Сноски
1

Нобиле подобрал двухмесячного щенка, помесь дворняги и фокстерьера, на улице Рима. Титина сопровождала Нобиле во всех полетах, вопреки всем инструкциям. В 1926 году Нобиле принял решение взять свою любимицу в исторический полет к Северному полюсу на «Норвегии» – так Титина стала первым домашним животным в истории, которое достигло Северного полюса по воздуху. Титина была в центре внимания прессы. В сообщениях с борта дирижабля регулярно приводились подробности о пребывании Титины на борту, включая, например, то, что она носит красный шерстяной вязаный жакет. На страницах The New York Times даже появилась ее биография. По возвращении Титина отправилась в мировое турне вместе с Нобиле и присутствовала на встречах со многими знаменитыми людьми. Нобиле так любил свою собаку, что отказывался фотографироваться без нее. Когда собака умерла, итальянский воздухоплаватель решил оставить ее при себе в виде чучела, которое после смерти Нобиле передали в исторический музей авиации в Винья-ди-Валле. – Прим. науч. ред.

2

Современное норвежское топонимическое название бухты Кингсбей (Kings Bay) – Конгсфьорд. – Прим. науч. ред.

3

Здесь и далее в тексте используются цитаты из двух книг Нобиле, которые переведены на русский язык: Нобиле У. Красная палатка. Воспоминания о снеге и огне / Пер. с итал. А. Добровольской. – М.: Прогресс, 1975; Нобиле У. Крылья над полюсом: История покорения Арктики воздушным путем / Пер. с итал. А. Чернова и Э. Черновой. – М.: Мысль, 1984. – Прим. ред.

4

Утверждать, что они посетили Северный полюс дважды, могли семь человек – из тех, кто, как и Нобиле, полетел сначала на «Норвегии», а после на «Италии». – Здесь и далее примечания автора, если не указано иное.

5

В 2014 и 2016 годах обломки «Эребуса» и «Террора» наконец нашлись. Судьба выживших остается загадкой, но теперь считается, что экспедиция сумела найти неизвестный отрезок Северо-Западного прохода ("What Happened to HMS Erebus and Terror?," Royal Museums Greenwich, accessed April 20, 2021, https://www.rmg.co.uk/stories/topics/what-happened-to-erebus-terror-crew-true-story). Корабли и их призраки, однако, до сих пор служат своей стране: кораблекрушения помогают Канаде отстаивать свои права в Арктике в споре с такими странами, как Россия (Simon Worrall, "How the Discovery of Two Lost Ships Solved an Arctic Mystery," National Geographic, April 16, 2017, https://www.nationalgeographic.com/adventure/article/franklin-expedition-ship-watson-ice-ghosts).

6

Много лет спустя скандальная история Кука почти погубила и Амундсена. Престижную лекцию в Национальном географическом обществе в Вашингтоне в 1926 году отменили (и Амундсен лишился значительного гонорара), когда его неверно процитировал журналист: Амундсен будто бы назвал доказательства пребывания Кука на Северном полюсе столь же убедительными, сколь представленные Пири (к этому времени Кук попал в тюрьму за мошенничество; см.: Stephen R. Brown, The Last Viking: The Life of Roald Amundsen. Boston: De Capo Press, 2012, 316; Amundsen in Role of Cook's Defender, New York Times, January 24, 1926, 2. https://timesmachine.nytimes.com/timesmachine/1926/01/24/100042962.html?pageNumber=2). Лишь шестьдесят лет спустя – в апреле 1969 года – Уолли Герберт сумел доказать, что он пешком достиг Северного полюса.

7

Воздушные змеи Амундсена действительно поднимали людей. Существует нечеткий снимок великого путешественника, поднятого на шесть метров одним из этих приспособлений (Garth James Cameron, From Pole to Pole: Roald Amundsen's Journey by Flight. Stroud, UK: Pen & Sword Discover, 2013, 21).

8

Нобиле, по-видимому, не знал, что у Амундсена есть такое удостоверение. Interview with Ove Hermansen, curator, friend of Nobile and his representative, June 2018.

9

Одна из самых известных перестрелок в истории Дикого Запада. Произошла в 1881 году в Тумстоуне, на территории штата Аризона. В перестрелке сошлись представители власти и группа слабо организованных преступников. – Прим. ред.

10

Колонизация Арктики сопровождалась «внутренней колонизацией». Норвежцы стали поощрять заселение крайнего севера страны и ассимиляцию коренного населения – саамов. См.: Wilfrid Greaves, "Colonialism, Statehood and Sámi in Norden and Norwegian High North," in Human and Societal Security in the Circumpolar Arctic [Boston: Brill Nijhoff, 2018], 100–121, https://doi.org/10.1163/9789004363045_006.

11

Норвежские притязания на Шпицберген (Свальбард) основывались на упоминании в летописи XII века [ «Книга о заселении Исландии»] земли Svalbarði, лежащей в четырех днях плавания от Исландии (Andrew McKay, "Svalbard History: The Fascinating Tale of Arctic Wilderness," Life in Norway, October 1, 2020, https://www.lifeinnorway.net/svalbard-history/).

12

Этот юридический статус – «ничейная земля» – у Шпицбергена сохранялся до 1920 года. – Прим. науч. ред.

13

Многие норвежцы опасаются, что жить этому поселку осталось недолго. Норвежское правительство, сделавшее экономическую ставку на научные исследования и туризм, решило сократить угледобычу на Шпицбергене и привлекает рабочую силу даже из Филиппин и Таиланда (в Лонгйире можно найти превосходную тайскую еду). И все же шахты и шахтеры, как и прежде, очень наглядно демонстрируют, кто хозяин архипелага, странам наподобие России, чье желание заполучить Шпицберген усиливается по мере таяния полярных льдов и роста стратегического значения северных островов (Atle Staalesen, "End Comes to 100 Years of Norwegian Coal Mining at Svalbard," The Barents Observer, October 12, 2017, https://thebarentsobserver.com/en/arctic/2017/10/end-comes-100-years-norwegian-coal-mining-svalbard).

14

Существовала в 1016–1035 годах. – Прим. пер.

15

Судебный орган, учрежденный под эгидой Лиги Наций в 1920 году. – Прим. ред.

16

Секстанты, применявшиеся первыми авиаторами, обычно снабжались искусственным горизонтом, к которому прибегали, когда разглядеть настоящий горизонт было невозможно. Некоторые из них были специально разработаны для использования в открытой кабине. Гнездо такого секстанта для астрономической навигации имелось в ранней модели Boeing 747 (Guy Gratton, "Why the Sun Is Setting on the Boeing 747," The Conversation, February 1, 2016, https://phys.org/news/2016–02-sun-boeing.html).

17

Пилотов-дирижаблистов «меньше, чем космонавтов, а женщин в этой профессии почти нет», – пишет Синтия Дрешер. В Германии накануне Второй мировой войны женщины пробили стеклянный потолок и сели за штурвал самолета. Полеты на аппаратах легче воздуха стали приемлемым для порядочной женщины родом занятий, объясняет Гийом де Сион. Управление дирижаблем тем не менее совершенно другое дело, и всего одна женщина сумела пройти обучение этой профессии, но и тогда она получила лишь почетное пилотское свидетельство (Guillaume de Syon, Zeppelin!: Germany and the Airship, 1900–1939. Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press, 2007, 65). Теперь положение несколько улучшилось. В США в последние двадцать лет дирижабль водили по меньшей мере три женщины, в том числе Тейлор Дин, управлявшая одним из мягких дирижаблей компании Goodyear (Cynthia Drescher, Pilot Kristen Arambula on building a career with Goodyear Blimps, The Runway Girl Network, November 8, accessed March 20, 2021, https://runwaygirlnetwork.com/2016/11/08/pilot-kristen-arambula-on-building-a-career-with-goodyear-blimps/).

Комментарии
1

Philip Pullman, Northern Lights, bk. 1, His Dark Materials (London: Penguin Random House, 2015), chap. 8, Kindle. Рус. пер.: Пулман Ф. Северное сияние / Пер. с англ. В. Голышева. – М.: АСТ, 2022.

2

Pullman, chap. 8.

3

Roald Berg, "Gender in Polar Air: Roald Amundsen and His Aeronautics," Acta Borealia 23, no. 2 (2006): 130–144, http://dx.doi.org/10.1080/08003830601026818.

4

Umberto Nobile, With the Italia to the North Pole, trans. Frank Fleetwood (London: Allen & Unwin, 1930), 153.

5

Steinar Aas, "New Perspectives on the Italia Tragedy and Umberto Nobile," Polar Research 24, nos. 1–2 (2005): 5–15, 6, https://doi.org/10.3402/polar.v24i1.6249.

6

Gregg A. Bendrick, Scott A. Beckett, and Elizabeth B. Klerman, "Human Fatigue and the Crash of the Airship Italia," Polar Research 35, no. 1 (2016): 27–105, https://www.tandfonline.com/doi/full/10.3402/polar.v35.27105.

7

Nobile, With the Italia, 141.

8

Nobile, 141.

9

Nobile, 84.

10

Nobile, 143.

11

Nobile, 23.

12

Nobile, 148.

13

Nobile, 54.

14

Stephen R. Brown, The Last Viking: The Life of Roald Amundsen (Boston: De Capo Press, 2012), 283.

15

Tor Bomann-Larsen, Roald Amundsen, trans. Ingrid Christophersen (Stroud, UK: History Press, 2011), chap. 12, Kindle. Рус. пер.: Буманн-Ларсен Т. Амундсен / Пер. с норв. Т. Доброницкой и Н. Федорова. – М.: Молодая гвардия, 2005.

16

Bomann-Larsen, chap. 12.

17

Bomann-Larsen, chap. 12.

18

Roald Amundsen, My Life as an Explorer (London: Forgotten Books, 2018), 70. Рус. пер.: Амундсен Р. Моя жизнь. Южный полюс / Пер. с англ. Л. Жданова, М. Дьяконова. – М.: Бомбора, 2019.

19

Brown, Last Viking, 122.

20

Roland Huntford, The Last Place on Earth: Scott and Amundsen's Race to the South Pole (London: Hachette Digital, 1999), chap. 30, Kindle.

21

Shane McCorristine, The Spectral Arctic: A History of Ghosts & Dreams in Polar Exploration (London: UCL Press, 2018), 12.

22

Huntford, Last Place on Earth, chap. 30.

23

Brown, Last Viking, xxi.

24

Roald Berg, "Gender in Polar Air: Roald Amundsen and His Aeronautics," Acta Borealia 23, no. 2 (2006): 130–144, 139, http://dx.doi.org/10.1080/08003830601026818.

25

Bomann-Larsen, Roald Amundsen, chap. 28.

26

Garth James Cameron, From Pole to Pole: Roald Amundsen's Journey by Flight (Stroud, UK: Pen & Sword Discover, 2013), 22.

27

Cameron, 24.

28

Steinar Aas, "The Amundsen-Ellsworth-Nobile Transpolar Flight and Its Aftermath in Norway," Nord University, Bodø, Norway, lecture notes, Rome, May 2018.

29

Cameron, From Pole to Pole, 28.

30

Tony Reichhardt, "The First Arctic Flight – in 1914," Air & Space, September 12, 2014, https://www.airspacemag.com/daily-planet/first-arctic-flight-1914–180952688/.

31

Cameron, From Pole to Pole, 35.

32

Berg, "Gender in Polar Air," 138.

33

"The Maud Expedition (1918–1925)," Fram – The Polar Exploration Museum, accessed March 21, 2021, https://frammuseum.no/polar-history/expeditions/the-maud-expedition-1918–1925/.

34

Brown, Last Viking, xviii.

35

Bomann-Larsen, Roald Amundsen, chap. 1.

36

Cameron, From Pole to Pole, 47.

37

Cameron, 48.

38

Cameron, 50.

39

"Son of the Vikings Navigates the Northwest Passage," New York Times, December 10, 1905.

40

New York Times, September 6, 1924.

41

Amundsen, My Life, 116.

42

Brown, Last Viking, 246.

43

Brown, 108.

44

Alexander McKee, Ice Crash: Disaster in the Arctic, 1928 (London: Souvenir Press, 1979), 21.

45

McKee, 22.

46

Berg, "Gender in Polar Air," 139.

47

Beekman H. Pool, Polar Extremes: The World of Lincoln Ellsworth (Fairbanks: University of Alaska Press, 2002), 29.

48

Brown, Last Viking, 252.

49

Brown, 249.

50

Brown, 250.

51

Interview with Professor Steinar Aas, June 26, 2018; Steinar Aas, "New Perspectives on the Italia Tragedy and Umberto Nobile," Polar Research 24, nos. 1–2 (2005): 5–15, 6, https://doi.org/10.3402/polar.v24i1.6249.

52

Aas, 6.

53

Dag Avango, "Svalbard Archaeology," Michigan Technological University, May 10, 2018, http://www.svalbardarchaeology.org/history.html.

54

Avango.

55

Avango.

56

Avango.

57

"The History of the Norwegian Polar Institute," last updated February 20, 2018, https://www.npolar.no/en/history/.

58

Avango, "Svalbard Archaeology."

59

"The History of the Norwegian Polar Institute."

60

"'Swedish Activism' in WWI," Radio Sweden, August 6, 2014, https://sverigesradio.se/sida/artikel.aspx?programid=2054&artikel=5931605.

61

"The History of the Norwegian Polar Institute."

62

Frank Jacobs, "The Cold War That Wasn't: Norway Annexes Greenland," Big Think, March 4, 2016, https://bigthink.com/strange-maps/the-cold-war-that-wasnt-norway-annexes-greenland.

63

Steinar Aas, "New Perspectives on the Italia Tragedy and Umberto Nobile," Polar Research 24, nos. 1–2 (2005): 5–15, 5, https://doi.org/10.3402/polar.v24i1.6249.

64

McCorristine, Spectral Arctic, 2.

65

McCorristine, 14.

66

McCorristine, 26.

67

McCorristine, 24.

68

McCorristine, 181.

69

McCorristine, 206.

70

McCorristine, 176–179.

71

Andrew C. Revkin, The North Pole Was Here: Puzzles and Perils at the Top of the World (Boston: Kingfisher, 2006), 27.

72

Revkin, 29–30.

73

Revkin, 30.

74

Revkin, 27.

75

Quoted in Constance Martin, "Arctic Profile Elisha Kent Kane (1820–1857)," Arctic Institute of North America, Calgary, AB, http://pubs.aina.ucalgary.ca/arctic/Arctic37–2–178.pdf.

76

Martin, 178.

77

David Chapin, "'Science Weeps, Humanity Weeps, the World Weeps': America Mourns Elisha Kent Kane," Pennsylvania Magazine of History and Biography 123, no. 4 (1999): 282, 278, http://www.jstor.org/stable/20093316.

78

Revkin, North Pole Was Here, 35.

79

Lyle Zapato, "Here's What They Expect to Find at the North Pole," ZPi, January 11, 2015, https://zapatopi.net/blog/?post=201501116510.the_reed_hollow_earth_exploring_club.

80

Brisbane Telegraph, October 1909, https://trove.nla.gov.au/newspaper/article/177856617.

81

Stanley A. Freed, "Fate of the Crocker Land Expedition," Natural History, June 2012. http://www.naturalhistorymag.com/features/092248/fate-of-the-crocker-land-expedition.

82

Simon Worrall, "The Mysterious Discovery of a Continent That Wasn't There," National Geographic, December 18, 2016, https://news.nationalgeographic.com/2016/12/crocker-land-peary-arctic-continent/.

83

Worrall.

84

Worrall.

85

Worrall.

86

Worrall.

87

"Norway Not U. S. to Get Arctic Lands," New York Times, March 4, 1924, https://timesmachine.nytimes.com/timesmachine/1924/03/04/119035792.html?pageNumber=2.

88

Brown, Last Viking, 250.

89

"'Wal' (Whale) Flying Boat by Dornier," Russian Aviation Museum, accessed May 10, 2018, http://ram-home.com/ram-old/wal.html.

90

"Wal."

91

Brown, Last Viking, 257.

92

Brown, 238.

93

Cameron, From Pole to Pole, 64.

94

Cameron, 63–64.

95

Berg, "Gender in Polar Air," 138.

96

Cameron, From Pole to Pole, 67.

97

Jeff Maynard, Antarctica's Lost Aviator: The Epic Adventure to Explore the Last Frontier on Earth (New York: Pegasus Books, 2019), 16.

98

Maynard, 16.

99

"Expeditions: The N24/N25 Flight Towards the North Pole (1925)," Fram – The Polar Exploration Museum, accessed March 20, 2021, https://frammuseum.no/polar-history/expeditions/the-n24-n25-flight-towards-the-north-pole-1925/.

100

Brown, Last Viking, 258.

101

Maynard, Antarctica's Lost Aviator, 17.

102

Brown, Last Viking, 258.

103

Brown, 258.

104

Maynard, Antarctica's Lost Aviator, 18.

105

Cameron, From Pole to Pole, 71.

106

Cameron, 72.

107

Cameron, 73.

108

Cameron, 74.

109

"Amundsen Missing 112 Hours in Arctic," New York Times, May 26, 1925, https://www.nytimes.com/1925/05/26/archives/amundsen-missing-112-hours-in-arctic-our-navy-may-act-threatened.html.

110

"Coolidge Favors Amundsen Relief Should He Need It," New York Times, May 27, 1925, https://www.nytimes.com/1925/05/27/archives/coolidge-favors-amundsen-relief-should-he-need-it-president-would.html.

111

"Coolidge."

112

"Coolidge."

113

Maynard, Antarctica's Lost Aviator, 18.

114

Cameron, From Pole to Pole, 75.

115

Lincoln Ellsworth, "Arctic Flying Experiences by Airplane and Airship," in Problems of Polar Research, American Geographical Society Special Publication No. 7, ed. W. L. G. Joerg (New York: American Geographical Society, 1928), 412.

116

Maynard, Antarctica's Lost Aviator, 18.

117

Ellsworth, "Arctic Flying Experiences," 412.

118

Cameron, From Pole to Pole, 75.

119

Cameron, 76.

120

Brown, Last Viking, 264.

121

Aas, "The Amundsen-Ellsworth-Nobile Transpolar Flight."

122

The Amundsen Polar Flight (British Pathé, 1925), YouTube, uploaded April 7, 2012, https://www.youtube.com/watch?v=aLeLohOIsD4.

123

Roald Berg, "Gender in Polar Air: Roald Amundsen and his Aeronautics," Acta Borealia 23, no. 2 (2006): 130–144, 138, http://dx.doi.org/10.1080/08003830601026818.

124

Jonathan Jones, "The 1926 Painting That Foresaw How London Would Look Today," Guardian, January 15, 2015, https://www.theguardian.com/cities/2015/jan/15/1926-painting-foresaw-london-look-today-artistic-vision-montague-black.

125

Christopher Gray, "Not Just a Perch for King Kong," New York Times, September 26, 2010.

126

Gray.

127

Gray.

Загрузка...