Общество Баварских Иллюминатов – реально существовавшая организация оккультно-философского толка, основанная Адамом Вейсгауптом в XVIII веке. Официально цели этой организации стояли в просвещении и распространении нравственности. На деле же Вейсгаупт хотел вернуть человечество к первобытному строю, уничтожив институты семьи, церкви и государственности, для чего Иллюминаты активно вмешивались в политику. Всего планировалось 7 этапов преобразования мира. Организация была упразднена, но предпринимала попытки возродиться. В данном романе используется собирательный образ Иллюминатов. Некоторые элементы позаимствованы из масонского устава XVIII века, что отсылает к реальному факту, когда Иллюминаты внедрялись в другие тайные общества и заимствовали обычаи оттуда для усложнения своей структуры.
Анишира – собирательный образ, воплощающий идеи компаративной мифологии в анализе политеистических культов, в т.ч. теорию Жоржа Дюмезиля о принадлежности всех языческих мифологем Европы, Ближнего Востока и Азии к общему для индоевропейских культур религиозному мифу из верований древних протоиндоевропейцев. Через образ Аниширы в этой книге идеи компаративистики подводят к демонологии, где разные мифические божества тоже рассматриваются как проявления одних и тех же демонов под разными именами в языческих культах.
Описанная в романе научная концепция «Числа начала» вдохновлена реальными теориями физики: Единой теорией поля, М-теорией, суперсимметрией, гипотезой многомерного Балка, релятивистской физикой, влиянием сверхмасс на пространство и свет, в т.ч. эффекты гравитационного линзирования. Одна из задач романа – объяснить научным языком то, что в мистике остаётся необъясненным.
В данном романе под вампирами понимается раса гематофагов лордоков, ведущая свой род от Императора Мертвых Лордока. Подробно об их происхождении рассказано в романах-приквелах «Катрина: Меч зари» и «Катрина: Земля падших». Близкий взгляд на сообщество и культуру лордоков дается в романе «Катрина: Реквием ангела исповедь демона», который является непосредственным продолжением «Числа начала».
Название «Катрина» продолжает традицию называть произведения именами вампиров, начатую ещё 1872 году Джозефом Шериданом Ле Фаню и впоследствии продолженную Брэмом Стокером.
В дань уважения к наиболее значимым произведениям о вампирах из разных эпох и сфер искусства в романе оставлено немало намеренных отсылок и оммажей. Также литературная вселенная лордоков, продолжает культурно-символический код, в котором реализован ряд других произведений о вампирах. Это сделано с целью сохранения канона вампиризма в нынешнюю эпоху эклектики, когда образ вампира стал размываться.
Художественной стилистикой книги выбрана готика эпохи романтизма, поэтому в сюжетной линии Марка Меерсона для автора важнее психологическое влияние событий, субъективное восприятие и эмпиричность. Особое внимание я решил уделить экзистенциальному опыту героя в стрессовых ситуациях, которыми для Марка стали криминальные и мистические события, описанные в книге.