Восходящая ось энергии Кундалини (Kundalini) пронизывает сокровенные центры человека и всей Вселенной. Она – скрытый источник человеческого величия и могущества, объединяющий и раскрывающий весь потенциал жизненной энергии. Но вместо того, чтобы сосредотачиваться на экстраординарных силах и способностях, приобретаемых при опыте восхождения энергии Кундалини, последователи систем Трика, Крама и Каула делают упор на состоянии гармонии мира и жизни, даруемых ею.
Пробуждаемая йогой, таинственная энергия Кундалини проявляет себя с такой яростной и пугающей мощью, что обращение с нею несет определенные риски. Иногда последствия отклонения от правильной траектории энергии Кундалини, восходящей со скоростью звука, даже называют «бесовскими», так как они могут привести к депрессии и даже к безумию. Посему для исследования ее тайн ищущему надлежит искать помощь мастера, принадлежащего к специальной линии и наделенного неисчерпаемым знанием.
Следует многократно подчеркнуть, что без подробного руководства, или же следуя наставлениям невежественного, не обладающего силой знания наставника, пробуждение Кундалини будет иметь катастрофические последствия. Зачастую серьезные психологические и физические проблемы некоторых христианских мистиков относили к истерии, тогда как в реальности эти симптомы и реакции были не чем иным, как последствиями «неполноценного» подъема Кундалини. В других случаях при Ее отклонении от курса такие недуги, как паралич, могут исчезнуть так же внезапно, как и появились, но на их место могут прийти другие, например, слепота. Зная это, можно лучше понять, отчего шиваитские мастера были так осторожны в вопросах сохранения этих практик в тайне.
Оттого и не существует трактатов, предлагающих систематическое и ясное изложение практик, известных как эзотерические (рахасья rahasya). Есть лишь подсказки, наводки и краткие обрывки с проблесками истины, рассеянные в разных текстах, подобно стогам сена, разбросанным в поле. Знание было изречено, но лишь посвященный мастер, обладающий целостным пониманием природы этой энергии, способен постичь ее тайну и работать с Кундалини как истинный и преданный ученик. Таким образом, традиция продолжает жить, но в то же время доступ к ней закрыт для непосвященного.
В данной работе собраны выдержки из многих трудов, исследующих энергию Кундалини. Эта книга – попытка осветить их глубинный смысл, хотя само это намерение не соответствует традиции сохранения учения в абсолютной тайне. Тем не менее, определенное количество аспектов и положений в тексте оставлено без пояснений, дабы не навлечь гнев древних мастеров.
Но закрытость главной темы данной книги не является надуманно секретной. Понимание йоги, охватывающей весь спектр мистических переживаний, невозможно без знакомства с общей метафизикой системы Трика, исследующей как дыхание, слово (и его фонемы), звук ОṂ, мантру SAUḤ, так и различные практики, связанные с ними. (Здесь и далее в написании мантр сохранена латинская транслитерация. – Прим. пер.).
Неясность темы исходит из самой природы энергии Кундалини, т. к. интенсивное переживание опыта и невероятных эффектов подъема Кундалини невозможно осознать или описать с помощью интеллекта. Целые тома не смогут дать ни малейшего представления об истине Ее природы, но для тех, кто испытал Ее, Она проста, как сама жизнь. Более того, Она – источник жизни. Но как дать определение самой жизни?
Хотя данная работа объединяет шиваитские тексты о Кундалини, эта энергия остается столь же таинственной, как и прежде. При нынешнем растущем интересе к энергии Кундалини уместно заявить, что ни в текстах, ни в описаниях нет определений, признаков и плодов той глубокой внутренней жизни, путем которой освобожденная и полностью контролируемая энергия становится Вселенской.
В большинстве описаний и исследований на тему Кундалини подавляющая часть случаев не относятся к реальному опыту и переживаниям, а описывает явления, относящиеся к разряду психических проблем, фантазий ума и галлюцинаций из-за перенапряжения, возникшего в результате длительной концентрации внимания. Существует распространенное, но ошибочное мнение, что Кундалини можно пробудить путем концентрации внимания на межбровном пространстве, на кончике носа или на макушке головы.
Действительно, изредка спонтанный внутренний опыт или устойчивая практика могут вызвать некоторые проявления или симптомы, схожие с желаемым переживанием, но в лучшем случае они лишь предварительные признаки, связанные с движением «нижней» Кундалини, когда дыхание опускается от задней части горла к центру, расположенному в нижней части позвоночника. В реальности, движение истинной Кундалини – восходящий поток энергии, проходящий через центры, поэтому и существует понятие «подъема» Кундалини. Это восхождение энергии – редчайшее достижение даже для йогинов (yogin), посвятивших данной цели свои жизни.
Успешно поднять Кундалини – непростая задача, и не следует выполнять подобную практику без руководства просветленного мастера, и не достигнув состояния «поглощения». Хотя совершенствование глубокой мистической жизни и не требует знания или опыта восхождения Кундалини, все же эта практика не может быть полностью реализована без подлинно мистического образа жизни практикующего. Спонтанное пробуждение и восхождение Кундалини становится возможным через поддержание основного состояния воспоминания, не имеющего ничего общего с концентрацией. Практикующему следует не концентрироваться мысленно, а быть естественно «центрированным» в сердце. Попытка осуществить восхождение Кундалини ментально должна быть признана реальным парадоксом, подобное пробуждение может произойти лишь при исчезновении умственной деятельности. Когда йогин погружен в состояние дхьяны (dhyāna), Кундалини может подняться до уровня горла, но, если он хочет переместить Ее в голову, он должен быть способен пребывать в глубоком и непрерывном состоянии внутреннего поглощения (самадхи samādhi, или самавеша samāveśa).
Для данной работы были подобраны выдержки из работ авторитетов в традициях учений Каулы, Трики и Крамы, школах недвойственности, как предложение постепенного исследования. Эта работа состоит из переводов и разъясняющих комментариев, значительную ее часть составляют выдержки из фундаментальных работ Абхинавагупты Тантралока (Tantrāloka), «Свет Тантры» и более «отретушированных» работ Джаяратхи, освещающих те же темы. В данной подборке рассматривается мистическая природа высочайших внутренних посвящений. Упомянуты также другие агамы (āgama), такие как Виджняна Бхайрава (Vijñānabhairava), Паратримшика (Parātriṃśikā), Малини Виджая (Mālinīvijaya) – все они ценятся кашмирцами и датируются IV–VI веками, наряду с комментариями Кшемараджи, ученика Абхинавагупты, жившего в начале XI века, и стихами поэтессы Лаллы, жившей в XIV веке.
Стоит упомянуть, что эта подборка отличается как от описаний Хатха Йоги, так и от многочисленных, многократно изданных, и более известных шиваитских, буддийских и вайшнавских тантр.
Первая часть данной книги посвящена природе и физиологии Кундалини, разнообразию и условиям ее проявления, восхождения и раскрытия в свете йогического опыта – вплоть до Ее предельного космического слияния с пространством Вселенной. Эта часть включает переводы отрывков из четвертой и пятой глав Тантралоки.
Выдержки из нескольких страниц Тантралоки появляются в начале второй части, описывая посвящения (ведхадикши vedhadīkṣā), при которых Гуру (с помощью собственной энергии Кундалини) входит в тело ученика, пронизывая его центры и позволяя тому получить некоторые впечатления от восхождения Кундалини. Затем следуют переводы и разъяснения двух дополнительных текстов:
Шакта Виджняна (Śaktavijñāna) – короткий трактат, приписываемый некоему Сомананде, тезке великого Сомананды, мастера Утпаладевы и автора Шивадришти (Śivadṛṣṭi). Данная работа, полностью посвященная разным стадиям восхождения Кундалини, дает богатейшие описания деталей, более нигде не описываемых.
Амараугхашасана (Amaraughaśāsana) Горакшнатха (Gorakṣanātha), хотя лишь косвенно относящаяся к школам Трики и Каулы, располагается между этими античными школами и Хатха Йогой.
Третья часть данной книги, содержащая переводы ключевых частей 29-ой главы Тантралоки, освещает истинное значение эзотерического пути и его изначальную жертву (адияга ādiyāga), кулаяга (kulayāga), где чарьякрама (caryākrama) – практика, связанная с подъемом Кундалини.
Я бы очень хотела посвятить эту книгу Свами Лакшману Брахмачарину, постоянно поддерживавшему меня во время изучения текстов, но не одобрившему довольно рискованную затею публикации данной работы. Я посвящаю ее дремлющей в бездонных глубинах Змее, тысячи лет терпеливо ожидающей признания.