Чтобы войти через эту дверь смирения, ты должен быть готов принять невзгоды, почитая их как своих родных, и желать, чтобы тебя презрели все люди, и чтобы никто не утешал тебя, кроме Бога. Пусть будет твоим твердым убеждением, что только Бог – это твоя отрада, а все остальное – шипы. Этим ты приучишь свою душу быть наедине с Богом. Внутренне готовь себя, что если бы тебя повели туда, где ты получишь унижение, ты бы пошел добровольно и с радостью претерпел бы это, будучи уверенным, что Бог с тобой. Не желай ничего, кроме как делать то, что к Его чести и славе, страдая за его любовь. Ты также должен искренне радоваться, когда кто-либо поносит тебя, презирает или упрекает, ибо под этим покровом, прочным, как кора дерева, спрятано великое сокровище: смиренно перенесенная скорбь – это своего рода мыло, которое смывает всю муть наших несовершенств и обид.
Наконец, ты не должен искать никаких почестей, ни того, чтобы кто-нибудь любил тебя в этой жизни, ни того, чтобы с тобой считались. Но если ты страдаешь с Распятым Христом, остерегайся себя как врага. Не следуй своей собственной воле, суждениям или желаниям, если не хочешь быть отвергнутым. Для этого ты должен быть вооружен, а именно для того, чтобы защитить себя от самого себя.
Там, где твоя воля желает достичь чего-либо, хотя это и кажется добродетелью, все же представляй это с глубоким смирением перед нашим Господом, умоляя его, чтобы Его Воля могла исполниться в тебе. И пусть это будет сделано с искренним желанием, без какой-либо примеси себялюбия, признавая свое бессилие и то, как легко ты можешь быть обманут своими собственными мнениями, которые покрыты обликом добродетели и неблагоразумного рвения, о которых наш Спаситель говорит: «Берегитесь лжепророков, которые приходят в овечьих шкурах и суть хищные волки: по плодам их вы узнаете их» (4).
Следовательно, их плоды должны оставлять после себя в душе досаду и беспокойство.
Все, что отдаляет нас от смирения и этого внутреннего покоя, под каким бы видом оно ни скрывалось, является лжепророком и хищным волком; ибо под видом овцы оно стремится ограбить и лишить нас смирения и тишины, которые совершенно необходимы тому, кто намеревается обрести награду. И получается так, что то, что было добыто за много дней и с большим трудом, за короткое время теряется и крадется этими волками. И чем больше на первый взгляд какое-либо дело прикрыто добродетелью, тем лучше его следует исследовать, в покое и внутренней тишине, как уже было сказано.
И заметь, что если когда-то тебе случится потерпеть неудачу в этом исследовании, не беспокойся, но смири себя в присутствии нашего Господа, признай своё бессилие и продолжай исследовать другие случаи. Ибо, может быть, нашему Господу угодно, чтобы это так вышло, чтобы утихла какая-то тайная гордость, которая есть в тебе, неведомая тебе самому. И если когда-нибудь какие-нибудь искры порока коснутся твоей души, не тревожься, но бдительно наблюдай и заботливо оберегай её от них [искр порока]. И сделай это в тишине, чтобы ты не был ни смущен, ни возбужден, ни чрезмерно радостен, ни грустен. Храни свою душу в мире и чистоте перед Богом, которого ты найдешь внутри себя. Уверяю тебя, что Божественное провидение не желает ничего, кроме того, что лучше для тебя.