В конце XIX века возник новый интерес к силачам – не к физической силе как средству выживания и самообороны, а к гармоничному развитию мышц человеческого тела, воплощенному в идеальных образах древней Греции.
Это была эпоха, когда древняя традиция поднятие камней начала превращаться в современное искусство тяжелой атлетики. Тяжелая атлетика по-разному развивалась в различных культурах. В Европе поднятие тяжестей было чем-то вроде развлечения, которое способствовало появлению профессиональных силачей: людей, зарабатывавших себе на жизнь разнообразными силовыми трюками. Собственный физический облик мало что значил для них или для зрителей. В результате они, как правило, отличались тучностью и массивным телосложением.
В Америке того времени проявился довольно значительный интерес к влиянию физической силы на здоровье человека. Приверженцы физической культуры ратовали за употребление естественной, необработанной пищи – эта идея возникла как реакция на расширенное применение новых методов обработки пищевых продуктов. Американцы начали переезжать из захолустных ферм и поселков в крупные города; автомобили сделали людей более легкими на подъем, вновь пробудили тягу к путешествиям. Но в то же время образ жизни становился все более малоподвижным, а недомогания, связанные с перееданием, неправильным питанием, отсутствием тренировки и постоянными стрессами, уже стали очевидны для многих.
Сторонники здорового образа жизни боролись с этой тенденцией, уповая на физическое воспитание, проповедуя умеренность и гармоничное равновесие во всех аспектах жизни. Пузатые европейские силачи, поглощавшие огромное количество пива, определенно не были их идеалом. Их эталон для подражания больше напоминал совершенные пропорции статуй древнегреческих спортсменов, чем грузные очертания завсегдатаев баварских пивных. И они нашли такого человека в лице Евгения Сандова – суперзвезды на атлетическом небосклоне в эпоху перехода от прошлого века к нынешнему.
Сандов приобрел в Европе репутацию профессионального силача, бросая вызов другим атлетам и превосходя их в тех трюках, которые они сами придумали для развлечения публики. Он приехал в Америку в 1890-е годы; антрепренер Флоренц Зигфилд присвоил ему титул «Сильнейший человек в мире» и организовал показательное турне. Но тем, что действительно отличало Сандова от других, было эстетическое качество его телосложения.
Сандов был красавцем, тут нет никаких сомнений. Кроме того, он был эксгибиционистом и получал огромное удовольствие, когда люди рассматривали его тело или наблюдали за его трюками. Он позировал за стеклянной витриной, прикрытый лишь фиговым листиком, а женщины ахали и охали, восхищаясь красотой и симметричностью его мускулов. Такое признание эстетических качеств обнаженного мужского тела было чем-то совершенно новым. В Викторианскую эпоху мужчины одевались очень чопорно, и лишь немногие художники изображали обнаженную мужскую натуру. Благодаря этому очарование Сандова было просто неотразимым.
Его популярность привела к бешеному спросу на гири, гантели и другой инвентарь тяжелой атлетики. Сандов зарабатывал тысячи долларов в неделю и основал целую индустрию по продаже книг и журналов. Проводились соревнования, где сравнивались физические характеристики участников, а затем Сандов вручал победителям золотую статуэтку, изображавшую его самого. Но в конечном счете он пал жертвой собственного ореола мистической мужской силы. Как говорят, однажды его автомобиль съехал с дороги, и он решил продемонстрировать свою силу, одной рукой вытащив машину из кювета. В результате человек, которому король Англии Георг V присвоил звание «Профессор физической культуры при Его Величестве», умер от кровоизлияния в мозг.
Евгений Сандов
Примерно в то же время Георг Гаккеншмидт заслужил титул «Русский лев» за свои выдающиеся качества, позволившие ему выиграть чемпионат России по тяжелой атлетике в 1898 году, а также стать чемпионом на многих международных состязаниях по борьбе. После эмиграции в Англию он сделал себе состояние. Он также был искусным оратором и плодовитым писателем, автором философских трудов, таких как «Происхождение жизни», проводил дискуссии с интеллектуалами вроде Бернарда Шоу и даже предложил Альберту Эйнштейну обменяться научными идеями.
Были и многие другие – профессор Луис Аттила, Артур Саксон, Герман Гомер, Оскар Хилгенфелт и В. А. Паллам. Они стали основателями замечательной плеяды силачей, которая продолжается вплоть до наших дней и в которую вошли также Пол Андерсон и русский штангист Алексеев.
Одним из тех, для кого совершенствование физической культуры стало настоящим культом, был издатель и бизнесмен Бернар Макфадден – человек, который может служить эталоном фанатичной преданности здоровому образу жизни. Отстаивая идею о том, что физическая слабость является признаком безнравственности, он создал журнал под названием «Физическая культура». Позднее он начал выпускать «Нью-Йорк Ивнинг График» – газету, нацеленную на малообразованных и бесхитростных читателей.
Макфадден преуспел в распространении своих принципов. Начиная с 1903 года он провел в Мэдисон-сквер-гарден в Нью-Йорке серию состязаний на титул «Самый совершенный мужчина в Америке». Для первого состязания он учредил приз в 1000 долларов – небольшое состояние для того времени – вместе с почетным титулом. И журналы, и состязания имели успех в течение нескольких десятилетий. Макфадден реализовал свои убеждения на практике, ежедневно щеголяя босиком от своего дома на Риверсайд-драйв до офиса в центральной части города, а также позируя на фотографиях для собственного журнала. Он служил примером идеального здоровья и выносливости даже после того, как ему перевалило за семьдесят.
Евгений Сандов
Силовые трюки, выполняемые великим Сандовым
Георг Гаккеншмидт
Вполне возможно, что Макфадден не одобрил бы современный бодибилдинг с его акцентацией на внешнем развитии тела, а не на атлетических навыках. Однако он, как и другие поборники здорового образа жизни, сыграл большую роль в эволюции культуризма. Его состязания помогли пробудить интерес к внешнему облику и телосложению спортсменов, а не только к силе их мускулов. Именно там появилась новая звезда – человек, которому предстояло стать одним из самых прославленных мужчин в Америке в следующем десятилетии.
Победителем макфадденовского состязания 1921 года был Анжело Сицилиано. Чтобы использовать с выгодой свою растущую славу, этот великолепно развитый спортсмен стал выступать под псевдонимом Чарлза Атласа и приобрел права на создание заочных курсов физической подготовки по системе, названной «динамическое напряжение». На протяжении более пятидесяти лет мальчишки разглядывали рекламу курсов в журналах и книжках комиксов. Например, такую: костлявому пареньку дают по шее, он выписывает по почте курс развития мускулатуры, а потом возвращается, чтобы проучить драчунов и вернуть обратно свою девушку. Фраза «Эй, тощий, у тебя ребра наружу торчат!» стала одним из памятных слоганов того, что писатель Чарльз Гейнс называет «самой успешной рекламной кампанией в истории».
Артур Саксон
В 1920-е и 1930-е годы стало очевидно, что физическое развитие тесно связано со здоровьем человека и что силовая тренировка является наилучшим способом для достижения максимального роста мускулов за минимальное время. Несмотря на свои рекламные объявления, Чарлз Атлас пользовался гирями и штангой, а не «динамическим напряжением» (которое на самом деле представляло собой ряд статических упражнений) для тренировки своего выдающегося тела. Знания о тренировках были ограниченными, но культуристы того времени могли многому научиться, попросту сравнивая свое телосложение с внешним видом атлетов предыдущего поколения.
К примеру, одним из самых знаменитых силачей начала XX века был Людовик Сир, весивший 300 фунтов, – мощный, массивный, с бочкообразной грудью и необъятной талией. Но к 1920-м годам появились люди вроде Зигмунда Клейна, который демонстрировал прекрасное телосложение с рельефной, гармонично развитой мускулатурой и минимумом жировой ткани. Клейн приобрел большую известность как владелец гимнастического зала и автор работ, посвященных тренировкам и правильному питанию. Хотя и он, и Людовик Сир были силачами, они отличались друг от друга, как день от ночи. Клейн, вместе с Сандовым и другими видными деятелями физической культуры, такими как Бернар Макфадден, постепенно убеждали людей, что вид мужского тела – а не только способность выполнять силовые трюки – достоин внимания, поскольку тренировки, ведущие к развитию красивой мускулатуры, способствуют укреплению здоровья в целом. Но до наступления той эпохи, когда мужское телосложение начали судить исключительно по эстетическим критериям, оставалось еще несколько лет.
Герман Гомер
К развитию силы с помощью тяжелой атлетики относились с некоторым подозрением еще в 1930-е годы, как будто силачи по какой-то причине все же не были достойны называться истинными спортсменами. Считалось едва ли не надувательством, когда человек наращивал мускулатуру в гимнастическом зале, вместо того чтобы участвовать в различных спортивных состязаниях. Джон Граймек, тяжелоатлет-олимпиец, служивший образцом для подражания у многих начинающих культуристов, редко признавался в том, что его великолепные мышцы были результатом регулярных тренировок с отягощением, хотя совершенно ясно, что любой, кто увидел бы такую мускулатуру на пляже, мог бы сообразить, что никакие стойки на руках или игра в водное поло не в состоянии развить ее.
Однако традиция атлетических конкурсов продолжалась, и в конце 1930-х годов на показательных выступлениях часто встречались боксеры, гимнасты, пловцы, тяжелоатлеты и другие спортсмены. Конкурсанты должны были выполнить какой-нибудь атлетический трюк, а также показать свое телосложение в наиболее выгодном свете, поэтому в те дни можно было увидеть культуристов, выполняющих стойку на руках и другие гимнастические движения.
В 1939 году положение начало меняться. В Мэдисон-сквер-гарден был проведен конкурс на титул «Мистер Америка», соперничающий с «Самым совершенным мужчиной в Америке» Макфадденом. В тот же год был образован Союз спортсменов-любителей (ССЛ), который объявил о собственном конкурсе на титул «Мистер Америка». Участниками по-прежнему были не настоящие культуристы, прошедшие специальную подготовку, а представители разных видов спорта, позировавшие во всевозможных костюмах, начиная от боксерских шорт и заканчивая жокейскими бриджами.
Но по мере того как акцент смещался на развитие и рельефность мускулатуры в целом, тяжелоатлеты получили заметное преимущество. Поднятие тяжестей изменяло контуры тела быстрее, чем любой другой вид тренировки, поэтому они могли производить все более сильное и благоприятное впечатление на судей.
В 1940 году ССЛ провел первое настоящее соревнование по бодибилдингу. В том году, как и в следующем, титул «Мистер Америка» завоевал Джон Граймек, который тренировался, главным образом поднимая тяжести в гимнастическом зале. Для всех, кто хотел соперничать с ним, это означало, что им придется выполнять сходную программу тренировок. Граймек также продемонстрировал ошибочность идеи о том, что люди, которые тренируются с тяжестями, становятся неуклюжими и не могут показывать хорошие спортивные результаты. Его мастерство позирования вошло в легенду; он мог стоять на сцене более получаса за одно выступление, принимая позы, требовавшие от человека необыкновенной силы, гибкости и координации движений.
Победителем конкурса на титул «Мистер Америка» 1943 года был человек, которого многие считали первым современным культуристом. Телосложение Кларенса (Клэнси) Росса даже сегодня не выглядело бы неуместным на сцене соревнований: широкие плечи, конусообразно выступающие широчайшие мышцы спины (latissimus dorsi), узкая талия, хорошо разработанные икры и мышцы брюшного пресса. К тому времени было проведено четкое различие между поднятием тяжестей ради увеличения физической силы и тренировкой с отягощением для достижения лучшей формы и пропорций тела. Телосложение культуристов, в противоположность другим видам мускульного развития, теперь было признано как нечто новое и совершенно особенное.
Однако бодибилдинг по-прежнему оставался неизвестным спортом. Ни один чемпион не был известен широкой публике до появления Стива Ривза. Ривз прославился как человек, который оказался в нужном месте в нужное время. Он был красив, обаятелен и отлично сложен. Ветераны эпохи Мускл-Бич (расположенный в Венеции, штат Калифорния, Мускл-Бич был небольшим участком пляжа Санта-Моника, где культуристы собирались в конце 1940-х – начале 1950-х годов) вспоминают, как целые толпы следовали за Ривзом, когда он шел по пляжу, и как люди, которые ничего не знали о нем, останавливались и глазели, охваченные благоговением.
Людовик Сир
Чарлз Атлас
Зигмунд Клейн
Джон Граймек
Кларенс (Клэнси) Росс
Стив Ривз
Завоевав титулы «Мистер Америка» и «Мистер Вселенная», Ривз начал сниматься в кино и стал международной звездой после выступления в главной роли фильма «Геркулес». (Впоследствии я и Рег Парк тоже играли эту роль в кино.) Затем он сыграл главных героев в картинах «Пират Морган» и «Багдадский вор». Насколько было известно широкой публике, в 1950-х годах – за исключением легендарного Чарлза Атласа – был лишь один знаменитый культурист: Стивен Ривз.
Вполне возможно, что до тех пор ни один человек в истории не достигал такого уровня физического развития, как Граймек, Росс и Ривз. Поскольку они тренировались упорнее и методичнее, чем кто-либо другой до них, культуристы начали узнавать о физических возможностях нашего тела такие вещи, которые не могли предсказать даже специалисты в области медицины. Их слава быстро распространялась, и вскоре с каждым годом начало появляться все больше великих культуристов: Билл Перл, Чак Сайпс, Джек Делинджер, Джордж Эйферман и один из моих величайших кумиров Рег Парк.
Помню, какой невероятной казалась мне встреча с Регом Парком в 1967 году. Я едва не потерял дар речи, преисполнившись благоговения. Я всегда восхищался Парком – в частности потому, что он был необыкновенно крупным мужчиной, очень сильным, с мощным телосложением. Когда я только начинал заниматься бодибилдингом, то знал, что мне хочется обрести такую же плотность и рельефность, какую я видел на его фотографиях – стать похожим на настоящего Геркулеса.
Рег Парк был следующим прославленным чемпионом после того, как Ривз отошел от соревнований ради карьеры в кино. Он завоевывал титул «Мистер Вселенная» в 1951 и 1958 годах, а также стал мистером Вселенная среди профессионалов в 1965 году. В то время все признавали, что Рег был на голову выше остальных ведущих культуристов. Он одиноко возвышался на арене бодибилдинга в течение двух десятилетий.
Я впервые пришел в международный бодибилдинг в 1966 году. В то время многие ведущие культуристы, о которых я читал в журналах, жили и тренировались в Калифорнии.
Победа над Деннисом Тинерино в 1967 году («Мистер Америка» того года) в соревнованиях на титул «Мистер Вселенная», организованных Североамериканской ассоциацией бодибилдинга (САБ), была моим первым международным триумфом, но это означало, что теперь мне придется выступать против других чемпионов. Тогда уже существовала весьма ожесточенная конкуренция. Среди прочих я могу назвать Фрэнка Зейна – человека, который готовится к соревнованиям так же тщательно, как и ко всему остальному в бодибилдинге; моего хорошего друга Франко Коломбо, который прошел путь от великого тяжелоатлета до титула «Мистер Олимпия», опираясь лишь на свою решимость и несгибаемую волю; и разумеется, Серджио Оливу.
Каждый раз, когда люди спорят, кто является лучшим культуристом всех времен, неизбежно возникает имя Серджио Оливы. У нас с ним были моменты невероятного соперничества на сцене. Единственным способом победить его было находиться в безупречной форме и при этом не допускать ошибок. Серджио был так хорош, что мог выиграть у вас еще в раздевалке, если вы не держали ухо востро. Он стягивал рубашку через голову, обнажая потрясающую массу мускулов. Затем он пригвождал вас к месту своим взглядом, издавал звучный выдох с каким-то животным кряхтением, и широчайшие мышцы его спины внезапно начинали бугриться… но как раз в тот момент, когда вы думали, что это самые совершенные мышцы, которые вам приходилось видеть. БУМ! – они вдруг выпирали еще сильнее, пока вы не начинали сомневаться, а человек ли это вообще?
Когда я боролся за титулы в Европе, то напряженно следил за соревнованиями в Соединенных Штатах. Ларри Скотт выиграл первые два конкурса на титул «Мистер Олимпия», и я понимал, что в конце концов мне придется победить его и других ведущих профессионалов вроде Чака Сайпса. Еще одним культуристом, которым я восхищался не только из-за его выдающегося телосложения, но и из-за образа, который он умел создавать на сцене, был Дейв Дрейпер.
Дрейпер был идеальным воплощением калифорнийских культуристов: рослый, светловолосый и загорелый, с обаятельными манерами и улыбкой победителя. Мне, окруженному снегами австрийской зимы, образ Дейва Дрейпера на калифорнийском пляже казался необыкновенно привлекательным. А роли Дейва в таких фильмах, как «Не гоните волну» с Тони Кертисом, и его выступления в телевизионных шоу открыли для меня возможности бодибилдинга за пределами арены соревнований.
Рег Парк после двадцати лет
…в сорок лет
В 1967 г. Вилл Перл завоевал титул «Мистер Вселенная» среди профессионалов, а я – среди любителей
Джо Вейдер и Серджио Олива – «Мистер Олимпия – 1967»
В 1960-х годах существовало два отдельных мира бодибилдинга: Европа и Америка. Мои первые титулы «Мистер Вселенная» 1967 и 1968 года сделали меня знаменитым в Европе (Рикки Уэйн даже написал в своей статье: «Если бы Геракл родился в наши дни, то его звали бы Арнольд Шварценеггер»), но вопрос о том, как хорошо я могу выступить против американских чемпионов, по-прежнему оставался открытым.
Я устремлял взор через океан и видел Дейва Дрейпера, Серджио Оливу, Чета Уортона, Фрэнка Зейна, Билла Перла, Фредди Ортиза, Гарольда Пула, Рикки Уэйна и других. Моим жизненным вызовом было состязание с этими великими культуристами и завоевание чемпионского титула.
Всего лишь за несколько лет мое восприятие мира необыкновенно расширилось. Тренируясь в Австрии, я считал победу на конкурсе «Мистер Вселенная» в Лондоне высшим достижением, на которое можно надеяться. Теперь я обнаружил, что этот титул был лишь началом. Мне предстояло пройти еще долгий путь и помериться силами со многими культуристами, прежде чем я мог считать себя лучшим. Поэтому, завоевав второй титул «Мистер Вселенная» в 1968 году, я отправился в Штаты.
В 1969 году я разработал план, нацеленный на победу в трех главных соревнованиях за один год, на чемпионатах всех основных федераций.
Я соревновался на конкурсе «Мистер Вселенная» Международной федерации бодибилдинга в Нью-Йорке, а затем сразу же отправился в Лондон на конкурс Североамериканской ассоциации бодибилдинга – и получил два титула за одну неделю! Но даже с учетом этих достижений я еще не победил всех, поэтому на следующий год запланировал добиться еще большего.
Ларри Скотт
Дейв Дрейпер
Гарольд Пул
Фредди Ортис
Рик Уэйн
С Деннисом Тинерино на конкурсе «Мистер Вселенная – 1968»
В конце 60-х годов в рядах тех, кто принимал участие в борьбе за чемпионский титул, определилось шесть основных имен: Дейв Дрейпер, Серджио Олива, Билл Перл, Франко Коломбо, Фрэнк Зейн и я.
С Роем Веласко на конкурсе «Мистер Интернэшнл – 1968» в Мехико
«Мистер Вселенная – 1968»
«Мистер Вселенная – 1969»
В 1970 году наступил мой звездный час. Я завоевал титулы «Мистер Мир» по классификации ССЛ, «Мистер Вселенная» по классификации САБ и «Мистер Олимпия» по классификации МФБ. Наконец-то я победил всех и теперь считал, что по праву могу называть себя чемпионом мира. 1971 год ознаменовался высшей точкой в замечательной карьере Билла Перла. Билл впервые завоевал титул «Мистер Америка» в 1952 году, затем побеждал в соревнованиях на титул «Мистер Вселенная» в 1961, 1963 и 1967 годах. На чемпионате «Мистер Вселенная» 1971 года, через девятнадцать лет после своего первого титула «Мистер Америка», он вернулся и нанес поражение самому Серджио Оливе. Так он доказал, что является одним из величайших культуристов всех времен. К сожалению, Билл не стал выступать на конкурсе «Мистер Олимпия» в том же году, поэтому мне так и не представилось случая посостязаться с ним, и мы так и не разобрались, кто из нас смог бы стать главным чемпионом.
Я завоевывал титул «Мистер Олимпия» шесть раз в 1970–1975 годах, но это не значит, что я не встречал достойного сопротивления. К примеру, в 1972 году грозный Серджио вызвал меня на поединок, о котором говорят до сих пор. В те годы взошла звезда Сержа Нюбре, и на конкурсе «Мистер Олимпия» 1973 года он произвел потрясающее впечатление своей способностью создавать необыкновенный размер и рельеф мускулов при довольно изящном телосложении.
Позирование с Дейвом Дрейпером и Регом Парком на конкурсе «Мистер Олимпия – 1970»
В 1973 году на сцене появился новый «монстр». Луи Ферриньо завоевал титул «Мистер Вселенная» и дал всем понять, что на горизонте появился сильный соперник. Луи снова стал мистером Вселенная в следующем году, а затем принял участие в конкурсе «Мистер Олимпия». Он признавал, что всегда относился ко мне с некоторым трепетом, но это не помешало ему сделать все возможное, чтобы отобрать у меня почетный титул.
Конкурс «Мистер Олимпия» 1975 года, пожалуй, был кульминационным моментом в истории этих великих соревнований. Ферриньо вернулся, решительно настроенный на победу; Серж Нюбре тоже вернулся и находился в превосходной форме. Впервые шесть или семь бывших чемпионов состязались за этот титул, и я особенно горжусь своей победой, после которой надолго отошел от соревнований.
Билл Перл
В 1970 г. Фрэнк Зейн завоевал титул «Мистер Вселенная» среди любителей, а я – среди профессионалов. Кристина Зейн стала «Мисс Бикини»
В следующем году произошло поистине грандиозное событие в истории бодибилдинга. Титул «Мистер Олимпия» завоевал Франко Коломбо – первый спортсмен небольшого роста, которому удалось добиться такого успеха. До тех пор обычно побеждали рослые участники, но начиная с 1976 года рост перестал играть ключевую роль. Главными слагаемыми успеха стали мускулистость и практически полное отсутствие жировых отложений, что требовало почти научного подхода к тренировкам и строгой диеты. В конце 70-х Фрэнк Зейн достиг зенита своей славы, завоевав подряд три титула «Мистер Олимпия» благодаря своему необыкновенно эстетичному телосложению. Робби Робинсон тоже достиг мирового класса и демонстрировал эстетические качества наряду с прекрасно развитой мускулатурой. С другой стороны, когда Кэл Шкалак стал чемпионом на конкурсе «Мистер Вселенная» в 1977 году, это было достигнуто скорее за счет невероятного развития мышечной массы, чем за счет симметричного развития, как у Фрэнка Зейна.
Я позирую с Серджио Оливой на конкурсе «Мистер Олимпия – 1970»
В 1980 году я вернулся к соревнованиям и победил на конкурсе «Мистер Олимпия» в Сиднее. Трудно было поверить, что соперничество может достичь такого размаха или что мне придется выдержать столь жесткую конкуренцию с культуристом низкого роста, каким был Крис Дикерсон. Повсюду я видел примеры когда-то немыслимого развития отдельных групп мышц – от бедер Тома Платца до широчайших мышц спины Роя Каллендера, – умопомрачительную рельефность, невероятную плотность. Моя карьера была более долгой, чем у большинства культуристов (отчасти в силу того факта, что я начал тренироваться еще в ранней юности), но в 1970-х годах растущая популярность бодибилдинга означала, что многие из звезд 60-х должны активно участвовать в соревнованиях, чтобы отстоять свои титулы против новых претендентов.
В 1970-х годах также возрос интерес к Международной ассоциации бодибилдинга как главной организации, объединяющей культуристов. Под руководством ее президента Бена Вейдера МФБ ныне включает более ста стран-участниц и стала шестой из крупнейших мировых спортивных федераций. Кроме того, конкурс на титул «Мистер Олимпия» теперь считается высшим профессиональным чемпионатом по культуризму, который можно сравнить с Уимблдонским теннисным турниром и открытым чемпионатом США по гольфу.
С Сержем Нюбре и Джо Вейдером на вручении приза «Мистер Олимпия – 1971»
Серджио Олива
Позирование с Сержем Нюбре и Серджио Оливой на конкурсе «Мистер Олимпия -1972»
Джо Вейдер вручает призы победителям 1973 г.: Кену Уоллеру («Мистер Мир»), Луи Ферриньо («Мистер Америка») и мне («Мистер Олимпия»)
Позирование с Сержем Нюбре и Франко Коломбо на конкурсе «Мистер Олимпия – 1973»
«Мистер Олимпия – 1974», с Луи Ферриньо и Джо Вейдером
«Мистер Олимпия – 1975», с Сержем Нюбре, Луи Ферринъо и Беном Вейдером
«Мистер Олимпия – 1975», с Франко Коломбо
Фрэнк Зейн
Робби Робинсон
Франко Коломбо
Одним из факторов, оказавших наиболее сильное влияние на бодибилдинг в 1970-е годы, была книга «Люди, качающие железо», по которой впоследствии был снят фильм. Чарльз Гейнс и Джордж Батлер выбрали тему, о которой большинство людей не знало практически ничего, и сделали одной из самых горячо обсуждаемых в течение следующих десяти лет. Впервые широкая публика получила некоторое представление о том, что такое бодибилдинг и чем занимаются культуристы. Гейнс и Батлер смогли привлечь внимание людей к спорту, который долгое время находился в тени из-за кривотолков и неведения. Успех книги «Люди, качающие железо» не только придал моей карьере мощный толчок и помог культуризму пробиться в сетку спортивного вещания и крупнобюджетные кинофильмы, но также способствовал триумфальному переходу бодибилдинга из гимнастических залов при школах и университетах в такие культурные центры, как Оперный дворец в Сиднее и Музей Уитни в Нью-Йорке. Фотографии культуристов появились на бесчисленных журнальных обложках, а о бодибилдинге был написан ряд книг, которые впоследствии стали бестселлерами.
Когда-то во время соревнований на титул «Мистер Олимпия» мне противостояло не более двух-трех опытных участников. В 1980 году на сцену конкурса вышли Фрэнк Зейн, Крис Дикерсон, Бойер Коу, Кен Уоллер, Майк Менцер, Роджер Уолкер, Том Платц, Самир Банут, Рой Каллендер и многие другие. Такой парад талантов был бы немыслимым в 1968 году, хотя Серджио Олива, Ларри Скотт, Рег Парк или Гарольд Пул в своей лучшей форме выглядели бы не менее впечатляюще даже в 1980 году.
Вскоре стало ясно, что достигнутый размах соперничества между лучшими из лучших сохранится и в будущем. В 1981 и 1982 годах победителями «Олимпии» были многоопытные участники Франко Коломбо и Крис Дикерсон, но через несколько лет эти чемпионы перестали принимать участие в соревнованиях, и наступила эпоха, в которой главенствовало массивное телосложение. До тех пор невысокие спортсмены имели не меньше шансов завоевать почетный титул, чем их рослые соперники. В начале 80-х победителями становились в основном культуристы, весившие менее 200 фунтов (Скотт, Зейн, Коломбо, Дикерсон), а не те, кто весил более 200 фунтов (Олива, Самир Банут и я).
Затем появился Ли Хэни, чье массивное и эстетически пропорциональное телосложение позволило ему завоевать титул «Мистер Олимпия» восемь раз, превзойдя мой рекорд из семи побед. После него пришел Дориан Йейтс, который неоднократно побеждал на «Олимпии», буквально подавляя своих соперников геркулесовским телосложением и 265 фунтами крепких, бугристых мускулов. Любой поклонник культуризма, способный совершить путешествие на машине времени из середины 60-х в середину 90-х годов и посмотреть на современных носителей титула «Мистер Олимпия», мог бы подумать, что на Землю высадился десант инопланетян – такими огромными были участники соревнований.
Рядом с Дорианом Йейтсом можно было увидеть Насера эль-Сонбати, Пола Дилетта, Жан-Пьера Фукса и Кевина Леврона. Все они были так массивны, что лишь безупречное мускульное развитие позволило культуристам меньшего роста вроде Шоуна Рея (чемпион «Арнольд Классик») и Ли Приста отстоять свои права на сцене. Знаковой фигурой начала 90-х был потрясающий Флекс Уилер, весивший примерно столько же, сколько весил я сам во время своей последней победы на соревнованиях.
Очевидно, такая тенденция не могла продолжаться до бесконечности. 270 фунтов, пожалуй, еще не предел для «Мистера Олимпия», телосложение участников достигло того предела, когда необходимость сохранения симметрии и рельефа мускулов больше не допускала значительного увеличения размера. Культурист весом 320 фунтов просто не может обладать такими же эстетическими качествами, как спортсмен весом 220 фунтов. Более того, в 1990-х годах даже зрители начали проявлять растущее недовольство мнением судей, которые отдавали предпочтение массивности перед традиционными идеалами симметрии и красоты. Но бодибилдинг развивается циклично, как и многие другие виды спорта, поэтому маятник, качнувшийся в одну сторону, неизбежно вернется к центру, а затем устремится к другой крайности.
Позирование с Бойером Коу и Фрэнком Зейном на конкурсе «Мистер Олимпия – 1980»
Франко Коломбо – «Мистер Олимпия – 1981»
Крис Дикерсон – «Мистер Олимпия – 1982»
Участники соревнований 90-х гг. стали массивными
Они по-прежнему сохраняют симметричность, пропорциональность и четкость мускулатуры, как видно на этом снимке с конкурса «Мистер Олимпия»
В 1980-е годы произошел взрывной рост бодибилдинга – не только как соревновательного вида спорта, но и в контексте его влияния на нашу культуру и общество в целом. В начале десятилетия Международная федерация бодибилдинга уже была процветающей организацией, включающей более ста стран-участниц. К 1990 году в МФБ входило 160 стран, и, согласно заявлению ее президента Бена Вейдера, она стала четвертой крупнейшей спортивной федерацией в мире.
Советский Союз присоединился к МФБ в середине 1980-х годов, а после распада страны различные государства, ранее составлявшие ее, также подали заявки на членство в МФБ, что помогло расширить ряды организации. В 1990 году к МФБ присоединился Китай, где тоже стали проходить соревнования, причем не только для мужчин, но и для женщин, занимающихся культуризмом.
Кульминация успеха наступила в тот день, когда бодибилдинг получил официальное признание Международного олимпийского комитета в 1997 году: он стал полноправным членом сообщества всех видов любительского спорта.
Влияние бодибилдинга на современную культуру становится очевидным по мере того, как мы видим все больше мускулистых тел на страницах печати, в телевизионной рекламе. Один банк провозгласил свою силу в качестве финансовой организации, включив в рекламный проспект мускулистую руку, согнутую для демонстрации бицепса. Служба заказов поощряла зрителей пользоваться ее услугами в рекламной передаче, где выступал мой «двойник», культурист Роланд Кикинджер. Бодибилдинг, вне всякого сомнения, изменил облик героев киноэкрана. Когда зрители привыкли к телосложению, представленному в фильмах вроде «Конан», «Рэмбо» или «Уличный боец» с Жан-Клодом Ван Даммом, молодые актеры кино и телевидения быстро усвоили, что им придется привести себя в надлежащую физическую форму, если они хотят произвести надлежащее впечатление на публику.
Разумеется, все это породило свои проблемы. Чем заметнее вы становитесь, тем больше внимания к себе привлекаете, а это внимание может быть как одобрительным, так и неодобрительным. Пока президент Буш пропагандировал идеи культуризма через Президентский совет по физической культуре, а в изданиях вроде «США сегодня» публиковались статьи, восхваляющие благотворное влияние силовой тренировки, противники бодибилдинга с удвоенной энергией атаковали наши позиции.
Самым тяжелым обвинением, выдвинутым против культуризма, был вопрос об использовании анаболических стероидов и других препаратов, улучшающих физические показатели. Ни для кого не секрет, что злоупотребление допингом существует в бодибилдинге, но при этом слишком часто упускается из виду, что такие же проблемы есть и во многих других видах спорта. В одной статье, опубликованной в еженедельнике «Спорт иллюстрейтед», повествуется о злодеяниях бывшего культуриста, около пятнадцати лет не принимавшего участия в соревнованиях, где его представляют как некий эталон поведения, которого следует ожидать от представителей этого вида спорта из-за их склонности к употреблению наркотиков. Многие, в том числе и я, сочли эту статью абсолютно безответственной.
Как бы то ни было, в ответ на давление общественности и требования, выдвинутые Международным олимпийским комитетом, МФБ объявила об учреждении широкой программы допинг-контроля, дополняющей уже существующие регулярные тесты на мировых чемпионатах по бодибилдингу для любителей («Мистер Вселенная»). Надеюсь, эта программа не только предупредит молодых культуристов об опасности использования запрещенных препаратов и оттолкнет их от экспериментов с допингом, но также поможет убедить общественность, что бодибилдинг является абсолютно законным и увлекательным спортом, а его чемпионы – настоящие спортсмены, достойные восхищения.
Одним из новшеств в соревнованиях по бодибилдингу, начиная с 1994 года, был ряд мероприятий, организованных мной вместе с моим давним партнером Джимом Лорримером в Колумбусе, штат Огайо. Когда я совершил переход из мира бодибилдинга в киноиндустрию, то стал остро осознавать, как мало внимания уделяется зрелищной стороне культуризма. Поэтому мы с Джимом задумали и разработали целую серию спортивных мероприятий, включавшую соревнования «Арнольд Классик» для мужчин и «Мисс Интернэшнл» для женщин, конкурс по общему физическому развитию, крупную торговую выставку индустрии здоровья и увлекательные состязания мастеров боевых искусств с показательными выступлениями.
Этот уик-энд привлек внимание огромного множества любителей физической культуры. Джим Лорример сообщил мне, что он стал третьим по значимости ежегодным событием в Колумбусе, уступающим по числу зрителей лишь национальной и международной выставке лошадей. «Неудивительно, что они привлекли больше народу, – сказал я Джиму. – Ведь лошади, как ни крути, все-таки покрупнее, чем культуристы».
Успех «Арнольд Классик» – это лишь одно из указаний на то, что бодибилдинг превратился в один из ведущих видов профессионального спорта. С ростом популярности культуризма приток денег и заработки спортсменов начали увеличиваться. Некоторые культуристы всегда умели зарабатывать деньги на своем телосложении – к примеру, Джон Граймек, Билл Перл и Рег Парк вели семинары и принимали участие в показательных выступлениях еще в 1940–1950-х годах, но лишь немногие могли полностью обеспечить себя, занимаясь исключительно спортом. Думаю, даже в середине 1970-х годов единственными культуристами, зарабатывавшими себе на жизнь только бодибилдингом, были Франко Коломбо и я. Следует помнить, что в 1965 году приз за чемпионский титул на конкурсе «Мистер Олимпия» составлял лишь 5000 долларов. Двадцать пять лет спустя профессионал, побеждавший на одном из главных соревнований, мог надеяться на сумму, в десять раз большую, чем эта, а общий призовой фонд конкурсов «Мистер Олимпия» или «Арнольд Классик» достиг шестизначной цифры.
Разумеется, там, куда приходят большие деньги, все начинает меняться, и успех приносит еще более широкие возможности. Многие звезды культуризма открыли собственные гимнастические залы, начали выпускать спортивное снаряжение, одежду и атрибутику. Большинство из них увеличило свои доходы благодаря почтовой службе заказов, обеспечивающей сбыт продукции, и, конечно же, благодаря семинарам и показательным выступлениям.
Расцвет культуризма происходил параллельно с увеличением интереса к физическому здоровью в основном русле культуры. Это особенно стало заметно в последние несколько лет, когда мы были свидетелями открытия множества гимнастических залов по всей стране, а объемы продаж спортивной одежды, снаряжения и пищевых добавок поднялись на небывалую высоту. В 1980-е годы бодибилдинг играл все более заметную роль на телевидении, появляясь на трех общенациональных телеканалах, а также на большинстве кабельных спортивных каналов. К сожалению, этот интерес со стороны средств массовой информации не получил достойного продолжения в 1990-е годы. Причина заключалась в многочисленных дискуссиях об употреблении допинга и нарушениях спортивной этики. Хотя многие другие виды спорта тоже страдают от проблем, связанных с анаболическими стероидами, внимание общественности было приковано в основном к соревнованиям культуристов, которых обвиняли во всевозможных грехах. Очевидно, что эту проблему необходимо решить, а отношение к бодибилдингу должно существенно измениться, если мы хотим, чтобы культуризм достиг того успеха, которого он заслуживает.
Любая дискуссия на тему культуризма будет неполной без упоминания о вкладе Джо Вейдера и его журналов «Мускулы и здоровье» и «Флекс». С начала 1940-х годов Джо публиковал статьи с фотографиями, рассказывающие о соревнованиях культуристов. Он пропагандировал методы тренировки и перечислял основные физические характеристики наиболее выдающихся спортсменов. Кроме того, он собрал и сохранил огромное количество ценного материала о тренировках. Джо пользовался своими журналами, книгами и видеоматериалами, чтобы сделать эту информацию доступной для следующих поколений молодых культуристов.
За долгие годы Джо провел очень много времени в гимнастических залах, наблюдая за тренировками звезд культуризма. К примеру, в 1960-х годах он заметил, что Ларри Скотт пользуется тренажером «кафедра проповедника» для разработки бицепсов, а Чак Сайпс выполняет серии повторений с огромной скоростью, быстро снимая диски со штанги в промежутках между упражнениями. Он отметил эти методики, записал их, а затем дал им названия. Скотт не называл свои упражнения «жимами Скотта», а Сайпс не осознавал, что он пользуется методом разборки, но благодаря Джо Вейдеру вскоре каждый получил возможность ознакомиться с этими ценными способами тренировки.
В Австрии я тренировался по утрам и вечерам, поскольку этого требовал мой ежедневный график работы. Теперь такая тренировка известна под названием «двойная раздельная система Вейдера» и используется культуристами по всему миру. «Принципы тренировки по Вейдеру» представляют собой собрание наилучших методик бодибилдинга, когда-либо созданных специалистами. Джо сформулировал эти принципы, назвал их своим именем (к примеру, инстинктивный принцип Вейдера, вейдеровский принцип приоритета, принцип максимального сжатия по Вейдеру и т. д.) и рекламировал их в своем журнале. Невозможно подсчитать, сколько культуристов получили огромную пользу от его идей, связанных с тренировкой, правильным питанием и всем остальным, что необходимо для достижения успеха в бодибилдинге.
Одна из причин, благодаря которой культуристы продолжают наращивать все более массивные, плотные и рельефные мышцы, заключается в том, что за прошедшие десятилетия они выработали (в основном методом проб и ошибок) лучшие способы тренировки и более эффективные диеты. За последние пятьдесят лет каждый вид спорта претерпел значительные усовершенствования, и культуризм не является исключением. В сущности, некоторые утверждают, что во многих видах спорта уровень подготовки повысился из-за того, что методы бодибилдинга приобрели большую известность и адаптировались к различным видам тренировок.
Во времена Джона Граймека культуристы тренировались, как тяжелоатлеты, и разрабатывали тело в целом не более трех раз в неделю. Теперь культуристы тренируются по гораздо более сложной программе. Они интенсивнее разрабатывают каждую часть тела, воздействуют на мышцы под разными углами, применяют широкий спектр упражнений и тренажеров. Кроме того, они осознают необходимость тренировки относительно короткими, «взрывными» усилиями, чтобы после этого мышцы могли отдохнуть, восстановить силы и увеличиться в объеме. Если раньше главной целью было общее впечатление массивности, то теперь культуристы стараются достигнуть высочайшего качества – создать мускулатуру особенно привлекательной формы и симметричности, где каждая мышца рельефна и отделена от других, – уровень совершенства, который делает современных чемпионов похожими на ходячее пособие по анатомии.
По мере того как культуристы развивали новые методы, орудия для тренировки тоже стремительно изменялись. Гимнастические залы 30-х и 40-х годов были очень примитивными по нынешним меркам. Такие владельцы залов, как покойный Вик Тэнни, один из создателей современных клубов здоровья, экспериментировали с различными типами блоков и эспандеров, чтобы предоставить своим клиентам более широкий выбор упражнений. Но штанги и гантели по-прежнему занимали главенствующее положение.
Джо Вейдер с культуристами на вручении призов «Мистер Олимпия – 1970»
В начале 60-х появление тренажеров значительно расширило возможности силовой тренировки. Сегодня «Сайбекс», «Хаммерстренгс», «Бодимастерс», «Парамаунт», «Юниверсал», «Наутилус» и многие другие производители изготовляют спортивное оборудование, совершенно необходимое для дополнения тренировок со свободным весом. Джо Голд, основавший сеть гимнастических залов, сконструировал и построил настолько удачные тренажеры, что его конструкции имитировались по всему миру.
Культуристы также овладели новыми диетами и методами спортивного питания. Подтянутые и худощавые мышцы не всегда были самым важным фактором в соревнованиях по бодибилдингу; большее значение придавалось объему мышечной массы. Но потом культуристы осознали, что массивности, создаваемой в основном жировыми клетками, нет места в эстетичном телосложении. Для того чтобы в полной мере продемонстрировать развитие мускулов, необходимо избавиться от большей части жировых отложений.
Поэтому культуристы перестали наращивать чистый объем. Они стали сочетать очень интенсивные тренировки со строгой диетой, включавшей витамины, минеральные добавки и протеины для ускоренного развития. Они изучили воздействие на организм стероидов, тироксина и многих других биохимических препаратов. Наконец они начали применять методы психологической мотивации и даже гипноза для того, чтобы сила разума выталкивала физическое развитие тела за уже достигнутые пределы. При этом культуристы привлекли внимание врачей и исследователей в области практической физиологии, которые вскоре признали, что способность этих спортсменов развивать человеческое тело представляет собой настоящий прорыв в нашем понимании силовых упражнений и их воздействия на организм. Это привело к новой революции в физической культуре и возникновению методик, доступных для широкой общественности.
Четким признаком растущей популярности силовой тренировки в Соединенных Штатах и по всему миру является обилие хороших гимнастических залов. Когда я был начинающим культуристом и много путешествовал, то часто мог найти лишь один гимнастический зал с нормальными условиями для тренировки. Теперь, куда бы я ни отправился, практически везде можно найти зал для занятий бодибилдингом или центр здоровья, оснащенный по последнему слову техники. Сейчас не существует больших различий в снаряжении профессионального зала для культуристов и клуба здоровья для любителей. Люди поняли, что мышцы всегда остаются мышцами, и вам необходимы одни и те же тренажеры независимо от того, собираетесь ли вы просто поддерживать спортивную форму или выиграть конкурс на титул «Мистер Вселенная».
Когда я путешествую по стране и по всему миру, наблюдая за международными соревнованиями в Европе и США, привлекающими все большее количество отлично тренированных участников, во мне крепнет надежда на то, что у культуризма есть большое будущее. Профессиональный спорт так специализирован, а тренировки порой настолько трудны, что лишь очень немногие люди могут пройти весь путь от новичка до международного чемпиона. Впрочем, некоторые профессиональные спортсмены, завершившие свои выступления, теперь начинают подумывать о карьере в бодибилдинге. Это еще один залог его дальнейшего развития, вселяющий надежду на то, что уровень соревнований останется высоким, а общественный интерес еще больше возрастет.
Нет сомнения в том, что лучшие участники будущих соревнований будут более рослыми и тяжелыми, чем раньше. Для аналогии можно привести пример из области бокса. Много лет назад чемпионы в тяжелой весовой категории часто весили менее 200 фунтов – возьмем, к примеру, Джо Льюиса и Рокки Марчиано. Сегодня самые легкие участники соревнований в категории тяжеловесов весят более 200 фунтов, причем чаще встречаются спортсмены весом 230 фунтов вроде Риддика Боуи. Но несмотря на огромные размеры профессиональных регбистов, тяжелоатлетов и других спортсменов, мы не видим среди основных претендентов тех, кто весит более 260 фунтов, и вряд ли когда-нибудь увидим. Начиная с определенного момента увеличение размера и веса скорее ухудшает, чем улучшает вашу способность показывать высокие результаты в данном виде спорта. Это справедливо для бокса, тенниса, футбола, а возможно, и для бодибилдинга.
Бодибилдинг в наши дни стал гораздо более сложным явлением, чем в те дни, когда я впервые увлекся культуризмом. Тогда было лишь одно соревнование, а теперь это целая индустрия профессионального спорта и активного отдыха. Культуризмом занимаются для укрепления здоровья, улучшения внешности; его используют как средство для поднятия уверенности в себе и повышения самооценки. Ортопеды начинают пользоваться культуризмом как средством реабилитации для пациентов с определенными типами физических проблем. Пожилые люди занимаются культуризмом, сражаясь с самыми разрушительными следствиями процесса старения. Он также приобрел большее значение в качестве силовой тренировки для представителей других видов спорта. Женщины, дети и даже целые семьи участвуют в программах бодибилдинга. Это не дань моде; совершенно ясно, что культуризм пришел всерьез и надолго.
Но хотя ряды профессиональных культуристов постоянно пополняются, а призовые суммы возрастают, не следует забывать о том, что основой бодибилдинга является беззаветная любовь к спорту. Без нее товарищество культуристов распадается и спортсмены соревнуются друг с другом без всякой радости и удовлетворения. Если вы учитываете только финансовую сторону дела, то когда другой культурист побеждает вас, он не просто завоевывает титул, а отнимает часть вашего заработка. С таким отношением вы можете испытывать лишь отрицательные чувства к другим участникам соревнований, а в конце концов и к самому бодибилдингу.
Но я бы хотел, чтобы культуризмом занималось как можно больше обычных людей, а не только те, кто думает о соревнованиях. Силовая тренировка является одним из наиболее эффективных способов сохранения физической формы, и чем больше людей понимает это, тем лучше. Такие организации, как МФБ, часто забывают, что за пределами профессионального бодибилдинга существует целый мир, и строго ограничивают доступ слушателей на семинары по культуризму. С моей точки зрения, бодибилдинг следует энергично проповедовать при любом удобном случае и перед любыми слушателями. Улучшение всех аспектов жизни благодаря физическому здоровью – это потребность, главенствующая над любыми ведомственными соображениями.
Одним из сравнительно новых достижений бодибилдинга является восприятие культуриста как личного тренера. Хотя многие люди смотрят на культуристов и думают «я не хочу быть похожим на них», они все же понимают, что эти спортсмены не смогли бы добиться столь впечатляющих результатов, если бы не знали чего-то совершенно особенного о нюансах строения человеческого тела. Поэтому культуристов все чаще привлекают к работе в качестве личных тренеров; эта тенденция проявилась в Калифорнии, а теперь распространилась на всю страну и начинает распространяться по всему миру. Методы бодибилдинга применимы к человеческому телу на любой стадии развития, и их можно приспособить для достижения практически любой цели. А кто может научить вас лучшим и наиболее эффективным способам тренировки, как не опытный культурист? Я не ожидаю, что бодибилдинг станет массовым спортом (хотя кто знает?), но уверен, что его реальное влияние на общественную культуру будет происходить в основном через личных тренеров.
Одним из важных событий в бодибилдинге стало учреждение чемпионатов для женщин. Кроме того, все большее число женщин пользуется силовой тренировкой для сохранения здоровья, укрепления сил и улучшения своей внешности.
Началом современных соревнований по бодибилдингу для женщин следует считать 70-е годы, когда конкурс «Лучшая в мире» под руководством Джорджа Синдера имел ошеломляющий успех (несмотря на тот факт, что женщины выходили на сцену в туфлях на высоком каблуке). В 1980 году Национальный комитет по физической культуре провел первый чемпионат среди женщин, а Международная федерация бодибилдинга санкционировала проведение первого конкурса на титул «Мисс Олимпия».
Женский культуризм как общепризнанный национальный и международный вид спорта для любителей и профессионалов начал свое победное шествие.
Первой широко известной культуристкой была Лиза Лайон, которая изобрела своеобразное сочетание демонстрации мышц с танцевальными движениями. Такое сочетание является отличительной особенностью женских конкурсов вплоть до сего времени. Кроме того, Лиза Лайон заручилась поддержкой ведущих профессиональных фотографов, таких как Хельмут Ньютон и Роберт Маплторп; их фотографии стали для многих людей откровением, первым знакомством с эстетически развитым мускулистым женским телом. Титул «Мисс Олимпия» впервые завоевала Рейчел Маклиш. Ее изящное, соблазнительное телосложение в сочетании с мускулистостью и личным обаянием установили стандарт совершенства, к которому с тех пор стремились все женщины, занимавшиеся бодибилдингом. Кори Эверсон и Линда Мюррей доминировали на сцене в 80-е и 90-е годы; каждая из них по шесть раз становилась обладательницей титула «Мисс Олимпия». За ними последовала Ким Чижевски, троекратная победительница этого конкурса. Ее невероятно развитая мускулатура сразу же привела к такой же жаркой дискуссии об эстетичности облика культуристов, какая возникла после победы Дориана Йейтса на конкурсе «Мистер Олимпия».
Бодибилдинг для женщин является довольно новой идеей, поэтому неудивительно, что вокруг него возникают споры. Еще никогда в истории женщины не развивали мускулатуру для эстетических целей. В своей книге «Люди, качающие железо» Чарльз Гейнс называет это «новым архетипом». Многие не одобряют такой род занятий для женщин и осуждают внешний вид культуристок. Каждый имеет право на свое мнение, но, на мой взгляд, женщины обладают теми же скелетными мышцами, что и мужчины, и при желании могут развивать их. Бодибилдинг – это спорт, который в равной мере подходит и мужчинам, и женщинам; поэтому я каждый год провожу конкурсы «Арнольд Классик» и «Мисс Интернэшнл» в Колумбусе. Мы живем в то время, когда женщины все активнее занимаются разными видами деятельности, ранее запретными для них. Как отец двух дочерей, я могу только радоваться этому. Я с удовлетворением вижу, как женщины преодолевают искусственные барьеры, ограничивавшие их развитие в прошлом. Бодибилдинг для женщин – лишь еще один пример этой культурной трансформации.
Но, насколько я могу судить, наиболее важным аспектом бодибилдинга для женщин является его воздействие на здоровье. Женщины в нашем обществе часто страдают от повышенной утомляемости, ожирения и проблем с позвоночником, особенно в более позднем возрасте, потому что они не упражняют свои мышцы надлежащим образом. Большинство женщин сосредоточивается на аэробике вместо силовой тренировки, так как они убеждены, что разработка мускулов приведет к утрате женственности. Кроме того, они часто склонны к экстремальным и нездоровым диетам, что приводит к потере мышечной массы и повышенной хрупкости костей. Я очень надеюсь, что пример женщин-культуристок поможет другим женщинам усвоить преимущества силовой тренировки и программы спортивной диеты, чтобы они могли наслаждаться крепким здоровьем и замечательным ощущением сильного, подтянутого и красивого тела.
Кое-кто может спросить: почему же в этой энциклопедии нет программ, разработанных специально для женщин? Главная причина заключается в том, что базовые принципы силовой тренировки и диеты одинаковы для обоих полов. Хотя женщины чаще ставят перед собой иные цели (их интересует скорее форма и тонус мышц, чем максимальный размер мускулов), это зависит не от способа выполнения конкретных упражнений, а от их сочетания, количества повторений и выбора некоторых процедур, нацеленных на проблемные области. Диета заключается в правильном употреблении различных питательных веществ и необходимого количества калорий. Действительно, женское тело реагирует на нагрузку немного иначе, чем мужское, но, с другой стороны, каждому человеку приходится приспосабливать программу тренировки и диету для удовлетворения своих личных потребностей. Поэтому я советую женщинам учить методы бодибилдинга, изложенные в этой книге, и воплощать их в действительности так хорошо, как это только возможно. А когда вы позанимаетесь достаточно долго, чтобы видеть результаты, просто встаньте перед зеркалом и испытайте восхищение от того, чего вам удалось достичь!
Бодибилдинг как система упражнений является наиболее эффективным и действенным способом для укрепления и развития мышц человеческого тела. Некоторые считают бодибилдинг лишь интенсивной формой соперничества, а не спортом. Однако я считаю, что по целому ряду причин он имеет полное право называться спортом. Одна из них заключается в огромном количестве спортивных усилий, вложенных в тренировку, в развитие мускулатуры и подготовку к соревнованиям. Другая – высокий уровень атлетических требований, предъявляемых к выступлениям; то есть к позированию и разминке на сцене. Позднее мы более подробно поговорим об этом, но для того чтобы позировать во время конкурса, напрягать и расслаблять мускулы, держать позы по часу или более (и делать это действительно хорошо, на высоком энергетическом уровне и сохраняя полный контроль над телом), нужно совершить спортивный подвиг, сравнимый с двенадцатью раундами бокса в поединке за звание чемпиона мира в тяжелом весе.
Неправильное понимание природы бодибилдинга во многом проистекает из того, что есть две основные разновидности спорта – та, где о достижениях судят по измерениям (как высоко, как быстро, как далеко и так далее), и те, где результат оценивается по форме и исполнению (прыжки с вышки, художественная гимнастика, фигурное катание). Бодибилдинг является спортом формы и исполнения, но вместо движений в создании эстетического образа участвует само тело: его размеры, форма, пропорциональность, рельефность и другие качества телосложения, разработанные в гимнастическом зале, подготовленные специальной диетой и демонстрируемые на сцене.
В любом случае, хотя бодибилдинг еще не стал олимпийским видом спорта, он был принят в международное спортивное сообщество и включен в состав таких мероприятий, как Азиатские и Панамериканские игры. Я не одинок в своем мнении о том, что бодибилдинг является спортом.
Разумеется, большинство людей, которые тренируются с отягощением, не собираются выступать на соревнованиях (точно так же, как большинство людей, которые играют в теннис, не собираются участвовать в Уимблдонском турнире). Но независимо от того, с какой целью вы занимаетесь бодибилдингом – для выступления на соревнованиях, для улучшения показателей в других видах спорта, для общей физической подготовки или для восстановления после травмы, – результаты зависят от выполнения одного основного правила, которое называется прогрессивной силовой тренировкой.
Прогрессивная силовая тренировка в принципе возможна потому, что тело может приспосабливаться и становиться сильнее, реагируя на возрастающую нагрузку. Если вы привыкли бегать две мили в день, то пятимильная пробежка выдвигает повышенные требования к вашим мышцам и способности вашей сердечно-сосудистой системы поставлять достаточно кислорода и питательных веществ при большей нагрузке. Если вы находитесь в форме для двухмильной пробежки, то для пятимильной пробежки вам нужно быть в еще лучшей форме. В данном случае постепенное наращивание нагрузки позволит вашему организму приспособиться к новому режиму потребления энергии, и вы сможете бегать на более длинные дистанции.
Тот же самый принцип действует и в культуризме. Мышцы адаптируются к определенному уровню требований, а говоря конкретнее – к определенному весу, который вы поднимаете во время упражнений с определенной интенсивностью. Когда вы увеличиваете вес и/или интенсивность, ваши мускулы становятся больше и сильнее, чтобы справиться с нагрузкой. Когда они приспосабливаются к новому уровню требований, вы увеличиваете вес и/или интенсивность своих тренировок, так что ваши мышцы продолжают становиться больше и сильнее. Иными словами, вы прогрессивно увеличиваете требования, предъявляемые к своим мышцам.
Доктор Лоуренс Голдинг из университета штата Невада объясняет это следующим образом: «Если у вас есть двигатель мощностью 10 лошадиных сил и вы прилагаете к нему нагрузку в 12 лошадиных сил, то двигатель сгорит. Но если рассматривать человеческое тело как эквивалент двигателя мощностью 10 лошадиных сил и подвергать его нагрузке в 12 лошадиных сил, то оно в конце концов увеличивает свою мощность до необходимого предела».
Однако не каждый вид тренировки с отягощением приводит к такому развитию мускулатуры, которое можно видеть у культуристов. Необходимо выполнять соответствующие упражнения и пользоваться правильными методами, чтобы посылать своей нервной системе особое сообщение, которое говорит организму о том, какой вид адаптации вы предпочитаете. Это называется спецификой тренировки, и потому методы тренировки имеют такое важное значение.
Мне нравится сравнение с работой компьютера. Каждый, кто пользовался компьютером в течение относительно долгого времени, вероятно, сталкивался с проблемой, когда машина не выполняет то, что вы хотите или ожидаете от нее. Вы пробуете снова и снова, но каждый раз происходит одно и то же. Вы предполагаете, что случился какой-то сбой техники или программного обеспечения. Затем вы обнаруживаете, что совершили крошечную ошибку – может быть, просто поставили запятую там, где следовало поставить точку. Но компьютер не умеет думать, он просто выполняет ваши указания. Поэтому, если вы не будете формулировать свои инструкции с предельной точностью, у вас возникнут проблемы. Компьютер не знает, что вы собираетесь сделать, он лишь выполняет ваши команды.
Бодибилдинг основан на таком же принципе. Тело не знает, что вы собираетесь сделать; оно лишь воспринимает конкретные инструкции, заложенные в вашем методе тренировки, и приспосабливается к новым условиям. Вы можете думать, что наращиваете мускулы, вы можете упорно трудиться, потеть и уставать до изнеможения, но если вы не пошлете организму нужный сигнал, то результаты вас разочаруют. В данном случае сигналом является правильное понимание принципов прогрессивной силовой тренировки.
Меня часто спрашивают, являются ли культуристы действительно сильными людьми или их огромные мускулы предназначены лишь для показухи. Ответ звучит так: некоторые культуристы действительно очень сильны, но для участников соревнований по бодибилднигу сила является скорее средством для достижения цели, а не самоцелью. Спортсмены, чьей целью является максимальное развитие силы, называются тяжелоатлетами или силовыми гимнастами.
Поднятие тяжестей, одной из разновидностей которого является тяжелая атлетика, – это спорт, где результат оценивается по количеству веса, которое спортсмен может поднять в своей весовой категории и в данном виде упражнения. В истории существовало много видов проверки силы и соревнований по подъему тяжестей. В наши дни есть два общепризнанных вида соревнований: олимпийская тяжелая атлетика (рывок, толчок и жим) и силовая атлетика (становая тяга [deadlift], жим лежа и приседания со штангой).
Сегодня тяжелоатлеты выполняют значительное количество упражнений из арсенала бодибилдинга – то есть они работают над гармоничным развитием всех групп мышц, – но их главной целью является наращивание силы. Это даже более справедливо для силовых гимнастов, чем для тяжелоатлетов-олимпийцев, поскольку их подъемы требуют значительно меньших технических навыков, расчета времени и координации движений. Они скорее являются особым тестом на физическую силу и мощность усилия.
Главное различие программ тренировки для тяжелоатлетов и культуристов заключается в том, что тяжелоатлет работает со значительно меньшей частотой повторов. В то время как культуристы упражняются с меньшим весом и многократно повторяют одни и те же движения (мы узнаем об этом в следующих разделах энциклопедии), тяжелоатлеты тренируются ради того, чтобы взять один максимальный вес на соревнованиях. Поэтому они часто нагружают штангу до предела и выполняют тройные, двойные или одинарные подходы с большими паузами, чтобы подготовиться к подъему огромной тяжести на спортивном помосте.
Есть другие виды спорта, в которых у спортсменов развиваются большие мускулы, но в бодибилдинге решающее значение имеет максимальное эстетическое развитие всего тела. Идеальное сложение культуриста выглядит примерно так. Широкие плечи и спина, конусообразно спускающаяся к узкой, крепкой талии; ноги в надлежащей пропорции к телу; ярко выраженное и пропорциональное мускульное развитие; четкое сужение мышц по направлению к связкам и сочленениям; все части тела гармонично развиты, включая такие области, как задние дельтовидные мышцы, нижняя часть спины, брюшной пресс, икры и предплечья. Хороший рельеф мышц, четкое разделение отдельных групп.
Разумеется, ни в одном виде спорта нет идеальных спортсменов. У людей всегда есть сильные и слабые стороны. Все, кто участвовал в соревнованиях по культуризму, имели свои слабости, которые стремились преодолеть с помощью особых видов тренировки и техники позирования.
От природы телосложение у одних людей лучше, чем у других, с более совершенными пропорциями и мышцами, лучше реагирующими на тренировку. В прошлом были такие чемпионы, как Фрэнк Зейн, обладавшие великолепной эстетикой и мастерством позирования, но многие полагали, что ему недостает той плотности и массивности, которую они хотели бы видеть у настоящего чемпиона. Франко Коломбо завоевал два титула «Мистер Олимпия», несмотря на то что его рост был гораздо меньше, чем считалось возможным для спортсмена, соревнующегося на таком уровне. Дориан Йейтс неоднократно и заслуженно побеждал на конкурсе «Мистер Олимпия», но его тоже неоднократно критиковали за слишком массивное и угловатое телосложение, утверждая, что он не создает должного эстетического впечатления.
Кажется странным, что слишком сильно развитая мускулатура может быть недостатком, но хотя большие мышцы имеют важное значение в бодибилдинге, для спортсмена иногда оказывается невыгодным слишком мезоморфное телосложение, с мощными пластами мышц вместо эстетичных мускулов, конусообразно сужающихся к связкам и сочленениям. Многие с виду массивные культуристы на самом деле обладают довольно небольшим скелетом, что помогает придавать мышцам более совершенную форму. Большинство людей удивляет тот факт, что, даже когда я имел самый большой вес на соревнованиях, любой средний мужчина практически мог сомкнуть пальцы вокруг моей талии. У меня большие мышцы, а не большие кости, и это одна из причин моей успешной карьеры в бодибилдинге. Ли Хэни, главенствовавший на конкурсе «Мистер Олимпия» в 1980 году, стал заниматься культуризмом после того, как дважды сломал ногу во время игры в футбол. У него опять-таки были огромные мускулы, но изящное и пропорциональное телосложение.
В любом спорте – фактически в любой области жизни – некоторые люди обладают большим талантом в конкретном деле, чем другие. Чемпионами становятся, но также и рождаются. Вам нужно иметь соответствующий набор наследственных характеристик. Вы не можете изменить свой тип скелета или пропорции тела с помощью тренировки (хотя при этом вы наращиваете силу и размер мускулов). Однако следует помнить о том, что ваш генетический потенциал не всегда бывает очевидным. Иногда приходится тренироваться несколько лет, чтобы понять, какими возможностями вы на самом деле обладаете.
И наконец, не забывайте о старой истине, что «гонку не всегда выигрывает самый проворный». Иногда вам приходится преодолевать препятствия, чтобы полностью раскрыть свои возможности, и часто случается так, что наиболее одаренные спортсмены не хотят работать достаточно упорно, чтобы подняться на самую вершину. Олимпийский чемпион по десятиборью Брюс Дженнер сказал мне, что когда он учился в старших классах, то был далеко не лучшим в тех видах спорта, где принимал участие. Но благодаря упорному многолетнему труду и приобретению всех навыков, необходимых для десятиборца, он в конечном счете смог завоевать почетный титул «Лучшего спортсмена в мире». Иногда стоит задуматься о смысле старой притчи про зайца и черепаху.
Но какими бы ни были ваши генетические характеристики, именно тренировка влияет на тип мускульного развития. Чтобы стать действительно хорошим культуристом, вы должны создавать форму мускулов, а это происходит, когда вы тренируете каждую мышцу или группу мышц под всевозможными углами, чтобы стимулировать как можно больше мышечных волокон. Мышцы на самом деле являются совокупностью множества более мелких элементов – пучков и связок мышечного волокна, – и каждый раз, когда вы напрягаете мышцу немного иным способом, то стимулируете другие сочетания связок и активируете дополнительные волокна. Культурист пытается достичь полного развития всех мышц своего тела, придать наилучшую форму каждому мускулу, сделать их пропорциональными и добиться общей симметрии, которая создает впечатление истинной красоты и эстетизма.
Такое развитие тела требует досконального знания техники. Вам хочется изменить форму грудных мышц, разработать бицепсы или достичь более гармоничного равновесия между развитием верхней и нижней половины тела, но эти результаты не приходят случайно. Поэтому лучшими культуристами являются те, кто понимает, как работает мышечная ткань, как тренировка влияет на организм и какой способ ведет к достижению того или иного результата.
Представьте себе, что вы держите в руках штангу и выжимаете ее над головой. При этом одновременно происходит несколько процессов. Во-первых, мышцы плеча (дельтовидные мышцы) поднимают ваши руки вверх; затем мышцы задней части предплечья (трицепсы) сокращаются и выпрямляют руки. Любое ваше движение, будь то жим штанги над головой, ходьба или просто дыхание, является сложным сочетанием сокращения и расслабления отдельных мышц.
С другой стороны, индивидуальные мышечные волокна ведут себя очень просто: волокно сокращается при стимуляции и расслабляется при отсутствии стимула. Сокращение всей мышцы является результатом сокращения множества отдельных крошечных волокон. Волокна сокращаются по принципу «все или ничего» – то есть они всегда сокращаются так сильно, насколько это возможно, либо не сокращаются вообще. Однако после ряда сокращений волокно начинает уставать, и усилие, которое оно вырабатывает, заметно уменьшается. Когда вы однократно поднимаете максимальный вес, то пользуетесь лишь определенной долей от общего количества волокон, составляющих мышцу. Вес, который вы можете поднять, определяется тремя факторами: (1) как много мышечных волокон вы можете задействовать; (2) насколько сильны отдельные волокна: и (3) ваша техника при подъеме веса.
Когда вы поднимаете вес только один или два раза, ваш организм не имеет возможности задействовать новые волокна, чтобы сменить усталые и ослабевшие. Тяжелоатлеты учатся вовлекать в действие необычно большое количество волокон для подъема максимального веса, но они прикладывают к этим волокнам такое огромное усилие, что тело приспосабливается и защищает себя, делая эти волокна более грубыми и мощными. Это называется гипертрофией мышечных волокон.
Независимо от того, как много волокон тяжелоатлет задействует в одной максимальной попытке, он по-прежнему пользуется меньшим количеством, чем в том случае, если бы он поднимал меньший вес и делал больше повторений. Таким образом, он тренирует и укрепляет лишь часть мышечной структуры. Кроме того, тяжелоатлет выполняет ограниченное количество движений (рывок, толчок и жим), поэтому под многими углами мышцы вообще не разрабатываются.
Культуристы усвоили, что человек может создать лучший визуальный образ тела с помощью другого метода тренировки. Вместо однократного подъема максимально возможного веса культурист работает с меньшим весом, делает больше повторений и доводит каждую серию упражнений до изнеможения – то есть до тех пор, когда мышцы больше не могут сделать хотя бы один повтор. Затем он дает себе короткий отдых и выполняет новую серию повторов – иногда по 15–20 серий разных упражнений для выбранной части тела.
Откуда культуристы знают о том, какой вес требуется поднимать, сколько серий входит в один сеанс тренировки и сколько повторов составляют одну серию? В конце концов, легендарный Евгений Сандов, который был предтечей современной силовой тренировки в XIX веке, мог делать сотни повторений! В общем и целом культуристы разработали эту систему тренировки методом проб и ошибок. Ни один специалист на заре бодибилдинга не объяснял им, что нужно делать: они изобретали собственные правила.
Доказательством того, что они находятся на верном пути, было само телосложение культуристов. Мог ли кто-то посмотреть на телосложение Стива Ривза, Билла Перла, Рега Парка, Серджио Оливы, Ли Хэни или меня и заявить, что мы не знаем чего-то совершенно особенного о развитии мускулатуры? Впоследствии практическая физиология подтвердила метод бодибилдинга. В качестве общего правила наилучшим способом добиться максимального развития мышечного объема является работа с 75 % вашего максимального веса для однократной попытки (то есть 75 % максимального веса, который вы можете поднять за один раз). Не следует удивляться тому, что для большинства людей, поднимающих вес в 75 % от предела их возможностей, максимальное число повторений составляет от 8 до 12 для верхней части тела и от 12 до 15 для ног.
Разумеется, одной стимуляции для роста мышцам еще недостаточно. Чтобы расти, мышцам нужно отдыхать и поглощать достаточно питательных веществ, чтобы восстанавливать силы. Поэтому изучение отдельных упражнений и компоновка их в серии составляют лишь часть сведений, которые вы найдете в этой энциклопедии. Мы поговорим также об общей программе тренировки, о том, как много можно сделать за один сеанс, как часто следует тренироваться и какая диета дает вашему телу основные продукты, необходимые для развития мышечной массы после тренировок.
Есть два совершенно разных типа выносливости: мышечная и сердечно-сосудистая.
• Мышечная выносливость – это способность мышц сокращаться снова и снова во время упражнения, привлекая наибольшее количество волокон для его выполнения. К примеру, выполняя приседания со штангой, вы так быстро утомляете мышцы ног, что если вы хотите выдержать полную серию, то вам нужны такие мышечные волокна, которые быстро восстанавливаются. Кроме того, необходимы дополнительные волокна, вступающие в игру во время упражнения.
• Сердечно-сосудистая выносливость – это способность сердца, легких и системы кровообращения поставлять кислород в мышцы, чтобы питать их энергией и уносить побочные продукты жизнедеятельности (молочная кислота).
Хотя эти два аспекта выносливости различаются, они связаны между собой. Что толку, если вы обладаете хорошей выносливостью сердечно-сосудистой системы, но мышцы, которыми вы пользуетесь при усилии, моментально устают? И сможете ли вы добиться высоких показателей, если ваши мышцы обладают огромной выносливостью, но сердечно-сосудистая система не может быстро поставлять кислород, в котором они нуждаются?
Почти каждый человек понимает, что можно увеличить возможности сердечно-сосудистой системы, выполняя интенсивные упражнения по аэробике – упражнения, которые заставляют вас тяжело дышать и ускоряют ритм сердца. Выполняя упражнения в течение длительного времени, вы:
• увеличиваете способность легких забирать кислород из воздуха и подавать его в кровеносную систему;
• увеличиваете способность сердца прокачивать бо́льшие объемы крови через систему кровообращения, снабжая мышцы энергией;
• увеличиваете размер и количество капилляров, подводящих кровь к отдельным мышцам;
• увеличиваете способность сердечно-сосудистой системы избавляться от молочной кислоты, которая вызывает болезненные ощущения в мышцах во время упражнения и после тренировки.
Вы увеличиваете мышечную выносливость, выполняя значительное количество мускульных сокращений. Делая это, вы:
• увеличиваете размер и количество капилляров, ведущих к отдельным мышцам, которые разрабатываются во время упражнения;
• увеличиваете способность запасать гликоген (углеводород), необходимый для создания энергии для сокращения мышц;
• увеличиваете массу мышечных митохондрий (энергетических «фабрик»), создающих из гликогена такие вещества, как ATP (аденозинтрифосфат), который является первичным источником энергии для живых клеток;
• ускоряете развитие тех мышечных волокон, которые в основном участвуют в упражнениях на выносливость.
Фрэнк и Кристина Зейн
В качестве дополнения следует сказать о том, что существует два типа мышечных волокон (наряду с массой промежуточных, которые представляют собой сочетание этих двух типов):
1. Белое, быстро сокращающееся волокно является анаэробным мышечным волокном. Оно очень сильно сокращается за короткий период времени, но имеет незначительную выносливость и сравнительно долгий период восстановления.
2. Красное, медленно сокращающееся волокно на 20 % меньше белого и не такое мощное, но оно является аэробным и может сокращаться в течение сравнительно долгого времени, пока к нему подается достаточное количество кислорода.
Поскольку тренировка в бодибилдинге опирается на больший объем усилий, чем, скажем, в тяжелой атлетике (серии и повторения), она благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему, а также увеличивает мышечную выносливость. Культуристы тренируются в ритме, который находится чуть ниже порога выносливости сердечно-сосудистой системы – то есть они тренируются так быстро, как только могут, не нарушая способность организма подавать кислород к мышцам. Это не означает, что они приобретают навыки в тех видах спорта, где необходима выносливость, – например, в беге на длинные дистанции или в велосипедных гонках, – но они поддерживают свою сердечно-сосудистую систему в отличной форме.
Когда речь идет о других видах спорта, то вы имеете дело со специфической тренировкой и спецификой физической адаптации. Вам нужно тренироваться в езде на велосипеде, чтобы хорошо ездить. Вам нужно тренироваться на беговой дорожке, если вы хотите стать хорошим бегуном. Однако хорошо тренированный культурист обычно находится в такой форме, что может справляться с поставленными задачами и в других видах спорта и очень быстро улучшает свои показатели, при том условии, что его размеры и вес тела не являются негативным фактором.
Я всегда считал, что сердечно-сосудистая выносливость имеет для культуриста почти такое же важное значение, как мышечная выносливость. Интенсивные тренировки приводят к накоплению молочной кислоты в разрабатываемых мышцах. Это побочный продукт того процесса, который производит энергию для сокращения мускулов. Если сердце, легкие и система кровообращения поставляют достаточно кислорода к нужным участкам тела, то молочная кислота перерабатывается организмом и превращается в энергию; в противном случае ее накопление препятствует дальнейшему сокращению мышц и приводит к полному изнеможению.
Я всегда любил бегать по нескольку миль в день, чтобы вентилировать легкие и улучшать кровообращение. Однако некоторые культуристы полагают, что бег увеличивает риск травмы коленей и лодыжек, поэтому они ищут другие способы стимуляции сердечно-сосудистой системы. Они пользуются беговыми дорожками, велотренажерами, степперами и другими видами аэробного снаряжения. Смысл в том, что чем лучше работает ваше сердце, легкие и система кровообращения, тем интенсивнее вы можете тренироваться в гимнастическом зале и тем лучших результатов вы можете добиться на поприще культуризма.
В дополнение к тренировке сердечно-сосудистой системы культуристы пользуются аэробными упражнениями как способом для сжигания лишних калорий, чтобы добиться четкой прорисовки мышц перед соревнованиями, не отказываясь при этом от употребления калорийных продуктов, необходимых для энергетической подпитки организма. Поэтому каждый серьезный культурист, заинтересованный в том, чтобы быть одновременно массивным и худощавым – то есть развивать рельеф мускулов наравне с их размером, – должен выполнять достаточное количество аэробных упражнений для избавления от лишних калорий. Я помню, как Том Платц, славившийся несравненными мышцами ног, разрабатывал их до изнеможения в гимнастическом зале, а потом садился на велосипед и устраивал двадцатимильную езду. Несмотря на столь интенсивную тренировку, его ноги оставались невероятно массивными, а рельеф четырехглавых мышц и четкость их разделения были просто поразительными.