Поль Пуаре

Я победила не только Пуаре, я одержала победу над пышнотелыми женщинами! Мадемуазель Шанель не подходила под модные наряды? Пришлось моде измениться под мадемуазель Шанель.

Коко Шанель

Парижский дизайнер Поль Пуаре в те годы, когда Шанель еще только входила в мир моды, находился на вершине модного олимпа. В противостоянии на подиумах Парижа столкнулись неравные силы – взрослый, опытный и популярный мужчина и юная, безвестная, никем не обученная женщина.

Поль Пуаре – эстет, доводивший до абстракции свою приверженность определенным формам, бредил Востоком, изысканными линиями восточного костюма, насыщенным цветом богатого декора, затейливым рисунком восточных ковров. Он революционным образом изменил моду, уничтожив корсет, сделал силуэт своих моделей прямым и более естественным. В его нарядах женщина перестала напоминать песочные часы, линия талии опустилась и значительно расширилась. Наряды Пуаре были популярны, в прямых и свободных платьях-туниках с ярким декоративным рисунком женщины стали более естественными в поведении, менее жеманными и вычурными.

В поисках новых идей Поль Пуаре объездил Германию и Австрию. Он посещал школы, выставки, театры, студии, а вернувшись во Францию в 1911 году, открыл ателье «Мартин». В нем необученные молодые девушки создавали рисунки, а опытные мастера переводили их на ткани, лишь слегка подправляя. Из ателье «Мартин» выходили обои, настенные панно, ткани, сплошь покрытые огромными яркими цветами. Так цветы – особенно розы, георгины, маргаритки, циннии, очень декоративные и бесконечно далекие от настоящих, стали любимой темой нового стиля. Жизнеутверждающий и радостный стиль, на который значительное влияние оказали такие художественные направления, как кубизм, конструктивизм и футуризм, получил название «ар-деко» (art-déco). Для него были характерны сочные краски, россыпи цветов, жемчужин, связки лент, стилизованные изображения животных и птиц: оленей, голубей, павлинов с гигантскими роскошными хвостами.

Достигший расцвета между 1925 и 1935 годами, этот стиль формировал образ, способ жизни людей, их манеру одеваться и разговаривать, работать и отдыхать, путешествовать. Он влиял на индустрию развлечений и все сферы искусства. Он чувствовался в кинотеатрах, доходных домах, интерьерах, в узорах драгоценных украшений, в дизайне кухонной посуды, в скульптурах, плакатах, книжных иллюстрациях, в тканях, картинах и, конечно, в моде. Абсолютно все создавалось в стиле, сочетавшем геометризм, жесткость, ясность, чистый насыщенный свет, с одной стороны, и грациозность, игривость, простоту и элегантность – с другой.

Мода, ее ведущие художники – Ж. Дусе, Ж. Ланвен и прежде всего П. Пуаре и связанные с ним мастера – сыграли большую роль в создании ар-деко. В 1908 году вышел иллюстрированный тогда еще молодым Полем Ирибом альбом «Платья Поля Пуаре», а в 1911 году – еще более впечатляющее издание «Произведения Поля Пуаре» с рисунками Ж. Лепапа. Эти авторы стали впоследствии ведущими дизайнерами ар-деко. Яркие рисунки П. Ириба и Ж. Лепапа вводили новые линии. Их стиль, использование сочных красок оказали прямое влияние на декоративное искусство того времени.

В 1920-е годы Коко Шанель вступила в конкурентную борьбу с самыми знаменитыми кутюрье: Мадлен Вионне, мадам Пакен, сестры Калло, Жанна Ланвен, Эльза Скиапарелли, но с Полем Пуаре прежде всего. Отнимая клиенток, она вынуждала других дизайнеров отказываться от неудобных узких юбок, длинных волос и плюмажей. Она упростила и флакон духов, и женский костюм. Свой успех Шанель определила сама: «Мода выходит из моды, стиль – никогда».

Предложения Коко не могли вызывать восторг у знаменитого кутюрье. Пуаре ничего не имел против тенденции нового века выразить одной линией всю полноту ощущений. Он тонко чувствовал лапидарность грядущих форм. Но подчинение фантазии практичной реальности было оскорблением его эстетизму. И все же Пуаре был вынужден потесниться. После окончания Первой мировой войны Габриэль Шанель проповедовала простоту и быстро завоевывала Париж. Первой ее стиль приняла французская художественная богема, а затем и аристократия.

Конкуренция Габриэль Шанель и Поля Пуаре была открытой и жестокой. Поль не признавал нарядов этого «мальчишки». Он считал, что Шанель одевает светских дам в одежду горничных. Шанель считала, что женщины в послевоенные годы нуждаются в удобных вещах, а не в оборках Пуаре.

Но Пуаре заносчиво заявлял, что Шанель «ни на что не годна, что она долго не продержится» в модельном бизнесе. На что Коко отвечала, что мнение Пуаре ее не интересует, да и возражать ей некогда, потому что ее мастерская завалена работой.

Историки моды любят пересказывать легенду о том, как однажды Поль Пуаре встретил Шанель в ее знаменитом маленьком черном платье и с издевкой спросил: «Мадам, по кому вы носите траур?» Острая на язык Коко в долгу не осталась: «По вам, мсье».

Наконец Поль Пуаре оценил потенциал Коко Шанель, мимоходом бросив своим коллегам, что однажды этот мальчишка «обставит нас во всех мастях».

Творения Габриэль Шанель, отличавшиеся практичностью и трезвым вкусом, ускорили упадок Поля Пуаре. Хотя наряды мэтра моды были превосходными, они не учитывали изменившиеся условия жизни женщины в те годы. Пуаре не доверился женской природе целиком, не смог отказаться от стремления сделать женщину выразителем своих концептуальных устремлений.

На Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году в павильоне Elegance демонстрировались лучшие модели французских дизайнеров. К тому моменту Поль Пуаре еще блистал, демонстрируя свое величие и огромные возможности. У входа на выставку его усилиями был сооружен большой светящийся фонтан. Напротив территории выставки к набережной Сены были пришвартованы его барки – Amour, Delices и Orgues («Любовь», «Наслаждения» и «Оргии»), украшенные огромными полотнами Дюфи. По вечерам они сверкали яркими огнями, а Пуаре, одетый в пышный плащ и увенчанный адмиральской фуражкой, принимал обедающих в одной из кают.

Поль Пуаре еще устраивал свои знаменитые, самые пышные вечеринки в Париже, на которых гостям подкладывали в устрицы настоящие жемчужины. Но к 1937 году Пуаре оказался совершенно разорен. Он больше не понимал эпохи, в которой жил, а публика не принимала наряды, которые он предлагал. Друзья прежних триумфальных лет отвернулись от него. Нищета Поля Пуаре была настолько глубока, что он скроил и сшил себе пальто из старого банного халата. Пуаре ушел в мир иной в 1944 году. В последние годы он зарабатывал на жизнь чтением басен Лафонтена в маленьком кабаре в Каннах. Говорят, что великий кутюрье больше всего любил басню «Стрекоза и Муравей».

Загрузка...