Старик Портер8 четко сформулировал два условия лидерства компании на рынке:
компания предлагает инновационный продукт, ранее которого на рынке не было;
компания предлагает уже существующий продукт, но издержки производства продукта ниже, чем у конкурентов.
И здесь возникает вопрос, который экономисты (а чаще их братья-маркетологи) называют уникальным торговым предложением, т.е. вы должны четко ответить на вопрос: «Что нового готовы предложить рынку ВЫ?» Если вы просто планируете проводить мастер-классы, как еще три-пять студий в городе, то вы просто будете делить потенциальных клиентов. А вот если только вы предлагаете мастер-классы с участием иностранных поваров или у вас самая большая (или самая уютная) студия, тут уже есть серьезная возможность склонить чашу весов в свою сторону.
Что может давать преимущества:
первенство открытия;
более широкая линейка предлагаемых мастер-классов (в соседних студиях предлагают только итальянскую кухню, а вы проводите мастер-классы немецкой, мексиканской и испанской кухни, например);
узкая специализация студии (скажем, вы проводите мастер-классы для домашних кондитеров и не занимаетесь мясом и прочим правильным питанием);
более гибкая или внятная тарифная политика;
насыщенность программ (вы предлагаете 4 блюда, ваши соседи 2, при одинаковой стоимости мастер-класса);
участие иностранных поваров;
более интересный интерьер (увы, зачастую сейчас ходят не поесть, а пофотографироваться, и с этим приходится мириться. Тем более, что кулинарная студия не кафе, а досуговое учреждение);
т.д. и т.п.
Большое значение имеет, выходите ли вы первыми на рынок. Если так, то изначально вы занимаете нишу целиком, предлагая новый модный вариант досуга. Все остальные вынуждены бежать за лидером, прилагая значительно больше усилий для завоевания «своих» клиентов, доказывая, что они предлагают более интересный продукт.
Скоротечность происходящего требует все нового и нового. Удивлять надо каждый день. Всех и каждого. У соседей есть только мастер-классы – предложите гостям кулинарный квест9. «Стандартные» мастер-классы по какой-то причине продаются плохо – пробуйте формат «дегустационного мастер-класса», на котором готовятся все те же блюда, но отдаваемая гостям порция меньшего, «дегустационного», объема10.
Если вы выходите на рынок не первыми, посетите студии потенциальных конкурентов. Отметьте, что вам понравилось (зачем изобретать велосипед? – можно и нужно перенимать все хорошее) и что можно было бы изменить – тут как раз и может крыться ответ на вопрос, что у вас будет лучше. А сходив в гости, вернитесь к формулировке своего конкурентного преимущества.
Да! Совсем забыл – фотографируйте. Все, что можно. Это в первую очередь касается похода в работающие студии. Просмотр фотографий позволит вам ухватить нюансы, которые, возможно, выпали из поля зрения при осмотре. Понравиться может плакат, билборд, слоган на нем – фиксируйте, изредка пересматривайте отснятое (это даст серьезную пищу для размышлений).