Глава ХI. О том, как усердно дьявол старается лишить нас этого спокойствия, и о том, что со своей стороны, мы должны остерегаться его коварства

Наш противник дьявол, его повседневное занятие – искать того, кого он может поглотить (25), и потому он ничего так страстно не желает, чем то, чтобы ты отказался сразу от смирения и от скромности, чтобы ты приписал все заслуги своему трудолюбию и старанию, чтобы ты почитал себя более других в прилежании и более достойным для принятии Божьих даров. Посредством чего ты можешь дойти до того, что начнешь презирать кого-то (или что-то в этом роде) в своих собственных мыслях, ибо таким образом он беспрепятственно найдет вход в твою душу: дверь, через которую он может войти – это наше самомнение. Поэтому, если ты не проявишь благоразумие для поспешного возращения вспять, чтобы посрамить, унизить и уничтожить свое возвеличивание, как мы уже говорили, ты вскоре впадешь в гордыню фарисея, о котором упоминается в Евангелии, что он много хвастался своей добротой и осуждал других людей за плохое. (26) И если таким образом дьявол овладеет твоей волей, он вскоре станет ее господином, насаждая в ней всевозможные пороки, к твоему огромному урону и поражению. По этой причине наш Господь предостерегает нас, говоря: «Бодрствуйте и молитесь». (27) А потому ты должен быть всегда настороже, чтобы враг не лишил тебя такого великого сокровища, как мир и безмятежность твоей души, ибо он много трудится, чтобы лишить тебя этого покоя, а затем заботится, чтобы твоя душа жила в беспокойстве, потому как знает, что в этом беспокойстве она легко получает раны и происходят ее падения. Ведь спокойная душа работает так, чтобы работать много и хорошо, с упорством, и запросто выдерживать все препоны. И наоборот, душа, которая встревожена или беспокойна, трудится мало и спустя рукава, очень быстро утомляется и в добавок переносит все тяготы без пользы для себя.

Итак, если ты жаждешь одержать победу, и чтобы враг не препятствовал твоему земледелию (28), утвердись в том, чтобы не допустить в твою душу какую-либо скорбь или тревогу, даже на мгновение. А чтобы ты мог лучше присмотреться к себе и остеречься от дьявольских обольщений, придерживайся определенного правила, а именно: что любой помысел, который отделяет тебя от любви к Богу и упования на Него, подобен вестнику из ада, и потому ты не должен увлекаться им, но должно мгновенно прогнать его. Потому что действие Святого Духа всегда состоит в том, чтобы вести душу все ближе и ближе к Богу, воспламеняя ее своей любовью и вселяя в нее новые надежды. А дьявол действует вопреки этому, используя все возможные средства осуществления своих собственных замыслов, что противоречит этому [действию Святого Духа]. Например, когда он собирается посеять в нас страх, он чрезмерно увеличивает наши обычные огрехи, давая нам понять, что наша душа не готовит себя как должно к исповеди, причастию и молитве, вследствие чего в душе сеется неверие, а также беспокойство и страх.

Загрузка...