11 июля 2000
Веб за время своего недолгого существования несколько раз менял ориентацию, и каждый раз от него ждали больше, чем он мог предоставить. Изначально набор средств и возможностей для создания сайтов был крайне скудным. Постепенно появились зачатки инструментария для создания таблиц, фреймов и пр. Но до сих пор нет универсального способа через браузер делать то, что каждому доступно в операционной системе: например, выбирать несколько объектов, перемещать их, пользоваться контекстно-зависимым меню, не говоря о многом другом.
Дизайнеры, видавшие виды – мультимедийные технологии, верстальные программы, графические редакторы, анимационные и трехмерные пакеты, – были (и до сих пор остаются) крайне разочарованы отсутствием предсказуемого результата и невозможностью реализовать все свои дизайнерские идеи.
Так начался процесс «засунем в браузер все, что только можно»: флеш, видео, трехмерку, звук, чат, конференции… В большинстве случаев зритель просто не в состоянии все это увидеть или услышать, потому что у него медленная связь, старый компьютер, маленький монитор. Но самое главное: людям просто не нужно все это разнообразие, производимое создателями мегабайтных творений.
Информационный дизайн
(www.ya.ru)
Живет на всю ширину экрана.
Грузится за секунды и работает везде.
Идеально подходит для ежедневного использования.
Не требует времени на изучение – все сразу понятно.
Знакомый дизайнер утверждает, что приведенный пример – полный отстой.
Презентационный дизайн
(www.mtelecom.ru)
Ограничен в ширине, чтобы поместиться в окне при минимальном разрешении (фиксированный дизайн на ширину больше 620 пикселей – ламерство и неуважение по отношению к пользователю).
Грузится долго даже на быстром канале, а зритель с отключенной графикой лицезреет большое количество непоказанных картинок.
Требуется человеку один раз в год – в момент принятия судьбоносного решения о покупке пейджера, компьютера, автомобиля, дома.
Как правило, имеет запутанную структуру, сложную навигацию, построенную на навороченной метафоре, требует привыкания к Главной Идее Дизайнера.
Знакомый дизайнер утверждает, что приведенный пример – «так себе», но делает именно так, утяжеляя графику в три раза, произносит магические слова «я делаю настоящий дизайн», после получения гонорара увеличивает самомнение в четыре раза.
Сайт без картинок и теней – это тоже сайт. Дизайн – это прежде всего конструирование и подача информации.
Большинство сегодняшних веб-дизайнеров не понимают, что их труд по накрамсыванию скриншотов – это бессмысленная и неактуальная работа. Настоящий сайт – это всегда сложный конструкторский проект. Сделать сайт, который живет при любой ширине экрана, во много раз сложнее, чем сайт с фиксированной шириной. Сделать графические заголовки и врезки может даже человек с коэффициентом интеллекта, равным комнатной температуре.
Все вышесказанное, разумеется, не отменяет эстетической стороны создания сайта.
Чтобы понять разницу между функциональностью и эклектикой, надо представить удобное, ровное, размеченное автомобильное шоссе, с одной стороны, и лабиринт из английских кустов, в котором проложена мозаичная тропинка, – с другой. И то и другое – труд дизайнера. И то и другое – произведение искусства. На шоссе обычно никто не обращает внимания, а тропинкой в лабиринте больше одного раза в жизни мало кто пользуется. Это и есть разница между информационным и презентационным дизайном.
Сразу забежим в недалекое будущее – презентационный дизайн изживет себя. Скоро все, что грузится больше пяти – десяти секунд, начнет искать новые пути выражения, отличные от веба.
Чтобы выжить, презентационным сайтам придется либо брать на вооружение приемы информационного дизайна, либо предоставлять альтернативный (быстрый) доступ к информации.