Древние египтяне использовали корицу за XVII веков до нашей эры и называли её кассией. Письменные источники Древнего Египта сообщают, что египетская царица Хатшепсут послала в таинственную страну Пунт (теперешний Йемен), или Землю богов, экспедицию из пяти кораблей, которые впоследствии вернулись в Египет, нагруженные золотом, слоновой костью и корицей. Сохранился кулинарный рецепт древних египтян, относящийся к 1500 году до н. э., в состав которого входит корица. Именно египтяне начали добавлять данную приправу практически во все блюда. Египтяне придумали и другое применение этого растения – они начали применять ее для бальзамирования.
За 400 лет до нашей эры корица под именем «киннамон», то есть «безупречная пряность», была уже известна в Греции. От греков и пошло латинское название растения – Cinnamomum. Древние греческие географы считали страну Пунт родиной коричника, они ещё не знали, что корица эта из Индии, а доставляли её в Пунт купцы с Востока.
ВI веке н. э. о нескольких видах корицы писал Плиний Старший.
В китайских письменных источниках, относящихся к 2800 году до н. э., сообщается об употреблении корицы императором Шень-Нунг-Кваном.
На Руси корицу назвали корицей, связав название с коричневым цветом пряности.
Упоминания об этом растении встречаются в дневнике Христофора Колумба, который был написан в 1492 году. Следующим человеком, который упорно стал искать эту приправу, стал Магеллан. Именно он в поисках данной приправы добрался до Малабарского берега Индии.
В медицине это растение начали использовать уже во II веке до нашей эры. Именно тогда данную пряность принято было считать лучшим средством не только от диареи, но и от лихорадки, а также некоторых гинекологических заболеваний. В Европе еще очень долго не могли привыкнуть к тому, что корица способна оказывать на организм человека целебное воздействие. Именно поэтому ее использовали не столько для изготовления лекарственных препаратов, сколько для улучшения их вкусовых качеств. Только в XIX веке это растение получило значение самостоятельного лекарственного средства.
Корица использовалась не только в кулинарии, но и в сакральной практике. Ей приписывали свойство очищать кровь и сознание. Смешанная с миррой, она применялась для вызова духов; также корица часто была необходима для изготовления амулетов, привлекающих к владельцу деньги, любовь и прочие блага.
Маги рекомендовали носить с собой щепотку порошка корицы для привлечения любви и денег.
В Древнем Риме корицу часто использовали на погребальных кострах. Так, например, в 65 году н. э. император Нерон, убивший в приступе ярости свою жену Поппею Сабину, в знак раскаяния сжег годовой запас корицы на ее похоронах.
Арабы, которые привозили корицу на Запад, тщательно скрывали ее источник. Чтобы скрыть от европейцев истинное происхождение корицы, заморские купцы рассказывали им разные причудливые легенды. Одна из таких легенд, упомянутая у Геродота, гласит, что корицу добывают из гнезда Феникса, который отбирает ее у страшных животных, похожих на крыс, и складывает у себя. Чтобы заполучить пряные корочки, охотник предлагал птице большие куски мяса. Феникс приносил их в гнездо один за другим, и рано или поздно под тяжестью угощения дно гнезда проваливалось, и корица падала вниз.
Аристотель сомневался в истинности этих мифов, а один из его учеников – Теофаст, впервые предположил, что корица – это на самом деле кора дерева, растущего в Аравии. Однако эта, отчасти правдивая, версия также была приукрашена многими невероятными подробностями: якобы рощи коричных деревьев охраняют полчища ядовитых змей, и сборщикам корицы приходится для защиты от укусов надевать воловьи шкуры, оставляя открытыми лишь глаза. При этом треть урожая они должны были оставлять в дар богам.
Все эти рассказы, окружавшие экзотическую пряность мистическим ореолом, служили для поддержания заоблачной цены, которая делала ее доступной лишь для очень состоятельных людей. Позволить себе корицу могли только очень богатые люди, так как часто килограмм корицы менялся на килограмм золота.
В средние века монополию на продажу корицы в Европе держала Венеция, купцы которой покупали корицу в Александрии и препятствовали конкурентам. В Александрию корица попадала сухопутным путём с арабскими караванами из Индии. Цена корицы не могла быть низкой, ведь для того, чтобы её могли купить жители обычных европейских городов, многим людям приходилось рисковать жизнью, проделывая долгий и опасный путь, обороняя караваны от кочевников и разбойников.
В конце XV века португальские купцы открыли Цейлон (Шри-Ланку). Они в 1518 основали на острове крепость и ожесточенно защищали свою монополию более 100 лет.
Именно португальцы заставили правителя Цейлона каждый год выплачивать им дань не золотом, а именно этим растением.
Голландские купцы вытеснили португальцев, заключив альянс с королевством Канди на Цейлоне. Они основали здесь почту в 1638, к 1640 году захватили контроль над фабриками и окончательно избавились от португальцев к 1658 году.
«Берега острова полны ею, – сообщал голландский капитан, – и она лучшая на всем востоке: если стоять по ветру, можно уловить запах корицы в море в восьми лье от берега». Голландская восточноиндийская компания продолжила пересмотр методов выращивания корицы в диком виде и в итоге стала культивировать собственные деревья.
Англичане вытеснили голландцев в 1796 году, хотя важность цейлонской монополии уже не была столь велика. Коричные деревья стали выращивать в других местах, доступная кора кассии стала более приемлема для покупателей, а кофе, чай, сахар и шоколад стали вытеснять популярные ранее традиционные пряности.
Следующим народом, который начал выращивать корицу в больших количествах, стали французы. А выращивали они данные вечнозеленые деревья на Сейшельских островах. С французскими плантациями этого растения произошла даже весьма нелепая история: однажды французам показалось, что к Сейшельским островам подплыли англичане. В панике и страхе они просто-напросто сожгли все имеющиеся плантации. Их огорчение было велико, когда они поняли, что судна были не английскими, а французскими.
Известно, что родина корицы – Шри-Ланка, Бирма и южное побережье Индии. Но в настоящее время корица растет также в Южной Америке и Вест-Индии. Эту культуру выращивают на Сейшельских островах и на острове Реюньон, куда она была привезена со Шри-Ланки предприимчивым миссионером Пьером Пуавром. Также растения выращивают на острове Ява, Суматре, в Бразилии, на Малабарском берегу, во Вьетнаме, в Египте и на Мадагаскаре. Но Шри-Ланка до сих пор производит корицу высшего качества.