людьми эти создания жили всегда. Штука в том, что их никто не замечал. За редким исключением, конечно. И это правильно. У людей – своя жизнь, у вампиров и колдунов – своя. Если хорошенько присмотреться, окажется, что чародеев вокруг нас видимо-невидимо. Только живут они тихо и способности свои, в отличие от всяких шарлатанов, не выпячивают. Вот представь: идешь ты улице, а навстречу тебе мужичок какой-нибудь топает. Самый обычный – в джинсах, в футболке, с лысиной, с бородой. Этакий слесарь с ближайшего завода. В нашем городе таких мужчиков пруд пруди. Обратишь ты на него внимание? Вряд ли. А ведь может статься, что дяденька этот никакой не слесарь, а самый настоящий леший. В лесу живет, деревья растит, землянику лелеет. В город раз в месяц выбирается – отчет в управление лесного хозяйства сдать, где он по документам лесником числится. Или, например, встречаются тебе на улице три девицы-красавицы. Девушки, как девушки. Красивые, фигуристые. А они на самом деле…
–…русалки, – пробормотала я, вспомнив свой рисунок и соседок с пятого этажа.
– Верно, русалки, – улыбнулась Глафира Григорьевна. – Точнее, колдуньи-водяницы. Вода для них – лучшая стихия на свете. Они в ней большую часть года проводят, в ней они и ворожат. Другой человек скажет: сказки это. Не бывает на свете ни леших, ни русалок. А им того и надо. Чем меньше народу в них верит, тем вольготнее им живется.
– Хорошо, – кивнула я. – С колдунами все понятно. Теперь по поводу дома. Гена, местный вампир, сказал, что чародеи тут на каждом этаже живут. У них принято держаться вместе, да? Поэтому они собрались здесь такой толпой?
Взгляд Глафиры Григорьевны погрустнел.
– Не совсем так, Алисушка. Колдуны и духи селятся, где им удобно, и традиции тут не при чем. Дело в том, что дом этот не простой. Раньше на его месте лес дремучий стоял. С дубами да березками, елками да осинами. В этом лесу источник с живой водой бил. Кто к нему приходил, тот силы-могущества набирался, раны излечивал, да годы себе продлевал. А потом люди начали этот лес вырубать. Дерево за деревом. Почти весь вырубили, четвертую часть лишь оставили – ту, что из наших окон виднеется. Источник же в какой-то момент под землю ушел. На том месте, где он сейчас находится, долгое время был пустырь, а потом дом этот построили. Родник же хоть и скрылся, а все ж не погиб, живет под землей, да силой волшебной ее питает. Вот и потянулись в дом те, кому эта сила нужна. Все просто, Алисушка.
– Но ведь здесь живут и обычные люди.
– Живут, – кивнула Глафира Григорьевна. – Только часто меняются. Продают квартиры, переезжают в другие дома. Дольше чем на пять лет никто из них тут не задерживается.
– Почему?
– Кто ж знает, почему? Может, район не нравится. Или что-нибудь еще. Колдуны и духи обычных людей не трогают, а подземный источник их здоровьем и силами тоже питает. Ему, источнику, все равно кого питать. Попробуй мятный пряничек, Алиса.
– Спасибо, – улыбнулась я. – То, что вы говорите, похоже на сказку. Если бы я не пообщалась с Геной и Вадимом и не получила в подарок бутылку заговоренной воды, решила бы, что вы меня разыгрываете. Однако теперь я готова поверить во что угодно.
– У тебя был еще один вопрос.
– Да, самый главный. Почему я слышу, как ругается Вадим, и вижу, как летает Генка?
– Потому что ты – видящая.
– Кто?..
– Видящая, – соседка допила остатки чая и отодвинула от себя пустую чашку. – Человек, способный видеть духов и умеющий различить в толпе нашего брата-колдуна. Когда-то давно люди с такими способностями, как у тебя, становились шаманами. Или инквизиторами.
– Значит, я… – я замялась, – ну… не ведьма, да?
– Не ведьма, – старушка улыбнулась. – Ты – девушка, которую нельзя обмануть и невозможно заколдовать. Ни один, даже самый сильный и умелый маг, не способен отвести видящему глаза, ибо тот может разглядеть суть вещей сквозь любые чары.
– Звучит здорово, – улыбнулась я. – Но уж совсем невероятно.
– Почему же?
– Потому что раньше я никогда не видела ни духов, ни колдунов. А о том, что они в принципе существуют, узнала лишь несколько дней назад.
– Ошибаешься, деточка, – снова улыбнулась главная по дому. – Ты замечала их не раз, однако не заостряла на этом внимание. Вспомни, разве не было у тебя случая, когда на улице, в магазине, в автобусе или в университете, твое внимание неожиданно привлекал какой-нибудь заурядный человек? Привлекал настолько, что ты начинала размышлять, кем он может быть, или же замечала в нем что-то необычное?
Я нахмурилась.
Вообще-то таких случаев было много. Помнится, когда я была школьницей, в параллельном классе учился мальчик с необыкновенными серыми глазами. Мне почему-то казалось, что они могут светиться в темноте, а сам он умеет превращаться в волка. Или, например, в трамвае я как-то раз увидела женщину, которая везла огромный букет сирени. Мне тогда отчего-то подумалось, что эта дама собирается приготовить из него крем, который позволит ей ненадолго принять облик другого человека.
Это что же получается? Тот мальчик был оборотнем, а женщина с сиренью – ведьмой?
Ну, дела… А ведь я всегда думала, что эти мысли связаны с моей профессией – я ведь художница, а значит, должна подмечать интересные типажи.