Харакура был одним из лучших учителей стрельбы из лука в Японии. К нему съезжались ученики не только со всей страны, но и со всего мира. Он прославился своим умением мастерски обращаться с луком и стрелами. Поэтому все, кто хотел обучиться этим навыкам, обращались только к нему.
Однажды, после долгого трехчасового занятия, когда Харакура упаковывал свое оборудование, к нему подошел новый ученик. «Учитель, – сказал он, – я впечатлен вашими навыками и уроками, которые вы преподали нам сегодня. Мне интересно, знакомы ли вы с мастером стрельбы из лука, который живет на вершине горы Кахаджару?»
«Нет, я о нем ничего не слышал», – ответил учитель.
«Говорят, что он лучший лучник в мире, – сказал ученик. – Будет здорово, если вы отведете нас на вершину этой горы, чтобы мы могли увидеть навыки этого опытного лучника».
«Конечно, – сказал Харакура, – это прекрасная идея. Возможно, мы сможем совершить восхождение уже на следующей неделе».
Так Харакура собрал вокруг себя своих учеников, чтобы подготовить их к путешествию. «Думаю, – сказал он, – если бы в окрестностях жил мастер-лучник, я непременно узнал бы об этом. Но я все равно готов взять вас на вершину горы и отыскать этого человека. Полагаю, он вряд ли сможет вас впечатлить. Но, пожалуйста, будьте добры к этому учителю и, конечно, к его ученикам».
Группа отправилась на гору в поисках учителя, который мог оказаться намного искуснее, чем почитаемый всеми Харакура. Они подошли к подножию горы, которая уходила высоко в небо. В тот день ее вершина скрывалась за облаками. После долгого восхождения они наконец добрались до вершины, откуда доносилась чья-то речь. Это был старик, обучающий группу из пяти или шести учеников. В руках у него был резной деревянный лук. Сам он откинулся назад, целясь в точку, находившуюся явно далеко в небе. Однако его лук не был заряжен стрелами. Харакура собирался спросить о том, куда же подевалась стрела, но учитель велел вести себя тихо. Он указал на большую птицу, летящую высоко над его головой. Затем он изо всех сил натянул лук, напрягая правую руку так, что все могли разглядеть вздувшиеся вены под его кожей. Внезапно он отпустил тетиву, и через мгновение с неба упала птица. Все, включая Харакуру, были поражены его мастерством и захотели стать его учениками.
Эта история о невидимой стреле посвящена особому виду оружия, которое позволяет нам проявлять свою внутреннюю силу и демонстрировать лучшие результаты. В некоторых случаях иногда лучше помолчать, чем что-либо говорить. Даже если вас кто-то критикует и ждет вашей защитной реакции, не отвечайте ему. Не рассматривайте это как проявление пассивности или слабости, ведь для того, чтобы быть спокойным, требуется значительная сила и особое умение. Назовем это «искусством держать язык за зубами» или «искусством владения невидимым, но очень мощным оружием». Некоторые люди говорят слишком часто и чересчур много. Они могут говорить обидные вещи, в то время как на самом деле им следовало бы промолчать. Всем нам полезно овладеть искусством молчания.
Этот навык является частью и моего метода. Я приучил себя держать язык за зубами даже в те моменты, когда ситуация, казалось бы, требует больше слов. Иногда у меня возникает соблазн дать совет, рассказать о себе или разъяснить какую-либо ситуацию. Но я понимаю, что обычно этот способ малоэффективен. В некоторых ситуациях лучше предоставить человеку возможность подумать и объяснить ему, что высказываться не так важно, как мы привыкли об этом думать. В конкретном случае именно молчание может оказаться тем, что по-настоящему необходимо. Именно те слова, которые остались невысказанными, чаще всего попадают в цель. В искусстве ведения беседы научиться молчать – это еще один полезный навык. Вы можете почувствовать некоторое напряжение и соблазн заполнить пустую брешь какими-то словами. В этот момент спросите себя: «Есть ли у меня силы молчать?» Вы обнаружите, что пустое место в разговоре делает намного больше, чем множество слов.
Если посмотреть на более общую картину происходящего, то молчание способно научить вас предпринимать как можно меньше действий или использовать свои инструменты с большим изяществом. Попробуйте использовать меньше слов в электронном письме или вовсе откажитесь от его написания. У нас нет необходимости в том, чтобы разом использовать все способы общения, которыми мы располагаем. За свою многолетнюю писательскую карьеру я понял, что лучшее из того, что я могу сделать для усовершенствования своей рукописи, – это еще раз просмотреть ее и избавиться от всех ненужных слов. И я каждый раз удивляюсь тому, насколько это простое упражнение помогает сократить книгу и сделать текст более понятным. Данная стратегия может оказаться полезной во многих сферах деятельности. Для достижения отличных результатов порой лучше ничего не делать.
Ничего не предпринимать, не объясняться, не защищаться, не проявлять внешних признаков чувств, которые мы испытываем, – все это способы стрелять из лука без стрелы и чтить святую пустоту. Совсем скоро вы научитесь ценить отсутствие больше, чем присутствие, а молчание больше, чем необходимость говорить. У вас может не быть никакого «оружия», и из этой пустоты, из этого отсутствия вы будете черпать великую силу. Это принесет вам известность человека, наделенного чудесными, невидимыми способностями. Помните о том, что даже руководить можно без каких-либо признаков лидерства, учить можно, помогая студентам учиться самостоятельно, и можно вести бизнес, не ставя во главу угла деньги. Пустота изобилует и способствует жизни.