Мы с вами выяснили, что копирайтер – это человек, который решает задачи с помощью текста. Но далеко не все знают, как им становятся и с какими направлениями он связан. Большинство людей твердо убеждены, что копирайтер – это что-то типа журналиста, филолога или писателя. Хотя ни к первым, ни ко вторым, ни к третьим он отношения не имеет. Копирайтер – это одна из специализаций интернет-маркетолога, потому что решает он в основном маркетинговые задачи.
Чтобы лучше все это представлять, я сейчас покажу вам дерево специальностей. Часто копирайтер работает сообща с другими специалистами, а потому должен в общих чертах знать и понимать работу каждого из них, т. к. она влияет на итоговый результат.
На изображении выше вы видите всех основных представителей «семейства» интернет-маркетологов. Мне в этом плане очень нравится сравнение с врачами, т. к. принцип похож. К врачу приходит пациент и жалуется, что болит живот или ухо. Врач осматривает пациента и назначает лечение. В интернет-маркетинге и копирайтинге точно так же: приходит клиент и жалуется, например, что есть сайт, но нет продаж. Специалист осматривает сайт и говорит, что и как нужно сделать, чтобы исправить ситуацию. Можете ли вы себе представить, что к врачу приходит пациент, сам поставивший себе диагноз и диктующий, как его лечить? Конечно, бывают и такие экземпляры, но это, скорее, исключение. То же самое и здесь: копирайтер решает поставленную задачу, и совершенно неважно, нравится клиенту его текст или нет. Главное – чтобы был результат. Иначе зачем человеку обращаться к специалисту?
Вернемся к нашему дереву. Как в медицине есть врач общей практики, так в маркетинге есть универсальный интернет-маркетолог. Он знает работу других специальностей на уровне выше среднего, необходимом для решения задач. В крупных и сложных проектах такого специалиста еще называют проектным менеджером.
Иногда бывает так, что интернет-маркетолог выбирает себе узкое направление и развивается как профильный специалист. Так же как и врачи – от общей практики переходят к специализациям: невролог, кардиолог, ревматолог и т. д.
Копирайтинг – одна из специализаций интернет-маркетолога. Более того, у копирайтинга могут быть свои ответвления. Так же как у врачей, например, есть оториноларинголог и есть узкое направление – сурдолог – врач, который специализируется на слухе. Копирайтер может специализироваться на коммерческих предложениях, посадочных страницах, статьях и т. д.
Словарь копирайтера
Коммерческое предложение – текст с предложением для потенциального клиента или партнера. Отправляется по электронной или обычной почте.
Посадочная страница (лендинг, Landing Page) – отдельная страница на сайте (иногда может быть единственной страницей), на которую направляется трафик для закрытия на целевое действие.
Давайте рассмотрим подробнее другие специализации.
Контекстолог – специалист по настройке и ведению контекстной рекламы. Как правило, это реклама Яндекс. Директ и Google Ads. Хорошие специалисты подтверждают свою квалификацию сертификатами от компаний Google или Яндекс.
SEO-специалист (оптимизатор) – интернет-маркетолог, который приводит аудиторию из поисковых систем (Яндекс, Google и др.). Для этого он работает над сайтом, чтобы тот занимал более высокие позиции на странице поисковой выдачи. Такая работа еще называется оптимизацией.
Словарь копирайтера
Поисковая выдача – список сайтов, отвечающих запросу пользователя в поисковой системе (чем выше сайт в списке, тем больше трафика он собирает).
SEO (англ. Search Engine Optimization) – поисковая оптимизация, комплекс действий для привлечения поискового (органического) трафика на сайт.
Органический трафик (органика) – трафик из поисковых систем (Яндекс, Google и др.)
Ранжирование – распределение сайтов в выдаче.
Копирайтер – интернет-маркетолог, который специализируется на решении задач с помощью текста.
SMM-специалист – человек, который привлекает и конвертирует аудиторию из социальных сетей.
Словарь копирайтера
SMM (англ. Social Media Marketing) – маркетинг в социальных сетях.
Веб-аналитик – интернет-маркетолог, который настраивает и ведет сложные аналитические системы, такие как Google Analytics, Яндекс. Метрика и т. п., чтобы считать многоуровневые конверсии и отслеживать путь пользователей от первого контакта до денег в кассе.
Email-маркетолог – человек, который специализируется на «белых» почтовых рассылках. Что это такое и чем они отличаются от спама, мы разберем в 17-й главе.
Все описанные выше специализации могут работать и на заказчиков, и на себя (решать задачи для своих проектов). Но есть отдельная категория специалистов, которые, как правило, не работают на клиентские проекты, а работают только на себя. Это арбитражники и веб-мастера.
Арбитражник – специалист, который ищет дешевый трафик и монетизирует его (превращает в деньги) с помощью партнерских программ или так называемых CPA-сетей. Иногда говорят, что арбитражник «льет трафик на офферы».
Словарь копирайтера
Монетизация (от англ. money – «деньги») – преобразование ресурсов, сил, времени, знаний и действий в деньги.
Партнерская программа – условия, при которых человек приводит трафик на сайт и получает комиссионное вознаграждение каждый раз, когда аудитория совершает целевое действие. Самый простой пример – привел клиента и получил процент от продаж или фиксированную сумму денег.
CPA-сети (CPA – Cost Per Action – «цена за целевое действие») – компании и сайты, которые объединяют (агрегируют) несколько партнерских программ.
Лить трафик – вести аудиторию на целевые страницы.
Офферы – выгодные предложения для целевой аудитории.
Веб-мастер – специалист, который создает сети из сайтов и монетизирует их, размещая статьи и объявления контекстной рекламы. Чаще всего именно веб-мастера заказывают тексты на биржах контента. И в силу специфики своей работы не могут и не будут платить за них большие деньги. Мы еще рассмотрим этот процесс подробно в главе о контент-маркетинге.
Чтобы стать хорошим копирайтером, нужно получить базовые знания по интернет-маркетингу. Вот почему мы будем подробно разбирать их в этой книге. Без этих знаний максимум, на что можно рассчитывать, – работа за бесценок на биржах контента, как это сейчас делают десятки тысяч людей. Да и то под вопросом, учитывая, как быстро сейчас развиваются нейронные сети. Либо, что еще хуже, можно оказаться «крайним» при решении коммерческих задач. Например, когда текст написали, а результата нет. Заказчик негодует, а что делать – непонятно.
Теперь вы видите, почему копирайтинг – это не писательство и не журналистика, а совершенно иное направление, где своя специфика и свои законы. И знание языка здесь стоит отнюдь не на первом месте. Куда важнее уметь видеть систему и решать поставленные задачи. А ошибки и опечатки за копирайтера, чуть что, всегда могут исправить корректор или стилистический редактор – специально обученные люди с филологическим образованием.
Да, кого-то это может разочаровать, особенно если вначале казалось, что все просто: пиши себе тексты и получай деньги. Но хорошие деньги просто так не платят, а платят за результат, ответственность и решение задач. О том, что это за задачи, мы как раз и поговорим в следующей главе.