Хороший суд имеет неизмеримо великое значение для нормального развития государства. Он является опорой правового порядка; он проводит законы в жизнь; он восстанавливает нарушенные права и карает нарушителей; благодаря ему граждане могут спокойно пользоваться своим имуществом и плодами своих трудов.
«Судебная власть является органом законодательной, дает ей жизнь и приводит ее в осуществление; это она, доставляя правам более слабого торжество над притязаниями более сильного, обеспечивает как господство закона, так и мир в среде граждан; это она образует политическую связь, клеймя нечестные поступки и удаляя из общества преступников, словом, это она – та покровительственная власть, которая внушает каждому мысль о своей безопасности и без которой человек, тревожась за свою свободу, за свое имущество, даже за свою жизнь, не станет заботиться о приобретении чего-либо, ибо не уверен в возможности сохранить это и будет считать себя чужестранцем в своем собственном отечестве»109.
Следует даже признать справедливым изречение Платона, часто повторявшееся и другими, что лучше иметь хороших судей при плохих законах, чем, наоборот, хорошие законы при плохих судьях. Действительно, хороший судья, как верно пояснил мысль Платона Дюпэн, может, при известной свободе действий, сделать много добра, несмотря на плохие законы, тогда как плохой судья будет злоупотреблять и хорошими законами110.
Мало того, примеры республиканского Рима и современной Англии показывают, что гражданско-правовой быт может нормально развиваться и при отсутствии или скудости кодифицированного права, благодаря только творческой деятельности судей, стоящих на высоте своей задачи: в Риме источником права был преторский эдикт, в Англии им являются решения судов.
Без преувеличения можно поэтому сказать, что хороший суд – основа государственного строя (justitia fundamentum regnorum). Ясное осознание этой истины побудило Юма отметить относительно своего отечества, что «вся политическая система и каждый из ее органов – армия, флот, обе палаты – все это только средства к достижению одной-единственной цели – охранению свободы двенадцати верховных судей Англии»111.
Ввиду своей важности для государства, отправление правосудия не может быть предоставлено частным лицам или обществам, а должно составлять и в настоящее время повсюду составляет прерогативу государственной власти, которая поручает выполнение этой функции особым органам. Всестороннее исследование их устройства составляет задачу той науки, которая изучает организацию и деятельность государственной власти вообще, т.е. науки государственного права112. Наука же гражданского процесса может, не касаясь общих начал государственной службы, одинаково применимых ко всем должностным лицам, ограничиться рассмотрением тех особенностей, которые свойственны судебным учреждениям как субъектам гражданского процесса113.
Судебная функция осуществляется в современных государствах не одним лицом или учреждением, а целым рядом учреждений, носящих название судов, судебных установлений и судебных мест114. Каждому из них предоставлена известная более или менее значительная часть судебной власти, и деятельность каждого согласована с деятельностью остальных. Поэтому гражданские суды любого государства образуют в своей совокупности одну систему.
Существующая у нас в настоящее время система судов отличается чрезвычайной сложностью. Она образовалась из целого ряда разновременных наслоений.
I. Основную группу судов составляют судебные учреждения, созданные Судебными уставами 1864 г. Они подразделяются на мировые, разрешающие дела малоценные, и общие, к ведомству которых отнесены все остальные дела. Как в тех, так и в других имеются три степени, или инстанции: первой являются мировые судьи и окружные суды, второй – мировые съезды и судебные палаты, а третьей – Гражданский кассационный департамент Сената. Таким образом, система судов по Судебным уставам 1864 г. имеет следующий вид:
II. По такому же плану организованы судебные учреждения в Царстве Польском, с тою разницей, что низшая юрисдикция разделена между мировыми судьями (в городах) и гминными судами (в уездах), состоящими из гминных судей и заседателей (лавников).
III. При распространении действия Судебных уставов 1864 г. на Закавказье, Архангельскую губернию и азиатскую Россию первоначальная система судоустройства была изменена в том отношении, что второй инстанцией сделаны для мировых судей окружные суды, а третьей – судебные палаты (по отношению к Архангельской губернии остался третьей инстанцией Сенат), так что получилась в этих местностях двойственная система судебных учреждений (ст. 444, 4615, 612, 635, 659 Учр. суд. уст.):
IV. В 1889 г. институт мировых судей был упразднен во внутренних губерниях европейской России, а затем и в нескольких других. Вместо него введены судебно-административные учреждения, существующие в настоящее время в 43 губерниях.115 Дела, предоставленные ведению мировых судей, распределены между земскими начальниками и городскими судьями, с одной стороны, и уездными членами окружных судов – с другой. Второй инстанцией для земских начальников и городских судей сделаны уездные съезды, образуемые из них же с участием почетных мировых судей, которые сохранены повсюду, а для уездных членов окружных судов – окружные суды. Третьей инстанцией являются для первых губернские присутствия, а для вторых – Гражданский кассационный департамент Сената. Кроме того, по усмотрению министра юстиции, дела из губернских присутствий могут быть переносимы в четвертую инстанцию – в Соединенное присутствие Первого и Гражданского кассационного департаментов Сената.
Схема судебных учреждений по закону 1889 г.:
V. Общие, мировые и судебно-административные учреждения являются обыкновенными, или нормальными, судами в том смысле, что их власть распространяется на всех вообще граждан и на все гражданские дела, поскольку в законе не установлено каких-либо изъятий. Кроме этих обыкновенных судов, существуют еще специальные, или особенные, которые введены для определенных категорий лиц и для определенных разрядов дел, как, например, для крестьян, для торговых дел и т.д. К числу таких специальных судов у нас принадлежат: коммерческие, духовные, волостные, гминные, инородческие.
Коммерческие суды, существующие в столицах и Одессе, имеют только одну высшую инстанцию: Судебный департамент Сената. Варшавский же коммерческий суд приравнен к окружным и подчинен варшавской судебной палате и Гражданскому кассационному департаменту Сената.
Духовные суды для лиц различных вероисповеданий различны116. Для православных духовными судами являются духовные консистории, архиереи и Синод.
Волостные суды, учрежденные для разбора гражданских дел между лицами, принадлежащими к сельскому населению, организованы не одинаково. В местностях, где введены земские начальники, второй инстанцией для волостных судов служат уездные съезды, а третьей – губернские присутствия; в Прибалтийских губерниях они подчинены верхним крестьянским судам в качестве второй инстанции и мировым съездам – в качестве третьей117; в прочих местностях они подчинены учреждениям, заведующим крестьянскими делами (уездным съездам мировых посредников, где они сохранились, съездам крестьянских начальников, губернским по крестьянским делам присутствиям и т.д.)118.
Гминные суды заменяют собою волостные в Царстве Польском. Второй инстанцией служат для них мировые съезды, а третьей – Сенат119.
Станичные суды существуют в казачьих станицах120.
Инородческие суды различных типов сохранились у кавказских горцев, кочевых и бродячих инородцев Сибири, самоедов Архангельской губернии и других инородцев азиатской России121.
VI. Часть гражданской юрисдикции предоставлена некоторым административным чиновникам в азиатской России, а именно крестьянским, пограничным и инородческим начальникам122.
VII. Самостоятельная система судов существует в Финляндии: ратуши (первая инстанция), гофраты (вторая) и судебный департамент финляндского сената (третья)123.
Системы гражданских судов важнейших континентальных государств Западной Европы схожи с тою, какая была введена у нас Судебными уставами 1864 г. Во Франции, в Германии и Австрии судами первой инстанции являются: 1) для дел малоценных и требующих быстрого разрешения – единоличные судьи, называемые во Франции мировыми (juges de paix), а в Германии и Австрии – участковыми (Amtsrichter, Bezirksrichter) и 2) для прочих дел – коллегиальные суды первой инстанции – во Франции именуемые просто судами (tribunaux), в Германии – земскими судами (Landgerichte), в Австрии в главных городах – земскими (Landesgerichte), а в остальных – окружными (Kreisgerichte).
Второй инстанцией служат для единоличных судей коллегиальные суды первой инстанции, а для коллегиальных судов первой инстанции – коллегиальные же суды второй истанции, носящие название во Франции апелляционных судов (cours d’appel), а в Германии и Австрии – высших земских (Oberlandesgerichte).
Вершину судебной иерархии занимает в каждом из этих государств высший суд: во Франции – Кассационный (cour de cassation), в Германии – Имперский (Reichsgericht), в Австрии – Верховный (oberster Gerichtshof). Компетенция этих судов распространяется на всю территорию данного государства124. Разница состоит в том, что во Франции и в Австрии высшие суды (Кассационный и Верховный) являются третьей инстанцией как для коллегиальных, так и для единоличных судов, тогда как в Германии – только для коллегиальных.
По французскому образцу организованы суды в Бельгии, Италии, Испании и Португалии – с некоторыми отличиями в деталях.
Так, в Италии единоличные судьи разделяются на две категории: на преторов (pretori), соответствующих французским мировым судьям, и на собственно мировых (giudici conciliatori), решающих мелкие дела (до 100 лир) и являющихся третейскими судьями, по желанию тяжущихся, в остальных делах. Кроме того, в Италии не один, а пять кассационных судов (в Риме, Турине, во Флоренции, в Неаполе, Палермо).
В Испании роль мировых судей исполняют «муниципальные», избираемые общинами. Их должность считается общественной повинностью; они служат без жалования, но получают гонорар по таксе. Другая особенность испанского судоустройства та, что все суды первой инстанции единоличны.
Кроме общегражданских судов, в западноевропейских государствах существуют и некоторые специальные. Меньше всего их во Франции, судоустройство которой отличается наибольшей простотой и единством. Здесь имеются лишь коммерческие суды для торговых дел и третейские суды (les conseils de prud’hommes) для рассмотрения споров, возникающих из договора личного найма в области промышленности и торговли. Но и коммерческие, и третейские суды приобщены к системе общих судов благодаря тому, что второй инстанцией служат для коммерческих судов – апелляционные суды, а для третейских – суды первой инстанции.
В Германии наряду с общими судами действуют промышленные суды (Gewerbegerichte) для разбора споров между рабочими и хозяевами в области промышленности, а также между рабочими одного хозяина; купеческие суды (Kaufmannsgerichte) для разбора споров, вытекающих из договоров личного найма или обучения между купцами и их приказчиками или учениками; третейские суды для разрешения споров, возникающих из страхования рабочих от несчастных случаев (Schiedsgerichte für Arbeiterversicherung), и в некоторых местностях еще остатки старинных общинных судов (Gemeindegerichte), а также специальные суды для разбора исков к главам немецких государств и членам их семейств. Апелляционной инстанцией для промышленных и купеческих судов являются общие суды первой инстанции. Третейские же суды сами на постановлениях этого Уложения, были отнесены к компетенции Имперского суда, так что в настоящее время ведомство Мюнхенского суда сведено до минимума (Schmidt, 197).
представляют собою вторую инстанцию для правлений страховых учреждений. Личный состав промышленных, купеческих и третейских судов одинаков: постоянный председатель и два выборных заседателя, из коих один от рабочих или наемных служащих, а другой – от работодателей или купцов. Особых коммерческих судов в Германии нет. Для разбора торговых дел образованы торговые отделения в земских судах.
В Австрии существуют как коммерческие суды, так и коммерческие и горные отделения в окружных судах для рассмотрения специальных процессов, касающихся области торговли и горного дела. Законом 1896 г. введены промышленные суды (Gewerbegerichte), по образцу французских третейских судов, для разрешения споров между работодателями и рабочими, а также среди самих рабочих. Они состоят из постоянного председателя с юридическим образованием, назначаемого министром юстиции, и из заседателей в числе не менее 10, избираемых на четыре года, поровну со стороны работодателей и рабочих. Апелляционной инстанцией служат окружные суды.
Кроме того, в Австрии сохранился особый суд (Obersthofmarschallamt), состоящий под председательством директора обергофмаршальской канцелярии из четырех членов Венского окружного суда и рассматривающий иски к членам императорской фамилии и некоторым другим пользующимся привилегированной подсудностью лицам. Решения этого суда подлежат обжалованию в общие суды второй и третьей инстанций.
В Швейцарии судоустройство еще не получило полного объединения: система судов не во всех кантонах одинакова. Низшей инстанцией являются по большей части мировые суды (в некоторых кантонах единоличные, в других коллегиальные); затем повсюду существуют окружные апелляционные суды, а в пяти кантонах – самостоятельные кассационные суды. Объединяющим до некоторой степени звеном служит Высший союзный суд, являющийся для некоторых дел второй инстанцией, а для других – третьей. Он состоит из 19 избираемых на шесть лет членов.
Судоустройство Англии отличается своеобразным характером. Первой инстанцией для разбора гражданских дел служат суды графств (county courts) и так называемый Высший суд в Лондоне (High Court), которому подведомственны дела, выходящие за пределы компетенции судов графств. Он является также второй инстанцией для судов графств и состоит из трех отделений: Канцлерского суда, Суда королевской скамьи и Отделения разводов, завещаний и морских дел. Вторую инстанцию для Высшого суда составляет Апелляционный суд, который состоит из лорда-канцлера, председателей второго и третьего отделений Высшего суда и нескольких судей. Третья инстанция – суд Палаты лордов, образуемый из лорда-канцлера и нескольких лордов-судей.
Еще сложнее и разнообразнее судебная система Соединенных Штатов Америки. Туземные суды распадаются на две группы: на суды союзные (федеральные) и суды отдельных штатов. Эти две группы судов отчасти действуют самостоятельно и независимо друг от друга, отчасти же связаны таким образом, что первые подчинены вторым. Во главе союзных судов стоит Верховный федеральный суд в Вашингтоне, низшую инстанцию образуют уездные суды, а среднюю – окружные. Кроме того, существует Высший федеральный суд в Колумбийском округе и особые суды для территорий, находящихся в непосредственном заведовании союзного правительства. Судебные системы в отдельных штатах не одинаковы. В большинстве имеются мировые судьи, суды графств, высшие суды, апелляционные суды и верховные суды штатов.
Существование судов вызвано необходимостью конкретизировать абстрактные нормы права для применения к частным случаям. Суды являются, таким образом, посредниками между законом и жизнью, посредниками, необходимыми потому, что законы не могут применять самих себя. Устами судей гласит закон. «Судья, – говорит Иеринг, – должен быть, так сказать, воплощенным, говорящим законом. Если бы справедливость могла спуститься с неба и начертать законы столь ясно, точно и подробно, чтобы применение их стало просто работой по шаблону, то ничего более совершенного нельзя было бы придумать для отправления правосудия: на земле возникло бы идеальное царство справедливости»125.
Но справедливость с неба не сходит; отношения между людьми определяются законами, не всегда удовлетворительно написанными; фактические обстоятельства каждого отдельного случая тоже зачастую нелегко установить; вследствие всего этого задача проведения законов в жизнь является весьма трудной, сложной и требует от судей целого ряда специальных качеств.
1. Первое и главное качество хорошого судьи – это беспристрастие. Судья, будучи олицетворением закона, должен быть беспристрастен и нелицеприятен, как абстрактная формула права. Судьи, согласно тексту судейской присяги, обязаны «исполнять свято законы Империи и творить суд по чистой совести, без всякого в чью-либо пользу лицеприятия» (прил. IV к ст. 225 Учр. суд. уст.).
2. Чтобы быть хорошим судьей, нужно получить надлежащую юридическую подготовку, которая дается только высшим, специальным образованием. При современном развитии культуры, когда во всех отраслях деятельности широко применяется разделение труда, когда в области искусств, наук и техники господствует специализация и для успешного занятия ими требуется специальная подготовка, знание и применение на практике законов не могут составлять исключения и быть доступными каждому человеку, хотя бы и получившему достаточное общее образование126. В законах проводятся начала права, разрабатываемые юридическими науками, из коих некоторые существуют уже сотни лет и имеют огромную литературу. Иная статья современного Гражданского кодекса представляет собою результат многовековой юридической эволюции127 или отражение борьбы теоретических взглядов более или менее отдаленного прошлого. Другие нормы, напротив, не имея корней в прошлом, являются выражением прогрессивных стремлений законодательства в области экономических или каких-либо иных социальных отношений. Правильное понимание всех таких норм того и другого рода невозможно без предварительного историко-юридического образования128.
Далее, изучение юридических наук необходимо еще и потому, что оно приучает к правильному мышлению, к юридическому анализу; развивает способность находить в каждой юридической норме проявление общих начал права, отделять существенные элементы от случайных и побочных и приводить отдельные постановления закона в связь с общей системой права129.
Кроме всего этого юридическое образование имеет важное значение еще и в другом отношении. Применяя закон, судья может в известной степени проявлять творческую деятельность, именно когда ему приходится пополнять пробелы в законах, при разрешении случаев прямо ими не предусмотренных, или толковать двусмысленные постановления, допускающие различные способы понимания. Здесь он получает возможность проводить свои юридические воззрения, свои идеалы. Выработать же такие воззрения и идеалы можно только теоретическим изучением права130.
3. Но теоретическое изучение юриспруденции само по себе тоже недостаточно для судьи: он должен обладать и практической подготовкой к своей деятельности. Судья, не прошедший практической школы, подобен врачу, не работавшему предварительно в клинике; тот и другой будут оканчивать свое образование за счет обращающихся к ним за юридической и медицинской помощью лиц, и этим лицам придется расплачиваться за их ошибки131.
4. Помимо знания права, помимо теоретической и практической подготовки в специальной области правоведения судья должен еще знать те жизненные отношения, которые определяются нормами права. А эти нормы охватывают все, касаются всех сторон жизни, всех проявлений человеческой жизни и деятельности. Семья и брак, наука и искусство, торговля и промышленность, земледелие и ремесла – все это нормируется правом, и в каждой из этих областей возникают споры, разрешение которых составляет обязанность судьи. Чтобы выполнять свою задачу с успехом, ему необходимо обладать широким общим образованием. Конечно, знать всего, всех наук, искусств и прочих отраслей человеческой деятельности он не в состоянии, да это и не нужно, так как для разрешения специальных вопросов судья может обратиться за помощью к экспертам-специалистам. Но для того, чтобы правильно ставить эти вопросы, сознательно относиться к заключению экспертов и давать ему правильную оценку, он должен быть достаточно образованным человеком132. «При отсутствии общего образования деятельность судьи по необходимости приобретает механический характер. Он становится ремесленником, который применяет ко всему, с чем ему приходится иметь дело, заученные приемы, и все разнообразие жизни измеряет масштабом своих формуляров и параграфов»133.
5. Не менее важно для судьи обладать житейским опытом, знать обыденную жизнь, бытовую обстановку, среди которой живут обращающиеся к его помощи лица, знать людей, понимать мотивы, которыми обусловливаются человеческие поступки. Иначе он не в состоянии ни установить правильно всех конкретных обстоятельств разбираемых дел, ни дать надлежащей оценки заявлениям тяжущихся и показаниям свидетелей, нередко противоречащим одно другому. Поэтому хорошим судьей может быть только зрелый, искушенный жизнью человек134.
6. В качестве представителей государственной власти судьи обладают известным внешним авторитетом. Но весьма важно, чтобы они пользовались в глазах населения и внутренним авторитетом, т.е. чтобы граждане относились с полным доверием к ним ввиду их личных качеств, «ибо уважение народа к своим законам и судьям – самая верная гарантия его послушания и прочности общественного порядка»135. Для этого судьи должны быть безупречны в нравственном отношении. Их репутация не должна быть ничем запятнана. Граждане не могут относиться с уважением к судье и с доверием к его решениям, если им известно, что он был осужден раньше за какой-либо проступок, являющийся в глазах общества предосудительным. Независимость и честность судей должны стоять выше всяких подозрений. «Когда мне нужно назначить судью, – сказал лорд Линдгорст, – я ищу джентльмена», и этому правилу, строго соблюдаемому в Англии, обязан судейский персонал своим высоким нравственным уровнем136.
Итак, беспристрастие, общее и специальное юридическое как теоретическое, так и практическое образование, житейский опыт и безупречная нравственность, – вот те качества, которыми должен обладать каждый судья, чтобы быть на высоте своего призвания. Обеспечить наличность этих качеств у судей – задача судоустройства. Закон должен, во-1-х, допускать к исполнению судейских обязанностей только лиц, обладающих указанными качествами, и, во-2-х, обставить их в служебном отношении так, чтобы они могли беспрепятственно и безбоязненно проявлять эти качества. Другими словами, закон должен установить целесообразный способ комплектования судейского персонала и поставить судей в надлежащее служебное положение137.
Вопрос о комплектовании личного состава судов слагается из двух вопросов: 1) кем могут быть замещаемы судейские должности и 2) каким образом должно происходить замещение? Первый вопрос касается подготовки судебных деятелей, второй – способа замещения судейских должностей.
Разрешение первого вопроса не представляет особых трудностей. Если для правильного отправления правосудия необходимо, чтобы судьи обладали известными качествами, то само собою понятно, что на судейские должности могут быть назначаемы только такие лица, которые эти качества действительно имеют. Это положение является общепризнанным и проводится с большею или меньшею последовательностью законодательствами почти всех важнейших государств Европы. Повсюду от кандидатов в судьи требуется достижение известного возраста (не ниже 24–25 лет), свидетельствующего о некоторой житейской опытности, обладание нравственным цензом, выражающимся в том, что кандидат в судьи не подвергался позорящим наказаниям, не совершал предосудительных поступков и не занимается такими отраслями деятельности, которые признаются несовместимыми с судейской должностью, и обладание умственным цензом, состоящим в специальной подготовке к исполнению судейских обязанностей. Различие между законодательствами отдельных государств касается преимущественно системы этой специальной подготовки.
В Германии для приобретения права быть назначенным на должность судьи нужно пройти трехгодичный курс юридических наук в университете, причем не менее половины этого времени должно быть проведено в одном из германских университетов; выдержать первый государственный экзамен, затем не менее трех лет прослужить в судебном ведомстве или заниматься у адвоката и, наконец, выдержать второй экзамен. От экзаменов и службы избавлены штатные преподаватели юридических наук в германских университетах139. В некоторых германских государствах срок практической подготовки удлинен (в Пруссии – до 4 лет, в Бадене, Брауншвейге, Мекленбурге и др. – до 31/2 года); в других требуется более продолжительное пребывание в университете (в Бадене, Вюртемберге, Гессене – 31/2 года). Состав испытательных комитетов и порядок производства экзаменов определены в каждом государстве особыми правилами140. По выдержании второго экзамена кандидат получает звание асессора и право получить низшую судейскую должность. Но назначение зависит от усмотрения министра юстиции, который руководствуется доставляемыми ему председателями подлежащих судов сведениями о личных способностях и нравственных качествах кандидатов141. Недостатками этой системы являются, по признанию немецких писателей, материальная необеспеченность кандидатов, слишком долгий срок подготовительной службы без определенного вознаграждения (до назначения на штатную должность проходит от 6 до 9 лет) и недостаточность теоретической подготовки, получаемой в университетах142. Сюда нужно прибавить еще полный произвол министра юстиции при назначении на судейские должности.
В Австрии имеют право на занятие судейских должностей: 1) штатные преподаватели юридических наук в австрийских университетах; 2) лица, выдержавшие адвокатский экзамен, и 3) лица, выдержавшие судейский экзамен. К судейскому экзамену допускаются лица, прошедшие курс юридических наук в университете, выдержавшие установленные теоретические экзамены и отбывшие трехлетнюю подготовительную службу при судах, прокуратуре, а отчасти при финансовой прокуратуре или в канцелярии адвоката. Надзор за кандидатами, именуемыми аускультантами, лежит на председателях коллегиальных судов первой инстанции. При судах устраиваются курсы для кандидатов, чтобы приучить их к научной разработке практических вопросов и содействовать их теоретическому образованию. Судейский экзамен происходит в комиссии из председателя, товарища председателя суда второй инстании, комиссаров, назначаемых министром юстиции из числа судей, прокуроров, адвокатов, профессоров, если в месте нахождения апелляционного суда второй инстанции имеется университет, и других сведущих лиц. Устный экзамен производится пятью членами комиссии, из коих председатель и один член должны принадлежать к судебному ведомству, а один – к адвокатской корпорации. Письменный экзамен состоит в изготовлении научной работы на дому и двух работ по гражданскому и уголовному праву в помещении комиссии. Предметами испытания являются не только гражданское и уголовное право, но и необходимые для отправления судейских обязанностей отделы государственного, административного и финансового права143. Выдержавшие этот экзамен не назначаются судьями сразу, а проходят еще несколько промежуточных низших должностей: помощников судей, заместителей прокуроров и др.144
Во Франции для назначения помощником судьи или членом суда первой инстанции необходимо: 1) обладать дипломом лиценциата прав (соответствующим нашему диплому второй степени); 2) заниматься судебной практикой в течение двух лет при апелляционном суде или в качестве помощника адвоката и 3) выдержать конкурсный экзамен, письменный и устный, в комиссии, состоящей под председательством члена Кассационного суда из директора Министерства юстиции, двух членов апелляционного суда и одного члена Парижского суда первой инстанции145. Для того чтобы быть допущенным к экзамену, нужно выполнить еще одно особое условие: провести год в практических занятиях при Министерстве юстиции или прокурорском надзоре кассационного, апелляционного или окружного суда, либо же заниматься два года в конторе поверенного. Кроме того, о каждом желающем подвергнуться экзамену старший председатель суда того округа, где он отбывал подготовку, делает специальный доклад на основании собранных о нем сведений министру юстиции, от которого зависит допустить его или не допустить к экзамену. Испытательная комиссия имеет право указать пять наиболее выдающихся кандидатов для немедленного назначения на должности помощников судей или членов суда первой инстанции. Прочие выдержавшие экзамен назначаются на места помощников судей или причисляются к министерству с тем, что после двух лет занятий 10 из них, внесенные в список достойных повышения, могут быть назначены членами суда или помощниками судей. Но министр юстиции пользуется правом замещать часть вакантных должностей другими лицами, предшествующая деятельность которых делает излишними экзамен и практическую подготовку, каковы: члены Государственного Совета, профессора и доценты юридических наук (последние по истечении трех лет преподавания), бывшие члены судов, мировые судьи, имеющие диплом лиценциата прав, после двухлетнего исполнения судейских обязанностей, секретари судов, поверенные после 10 лет практики и некоторые другие146. Для назначения мировым судьей конкурсный экзамен не требуется, да и другие условия облегчены: диплом лиценциата прав может быть заменен дипломом бакалавра или свидетельством о знании права, но в таких случаях срок практической подготовки должен быть дольше. От практической подготовки избавлены бывшие мировые судьи, а от представления диплома – мэры, члены коммерческих судов, помощники мировых судей, нотариусы, советники префектуры и некоторые другие лица, занимавшиеся не менее 10 лет такой деятельностью, что могли приобрести знание законов147.
В Италии для принятия в число кандидатов на судебные должности необходимо прослушать курс юридических наук в университете и выдержать конкурсный экзамен, производимый ежегодно в Риме, в испытательной комиссии, состоящей из семи членов, которые избираются министром юстиции из числа судей апелляционных судов и Римского кассационного суда, профессоров юридического факультета и практикующих адвокатов. Выдержавшие устный и письменный экзамены вносятся в список в порядке, определяемом общею суммой полученных каждым отметок. В таком же порядке они и назначаются министром юстиции на места кандидатов. Занятия кандидатов состоят в посещении судебных заседаний и исполнении работ, поручаемых им судьями и прокурорами, к которым они прикомандированы. Через полгода кандидаты могут быть командируемы министром юстиции для исполнения прокурорских обязанностей в низших судах (претурах) и разбора мелких уголовных дел в городских преторских участках. По истечении года подготовки кандидат может быть назначен судейским помощником, если будет признан годным к исполнению судейских обязанностей советом суда первой инстанции, состоящим из председателя суда, прокурора и двух членов суда. Этот совет составляет ежегодно список судейских помощников своего округа по степени их достоинства, определяемого по способностям, знаниям, деятельности и поведению каждого из них. Согласно этому списку по порядку старшинства замещаются 3/5 открывшихся вакансий должностей члена суда первой инстанции или товарища прокурора по представлении советом апелляционного суда заключения относительно возможности такого повышения данного лица с указанием, следует ли его назначить по судебной магистратуре или прокурорскому надзору. Остальные 2/5 вакансий замещаются по конкурсному экзамену, к которому допускаются судейские помощники, исполнявшие свои обязанности не менее трех лет и удостоенные благоприятного отзыва со стороны совета суда первой инстанции148.
Сходная система существует в Испании с 1870 г. Начальные должности судебного ведомства замещаются лицами, имеющими степень лиценциата прав, выдержавшими конкурсный экзамен и отбывшими практическую подготовку при судах. Замещение должностей, а также и повышение по службе производятся главным образом на основании конкурсных списков, где кандидаты располагаются по полученным отметкам, степени подготовки и старшинству службы149.
Английское законодательство не содержит в себе столь подробных постановлений относительно условий, которым должны удовлетворять лица, назначаемые судьями. Но по искони установившемуся обычаю все судейские должности, кроме должностей мировых судей, не имеющих гражданской юрисдикции, замещаются адвокатами, которые практиковали в течение определенного минимального срока (7, 10, 15 лет, смотря по важности должностей) и приобрели почетную известность150.
В Бельгии от кандидатов в судьи требуется университетское образование и практическая подготовка, продолжительность которой тоже соразмеряется с важностью должностей (от 2 до 10 лет)151. В Голландии считается по закону достаточным для назначения на должность судьи диплом доктора прав (аналогичный нашему диплому доктора медицины), но обыкновенно кандидаты предварительно занимаются судебной практикой в качестве помощников судей, секретарей, адвокатов и т.д.152
Совершенно особое положение занимают в вопросе о требуемых от судей качествах две демократические республики, где в широких размерах применяется система избрания судей населением и общеполитическими представительными учреждениями: Швейцария и Соединенные Штаты Америки. Только в некоторых кантонах и штатах установлены определенные требования касательно возраста, специальной подготовки, религиозности (не допускаются в судьи атеисты), пола, светского звания; но в большинстве случаев как в союзные судьи, так и в судьи штатов и кантонов могут быть избираемы все пользующиеся политическими правами граждане153.
Нашим действующим законодательством установлены неодинаковые требования для замещения различных категорий судейских должностей. В этом отношении различаются должности: 1) членов окружных судов, в том числе уездных; 2) председателей и товарищей председателей коммерческих судов; 3) городских судей и мировых судей в тех местностях, где они назначаются правительством (кроме нескольких губерний); 4) мировых судей в прочих местностях, а также председателей верхних крестьянских судов; 5) земских начальников и непременных членов губернских присутствий; 6) гминных судей в Царстве Польском; 7) лавников там же и 8) волостных судей.
1. Наиболее строгие требования предъявляются законом к лицам, желающим занять судейские должности первой категории.
Образовательный ценз, которому они должны удовлетворять, обнимает специальную теоретическую и практическую подготовку.
Составители Судебных уставов понимали, что в гражданских делах «судье нельзя сделать ни одного шагу без основательного изучения законов и без определенных сведений в юридических науках» и что «судья должен не только знать хорошо законы, но, сверх того, иметь достаточную опытность в применении их», приобретаемую «не в стенах университета или юридического училища, а на самом деле, в приложении законов к живой практике»155. Исходя из таких соображений, составители Судебных уставов предполагали постановить, что должности членов общих судов могут замещаться «не иначе как лицами, имеющими аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса наук или о выдержании экзамена в сих науках и, сверх того, проходившими службу по судебному ведомству в установленном порядке». Хотя они и предвидели, что для пополнения судейского персонала не хватит лиц с высшим юридическим образованием и что поневоле нужно будет призвать на службу в новые суды лиц, не окончивших университетского курса, но приобретших во время предшествующей службы «основательные познания по судебной части», однако понимали, что «такая необходимость может встретиться только в начале, при введении нового судоустройства» и что, следовательно, внести в текст закона разрешение назначать на судейские должности лиц без высшего юридического образования значило бы придать временной, вызванной крайнею необходимостью мере характер постоянного и нормального постановления. Но по неизвестным причинам в ст. 202 все-таки была внесена оговорка относительно права замещения судейских должностей лицами, «доказавшими на службе свои познания по судебной части». Эта оговорка давно уже сделалась анахронизмом, так как число молодых юристов с университетским образованием вскоре после введения судебных уставов начало превышать спрос на них в судебной магистратуре156. Однако она до сих пор сохранилась в законе и предположена к отмене только в проекте новой редакции Учреждения судебных установлений (ст. 252, 258, 261).
Итак, по действующему праву от лиц, назначаемых на должности членов окружных судов, требуется обладание теоретической и практической подготовкой. Первая состоит в том, что они должны получить высшее юридическое образование или же «доказать на службе свои познания по судебной части» (ст. 202), а вторая – в том, что они должны прослужить не менее трех лет в должностях не ниже секретаря окружного суда (ст. 203) или же заниматься адвокатурой в качестве присяжных поверенных не менее 10 лет (ст. 204). Исключение сделано для Закавказья и азиатской России: ввиду трудности замещения судейских должностей в этих местностях кандидатами, вполне удовлетворяющими требуемым условиям, министру юстиции предоставлено право допускать необходимые отступления от общих правил закона (ст. 448, 642, 666 Учр. суд. уст.).
Нельзя не отметить, что установление одинакового срока для пребывания во всех должностях не ниже секретаря окружного суда нецелесообразно ввиду существующего между ними различия по степени их самостоятельности и по характеру требуемой ими деятельности: между секретарями судебных мест, несущими чисто канцелярские обязанности, и мировыми или городскими судьями, самостоятельно разрешающими судебные дела, большая разница. Поэтому ставить все эти должности на одну линию в качестве подготовительных ступеней к занятию должности члена окружного суда неправильно. Еще менее основательно огромное различие в сроках подготовки, установленных для службы в низших судебных должностях и для занятия адвокатской практикой: в то время как секретарь суда или помощник секретаря палаты, товарищ прокурора и городской судья могут быть назначены членами суда после трех лет службы, от присяжных поверенных требуется 10 лет практики, не считая пятилетней подготовки в качестве помощников присяжных поверенных, т.е., значит, в общем 15 лет. Оба эти недостатка исправлены в проекте новой редакции Учреждения судебных установлений, где для участковых судей и товарищей прокуроров установлен трехлетний срок службы, для остальных должностей не ниже секретаря окружного суда – пятилетний, а для присяжных поверенных – шестилетний. Кроме того, право быть назначаемыми на должности участковых судей и членов окружных судов (а также товарищей прокуроров) предоставлено профессорам юридических наук высших учебных заведений после шестилетнего преподавания (ст. 251, 252).
На все должности, служащие начальными ступенями службы по судебному ведомству, могут быть назначаемы лица как с высшим юридическим образованием, так и просто занимавшиеся судебной практикой и «доказавшие свои познания по судебной части» (ст. 205, 210, 211, 300 и др.). Но по большей части эти должности замещаются молодыми людьми, окончившими юридический факультет или выдержавшими экзамен по юридическим наукам при высшем учебном заведении и получившими практическую подготовку при судах в качестве кандидатов на судебные должности.
Институт судебной кандидатуры был создан составителями Судебных уставов с тою целью, чтобы молодые люди по окончании высшего юридического образования «могли приготовиться к занятию судебных должностей» (объясн. к ст. 202). Он должен был служить рассадником судебных деятелей и стал им в действительности. Но первоначальная его организация, помимо того, что была определена законом только в общих чертах, страдала двумя недостатками. Bo-1-х, закон не установил ни срока пребывания в звании кандидата, ни способа удостоверения в приобретении кандидатами необходимой практической подготовки, ограничившись глухим предписанием: «кандидаты, занимавшиеся с успехом службою в сем звании, могут быть определяемы к штатным должностям по судебному ведомству» (ст. 417 первонач. редакции). Bo-2-х, кандидаты хотя и считались состоящими на государственной службе, но жалованья не получали (ст. 412 первонач. ред.) «как потому, что они могут считаться только готовящимися к службе, но не состоящими на оной действительно, так и потому, что назначение им содержания, в виде пособия, в исключительных случаях, из особенных источников, может последовать по распоряжению министра юстиции» (объясн. к ст. 412). Благодаря этому практическая подготовка к судейским должностям оказалась неудовлетворительной. Огромное большинство молодых юристов, принадлежа к необеспеченному классу, стало стремиться к занятию платных должностей секретаря и помощника секретаря суда, палаты или прокурора. Но канцелярская работа, к которой сводится деятельность этих лиц, не могла служить надлежащей школой для будущих следователей, товарищей прокуроров и судей. Вместе с тем число кандидатов при провинциальных судах все более и более уменьшалось, так как молодые люди стремились жить в больших центрах, где им легче было найти какой-либо заработок157. В общем же, положение всех кандидатов было бедственным. Хотя с 1875 г. стала отпускаться в распоряжение министра юстиции на выдачу пособий кандидатам особая сумма (68 400 руб.), но недостаточность ее с каждым годом обнаруживалась все рельефнее. В 1890 г., когда число кандидатов во всех округах возросло почти до тысячи человек, на каждого пришлось бы из этой суммы каких-нибудь 70–80 руб. в год158. Неудовлетворительность постановки института кандидатуры и печальное положение кандидатов стали предметом обсуждения в литературе159, причем были предложены проекты реформ160, получившие затем частичное осуществление в законе 1891 г., на котором главным образом и основана современная организация подготовки к судебной службе.
Кандидаты на судебные должности состоят при судебных палатах и окружных судах. Они назначаются старшими председателями палат, по соглашению с прокурорами палат, непосредственно или на основании представлений председателей окружных судов. Для принятия в число кандидатов нужно иметь диплом высшего учебного заведения об окончании курса юридических наук или о выдержании экзамена по этим наукам (ст. 407). Общие правила относительно служебных занятий кандидатов издаются министром юстиции (ст. 4191)161; распределение их для занятий между различными судебными местами и должностными лицами производится председателями судебных мест по соглашению с прокурорами (ст. 414); руководство занятиями и надзор за кандидатами принадлежат тоже председателям и прокурорам (ст. 413). Кандидаты разделяются на младших, приравниваемых в служебном отношении к помощникам секретарей мировых съездов, и старших, пользующихся правами помощников секретарей окружных судов (ст. 409). Занятия младших кандидатов ограничиваются работою в канцеляриях судебных мест и должностных лиц с целью практического ознакомления с делопроизводством162. Самостоятельные поручения на них не возлагаются, за исключением только производства предварительных следствий по отдельным уголовным делам, которое может быть поручаемо окружными судами наиболее опытным из младших кандидатов (ст. 4151). По истечении полуторагодичной практики младшие кандидаты могут подвергнуться экзамену на звание старших кандидатов (ст. 409). Этот экзамен производится в комиссиях, периодически составляемых председателями судов, по соглашению с прокурорами, из трех лиц: председателя или товарища председателя судебного места, одного члена судебного места и председателя прокурорского надзора. От экзаменующихся требуются: 1) устное изложение обстоятельств и движения одного гражданского и одного уголовного дела с пояснением и группировкой данных, служащих к их разрешению; 2) такое же письменное изложение одного гражданского и одного уголовного дела; 3) составление по предложенным делам проектов мотивированного постановления судебного следователя, обвинительного акта, заключения прокурора и приговора или решения в окончательной форме и 4) устное изложение соображений и заключения по предложенному вопросу процессуального или материального права163. Младшие кандидаты, не выдержавшие этого испытания, после двухлетнего пребывания кандидатами, должны подать прошение об отчислении, а если не подадут, то отчисляются без прошения. По уважительным причинам этот двухлетний срок может быть продлен, но не более чем на год, старшим председателем палаты по соглашению с прокурором ее (ст. 410).
На старших кандидатов возлагается исполнение ответственных поручений. Общие собрания окружных судов могут поручать им исполнение обязанностей судебных следователей и городских судей, а старшие председатели палат, по соглашению с прокурорами палат, – командировать кандидатов для исполнения обязанностей товарищей прокуроров окружных судов (ст. 415). Кроме того, в тех местностях, где существуют мировые судьи по назначению от правительства, старшие кандидаты, состоящие при мировых съездах, могут быть командируемы съездами для исполнения обязанностей мировых судей (ст. 4151). Наконец, при недостатке присяжных поверенных председателям судов предоставляется поручать старшим кандидатам защиту в уголовных делах, а в тех округах, где нет советов присяжных поверенных, возлагать на них ведение дел лиц, пользующихся правом бедности (ст. 416)164. Старшим кандидатам, усердно исполняющим свои обязанности, назначается председателями палат, по соглашению с прокурорами их, штатный оклад жалованья в размере 900 р. (ст. 411). Младшим кандидатам, согласно закону 1891 г., могли быть выдаваемы единовременные пособия в размере не более 400 р. в год (ст. 411, прим., 412). Закон от 21 апреля 1910 г. заменил эти пособия штатными окладами в размере 300 р., предоставив распределение этих окладов между младшими кандидатами тоже председателям судебных мест по соглашению с прокурорами. Кроме того, названным законом установлен максимальный срок (трехлетий), в течение которого старшие кандидаты могут получать назначенные им оклады, и вместе с тем добавлено, что младшие кандидаты, получающие штатные оклады, сохраняют их, сделавшись старшими кандидатами, в том же размере, если нет свободных окладов для старших кандидатов, до тех пор пока такие оклады не освободятся165.
Дисциплинарная власть над кандидатами принадлежит: 1) председателям судов и должностным лицам, к которым кандидаты прикомандированы и которые имеют право делать им предостережения, замечания и выговоры, и 2) старшим председателям палат, которые могут, по соглашению с прокурорами палат, налагать на кандидатов более строгие наказания: вычеты из жалованья, арест до семи дней и лишение штатного оклада (ст. 418). Сведения о числе и о занятиях кандидатов ежегодно доставляются председателями подлежащих судов и прокурорами старшему председателю палаты, который, совместно с прокурором палаты, представляет общий отчет по всему округу палаты министру юстиции (ст. 419). Лица, прослужившие в звании старших кандидатов не менее полутора лет и получившие от председателей судебных мест, при которых они состояли, свидетельства в том, что они доказали свои познания по судебной части, имеют право на занятие должностей судебных следователей, товарищей прокуроров окружных судов, городских судей и других должностей, назначение на которые зависит от министра юстиции (ст. 417).
Закон 1891 г., несомненно, улучшил в некоторых отношениях институт кандидатуры на судебные должности. Сосредоточение кандидатов при судебных учреждениях, упорядочение их занятий, введение экзамена, учреждение штатных окладов жалованья, – все это было шагом вперед. Но реформа не была доведена до конца166. Руководство занятиями кандидатов следовало обеспечить посредством назначения особых руководителей из членов судебного ведомства и прокуратуры по выбору общих собраний судов; постепенность и систематичность занятий кандидатов нуждаются в более точной регламентации; экзамен более целесообразно отнести к концу подготовки, уничтожив выдачу окончательных свидетельств единоличной властью председателей судов167. К довершению всего закон 1891 г. ухудшил материальное положение кандидатов, так как установил только 180 штатных окладов на все судебные округа, сумма же, которая ассигновалась на пособия, была уменьшена до 30 тыс. руб.; вместе с тем понижена больше чем вдвое сумма, отпускавшаяся на вознаграждение кандидатов за исполнение штатных должностей, так как это исполнение стало поручаться кандидатам, получающим штатные оклады168. Только с изданием закона 21 апреля 1910 г. положение кандидатов стало лучше: в 1911 г. из числа 2500 с лишним кандидатов получали штатные оклады свыше 700 человек169.
Проект новой редакции Учреждения судебных установлений делает следующие изменения в современной организации кандидатуры на судебные должности. Кандидаты причисляются только к окружным судам (ст. 125), но командируются председателями окружных судов, по соглашению с прокурорами, для занятий к участковым судьям, товарищам прокуроров, старшим нотариусам и в канцелярии судов (ст. 127). После двухлетних занятий младшие кандидаты подвергаются испытанию в комиссии из трех судей, избираемых в общем собрании суда, и товарища прокурора (ст. 28). Выдержавшие испытание получают звание старших и могут быть назначаемы участковыми судьями и товарищами прокурора окружных судов (ст. 251, 262) или командируемы для занятий в канцеляриях палат, прокуроров палат, Сената, а также в центральное управление Министерства юстиции (ст. 129). Как старшие, так и младшие кандидаты разделяются на штатных, получающих определенные оклады жалованья (старшие – 600 р., младшие – 300 р.), и нештатных, которым жалованья не полагается, но могут быть выдаваемы пособия (ст. 319, 323). Нельзя не отметить, что срок подготовки (двухлетний) слишком краток по сравнению с установленным в Германии и Австрии, особенно если иметь в виду недостаточность общего образования, даваемого нашими гимназиями, и слабость теоретических сведений, выносимых кандидатами из университетов170.
Нравственный ценз, требуемый от лиц, желающих получить должность в судебном ведомстве, определен в ст. 201 Учреждения судебных установлений отрицательным образом, посредством перечисления тех категорий лиц, которые не могут быть назначаемы на должности по этому ведомству и к числу которых относятся: 1) приговоренные уголовным судом к заключению в тюрьме или иному более строгому наказанию либо привлеченные к ответственности за преступление, влекущее за собою такое наказание, хотя бы по Высочайшему манифесту дело о них было прекращено171; 2) исключенные из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат; 3) объявленные несостоятельными должниками и 4) состоящие под опекою за расточительность.
2. Председатели, товарищи их и старший член Одесского коммерческого суда назначаются из числа кандидатов, избранных купеческим сословием (ст. 7 Уст. суд. торг.). На должности председателей могут быть избираемы, во-1-х, лица с высшим юридическим образованием, прослужившие по судебной части или по управлению коммерцией в должностях не ниже делопрозводителя Департамента торговли не менее двух лет, и, во-2-х, лица без высшего образования, прослужившие в указанных должностях не менее шести лет (ст. 11). От кандидатов на должности товарища председателя и старшего члена Одесского суда требуются те же условия с тою разницей, что срок служебного ценза уменьшен для получивших высшее юридическое образование до одного года, а для прочих – до трех лет (ст. 12). Для членов коммерческого суда не установлено образовательного ценза: они избираются купечеством из местных купцов первой гильдии, если же это окажется затруднительным, то из купцов второй гильдии (ст. 17–19).
В Варшавском коммерческом суде специальная подготовка требуется от председателя и товарища председателя его: первый в этом отношении приравнен к членам судебной палаты, а второй – к членам окружного суда (ст. 543 Учр. суд. уст.).
3. Для городских судей установлен такой же нравственный и образовательный ценз, как и для членов окружных судов, с тою разницей, что не требуется предварительная служба в низших должностях по судебному ведомству (ст. 6 Прав. устр. суд. ч.). Поэтому городскими судьями могут быть назначаемы: 1) получившие высшее юридическое образование или 2) доказавшие на службе свои познания по судебной части (ст. 202 Учр.).
К городским судьям приравнены мировые судьи в тех местностях, где они назначаются министром юстиции (ст. 441, 4614, 607, 625, 649 Учр. суд. уст.), за исключением губерний Царства Польского, губерний Прибалтийских, Киевской, Подольской и Волынской, г. Вильны и Астрахани, Кубанской и Терской областей (ст. 438, 505, 560, 562, п. 3 и 5, прил. к ст. 4012 Учр.), а также помощники мировых судей, существующие в Закавказье (ст. 445, 556 Учр.).
4. Иные условия введены для занятия должностей мировых судей в остальных местностях: нравственный ценз оставлен без изменения (ст. 21 Учр. суд. уст.), образовательный же понижен и в дополнение к нему введены возрастной и имущественный.
Образовательный ценз может состоять: 1) в высшем образовании, хотя бы и не специально юридическом, 2) в среднем образовании или, наконец, 3) в трехлетней службе в таких должностях, которые могли способствовать приобретению «практических сведений в производстве судебных дел» (п. 2 ст. 19).
Минимальный возраст, достижение которого требуется от кандидатов в мировые судьи, определен в 25 лет (п. 1 ст. 19).
Имущественный ценз заключается в том, что кандидаты в мировые судьи «сами, или их родители, или жены, владеют, хотя бы и в разных местах (и не только в той губернии, где имеют свое жительство, но и в других): или пространством земли вдвое против того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездные земские собрания, или другим недвижимым имуществом ценою не ниже пятнадцати тысяч рублей, а в городах – недвижимою собственностью, оцененною для взимания налога: в столицах не менее шести тысяч, в прочих же городах не менее трех тысяч рублей» (п. 3 ст. 19).
Размер имущественного ценза изменен для Прибалтийских губерний, где требуется владение дворянскою вотчиной или участком земли не менее 300 десятин (ст. 560 Учр.), а при отсутствии кандидатов с таким цензом, допускается назначение лиц без имущественного ценза (ст. 562); для Киевской, Волынской и Подольской губерний, где минимальная величина участка определена в 100 десятин, и для г. Астрахани, где право быть назначенным мировым судьей обусловливается владением пространством земли не менее 475 дес. или рыболовными водами, приносящими ежегодно дохода не менее 200 руб. (п. 3 прил. к ст. 402 Учр.). Совсем не требуется имущественный ценз от мировых судей Царства Польского (ст. 505) и Кавказа (ст. 438, 445). Точно так же не нужен он и для председателей верхних крестьянских судов (в Прибалтийских губерниях), приравненных в отношении возрастного, образовательного и нравственного ценза к мировым судьям (ст. 29 кн. I Вол. суд. уст.).
В одном случае мировым судьей может быть в местностях, где сохранился выборный мировой институт, каждое лицо, даже не удовлетворяющее ни одному из требуемых для этой должности условий: если оно удостоилось единогласного избрания (ст. 34 Учр. суд. уст.).
5. Еще более льготные условия установлены для земских начальников. От них требуется такой же возрастной и нравственный ценз, как от мировых судей, с тою лишь разницей, что в перечне лиц, не могущих занимать должностей земских начальников, отсутствуют исключенные из духовного звания за пороки и из среды обществ (кроме дворянских, о которых упоминается особо) по их приговорам (ст. 10 Полож. зем. нач.). Но образовательный ценз значительно понижен и может совершенно отсутствовать, а имущественный изменяется в зависимости от образовательного и служебного. На необходимость специальной подготовки было обращено внимание только в 1907–1908 гг., когда введены при Министерстве внутренних дел испытания на должность земского начальника для лиц, назначаемых непосредственно министром, и учреждены временные курсы для подготовки кандидатов, а затем предписано производить такие же испытания и в губернских присутствиях172.
По каждому уезду ведутся местным предводителем дворянства списки, куда вносятся две категории лиц: 1) служившие в должности предводителя дворянства, а также местные потомственные дворяне, получившие высшее образование (для них возрастной ценз понижен до 21 года) или прослужившие не менее одного года в должностях по крестьянскому управлению или в кандидатах к земским начальникам173, или вообще в таких должностях, где могли приобрести надлежащую подготовку, если притом они сами, жены или родители их владеют на праве собственности количеством земли в размере вчетверо меньшем требуемого от мировых судей или другим недвижимым имуществом, стоящим по оценке для взимания земских сборов не менее 7500 руб. (ст. 6); 2) местные потомственные дворяне, не обладающие имущественным цензом, но удовлетворяющие всем прочим условиям, если они сохранили в пределах данного уезда усадьбу, и местные потомственные дворяне с надлежащим имущественным цензом и средним образованием (ст. 7 по прод. 1906 г.). Кандидаты в земские начальники выбираются губернатором, по совещании с местным уездным и губернским предводителями дворянства, прежде всего из лиц первой категории (ст. 13), в случае же недостатка их – из лиц второй категории (ст. 7), а затем из списков других уездов той же губернии (ст. 13). Если министр внутренних дел не найдет возможным утвердить представленного кандидата, то предлагает губернатору представить другого (ст. 14), а при невозможности заместить вакансию таким способом, назначает на нее лицо, не принадлежащее к числу местных дворян и без имущественного ценза, если оно удовлетворяет прочим условиям, требуемым от земских начальников (ст. 15)174