Вступление КУНДАЛИНИ ЙОГА

Ритм и вибрация

Пробуждение Кундалини (Kuṇḍalinī) есть пробуждение латентной космической энергии, дремлющей в каждом человеческом существе. Эта энергия – источник всех его сил и способностей и всех жизненных форм, которые он может принять.

Связанная с Кундалини йога (yoga) – не обычная практика, ее связывают с пробуждением, контролем и раскрытием мощной фундаментальной энергии. Как таковая, она является частью целостной системы энергий, полный объем проявления которой и есть Кундалини, известная под различными наименованиями и описательными терминами.

Сознательная энергия Кундалини является источником двух потоков, регулирующих жизнь: праны (prāṇa), жизненной энергии, и вирьи (vīrya), зрелого потенциала, в широком смысле этого слова. Первый термин означает суть бесконечного распространения энергии, второй – ее неукротимую интенсивность. Будучи манифестацией жизненной силы (оджаса ojas), оба порожденные ею потока сливаются в единую энергию уникального свойства (самарасья sāmarasya) – блаженство, порожденное соединением инстинктивного и мистического начал человека. Посему вирья (vīrya), сверкающая мощь, заключает в себе все формы самодостаточности и вдохновляет разнообразие пыла, страсти и усердия осененных ею любовников, творцов и мистиков.

Именно поэтому следование пути Кундалини йоги, пути к познанию энергии, уже само по себе является достижением. Это путь к высокому, самодостаточному и целостному, в соответствии с учением Каулы, но из-за вовлечения физического тела эта йога связывается с «нижним» путем, известным как индивидуальный путь.

Так как все тантрические практики нацелены на пробуждение и контроль Кундалини, постигнуть смысл Тантризма без настоящего знания природы Кундалини – невозможно.


В своей работе Тантралока (Tantrāloka) Абхинавагупта описывает три основные направления. Он посвящает третью главу пути Шивы, божественному пути, в которой рассматривает эффективность практики главной мантры AHAM (Я), порожденной слиянием фонем А (Шива), Н (энергия) и М (личность). Здесь Кундалини описывается как универсальная, тотальная энергия (пурнакундалини pūrṇākuṇḍalinī), еще неотличимая от Шивы. Глава четвертая посвящена энергии (Шакти Śaktī), ее различительным свойствам, ее мистической интуиции, наряду с естественными причинами (любовью и страстью), в наибольшей степени способствующими подъему Кундалини (урдхвакундалини ūrdhvakuṇḍalinī) (см. третью часть глав 2 и 3). Глава пятая освещает индивидуальный путь, где способом является действие; здесь в поминутных деталях описаны всевозможные аспекты йогического опыта, связанного с дыхательной энергией (пранакундалини prāṇakuṇḍalinī).

Танец Шивы

«Вращаясь, Ты раскрываешь всю Вселенную!» – восклицает Утпаладева, восхваляя танец Господа Шивы.

(Шивастотравали (Śivastotrāvali), XIII. 15).

Шива (Śiva), Властитель Танца (Натараджа Naṭarāja) – первопричина всего существующего. Держа барабан одной из множества его рук, звуковая вибрация которого рождает Вселенную, генерируя Время и Пространство, другой рукой Он развевает языки всепоглощающего пламени[1]. Истинная сущность Шивы скрыта Движениями Танца, огненное колесо пламени проявления вращается над Ним. Но всепроникающий огонь поглощения одновременно открывает Его истинную суть. Недвижимый источник и основа всех сил Вселенной, Шива бесстрастно раскрывает неистовство энергий, антагонизм действий, проявление и поглощение, сокрытие и благодать, сокращение и распространение, сжатие и расширение.


Его энергия, Великая Кали (Kālī), соединенная с Ним в невидимое целое, передает ритм этого космического танца всей Вселенной. Такова сущность энергии Кундалини, источника всех жизненных ритмов, ни один уровень бытия не ускользает от нее. Осознавать Кундалини следует в свете этой божественной пульсации, чьим проявлением и чье биение Она воспроизводит в каждой своей стадии. Лишь так мы сможем продвинуться ближе к пониманию того, какое значение Она имеет для Вселенной и для нас, человеческих существ.

Абхинавагупта утверждает: «Осознанный, свободный, прозрачно-сущностный Шива находится в постоянной вибрации, и эта высшая энергия проникает во все органы чувств[2]. Он становится не чем иным, как блаженством, и вся Вселенная вибрирует подобно Ему. По правде говоря, не вижу ничего, от чего могло бы отразиться даже слабое эхо»[3].

Так что Кундалини – не что иное, как вибрация, резонирующая волнообразность эманации, все более и более утончающаяся вибрация поглощения, вибрация высочайшей частоты.

Сегодня физики признают фундаментальную роль и важность вибрации. Но трактовка древних текстов в свете открытий современной физики не является целью нашей публикации. Упоминание описания различных терминов и видов вибрации встречается в Кашмирских традициях еще до начала IX век н. э. Говорится о треморе (чалатта calattā), подобному дрожи внезапно разжатого кулака или первому возникновению ряби на неподвижной водной поверхности, «покалывании» (пипилика pipīlika) мельчайших мурашек, пронизывающих кожу…

От корня «спанд» (spand) «вибрировать», образуются такие существительные, как спанда (spanda), спандана (spandana), применимые для описания интенсивных и наполненных тонких вибраций. Париспанда (Parispanda), Нихспанда (niḥspanda) описывают совокупность всех вибраций в пределах объекта, в то время как спхуратта (sphurattā) обозначает световые вибрации, возникающие в сверкнувшем движении сознания. Вибрационные резонансы называют нада (nāda), дхвани (dhvani).

Все эти виды вибраций на разных частотах являются проявлениями энергии Кундалини в ее Вселенской или индивидуальной формах. Пробужденная, она проявляется в человеческом теле в виде мощных вибраций.

В широком смысле, вибрации соответствуют энтузиазму и «задору» проявлений самой жизни во всем многообразии ее форм: говорится о трепещущем, резонирующем биении сердца сахридая (sahṛdaya), в то же время, как недостаточность вибрации ведет к инерции, вялости, сомнению и рассеянности, истощающим нашу энергию.

Ритм

Танец Шивы вызывает изначальный ритм биения божественного Сердца, чья пульсация дает начало каждому движению во Вселенной (здесь Танец Шивы иллюстрирует фундаментальную концепцию шиваизма, где Шива – сознательный Свет, пракаша (prakāśa), и самоосознанность, вимарша (vimarśa), – вибрация божественной Энергии. – Прим автора).

Паратримшика (Parātriṃśikā) описывает Божественное Сердце как Суть всего Сущего, Бхайраву, а также как тождественную Ему величайшую Богиню. В центре Сердца находится полость, свободная от двойственности и называемая вьоман (vyoman), или кха (kha), и идентичная первоначальной вибрации спанде (spanda). Согласно Абхинавагупте, это вечное, несравненное сердце и есть неподвижный резонирующий центр Сознания, всемирное хранилище, где рождаются и куда возвращаются все Вселенные. Далее Абхинавагупта говорит: «Из кха (kha) поднимается волна блаженства недвойственности, в которой ищущий обретает вибрацию (спанда spanda). Достичь спанды (spanda) – означает достичь результата». Сердце Бхайравы – недифференцированное осознание и всепроникающая тонкая вибрация (париспанда parispanda), центр непрестанной пульсации, сокращения и расширения трех принципов божественных энергий, обитель умиротворения и высочайшего блаженства. Сердце, вибрация, парение, страсть, волна – все эти понятия синонимичны. Вибрация обитает в Сознании как волна, дремлющая в неподвижности океана; без пробуждения осознанности океан сознания оставался бы застывшей кристальной поверхностью.

Так и в неподвижном чистейшем мистическом Сердце, пульсация которого наполняет энергией все живое, покоится еще не различающее Самоосознание.

«Размешивание и пахтание» сознания (кшобха kṣobha и мантана manthana)

Созидательная эмиссия (висарга visarga), выделение творческой энергии, происходит при переполнении Богини энергией высшего блаженства, результата «пахтания» Ее Бхайравой. Это «пахтание» – грубый аспект вибрации – возникает, когда Шива начинает различать и отделять Себя от собственной энергии с целью ее созерцания и осмысления. Действию присуща двойственность: происходит разделение Шивы и Шакти (Śakti) в момент эмиссии, одновременно с возвращением к единству, слиянию в сам момент разъятия.

Пахтание, взбалтывание производит брожение, волнение энергии и так постепенно возникает Вселенная. Ритм распространяющегося Единого Сознания подобен ритму, с которым одна волна порождает другую.

Так как все аспекты реальности есть не что иное, как ритмы божественной энергии и ее всепроникающей вибрации, школы Трики и Каулы не противопоставляют материю и дух, тело и душу, микро- и макромиры, признавая один изначальный ритм, свободно распространяющийся от уровня к уровню.

Кшемараджа (Kṣemarāja) в своей работе Пратьябхиджня-хридая (Pratyabhijñāhṛdaya) (сутры 12, 13) дает эпическую картину каскада волн, набегающих одна на другую в динамичном подвижном пространстве, согласно пятикратному процессу: начинаясь в бесконечности (1), они проходят через пространство сердца – центра озарения, сияния (2), затем, путешествуя сквозь тонкую световую твердь (3), волны энергии направляются во все стороны пространства (4) и, наконец, достигают земного пространства (5). Это описывается следующим образом:

Чити (Citi), божественная энергия, называемая Вамешвари (vāmeśvarī), или «излучающая, выделяющая» Вселенную, проявляет себя до грани эманации в форме ограниченного субъекта (пашу paśu). Начиная скрывать Себя и свою высшую Реальность, энергия чидгаганачари (cidgaganacarī), «та, что движется в бесконечном пространстве Сознания», обретает форму частично ограниченного познающего: здесь она называется кхечари (khecarī) – «той, что движется в кха (kha)», пространстве (полости) сердца. Затем, все еще пряча свою неразличающую несомненную суть, Она появляется как гочари (gocarī), или «та, что движется в лучах познания», становясь внутренним интеллектом, который, в силу своей убежденности в существовании различий, идентифицирует Себя с разными объектами.

Продолжая прятать свою истинную природу, энергия, прежде непоколебимая в своей неразличающей сути, становится дикчари (dikcarī) – «той, что движется в различных направлениях пространства» и отождествляется с внешними сенсорными органами, способными отличать и опознавать то, что различимо. Окончательно затуманив свою недифференцированную природу и, проявляясь как бхучари (bhūcarī) – «та, кто движется по земле», энергия принимает форму отличимого отдельного объекта.

Таким образом, скрыв суть своего Вселенского Я, божественная энергия вводит в заблуждение сердце пашу (paśu), субъекта, ограниченного собственной энергией. Но, будучи обращенными внутрь, те же энергии расширяют горизонт сердца, поступательно уменьшая источник двойственности. Сокращая альтернативы и ограничивая возможности выборов, они раскрывают обитель неразличения, (авикальпа avikalpa), дающей доступ к чудесной бхайравимудре (bhairavīmudrā).

Затем, поглотив и вобрав всю тотальность различения, «движущаяся в кха (kha)» предстает сознательным и всемогущим представителем Вселенной. «Та, что движется в солнечных лучах» утверждается в неразличении. «Та, что перемещается в пространстве» становится олицетворением неразличения и, наконец, «та, что движется по земле» сама проявляет объективную Вселенную, как нектар, распространяющийся повсюду не избирательно и не выборочно, подобно собственным конечностям (сванга svāṅga). Живущий, обладая телом и дыханием, достигает состояния Господа (пати pati), пребывающего в пятеричном действии: проявлении, поддержании и свертывании Вселенной, сокрытии и проявлении благодати.

Возвращение к сердцу

Йогин, приводя в возбуждение энергии, обретает непоколебимую устойчивость в точке пересечения, проявления и исчезновения, чтобы вернуться в состояние изначальной целостности – в вибрацию Вселенского сердца.

На каждом уровне пахтания[4], начиная с низшего, Шива забирает разделенную энергию, и чередой этих изъятий обращает ее вовнутрь, приводя к изначальной вибрации умиротворенного Центра. Когда все ритмы сливаются в великий ритм единения Сознания с Энергией, осуществляется тождественность Шивы и Энергии.

Так пробуждение и восхождение животворной Кундалини – процесс поступательной реинтеграции различных уровней, напоминающих процесс сборки матрешки, когда одна форма входит в другую[5].

На каждой стадии изъятия энергия уменьшается до размеров точки бинду (bindu), из которой излучаются более великие реальности, в то время как Кундалини восходит от центра к центру через срединный канал (сушумну suṣumnā). Паратримшика (Parātriṃśikā) воспевает этот процесс прекрасными поэтическими строфами (пп. 270–271): «Сердце, наполненное великолепным сиянием, распространяет его повсюду. Мерцание света Великого Сердца – путеводный луч для каждого… О, пробужденный, восхитись этим Сердцем – Вселенским излиянием – вибрирующим в сердце сушумны (suṣumnā) в блаженстве единения». Это – ямала (yāmala), источник всей нашей силы, союз Шивы и Шакти, Рудры и йогини (на уровне человека).

Принимая и адаптируя все конфликтующие и противоборствующие ритмы ограниченного субъекта, Кундалини заново находит изначальный ритм спанды (spanda) и обретает целостную, недифференцирующую силу, дающую каждому из ритмов собственный эффект. Этот эффект и есть вирья (vīrya) – баланс между двумя противоположными движениями.

Практика подъема Кундалини состоит в открытии центра пересечения противоположностей и в уверенном закреплении в самом центре этой пульсации, быстром и почти неуловимом движении перехода от одной стороны (противоположности) к другой. Без этого движения вибрация невозможна.

Следует также знать о том, что совершенство баланса пранической энергии между вдохом и выдохом достигается практикой «эквинокса» – в данном случае этим термином обозначается равная протяженность выдоха, вдоха и поддержание баланса между ними (вишуват viṣuvat и хамша hamṣа). Спокойствие и контроль стадии вирьи (vīrya), черпающей свой потенциал в вибрации, лежит на пересечении чистого и нечистого, или же между эскалацией и расслаблением сексуального ритма виры (vīra).

В основе всех ритмов жизни лежит одна единая вибрация, пронизывающая материальные тела и распространенная во всей Вселенной. Одна и та же сила вибрирует на каждом уровне существования, от высочайшей таинственной энергии, испытываемой в форме спанды (spanda), до острого ощущения своего мужского или женского Я в человеке.

Опыт пробуждения Кундалини – обращение вовнутрь и настройка всех энергий, с целью найти и уловить изначальный ритм. Этот опыт заставляет практикующего осознать, что переход от двойственности к единству, движение от одного ритма к другому осуществляется при нарастании «брожения» энергии, подобно пузырькам воздуха в запечатанной бутылке шампанского. Давление газов, образовавшихся при брожении, вызванном «пахтанием» энергии, нарастает, но не кульминирует в выбросе, всегда подчиняясь процессу «истекания» и «втягивания», «изъятия».

Мы наблюдаем одну и ту же схему, повторяющуюся снова и снова на каждом уровне жизни; несмотря на определенную монотонность в проявлении, она подчеркивает вселенскую значимость этого процесса, основывающегося на вибрации.

На каждой стадии баланс двух противоположных движений одного ритма гармонизирует соотносящиеся энергии, обращая их в единую пульсацию. Энергия, рожденная «пахтанием», начинает содрогаться и поднимается к точке начала процесса – к центру покоя, из которого появляются различные аспекты сопротивления и противостояния. Так, Шива и Шакти, чья связь неразрывна, разделяются для того, чтобы объединиться вновь, слившись в целое – бинду Сердца.

Две противоположные точки (точки висарги visarga) выражают это двойное движение разделения и возвращения. Бинду же представляет собой единый центр, из которого они возникают и в которое возвращаются: место единства и силы, место нерушимой мощи, источник Сознания.

Во времена Ригведы (ṚgVeda) арани (araṇī), жертвенное пламя рождалось от трения двух деревянных щепок. Позже, с появлением Шайвагамы (Śaivāgama), великой жертвой стало приношение своей Самости, приношение, изливаемое в огонь Вселенского сознательного Субъекта, поглощающего все ограничения.

Загрузка...