Сейчас, оглядываясь на ранние периоды жизни, могу сказать, что поначалу непросто быть приметчивым к жизни, потому что ещё не очень представляешь, на что главное обращать внимание. Но какие-то приметы всё-таки представляются значительнее других. И лучше не только обдумывать их, а ещё и примеряться к ним, испытывать на свой жизненный вкус. Иначе трудно ощутить, что они означают для тебя на самом деле.
Каждый день Захарка старательно мечтал, кем он будет, когда вырастет. Сегодня – альпинистом, завтра – космонавтом, послезавтра – чемпионом по кёрлингу…
С утра до вечера он осваивал новую профессию, а назавтра уже мечтал о новой.
– Не слишком ли часто ты меняешь свои профессии? – поинтересовались однажды родители.
– Иначе не получится, – объяснил Захарка. – На свете тысяча профессий! Или даже миллион! Надо успеть всё перепробовать, чтобы точно знать, на кого потом учиться. Вот я и готовлюсь.
Родители оказались понятливыми. Даже подсказывали Захарке, какие ещё бывают профессии, – чтобы у него ни один день не пропал даром.
Всё, что происходит с мной, меняет меня. Быть одним и тем же, с рациональной точки зрения, получается лишь на краткий миг между старым и новым состоянием.
Однако постоянство важнее, чем переменчивость. Просто оно проявляется в том, за что крепче держишься.
С каждой новой крупицей переживаний и пониманий становишься немного иным. Но именно в становлении ощущаешь единство личности, если не метаться суматошно по разным направлениям. Только на ранних этапах жизни естественно перебирать множество разнообразных пробников. Чем дальше, тем естественнее становиться не кем-нибудь, а собой.
С возрастом всё яснее понимаю, что значит для человека становиться собой. Хотя сказать можно по-разному, на самом деле речь об одном и том же.
Стремиться к максимальному осуществлению своих возможностей…
Собирать из своих индивидуальных свойств цельную личность…
Разгадывать и воплощать некий замысел, который ощущаешь в себе…
Тех, кому удаётся, мы замечаем и говорим: «Да, это личность!». Но свою личность собираешь (замечая это или не замечая) по внутренней потребности, а не чтобы сказали.
– Можешь объяснить по-простому, как надо жить? – спросил Простака один из друзей. – Что-то запутался. В книгах по-мудрёному написано, а всякие объяснители не о том говорят.
– Скажу, как сам справляюсь, – предложил Простак. – Ребёнком любил складывать картинки-собиралки, которые пазлами называют. Даже с тысячью кусочков справлялся, и мало было. Потом понял, что вся моя жизнь – собиралка, где кусочков немеряно: снаружи и внутри. Теперь собираю собственную составлялку. Так интересно!..
– Надо же, я тоже собиралками увлекался… – услышал Простак в ответ. – А про свою не подумал. Всё понял, спасибо тебе. Побегу пробовать.
На самом деле никто не может научить меня, как становиться собой: ведь каждому реально специализироваться только на себе. Но зато можно этому учиться: у тех, с кем свела жизнь, у прочитанного, у подуманного. Как и чему учиться – со временем всё больше зависит от меня.
Для становления собой не нужно специального времени: всякое время и всякое занятие пойдёт в ход, если не забывать про это.
Не нужно разделение на теорию и практику: они неразрывно связаны друг с другом.
Ответов на этот вопрос витает вокруг великое множество: чтобы быть образованным, культурным, успешным… – и некоторые поначалу принимаешь за истину. На самом деле среди них нет ответа, как именно мне собирать свою личность, как становиться собой.
Дело облегчается и вместе с тем усложняется тем, что в начале жизни мы оказываемся вовлечены и в семейное воспитание, и в школьное образование, и в другие общественные воздействия. Что-то полученное мы используем для своего жизненного пазла, что-то перестраиваем, от чего-то избавляемся…
Можно ничему не учиться. Только будешь ли тогда становиться собой – или даже не догадаешься, каково это?
Ни заботливые родители, ни наилучшие школы, ни престижные институты не могут гарантированно научить человека его собственной жизни. Но на самом деле каждому из нас доступен непревзойдённый университет, для обучения в котором необходимо лишь собственное желание учиться.
С таким желанием можно рассмотреть в каждом учителя, находить нужные тебе на сегодня учебники, внимательно решать предлагаемые обстоятельствами задачи, регулярно посещать тренажёрные залы для развития физических и душевных свойств. И прежде всего – учиться приметчивости ко всем этим возможностям, которые всегда найдутся вокруг тебя.
Здесь, как во всяком хорошем университете, понадобится и стремление думать. Это уж само собой.
Как Муа-Суа там оказалась?..
Экскурсовод показывает странные классы: то вроде парка, то вроде музея, то вроде кухни… Вокруг учителя, встречаются знакомые, даже приятели-приятельницы.
– Неужели они такие учёные, что учителями работают? – спрашивает Муа-Суа.
– Дело не в учёности, – объясняет экскурсовод. – Тут те, кто научиться чему-то помогает. Одни тому, что тебе нужно, а другие тому, что тебе никак не нужно. Надо же знать, от чего отмахиваться.
– А ученики где?
– Так это твоя личная школа. Ты здесь одна ученица, – сказал экскурсовод и растворился.
Вышла девочка наружу, видит надпись: «Главная школа Муа-Суа».
Удивилась – и проснулась.
Другой наш университет ещё персональнее. Можно назвать его внутренним миром (психика на эту роль не подходит). Впрочем, университетом он становится лишь под присмотром главного наставника – разума. Хотя преподавателей и здесь немало.
От каждого переживания можно узнать много интересного. Каждое чувство готово чему-то научить. Сколько открытий ждёт твоего внимания в таинственных областях этого мира! – безграничного, как и внешний мир.
Увлекательно соединять то, чему научился внутри, с тем, чему научился снаружи. Такое тоже ведёт к своим открытиям. Ведь оба университета неутомимо рассказывают о том, как оно на самом деле.
– Открой свой секрет, – уговаривал Простака давнишний приятель. – Почему у тебя всё так ладненько и складненько получается, даже когда у других наперекосяк идёт?
– Наверно, потому, что я подсказками вовсю пользуюсь, – признался Простак.
– Какими? – не понял приятель.
– Да их видимо-невидимо: снаружи и внутри… Сам подсказчик тоже видимый-невидимый… Он тоже: и внутри, и снаружи. Внутри – точно невидимый… И говорит на разные голоса…
Вздохнул приятель:
– Так и скажи, что не хочешь секрет открыть. Сказку какую-то придумал.
Простак тоже вздохнул:
– Всё по-честному сказал, а ты – сказка… Сочини себе такую же, сам увидишь, как работает.
Диплома в этих университетах не выдают. Он означал бы, что ты кем-то стал, но куда лучше, на самом деле, – продолжать становиться.
Впрочем, польза пищи тоже подтверждается не документом о поедании, а тем, что организм её усваивает. Тем более когда учишься: освоение, усвоение куда важнее знаний, указанных в дипломе.
Когда то, чему научился, становится внутренне твоим, тогда и сам меняешься, продолжаешь становиться. Это личное усвоение даёт возможность по-своему пользоваться полученным. Так и проявляется смысл обучения.
Многое помогает или мешает в развитии, особенно поначалу. Правда, помогающее соблазнительно не замечать, считая достижения чисто своими. Зато мешающее может стать поводом для самооправданий, не имеющих на деле никакого смысла.
Всегда меня окружают и помехи к развитию, и возможности для него, которые можно замечать или не замечать, использовать или нет. Когда помогают обстоятельства и люди, когда возникают препятствия – всё равно я остаюсь диспетчером собственных усилий, участвующих в этом. И сам определяю свои приоритеты.
Особенно важно: то, что отдаёшь за счёт развитых в себе качеств, не менее значительно того, что получаешь.