И во сне она вспоминает об своем отце. Как-то её папа стал читать книги по йоге.
… Это было летом, после окончания школы. В тот день она, Маша, сидела у себя в комнате, склонившись над книгой. О чем она была? А, кажется, очередной пошлый любовный роман. Раздался стук в дверь.
– Да, – почти на автомате отвечает Маша и откладывает книгу в сторону.
На пороге стоял отец.
* * *
– Привет, пап, – мягко улыбнулась я, – ты что-то хотел?
– Да, конечно, – тут папа немного замешкался, будто собираясь с мыслями, затем продолжил, – ты уже закончила одиннадцатый класс. Что ты думаешь о получении высшего образования?
Я слегка поморщилась, что, конечно же, не укрылось от глаз отца.
– Я буду готовиться к экзаменам, – наиграно бодро сказала я.
Отец сначала постоял в некоторой растерянности, а потом понимающе улыбнулся и спросил:
– Ты слышала о сказке Золушка?
– Ну… Да. Девушка, ее злая мачеха и такие же злые сводные сестры. Хрустальная туфелька и добрая фея. А при чем здесь эта сказка, пап?
Но его следующие слова ввели меня в ступор.
– Ты можешь стать Золушкой, если не хочешь учиться.
– Как? – только и спросила я удивленно, не понимая про сказку или о моем слабом рвении готовиться к поступлению в университет говорит отец. Но вопрос меня развеселил.
Отец тоже улыбнулся.
– Мы с мамой посовещались и решили, что тебе не мешало бы поработать немного. И от труда у тебя может появиться хорошая мотивация нормально готовиться к экзаменам. Девушка должна зарабатывать сама себе на жизнь, потому что только тогда девушка сможет интеллектуально развиваться и понимать жизнь!
Глаза отца радостно сверкали, казалось, он был искренне рад за меня, что я трачу много времени на бесполезные дела. Однако вполне понятно, что у меня эта идея не вызвала такого же энтузиазма.
– Целыми днями работать и работать за копеечную зарплату? Да и при чем здесь Золушка, если ты ее уже вспомнил?
Однако эти слова папу совсем не разозлили. Вместо этого он прочел целую лекцию о том, как девушке достичь просветления через напряженный труд. Да, забыла сказать о том, что мой папа недавно стал увлекаться йогой и уже не раз пытался втянуть и меня в эти занятия.
– Этому учат даже старые сказки, – говорил отец – и прежде всего – сказка о Золушке. Золушка – это типичный образ просветленной девушки.
Сначала я была не слишком внимательна к словам отца и думала о чем-то своем. Но эта фраза меня действительно заинтересовала.
– Почему же она стала просветленной? – полюбопытствовала я. Я уже где-то слышала о том, что Золушка была просветленной. Но как она достигла просветления, еще не знала.
– Она напряженно работала, – ответил отец, – все благодаря работе.
Я криво усмехнулась.
– Сомневаюсь, что напряженная работа как у Золушки с постоянными понуканиями и издевками действительно поможет мне, как ты сказал, «просветлеть», – я вновь плюхнулась на диван и откинулась на спинку. – Да и где сейчас найти такую работу? А я знаю несколько людей, которые добились успеха в жизни не работая на дядю вообще.
– Поправка, – уточнил отец, – несколько знакомых парней, так?
Я согласно кивнула и спросила:
– А какая разница?
– Парни и девушки разные! – сказал отец, и продолжил, – и, соответственно, обретают просветление во многом по-разному! … Или мы говорим только о деньгах?
Мне стало интересно и я попросила папу досказать то, что он хотел мне сказать. И папа сказал.
– Девушке для просветления достаточно, чтобы её, к примеру гоняла по домашней работе мачеха, а парень от такой жизни может сойти с ума и убежать из дома. И те люди, которые добились успехов в жизни не работая на дядю, они наверняка добились успехов в материальном плане, а не духовном, да?
– Да, – Ответила я.
– Как ты верно заметила, – продолжал говорить отец, – работа «на дядю» не может сделать человека материально свободным. Но работа довольно напряжённая, с большой нагрузкой… – Тут папа замялся и сказал, – Но именно такая работа и нужна для просветления девушке. Парень, работая так, никогда не сможет просветлеть, если специально не мотивирован и не настроен, зато девушка может! Парень просветлеет от работы лишь в том случае, если он поставит себе цель просветлеть от работы, и начнет выполнять работу прилежно как священный ритуал.
– Почему же так происходит? – спросила я, с любопытством посмотрев на отца.
Отец немного помолчал, а потом сказал:
– Понимаешь, парни более целеустремлённые и последовательны. Лучше умеют ставить цели и идти к ним, пересматривая при этом свои планы и приоритеты.
– А девушка? – полюбопытствовала я, – почему же девушка должна для просветления напряженно работать.
– Девушке легче дается стрессовая, напряженная работа. Девушка всегда выполнит нужную работу старательно и прилежно, независимо от величины её стрессов.
– Нормальная здоровая девушка, – пояснил папа. – Почему так происходит, спросишь меня? Все просто. На кого ложится основная часть заботы о детях?
– На женщину, – не раздумывая ответила я.
– Именно, – продолжил отец. У девушки есть материнский инстинкт заботы о детях. Поэтому независимо от величины стрессов, девушки стараются всегда выполнять работу прилежно и умеют выполнять несколько дел одновременно, быстро умеют переключаться от одного дела к другому – как того и требует забота о детях.
Папа сделал паузу и продолжал.
– Я уже говорил о том, что эта мудрость сообщается в сказке о Золушке. Кроме того, сюжет этой сказки имеет более тысячи воплощений в фольклорах разных народов мира. Разве столько народов могут ошибаться? – сказал папа и заулыбался от своей прикольной логики, наверно…
– Нет, – ответила я.
– Об этом говорят и современные фильмы с сериалами. Например, ты как-то раз смотрела фильм про зомби напавших на небольшой городок в Норвегии и рассказывала мне потом об этом фильме.
Я кивнула.
– Помнишь там девушку – помощницу полицейского?
Я снова кивнула, а отец тем временем продолжил:
– Эта девушка прилежно выполняет всю работу за своего шефа – начальника отделения полиции, быстрее всех соображает, умеет выполнять несколько дел одновременно, несмотря на все стрессы, и она всегда в хорошем настроении!
– Что ты принес мне почитать? – полюбопытствовала я. Только сейчас я обратила внимание на книгу в его руках.
Вместо ответа отец протянул её мне.
– Прочти, когда будешь свободна, – сказал он, прежде чем покинуть комнату. Дверь закрылась за ним. Я осталась одна в комнате. Мой взгляд сразу же упал на книгу. Я с любопытством начала ее рассматривать. И обнаружила, что это издание начала 90х. На обложке было выбито имя автора книги – «Свами Вивекананда». И название: «Карма-йога». Это название книги заинтересовало меня. Я принялась листать книгу, пока на глаза мне не попался такой текст:
«О господин, вас прислала ко мне та женщина? Посидите около меня, пока я не закончу свои дела». Отшельник подумал: «Что меня здесь ждет?» Он сел. Вьядха распродал мясо, получил деньги и пригласил отшельника к себе домой. Когда они пришли, мясник усадил отшельника, а сам отправился в комнату престарелых родителей. Он умыл и накормил их, сделал все, что нужно было старикам, и только затем снова вышел к отшельнику и спросил: «Что я могу сделать для вас?» Отшельник задал ему несколько вопросов о душе и Боге, в ответ на которые вьядха прочел целую лекцию, она называется «Вьядхагита» и составляет часть «Махабхараты». Она содержит в себе очень тонкий анализ веданты. Когда вьядха закончил поучение, отшельник с изумлением спросил: «Как могло получиться, что человек с такими знаниями рожден в столь непривлекательной плотской оболочке и занят такой грязной и мерзкой работой?»
Здесь мой взгляд скользнул по странице дальше и я прочитала следующее: «Сын мой, – ответил вьядха, – долг не может быть мерзким, труд не может быть грязным. Я с рождения оказался в таких обстоятельствах. С детства научился своему делу. Я свободен от привязанности и стараюсь хорошо выполнять мой долг. Я стараюсь жить, как подобает хорошему семьянину, стараюсь сделать все, что в моих силах, чтобы были счастливы мои родители. Я не знаю йогу, которой занимаетесь вы, я не отрекся от мира и не ушел в леса, но, тем не менее, все то, что вы услышали, дано мне через выполнение моего долга, который предписан мне моим местом в жизни».
Я резко захлопнула книгу. Это по сути, было прочитано мною то же, о чем говорил только что отец.
– Вот это совпадение! Открыть книгу точно там, о чем тебе говорили только что! – подумала я.
– Папа прав, – продолжала думать я. – Раз у меня не нет хорошей мотивации готовиться к сдачам экзаменов, значит, пока это не моё. А что может быть моё? Наверно, делать нечто более важное. В конце концов, как было сказано в этой книге, «долг не может быть мерзким, труд не может быть грязным». И неблагодарным так же. Каждый человек выполняет свою работу – легкую и сложную, престижную и непрестижную – потому что это его долг и обязанность.
Отбросив книгу в сторону, я выбежала из комнаты, готовая объявить о том, что я не против.
Родители что-то бурно обсуждали на кухне.
– Мам, пап, – осторожно начала я, прерывая их оживленный разговор.
Они повернулись ко мне. Я же, не дожидаясь ответа, сказала:
– Пап, я согласна. Согласна поработать «на дядю».