Идея ключа

Специалист по истории искусства Зара Малоян указывает, что «многие бытовые предметы, сопутствующие человеку в повседневной жизни, наделяются дополнительным символическим, мистическим смыслом. Несмотря на то, что ключ является продуктом более поздней эпохи, несомненно, он подвергся той же «обработке символизации», что и указанные Леви-Брюлем более ранние артефакты. Очевидно, сам по себе предмет, предназначенный для запирания и отпирания замков, мог появиться в культуре человечества не раньше, чем появились дома и двери, следовательно, ключ – атрибут и признак сформировавшейся цивилизации».

Специфическое назначение ключа – закрывать и открывать доступ к чему-либо – не могло не привлечь к себе внимание уже с древнейших времен (дверной замок был знаком египтянам, кстати, известно, что он был деревянным).



Впервые изображение ключа, понимаемого вне своей бытовой функции, а как предмета, наделенного символическим, сакральным смыслом, появляется в Древнем Египте – это известный знак Анк (Анкх), или «крукс ансата» (суть бессмертия, т.е. жизнь). На многих египетских изображениях, стенной росписи, рельефах, папирусах – боги держат в руках Анк или передают его людям. Очевидно, Анк – своеобразный ключ от иного мира, позволяющий с одной стороны богам появляться и действовать в материальном мире, с другой – людям попадать после смерти в загробный мир. Этот символ многократно повторяется на изображениях, связанных с заупокойным культом, амулеты в форме Анка были обнаружены в гробницах, саркофагах. Очевидно, он должен был служить «ключом», открывающим ворота в иной мир, и обеспечить усопшему беспрепятственный проход.


Египетская царица Нефертити и богиня Исида. Настенный рельеф


Существует множество интерпретаций происхождения формы Анка, которые в основном связываются с объединением женского и мужского начал, соединения креста Осириса в форме буквы Т c петлей Исиды. По сходству ассоциируется знак Анк и с закатом солнца, опускающегося за Нил, то есть соединением мужского огненного начала и женского – водного. Какова бы ни была интерпретация, она так или иначе связана с соединением мужского и женского начал, возможно, отсюда берет начало известное в психоанализе толкование ключа в русле фаллической символики.


Кибела на троне


Очевидно, такое же толкование уместно для ключа – атрибута Кибелы, богини фригийского происхождения, культ которой носил оргиастический характер. Несомненно, фаллический символизм в паре «ключ – замок» связан и с функцией отпирания/проникновения, получения доступа. Однако фаллический символизм ключа-замка, акцентируемый в психоанализе, сам по себе является производным от более глубинного и глобального архетипа.


Двуликий Янус


Такова символика ключа – атрибута римского Януса (от ianua – «двери, ворота»), бога входов и выходов и всякого начала. Янус держит Ключи Власти, открывающие и закрывающие, а также ключ к двери, дающей доступ в область богов и людей, к дверям зимнего и летнего солнцестояния. Двери небесные в знаке Козерога являются дверями богов, олицетворяющими увеличение силы Солнца. Двери подземные в знаке Рака – это двери людей, символ ослабления силы Солнца.

Янус изображался с ключами и двумя лицами, смотрящими в разные стороны, откуда его эпитет «двойной», ему была посвящена двойная арка на форуме. Есть основания для предположения, что Янус был древним богом-демиургом, богом богов и создателем мира, который сам в этом процессе из бесформенного шара превратился в бога.


Бог ключа Айон Митра


Достаточно сложный набор ассоциаций, связанных с ключом, приводится К.Г. Юнгом в так называемых «Тавистокских лекциях». Например, в четвертой лекции он пишет следующее: «Идея ключа часто связывалась с мистериями в пещере. В культе Митры существовал даже отдельный бог, бог ключа Айон, существование его не объяснялось, но, я думаю, понять это нетрудно. Бога изображали в виде крылатого существа с мужским телом и головой льва, обвитого змеей, возвышавшейся над его головой. Изображение его имеется в Британском музее… Поэтому Айон, львоголовый бог, обвитый змеей, представляет также искомое единство противоположностей, свет и тьму, мужское и женское…»

В этом контексте отчетливо просматривается символизм ключа как знака хозяина, обладающего правом владения и доступа в запретное пространство.

Поэтому ключ, способный устранить материальную или духовную преграду на нашем пути, символизирует власть, вход, доступ, решение, продвижение, свободу действий и выбора, знание. Эту общепризнанную символику ключа могут дополнять значения (коннотации) в зависимости от национального или социокультурного контекста.

Загрузка...