Автор: Ринн Берри
Современные сырые диеты и даже самые популярные сыроедные рецепты опираются на работу европейских и американских пионеров в области здоровья, которая началась почти 200 лет назад. Первыми сыроедами были такие разные люди, как религиозные лидеры и шоумены, фермеры и профессионалы от здравоохранения. Мотивы их перехода на сыроедение были разнообразными и отличались друг от друга. Одни из них были благородными реформаторами, озабоченными здоровьем и желавшими защитить себя и других людей от распространения инфекционных заболеваний и вредного воздействия индустриальной революции. Другие были утопистами, пытавшимися воссоздать рай на земле путём возвращения к некой первозданной, или изначальной, диете. Третьи видели в сыроедении эликсир долголетия или даже бессмертия. Не все они придерживались строго сыроедческих диет, но все они помогли привнести концепцию сыроедения как образа жизни в XXI век.
Сыроедное движение в США началось в 1830-е годы с пресвитерианского священника, сторонника трезвости и вегетарианца-реформатора Сильвестра Грэма (1794–1851). Хотя его чаше всего вспоминают в связи с названными в честь него крекерами Грэма и хлебом Грэма, он также считается первопроходцем-вдохновителем американского движения сыроедения.
В 1830 году из Азии в Европу пришла эпидемия холеры, выкашивавшая население. Она должна была вот-вот достичь США, и Сильвестр Грэм поспешил на помощь. Убеждённый, что болезни в целом и холеру в частности можно предотвратить, если пить чистую воду и есть свежие фрукты, овощи и орехи, Грэм разъезжал по Новой Англии, Пенсильвании и Нью-Йорку, излагая свои принципы питания перед огромными толпами слушателей. Когда эпидемия холеры всё-таки началась, было замечено, что люди, следовавшие совету Грэма, оставались не только живы и невредимы, но и становились значительно здоровее. Пансионы Грэма, где подавали вегетарианскую пищу (с упором на органический цельнозерновой хлеб из непросеянной муки, фильтрованную дождевую воду и обилие свежих фруктов и овощей), в мгновение ока распространились в Бостоне и Нью-Йорке.
Однако Грэм выступал за вегетарианскую диету – предпочтительно сырую и в идеале фрукторианскую – задолго до вспышки холеры. В своём главном труде «Лекции о науке человеческой жизни»[4] он пишет, что чем проще, натуральнее и скромнее пища человека, тем его тело здоровее, чувства – острее, а его интеллектуальные способности и мораль – сильнее. Он заключает: «Под простой пищей я подразумеваю ту, что не усложнена и не отягощена дополнительными элементами в процессе кулинарной обработки»1.
Он цитирует древних мыслителей – от Моисея до Гесиода, Пифагора, Гиппократа и Плутарха, утверждая, что многие народы прошлого, занявшие выдающееся место в истории, возможно, употребляли сырую, в основном вегетарианскую пищу. Даже американские аборигены, рассуждал Грэм, «в значительной степени жили плодами земли»2. По его версии, все мудрецы древности сходились во мнении, что первые жители их стран были сыроедами3.
Важным пунктом программы Грэма было возвращение присущих «первой семье» – Адаму и Еве – телесного совершенства и свободы от заболеваний и сексуальных дисфункций. Грэм называл «едой первой семьи» и «едой первого поколения человечества» «фрукты, орехи, мучнистые [крахмалистые] семена и корни, немного молока и, возможно, мёд». (Очевидно, Грэм не был веганом.) Похоже, что, будучи пресвитерианским священником, погружённым в священные писания, Грэм постоянно держал в уме образ «первой семьи» – такое необычное название он дал Адаму, Еве и их отпрыскам. Согласно Библии, первая семья была семьёй сыроедов, питавшихся преимущественно веганской пищей; точнее, они были фрукторианцами. Вообще говоря, первая семья могла бы чувствовать себя весьма уютно в пансионе Грэма – достаточно было исключить молоко и мёд.
Дабы подкрепить свою диетологическую теорию о том, что Ева и Адам были по сути «благородными дикарями», наслаждавшимися повышенной ясностью органов чувств и превосходным здоровьем, питаясь фруктами, орехами и овощами в их необработанной форме, Грэм приводит современную ему историю Каспара Хаузера. Каспар был найдёнышем, жившим как enfant sauvage (то есть «дикое дитя») в Бадене, Германия, с раннего детства заключённый в тёмную подземную камеру. На протяжении 17 лет Каспару приходилось выживать на «предельно простой диете, состоявшей из овощей и воды»4. Было отмечено, что, хотя к моменту своего освобождения он не мог ни говорить, ни писать, он обладал обострёнными чувствами зрения, обоняния, вкуса и осязания. Он способен был различать цвета в практически полной темноте; он мог узнавать людей в толпе по особому звуку их шагов; кроме того, он мог различать яблочное, грушевое и сливовое деревья по запаху их листьев с большого расстояния. Он испытывал сильное отвращение к плоти животных и другой приготовленной пище животного происхождения, его привлекали фрукты, орехи и овощи.
К несчастью, власти настояли на том, что Хаузер должен перейти на типичную немецкую диету, в которую входили плоть животных и термически обработанные овощи. Постепенно им удалось приучить его к тому, что Хаузер считал «тошнотворной» пищей, в результате чего все его сверхъестественные способности зрения, слуха, обоняния и осязания стали терять силу5. В конце концов он полностью лишился их. Для Грэма история Каспара Хаузера была кратким пересказом грехопадения человечества в результате ошибки в выборе системы питания.
Для иллюстрации утверждения о том, что для людей наиболее благоприятна преимущественно сырая вегетарианская диета, Грэм приводит относящиеся к XVIII и началу XIX века примеры известных своей силой, выносливостью и долголетием представителей рабочего класса со всего мира. В отличие от диеты американских рабочих, состоявшей преимущественно из белого хлеба и подвергавшегося чрезмерной термической обработке мяса с картошкой, плавающих в жирной подливке и запиваемых виски или пивом6, диета иностранного рабочего состояла преимущественно из родниковой воды, цельнозернового хлеба, сырых фруктов и овощей и была той самой райской диетой, которую Грэм пытался вернуть в США7.
Наиболее широкую известность в конце XIX – первой половине XX века вегетарианское сыроедение получило благодаря Бернару Макфаддену (1868–1955), приверженцу философии Грэма и его идей трезвости, отказа от курения и самоисцеления без лекарств. В этот период Макфадден управлял успешной издательской империей и внешне придерживался веганского сыроедения. (Позже он отказался от этой практики и включил в свой рацион мясо.) Будучи одним из богатейших молодых магнатов Америки, Макфадден мог бы удовлетворять свой аппетит самыми роскошными яствами, однако его диета была очень умеренной. Он был твёрдо убеждён, что ограничение калорий способствует поддержанию хорошей физической формы и долголетию, и поэтому, как правило, ограничивался одним приёмом пищи в день, отдавая предпочтение преимущественно сырым овощам и фруктам. Фактически Макфадден, как и Грэм, был убеждён, что когда-то люди были сильным видом, ослабленным употреблением в пищу варёных овощей и приготовленной плоти животных.
В 1902 году Макфадден открыл первый в Нью-Йорке вегетарианский ресторан Physical Culture («Физическая культура», назван в честь выпускаемого Макфадденом журнала), в котором подавались свежие соки и салаты, а также основные блюда, например, «гамбургер со стейком» из орехов и овощей за пять центов. К 1911 году в Филадельфии, Чикаго и других городах открылось 20 полностью вегетарианских ресторанов Physical Culture.
В 1936 году Макфадден участвовал в выборах президента США, став первым кандидатом – квази-сыроедом-вегетарианцем. Даже в возрасте 80 лет в середине 1950-х он продолжал поражать публику такими эффектными выступлениями, как прыжок с парашютом на территорию своего фитнес-отеля Macfadden-Deauville в Майами-Бич, чтобы продемонстрировать свою неувядающую физическую силу.
Герберт Шелтон (1895–1985) был одним из авторов издательства Макфаддена и вдохновителем современного движения сыроедения. Шелтон чувствовал огромную признательность Макфаддену за то, что тот пробудил в нём интерес к безогневой пище, как в то время часто называли сырую пищу. Подобно своим учителям, Грэму и Макфаддену, Шелтон утверждал, что приготовление не только лишает пищу важнейших нутриентов, но и превращает её в токсичную кашу. Употребление приготовленной пищи, заявлял Шелтон, ставит здоровье человека под угрозу. «Термическая обработка – самый распространённый процесс лишения нашей пищи питательных веществ – наносит еде и человеку всесторонний вред. Что бы мы ни готовили – растительную пищу или животные продукты, нагревание уничтожает полезые свойства еды».
В начале 1920-х годов Шелтон основал школу здоровья в районе Верхнего Вест-Сайда в Манхэттене, после чего перебрался в Сан-Антонио, Техас, где основал Школу здоровья доктора Шелтона, проводил групповые лечебные голодания и написал массу книг о своей новой системе терапии, которую он назвал «натуральная гигиена». Натуральная гигиена – ветвь натуропатии и философия естественной жизни, призывающая к сырой диете, состоящей из фруктов, овощей и орехов. В действительности принципы натуральной гигиены не новы – они восходят по крайней мере к Гиппократу, признававшему, что тело обладает врождённой способностью бороться с болезнями и восстанавливать собственное здоровье без медицинского вмешательства, если только его здоровье не подорвано неумеренностью в еде и питье. Согласно учению о натуральной гигиене, тело – это самоисцеляющийся организм, который можно излечить периодическими голоданиями вместо лекарств и зачастую ненужных хирургических вмешательств, назначаемых профессионалами от современной медицины.
В поздние годы Шелтону не удавалось строго придерживаться собственного идеального режима питания. По свидетельствам коллег, он часто включал в свою диету молочные продукты, такие как сыр, простокваша и масло8. Подобно многим сторонникам натуральной гигиены XIX и XX веков, Шелтон на словах превозносил свой идеал, но не практиковал его в полной мере.
Однако, несмотря на обвинения врачей, осудивших голодание и сыроедение как шарлатанство, репутация Шелтона как главного авторитета в этих вопросах крепла во всём мире. Его книга «Наука и искусство голодания»[5] оказала огромное влияние на Махатму Ганди, державшего её на своём прикроватном столике и часто обращавшегося к ней перед своими публичными голодовками9. Возможно, контакт Ганди с Шелтоном сыграл свою роль в том, что позже Ганди стремился есть больше сырой пищи. Поборник вегетарианства и лауреат Нобелевской премии Джордж Бернард Шоу, после 90 лет заинтересовавшийся натуропатией, живым питанием и голоданием, переписывался с Шелтоном незадолго до своей смерти в 1950 году в возрасте 94 лет.
Протеже Герберта Шелтона Ти Си Фрай (1926–1996), автор книги «Проклятие приготовленной пищи»[6], был активным сторонником фрукторианства. В Техасе Фрай основал Институт науки о жизни и разработал заочный курс по натуральной гигиене, пользовавшийся большим авторитетом. Среди самых известных его выпускников были Харви и Мэрилин Даймонд, чьи (невегетарианские) книги серии «Здоровье на всю жизнь» стали бестселлерами, популяризировавшими учения Фрая. Однако сам Фрай был не слишком последователен в практике фрукторианства, за которое так горячо ратовал. Его часто замечали серьёзно нарушающим собственную диету употреблением таких банальных блюд, как мороженое, макароны с сыром и другой приготовленной пищи10. Может быть, отступления от практики здорового питания приблизили его смерть? Честно говоря, для человека, получавшего пользу от превосходного питания, его смерть была, скорее, преждевременной – он умер в возрасте 70 лет. Однако, вероятно, его также значительно ослабили осколки пули, застрявшие в основании черепа после того, как в 1982 году отвергнутая любовница выстрелила в него из пистолета 22-го калибра11.
Другим протеже и коллегой Герберта Шелтона был Уильям Эссер (1911–2002), доктор-натуропат и автор книги «Словарь натуральной пищи»[7]. Эссер – пионер натуральной гигиены и ярый сыроед – предпочитал искать подсказки об идеальном рационе в области человеческой биологии: «Ничуть не меньше, чем другие живые организмы, человек нуждается в еде, лучше всего адаптированной к его биологическим потребностям. Исторические свидетельства, наука сравнительной анатомии, а также сравнительные исследования мясоедов и тех, кто питается фруктами и овощами, явно указывают на то, что люди по природе своей плодоядные, а не плотоядные по структуре их тела»12.
Эссер был признан выдающимся экспертом в области лечебного голодания, курсы которого он проводил в своём оздоровительном центре «Ранчо здоровья Эссера» в Лэйк-Уорт, Флорида. К 1983 году он провёл 35 тыс. голоданий. В отличие от Ти Си Фрая, Эссер действительно придерживался сырой вегетарианской диеты (хотя и мог себе позволить время от времени съесть кусочек сыра). В свои 90 лет он демонстрировал неиссякаемые силу и энергию. Более того, за год до смерти в возрасте 94 лет он победил свою внучку в напряжённом теннисном поединке.
Ещё одна протеже и коллега Герберта Шелтона, о которой стоит упомянуть, – это Вивиан Вирджиния Ветрано (род. 1927). Она провела в Школе здоровья Шелтона огромное множество голоданий, управляла школой после его ухода на пенсию и помогала ему редактировать журнал Hygienic Review («Гигиенический обзор»). Подобно Шелтону, Фраю и Эссеру она практикует фрукторианство. В своей монографии «Подлинное фрукторианство. Экологичная, дружественная и приносящая удовлетворение диета»[8] она пишет: «Превосходное здоровье можно поддерживать на диете, состоящей исключительно из фруктов, если включить в неё орехи и семена, также являющиеся плодами. Однако некоторые люди лучше себя чувствуют, добавив в диету из фруктов и орехов сырые листовые овощи»13.
Основное влияние на распространение в США идей о питании сырыми фруктами и овощами оказали немецкие эмигранты, расселившиеся в Лос-Анджелесе и его окрестностях. В своей книге «Дети солнца» (1998)[9] Гордон Кеннеди выдвигает две возможные причины, по которым этих людей тянуло к райской жизни в Южной Калифорнии. В то время в Германии было существенно развито промышленное производство, и молодое поколение, рождённое в 1880-е, восставало против загрязнения окружающей среды, пропагандировало сыроедение, гелиотерапию (терапевтическое использование солнечного света), гидротерапию (терапевтическое использование воды) и натуризм (нудизм). Кеннеди также предполагал, что в Германии всегда существовало подспудное течение сыроедения, которое продвигали религиозные группы, желавшие вернуться к примитивному блаженству Эдемского сада, обходясь без одежды, поклоняясь природе через в чём-то искусственный и наивный пантеизм, а также придерживаясь сыроедения.
Кроме того, Германия тех времён воспринималась широкими массами как центр плотоядности и милитаризма. Несмотря на воинственный дух страны (а может, и благодаря ему), в 1896 году доктор-натуропат Адольф Юст написал книгу «Возвращение к природе»[10]. Хотя Юст не иммигрировал в США, его книга определила мышление целого поколения американских сыроедов. В «Возвращении к природе» Юст пытается доказать, что физиологическое строение человека предусматривает питание сырыми фруктами. Эта получившая широкую известность и переведённая на множество языков книга к началу XX века стала международным бестселлером и много раз рекламировалась в американских газетах (например, Los Angeles Times) вплоть до 1930-х годов.
Горячий поклонник «Возвращения к природе» Адольфа Юста Бенедикт Луст родился в Германии в 1872 году и перешёл на фрукторианство в середине жизни. Признанный в США отцом натуропатии, Луст был выпускником школы гидротерапии Кнайппа в Германии. В 1896 году он отправился в США, представляя систему гидротерапии Кнайппа, а в 1901 году открыл Американскую школу натуропатии в Нью-Йорке. Там он участвовал в обучении таких ярких приверженцев сыроедения, как Герберт Шелтон и Уильям Эссер – основателей Американского общества натуральной гигиены. Пол Брэгг, известный пионер естественного оздоровления и непоследовательный сыроед, также учился у Луста. В 1902-м Луст основал Американское общество натуропатии, позже ставшее Американской ассоциацией натуропатии.
Вскоре после свадьбы жена Луста Луиза, находившаяся под впечатлением работ Лоиса Кюне и Адольфа Юста, убедила его перейти на диету из фруктов, орехов, семян и овощей, которую так горячо рекламировали Кюне и Юст. Лусту так хорошо подошёл фрукторианский режим питания, что он начал рекомендовать его своим пациентам.
В 1925 году Луст начал выпускать журнал о здоровье Nature’s Path («Путь природы»), пользовавшийся большой популярностью, а также вести известную радиопередачу «Радиопрограмма о натуропатии». Многие профессионалы от медицины игнорировали Луста как шарлатана, стремящегося к наживе, однако факт остаётся фактом: перевес сил оказался на стороне Луста, и ортодоксальная медицина начала включать в свой инструментарий многие практики, которые пропагандировал Луст, но против которых выступали его медицинские собратья.
Луст также помог Джоанне Брандт, прославившейся своим виноградным лечением, опубликовать её манифест сыроедения. После того как эта домохозяйка из Южной Африки излечилась от рака благодаря разработанной ей самой сыроедной диете (состоявшей в основном из винограда), Луст попросил её написать об этом статью для газеты. Чтобы помочь ей донести статью до публики, Луст познакомил её с Бернаром Макфадденом, магнатом-издателем и товарищем по сыроедению, опубликовавшим книгу Луста «Фонтан молодости или исцеление водой»[11] (1923) и написавшим к ней предисловие. Макфадден предложил опубликовать сокращённый вариант «Виноградного лечения» на первой странице своей газеты New York Evening Graphic. Когда в 1928 году он опубликовал довольно объёмную статью, она наделала много шума, а позже, будучи опубликованной Лустом в форме книги, стала классикой сыроедения.
Ещё одним немецким иммигрантом, сыгравшим роль в оформлении американской философии сыроедения, был Отто Карк. Карк родился в Эльзасе в 1867 году14, а в 1893-м перебрался из Мангейма, Германия, в Чикаго. В 1905 году он обосновался в Лос-Анджелесе15, где стал выращивать фрукты, открыл магазин здоровой пищи, занимался садоводством и пищевыми исследованиями. Карк первым ввёл термин «натуральные продукты», обозначавший продукты, не подвергшиеся рафинированию и не содержащие искусственных добавок16. Он написал множество убедительных книг о вегетарианском сыроедении, начиная с «Основы любых перемен»[12] (1904) – одной из первых книг в США, полностью посвящённых вопросу сыроедения17. В своей книге Карк утверждал, что фрукторианская диета предлагает единое решение проблемы социальных и физиологических зол, осаждающих «чрезмерно цивилизованных» людей.
Изначально будучи лакто-ово-вегетарианцем, Карк постепенно совершенствовал свою диету, увеличивая потребление сырых фруктов. (Однако, подобно большинству «сыроедов» того времени, он продолжал есть молочные продукты и яйца.) Вероятно, саму идею того, что фрукторианская диета может поддерживать здоровье, Карк позаимствовал у Юста, который в «Возвращении к природе» доказывал, что фрукторианство является реально возможным образом жизни.
Страсть Карка к фрукторианству привела его к разработке передовой диеты, основными компонентами которой выступали несульфированные фрукты и орехи. Ему приписывают создание сорта инжира Блэк Мишн и других сухофруктов. Благодаря Карку на пищевом ландшафте Калифорнии появились разнообразные орехи и три различных вида пасты из необжаренных орехов (миндальная, фундучная и арахисовая), привычные для нас сейчас, но в то время бывшие в новинку.
Одним из предметов ненависти Карка было превращение фруктов и семян в алкогольные напитки, которые он считал прискорбной практикой и пустой тратой питательных продуктов. Весьма интересно, что он связывает увеличение тяги к алкоголю с растущим потреблением приготовленной плоти животных и другой приготовленной пищи. Он пишет: «Справедливо замечено, что повара чаще становятся пьяницами, чем владельцы салунов». Карк настолько презирал алкоголь, что стал убеждённым трезвенником и вознамерился популяризировать употребление неферментированного вина, или виноградного сока, в качестве здоровой альтернативы вину. В 1905 году, используя разработанную им самим технику, Карк заготовил почти 100 л виноградного сока. Многообещающая жизнь Карка внезапно оборвалась в 1935 году, когда ему было 68 лет18, – когда он переходил улицу, его сбила машина.
Возможно, самой влиятельной фигурой среди немецких натуралистов был Арнольд Эрет, автор таких классических работ по сыроедению, как «Целебная система бесслизистой диеты»[13] и «Рациональное голодание»[14]. Эрет родился в Германии в 1866 году. В 31 год он заболел болезнью Брайта (воспаление почек). Эрет не мог излечиться от своего недуга до тех пор, пока не посетил одного эксцентричного доктора, прописавшего ему диету из воды и фруктов и рекомендовавшего воздушные ванны (хождение нагишом).
Несмотря на всю свою простоту, эта система сработала, и Эрет вновь обрёл превосходное здоровье, которым мог похвастаться лишь в юные годы. Исцелившись благодаря режиму питания фруктами и водой, Эрет был вдохновлён и решил преподнести суть своих знаний в серии лекций, которые легли в основу его целительской системы. Впоследствии Эрет открыл клинику в Швейцарии, где лечил тысячи пациентов голоданием и фруктовой диетой.
Эрет руководил своим санаторием в течение 15 лет, а затем, в 1914 году, перебрался в Лос-Анджелес. Как популярный лектор, он говорил о разработанной им самим системе оздоровления под названием «бесслизевая целительская система». Эрет заявлял, что стандартная западная диета, изобилующая приготовленным мясом и крахмалистыми продуктами, способствует формированию слизи, и был убеждён, что диета, содержащая непропорционально большое количество продуктов, формирующих слизь, ведёт к ослаблению здоровья и болезням. Эрет утверждал, что лишь продолжительное голодание на воде и практика бесслизевой диеты позволяют телу освободиться от накопленных токсинов и восстановить свою первозданную силу. Согласно Эрету, неотъемлемо присущая нам тяга к сладкой пище после исцеления тела посредством голодания говорит о том, что людям предопределено физиологией быть фрукторианцами. Повторяя послание Адольфа Юста из его книги «Возвращение к природе», «Целительская система бесслизевой диеты» Эрета – это призыв к возвращению человечества к изначальной фрукторианской диете.
Судьба распорядилась так, что Эрет не прожил ту долгую жизнь, которую, казалось, обещала его система питания. После серии лекций в Лос-Анджелесе с ним произошёл странный несчастный случай: он упал, ударившись головой о бордюрный камень и получив перелом основания черепа, убивший его практически мгновенно.
Сегодня работы, написанные Эретом, обладают бóльшими популярностью и влиянием, чем когда бы то ни было. Пример устойчивого влияния Эрета в Южной Калифорнии можно увидеть в работе Джорджа Фатмена, написавшего вместе со своей женой Дорис популярную книгу сыроедных рецептов «Живая еда. Совершенная природная система питания человека»[15]. Впервые эта книга была опубликована в 1967 году, однако её реклама по-прежнему публиковалась даже в начале XXI века в журнале Living Nutrition. Она содержит простые рецепты вкусных и питательных блюд и способна потягаться с лучшими из сегодняшних книг изысканных сыроедных рецептов. Хотя создание рецептов орехового молока и сыра из семян обычно приписывают Энн Вигмор – популярной гуру здорового образа жизни и сыроедения литовского происхождения, книга Фатменов, содержащая подобные рецепты, увидела свет за 10 лет до появления на сцене Вигмор. Фатмены использовали ореховое молоко и сыр из семян вместо молочных продуктов, поскольку считали молоко непригодным для употребления человеком19. После прочтения «Целительской системы бесслизевой диеты» Эрета Фатмены сразу перешли на фрукторианскую диету, включавшую молоко из замоченных орехов и ферментированные сыры из орехов и семян, а также другие продукты.
Фатмены также интересовались работами другого немецко-американского апостола сыроедения – Джона Мартина Байнеке, на протяжении 1950–1960-х годов выдававшего устойчивый поток статей о сыроедении, которым сопутствовали оригинальные рецепты вкусных сыроедных блюд его собственного изобретения. Бейнеке лично учил Фатменов своим техникам приготовления гурманских сыроедных блюд.
Первая волна немецко-американских натуралистов жила за счёт возделывания земли в духе свободы и простоты. Ко второй волне относились такие фигуры, как Вера и Джон Рихтеры (которых Байнеке великодушно благодарил за собственное обращение в сыроедение). Рихтеры открыли в Лос-Анджелесе первый в США сыроедный ресторан под названием Eutropheon, что в переводе с греческого означает «место хорошего питания». Со временем Рихтер стал таким самостоятельным авторитетом в сыроедении, что вёл еженедельные лекции в своём ресторане. Антологией этих лекций стала книга «Природа-целительница»[16] (1936), один из самых увесистых томов о сыроедении, когда-либо опубликованных в США. Вера Рихтер написала одну из первых в Северной Америке книг сыроедных рецептов, куда включила блюда из меню своего ресторана. «Кулинарная книга блюд без готовки от миссис Рихтер» (1925)[17] стала предвестницей современных книг сыроедных рецептов.
Немецкие натуралисты, включая Карла Шульца (передового врача-натуропата) и Билла Пестера (легендарного фрукторианца, фермера и философа), практиковали более аутентичную разновидность сыроедения, нежели такие американские сыроеды, как Герберт Шелтон, Бернар Макфадден и Ти Си Фрай. Последние имели тенденцию пропагандировать сыроедение в своих письменных работах, тогда как в жизни практиковали его лишь время от времени.
О том, что сыроедение – не просто модное поветрие, говорит тот факт, что книги, посвящённые исключительно этой теме, начали выпускаться в первое десятилетие XX века и продолжают появляться до наших дней. Юджин и Маллис Кристиан впервые привлекли внимание популярной прессы в 1903 году, устроив праздничный ужин-вечернику, на которой все четыре тщательно продуманных блюда были сырыми. Хотя Кристианы признаны как авторы первой опубликованной в США книги, полностью посвящённой призывам к переходу на сыроедение, – «Неприготовленная еда и что с ней делать»[18], концепция книги не была на 100 % оригинальной. Их книга многое заимствует из работ Адольфа Юста и других немецких врачей-натуропатов XIX века, особенно из «Возвращения к природе» (1896) Юста.
Кристианы позаимствовали у Юста идею об освобождении человека – особенно женщины – от рабства и тирании кухонной плиты. (Эта яркая метафора лежит в сердце как «Возвращения к природе», так и «Неприготовленной еды и что с ней делать».) В «Возвращении к природе» Юст пишет: «Впоследствии, когда человек перестанет готовить, он обретёт следующие преимущества: женщинам больше не придётся подрывать своё здоровье, стоя у плиты – источника ядовитых газов, где они приобретают множество проблем и заболеваний»20.
Позже Юджин Кристиан написал несколько других книг, посвящённых питанию, в том числе «Ешьте и будьте здоровы»[19], «Меню без пшеницы и мяса»[20] и «Как прожить 100 лет»[21]. Оказалось, что название последней книги содержит горькую иронию. Во время серии лекций в Сан-Диего Кристиан уверенно предсказал, что будет жить до 100 лет, но вскоре после того, как это пророчество было озвучено, он сильно простудился – как он сам утверждал, в первый раз за 37 лет. Упорно придерживаясь сыроедения, которое он практиковал с 1900 года, Кристиан умер от пневмонии в возрасте 72 лет.
В своей книге «Ненагретая пища и трофотерапия»[22] (1912) диетолог из Чикаго Джордж Дж. Дрюз утверждает, что «естественная для человека пища – это фрукты, сочные травы и корнеплоды, орехи и зёрна, которые в своей ненагретой форме привлекали его неискажённый пищевой вкус». В 1912 году под влиянием Бенедикта Луста, известного автора, писавшего о сыроедении, Дрюз начал выпускать журнал, посвящённый сыроедению, The Apyrotrophers’ Magazine, в котором публиковались работы многих выдающихся сыроедов 1920-х и 1930-х, а также подборки сыроедных рецептов. Триумвират авторов-сыроедов – Карк, Кристиан и Дрюз, хотя сегодня о них уже мало кто помнит, оказал огромное влияние на молодое движение сыроедения, складывавшееся в США в первой половине ХХ века, и многое сделал для информирования американцев о преимуществах сыроедения.
В конце 1920-х годов перед американским обществом предстал Сэнт Луис Эстес – ещё более экстравагантный сыроед, чем хулиган-издатель Макфадден. Состоятельный дантист с процветающей практикой в Манхэттене, Эстес перешёл на сыроедение в возрасте 48 лет. В 1928 году он написал бестселлер «Сырая пища и здоровье»21.
Хотя Макфадден, возможно, был первым миллионером в США, перешедшим на сыроедение, Эстес был первым пионером от оздоровления, ставшим мультимиллионером благодаря своему профессиональному сыроедению. Он выступал с лекциями перед переполненными залами в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе и рекламировал хорошо продававшуюся линию продуктов питания и косметики под лозунгом возвращения к природе. Его вторая жена Эстер написала собственную книгу сыроедных рецептов «Книга сыроедных меню и рецептов»[23] (1927), вторую подобную книгу, созданную в США, после «Книги без готовки» Веры Рихтер22.
Разумеется, сегодня книги сыроедных рецептов или «неповаренные книги», начиная с «НЕповаренной книги»[24] Элизабет Бэйкер, стали практически самостоятельным жанром. В этом жанре выходят издания с такими ностальгическими названиями, как «Наслаждения Эдемского сада»[25], отражающими грусть об ушедшем утопическом Золотом веке.
Норман Уордо Уокер – ещё один иммигрант, которому многим обязано движение сыроедения. Он родился в Италии в семье шотландских миссионеров в 1886 году и прославился как «долгожитель и самый известный чудак среди сыроедов современной эпохи»23. Уокер перебрался в США в возрасте 16 лет и в 1934 году изобрёл то, что до сих пор считается самой эффективной в мире соковыжималкой, – Norwalk Juicer. Она выжимает сок из фруктов и овощей, используя силу гидравлического пресса. Этот метод позволяет не только получить почти в два раза больше сока, чем любая другая соковыжималка; утверждается, что полученный сок содержит больше ферментов и фитонутриентов и меньше оксидов24. Это изобретение, а также многочисленные книги, написанные Уокером в конце 1930-х и призывавшие к переходу на сыроедение, стали даром движению сыроедения. В книге Уокера «Стать моложе»[26] (1948) изложены подробности его ранней жизни. Он вырос на стандартной для того времени диете с очень большой долей мясной и крахмалистой пищи и был болезненным ребёнком, страдавшим от хронических заболеваний. Обеспокоенный его слабостью доктор посоветовал ему отправиться в Бретань и пожить в крестьянской семье, поскольку он свободно говорил по-французски. Он нашёл пожилую пару, питавшуюся в основном сырыми овощами и фруктами из собственного сада и пожелавшую поселить его у себя за два доллара в неделю. Находясь у них, Уокер впервые попробовал выжимать сок. Он готовил обладавший неповторимым вкусом сок как для себя, так и для приютившей его пары, вручную отжимая очищенную мягкую морковь сквозь пористую ткань. Он пишет: «После этих эпизодов моей молодости я навсегда стал сторонником диеты из сырых овощей и фруктов и по возможности обилия свежих овощных соков»25.
Уокер с большим неодобрением относился к молочным продуктам, которые, по его утверждению, способствовали образованию в теле избытка слизи. Однако, несмотря на выступления против употребления молочных продуктов, Уокер, противореча сам себе, советовал время от времени разнообразить монотонное питьё морковного сока, добавляя в него немного козьего молока.
Поскольку он умер в небольшом городке Коттонвуд, Аризона, в относительном забвении и без особый шумихи по этому поводу, не в меру пылкие сыроеды преувеличили его возраст на момент смерти (от 109 до впечатляющих 130 лет), чтобы создать вокруг него ауру супердолгожительства. Однако недавно журналистка Кэтрин Фрисен решила выяснить, сколько ему было лет на самом деле. После долгих исследований она сумела установить, что Уокер умер 6 июня 1985 года, в зрелом возрасте 99 лет26. Неплохо для болезненного паренька, рождённого в XIX веке, когда средняя продолжительность жизни равнялась примерно 40 годам.
Пол Брэгг (1895–1976) с его копной седых волос, загорелым, мускулистым телом, широкой улыбкой и неотразимым рекламным талантом обладал всеми атрибутами идеального продавца продуктов для здорового образа жизни. Он никогда не упускал возможности продать свои товары, среди которых были яблочный уксус, сырые (как утверждалось) жидкие аминокислоты Bragg Liquid Aminos (заменитель соевого соуса), а также собрание ярких руководств по самооздоровлению; кроме того, он владел сетью магазинов здорового питания и вёл дорогостоящие лекции. После смерти Пола27 управление его империей здорового образа жизни взяла в свои руки Патриция Брэгг, его приёмная дочь28.
Брэгг был выпускником Школы натуропатии Бенедикта Луста и, без сомнения, именно благодаря Лусту проявился его ранний интерес к фрукторианству. В своих первых работах Брэгг превозносит преимущества фрукторианской диеты. В книге «Исцели себя» (1929) Брэгг заявляет: «Идеальная диета для человека, безусловно, состоит исключительно из фруктов, однако, поскольку наш вид столько веков жил на термически обработанной и приготовленной пище, мы не можем стать фрукторианцами за одно поколение. Самое большее, что мы можем сделать, – это перейти на диету из фруктов в сочетании с сырыми, неприготовленными овощами, и даже эти изменения должны идти постепенно, с использованием так называемой Системы переходной диеты. Принцип этой системы заключается в постепенном устранении из рациона концентрированных, искусственно приготовленных и лишённых жизненных сил продуктов и их замещении свежими фруктами и сочными овощами»29.
В 1939 году он самостоятельно опубликовал книгу сыроедных рецептов под названием «Книга рецептов и меню живой пищи»[27]. О содержании можно судить по заглавиям разделов: «Никакого мяса», «Ядовитый белый сахар», «Соль – враг жизни», «Молочные продукты – не пища для людей», «Никаких приправ». Однако в 1947 году была опубликована сильно переработанная версия этой книги, уже под названием «Книга рецептов здоровой пищи Пола Брэгга»30. Брэгг совершает разворот на 180 градусов, теперь рекомендуя диету из нежирного мяса и некоторого количества приготовленной пищи.
Позже в своей книге «Чудо голодания»[28] он возвращается к протесту против убийства животных, а в интервью Miami Herald в 1973 году убеждает репортёра, что по-прежнему является вегетарианцем-сыроедом. Репортёр не знал о том, что к тому времени Брэгг далеко ушёл от своей сырой вегетарианской диеты и с энтузиазмом поедал гамбургеры и другую жареную пищу31.
Исходя из того, что ближе к концу своей жизни Брэгг выступал за употребление небольшого количества приготовленного мяса и приготовленных овощей, можно предположить, что он не был в такой превосходной физической форме, как пытался продемонстрировать. Согласно легенде, он погиб из-за несчастного случая во время сёрфинга в возрасте 96 лет, однако, как и в случае Нормана Уокера, возраст Брэгга на момент смерти был сильно преувеличен, чтобы сложилось впечатление, будто он прожил дольше, чем это было на самом деле. В действительности он умер от сердечного приступа в номере отеля незадолго до назначенного выступления на выставке, посвящённой здоровью, питанию и фитнесу, во Флориде32, и, согласно свидетельству о смерти, ему был 81 год – опять же, довольно солидный возраст для мужчины, рождённого в США в XIX веке, хотя до Мафусаила ему было очень далеко. Это не внушает доверия к Брэггу как эксперту по долголетию. Тем не менее во всех своих книгах (и даже на их обложках) Брэгг объявляет себя «Специалистом по продлению жизни»!
Второй по важности после Германии вклад в развитие сыроедения в США внесла Литва. (В Финляндии велось больше академических исследований сыроедных диет, но именно Литва оказала наибольшее воздействие на практику питания американских сыроедов благодаря работам Вигмор и Кульвинскаса.) По сути, та пища, которую в основном связывают со спраутарианской стороной движения сыроедения, – проростки бобовых, семян, орехов и ферментированные зёрна, а также сок, выжатый из зелени, – это наследие Энн Вигмор. Вигмор, родившаяся в Литве в 1909 году, изучала действенные рецепты здоровья, сидя на коленях своей бабушки, которая была деревенской целительницей. Помня, как её бабушка излечивала больных при помощи термически не обработанной овсянки и травяных соков, Вигмор решила следовать максиме Гиппократа: «Наша еда должна быть нашим лекарством» – и открыть институт здоровья, где она могла бы лечить хронически больных пациентов, используя еду вместо лекарств. В 1963 году Вигмор основала Институт Гиппократа. Там и в нескольких других центрах целительства Гиппократа, которые она основала в различных штатах, под её руководством происходили чудесные случаи исцеления.
Другим урождённым литовцем, внёсшим большой вклад в американское движение сыроедения, был Викторас Кульвинскас. Когда он был юношей, его здоровье пошатнулось из-за особенностей его образа жизни, который включал ежедневное выкуривание трёх пачек сигарет без фильтра и питание гамбургерами и другой приготовленной едой, которую он запивал 20 чашками кофе33. К счастью, Викторас встретил свою спасительницу и учительницу – Вигмор. Он помог ей открыть Институт Гиппократа в Бостоне, а затем начал собственную успешную карьеру автора и лектора, рекламировавшего сырую спраута-рианскую диету, о которой узнал от Вигмор. Его книга «Дожить до XXI века»[29] (с предисловием непоследовательного фрукторианца, социального активиста и комика Дика Грегори, заявившего о своём фрукторианстве в книге «Натуральная диета Дика Грегори для людей, которые едят»34) стала классикой среди сыроедов.
Возможно, вследствие того, что диета Вигмор возникла в более холодном климате северо-восточной Европы, где не так много фруктов, им в этой диете отводилась небольшая роль. Например, в своей книге рецептов «Люби своё тело. Рецепты живой еды» Кульвинскас прославляет монодиету из фруктов, однако почему-то также выступает за диету из проростков, зелёного сока, фруктов и приготовленных на пару овощей35. Книга Вигмор «Полная программа живой еды от доктора Энн Вигмор» почти целиком посвящена пользе проростков маша и люцерны, тогда как фруктам, например дыням и яблокам, отводится скромное место в конце книги.
Брайан Клемент, продолжающий работу Вигмор в Институте Гиппократа в Палм-Бич, Флорида, открыто рекламирует проростки как «уникальный суперфуд с мощными лекарственными свойствами»36. В предлагаемой им лечебной программе он отводит фруктам третье место. В своей последней книге «Сила жизни Гиппократа» он утверждает, что фрукты подвергались гибридизации с целью повышения в них содержания сахара и что большинство выращиваемых с коммерческими целями фруктов упаковываются незрелыми37.
У этих двух крайних разновидностей сыроедения – спраутарианства и фрукторианства – есть свои пылкие приверженцы. Профессор математики, любительница троеборья и фрукторианка Крис Абреу-Сузуки выдвигает этические доводы против спраутарианства: она считает, что семя с проростком обладает потенциалом жизни, и убеждена, что поедание таких семян уничтожает нерождённые деревья и семена. Вместо этого она бы предпочла способствовать размножению растений, поедая их плоды и разбрасывая семена. Употребление в пищу пророщенных семян и бобовых вызывает у Абреу-Сузуки неприятные ассоциации с поеданием оплодотворённых яиц.
Автор-фрукторианец и исследователь питания Арис ЛаТхам – афроамериканец, родившийся в Панаме и в подростковом возрасте переехавший в США. Его считают одним из основоположников высокой сыроедной кухни в США. Он впервые представил свои сыроедные творения в 1979 году, когда запустил в Нью-Йорке компанию живой пищи Sunfired Foods. С тех пор он обучил тысячи сыроедных шеф-поваров и обогатил свой репертуар бесчисленными сыроедными рецептами, в основном сосредоточиваясь на фруктовых блюдах, требующих минимального приготовления. Он считает спраутарианство в первую очередь диетой для больных людей – признавая её целительные свойства, он всё же чувствует, что её сложно поддерживать постоянно38.
Дэвид Кляйн, издатель профрукторианского журнала Living Nutrition / Vibrance, был вдохновлён на переход к фрукторианской диете одним из учеников апологета фрукторианства Ти Си Фрая и благодаря этому исцелился от язвенного колита. Кляйн с уверенностью заявляет: «Мой опыт, исследования и наблюдения за другими фрукторианцами подтверждают, что фрукты – идеальная пища для людей, а фруктовая диета с добавлением несладких фруктов (огурцов, помидоров, сладких перцев и авокадо) – это ключ к овладению собственной жизнью»39.
Сторонник фрукторианства Дуглас Грэм, автор книг «Питание и атлетические достижения»[30] и «Диета 80 / 10 / 10»[31] настоятельно рекомендует фрукторианскую диету как профессиональным спортсменам, так и всем остальным людям.
Автор книг «Книга рецептов живой еды»[32] и «Секреты щелочного тела»[33] Дэвид Джабб родился в 1953 году на далёком острове Тасмания, расположенном рядом с Австралией. Он убеждён, что мы должны питаться исключительно негибридными, растущими в тени фруктами и овощами, либо собранными в дикой природе, либо «диковыращенными». Джабб заявляет, что такие продукты заряжены электричеством или сохранённым солнечным светом. Мы можем перезарядить электрическую энергию, проходящую через нервы и кровь, если будем есть полноценную, цельную пищу, сохранившую своё «живое электричество» – сильную электрическую силу свежих, цельных, органических, негибридных, неприготовленных, предпочтительно сезонных, пророщенных, замоченных и / или ферментированных фруктов и овощей с низким содержанием крахмала. К сожалению, поиск негибридных, выращенных в тени фруктов и овощей – настолько трудоёмкое, длительное и дорогостоящее занятие, что в реальности подобный тип питания становится почти невозможным. Такая философия питания, хотя и достойна похвалы в теории, слишком идеалистична и утопична для реалий современного мира.
Примечательно, что многие лидеры современного движения сыроедения в США представлены современными ессеями (еврейское религиозное течение, существовавшее за несколько веков до и после жизни Иисуса; ессеи «вели образ жизни, сходный с тем, с которым Пифагор познакомил греков»40, то есть были веганами-сыроедами). Многие сегодняшние сыроеды занимают посты в современной Ессейской церкви.
Одним из самых ярких самопровозглашённых ессеев был Джонни Лавуиздом (1919–2000). Лавуиздом считал, что люди истощают свои тела, подвергая их воздействию диеты с высоким содержанием приготовленного животного белка и крахмала. Согласно Лавуиздому, уже к концу пубертатного периода тело чувствует, что его отравили и что смерть неизбежна, и поэтому активирует половую систему воспроизведения в отчаянной попытке создать свою копию, подобно тому как умирающее дерево сбрасывает в землю больше семян.
Он верил, что этот механизм отвечает за чрезмерное внимание к половому воспроизведению и эротизацию типичного западного образа жизни. Однако, по его утверждению, перейдя на диету, которую он назвал Витарианской диетой из продуктов с живой водой, состоящую в основном из сочных фруктов, мы можем победить процесс старения и обратить вспять навязчивую эротизацию своих жизней.
Хотя Лавуиздом был заинтересован в изменении типа питания из соображений нутриологии, он также обращал внимание на жестокость, связанную с производством и употреблением пищи животного происхождения. Он трогательно говорил о том, как подобная извращённая диета делает чёрствыми сердца тех, кто её придерживается41. К несчастью, Лавуиздом не смог преодолеть собственную зависимость от приготовленной пищи и в более поздний период своей жизни тайком употреблял приготовленную пищу и молоко животных, хотя продолжал проповедовать Витарианство. Он с самого начала осуждал употребление орехов и семян, а также плоти животных, молока, яиц, так что, вероятно, его идеальная диета оказалась слишком строгой для него самого. Тем не менее Лавуиздом сумел увлечь и вдохновить множество молодых фрукторианцев.
Другие современные ессеи вдохновляются в основном работами Эдмунда Бордо Секея. Утверждается, что его работы – переводы подлинных ессейских евангелий, которые Секей якобы обнаружил в тайных архивах библиотеки Ватикана; в них Иисус и ессеи изображаются как фрукторианцы. Церковные учёные ставят под сомнение аутентичность работ Секея42. К ведущим светилам американского движения сыроедения, принявшим современное ессейство, относятся: Викторас Кульвинскас; ессейский священник Дэвид Вульф, автор книг «Первый закон природы»[34], «Еда для красоты»[35] и «Система успеха солнечной диеты»[36]; ессейская священница Виктория Бутенко, автор книг «Сырая семья»[37], «12 шагов к сыроедению», а также ряда других.
Ессейская священница и сыроедный мастер шеф-повар Чери Сориа изучала целительные свойства сырой веганской диеты под руководством Энн Вигмор. Она обслуживала национальное собрание ессеев в Брайтенбуш Хот Спрингз, Орегон, и там познакомилась с «отцом движения сырой живой еды» Викторасом Кульвинскасом. Кульвинскас был настолько поражён изысканной сырой веганской кухней, которую Сориа создала, используя традиционные навыки шеф-повара, что посоветовал ей начать обучать шеф-поваров. В результате Сориа основала первую школу гурманской сыроедной кухни, Институт кулинарных искусств Living Light, привлекающий учеников со всего мира, в том числе ведущих шеф-поваров именитых мировых ресторанов высокой кухни. Сориа написала две книги («Диета сыроедной революции» и «Пища ангелов»[38]) и считается «матерью высокой сыроедной кухни».
Гэбриэл Казенс, автор книг «Сознательное питание», «Духовное питание и радужная диета», а также «Диабет излечим»[39] руководит центром восстановления «Древо жизни» в Аризоне, где проводит ретриты «Путь живой сущности». Он также предлагает учения по кабба-ле, а еда, которую подают во время мастерских в его центре, одновременно кошерная и сырая.
Другая современная христианская группа, пропагандирующая сыроедение, – это «Аллилуйя Эйкрз», основанная Джорджем Малкмусом, автором книги «Почему болеют христиане»[40]. В своей книге Малкмус говорит о том, как, будучи баптистским священником, в возрасте 42 лет он получил диагноз «рак толстого кишечника». Тогда он вспомнил, как в Бытии (1:29) Бог явно говорит, что людям предназначено питаться сырыми фруктами и овощами. Малкмус пишет: «В Библии ни разу не говорится о том, что в первые тысячу лет после сотворения мира человек готовил свою пищу! Сегодня, если человек хочет обрести превосходное здоровье и избежать болезней, он должен употреблять свою пищу в состоянии, максимально приближенном к тому, в котором её сотворил Бог, такой, какой он предназначил её человеку: без обработки, добавок и нагревания, выращенную экологичным способом»43.
Излечившись от рака толстой кишки посредством сыроедения, Малкмус решил посвятить остаток своей жизни тому, чтобы поделиться опытом своего исцеления с другими. С этой целью он купил в горах в Эдисоне, штат Теннесси, ферму площадью 50 акров, которую назвал «Аллилуйя Эйкрз». Вскоре после этого он основал «Аллилуйя Министри» – согласно его видению, люди могли приезжать в «Аллилуйя Эйкрз» и обучаться тому, как перейти на изначальную диету, которую Бог заповедал им в первых главах Бытия. С момента основания своего духовного учреждения в 1982 году Малкмус обучил более пяти тысяч священников здоровья, которые должны проповедовать христианское сыроедение.
В современном движении сыроедения присутствует ностальгия по изначальной диете Эдемского сада и Золотого века. Если вспомнить названия некоторых классических книг сыроедных рецептов – «Наслаждения Эдемского сада», «Рецепты из сырых фруктов и овощей Эдемского сада»[41], «Изначальная диета»[42], «Диета сыроедной революции» (что подразумевает возвращение в исходную точку), а также классическую «НЕповаренную книгу» Элизабет Бейкер, – поражаешься тому, насколько сильна среди энтузиастов сыроедения тяга ко временам, когда люди жили на термически не обработанных фруктах и овощах. Даже название «НЕповаренная книга» указывает на идею отмены или исправления ошибок в питании, совершённых людьми, что подразумевает существование изначального, исконного и единственно правильного способа питания.
Переходя на сырую веганскую диету, мы словно возвращаемся к изначальному способу питания человечества. В этих названиях явно присутствует элемент ностальгии, страстная тяга к более изобильному, свободному от болезней образу жизни и более питательной диете, обычно ассоциирующейся с Эдемским садом. Отсюда следует, что, перейдя к приготовлению пищи, мы утратили связь с изначальным раем и что, избавившись от своих кухонных плит и начав есть термически не обработанную вегетарианскую пищу, мы можем отыскать свой сырой путь обратно в райский сад земных наслаждений.