Время шло своим чередом. Дети подрастали. Ване уже было девять лет. Он был лишь третьеклассником, а мне казалось, что он уже все знает о жизни. Я думала так не потому, что он очень хорошо учился, а потому, что он был очень открыт и добр и свои решения принимал сердцем. Он был внимателен к младшему брату, для одноклассников был хорошим товарищем: честным и справедливым. Ваня мечтал стать летчиком. Я видела в нем частичку себя в школьные годы, но и еще что-то его, особенное, мальчишеское.
Как-то, спустя два месяца после начала учебного года, вернувшись из школы, он привел домой мальчика.
– Мама, это Федя.
– Здравствуй, Федя, проходи.
Я всегда очень доброжелательно относилась к друзьям детей, уважала их путь знакомства с жизнью через общение со сверстниками, желание учиться понимать других. Поэтому поддерживала детей, когда они с кем-то заводили дружбу.
Федя был невысокого роста, очень скромно одет. Какой-то потрепанный старый свитерок и стоптанные ботинки. В руках он стеснительно мял демисезонную шапочку и при этом шмыгал носом.
– Будем пить чай?
– Да, мама! – крикнул Ваня, быстро разувшись и забегая в свою комнату.
А Федя все так же нерешительно стоял у двери и молчал. Казалось, будто он в первый раз оказался в гостях и не знает, что делать. Так же он вел себя и за столом, долго размышляя, прежде чем взять ложку и положить в чай сахар. И каждый раз делал паузу, прежде чем что-то сказать. Он старательно искал слова, призывая их из своей памяти и пытаясь сложить в правильный ответ.
Да, это был мальчик с задержкой психоречевого развития. ЗПР – как говорили в среде педагогов и психологов. Мне это быстро стало ясно, исходя из опыта многолетней работы с детьми. После ужина Федя и Ваня отправились в детскую. Я слышала, как они играют, как Ваня оживленно все показывает Феде и тот, все так же шмыгая носом, старается за ним повторить. Потом Федя сказал мне «до свидания», и Ваня вышел его проводить.
Вернулся он очень расстроенный, я видела, что он не может успокоиться.
– Что случилось, Ваня?
Он не мог уже сдерживать переживания, заговорил:
– Когда мы вышли с Федей из дома и он стал вынимать свою шапку, у него из кармана выпала папина любимая маленькая балерина, которая стоит на полке у нас в коридоре. Я ему ее не дарил, и ты тоже. Он взял ее без разрешения. Он… он… – И Ваня замолчал, не решаясь произнести слово, из-за которого его друг мог сразу перестать быть ему другом.
– Ваня, – обняв за плечи сына, сказала ему я. – Приведи Федю к нам в следующий раз в гости. Он не плохой мальчик.
Как и каждого друга своих детей, я приняла Федю как родного ребенка. Я объяснила Ване, что Федя – такой же ребенок, как и он. И что взял он папину статуэтку не потому, что он плохой. Так он пытается восполнить в себе самом что-то, чего ему не хватает. Я сказала, что Феде нужно просто помочь и поддержать его. «Я тоже помогу!» – с готовностью откликнулся на мое объяснение Ваня.
Ваня рассказал, что Федя живет один со своей мамой. Мама работает дворником, а отца он не знает. Ваня познакомился с ним во дворе, когда тот загружал кучу листьев в тележку, помогая маме убирать детскую площадку. А в начале осени его привели к ним учиться в класс.
Приходя к нам в гости, Федя сначала относился ко мне с недоверием. Он с трудом занимался в школе, учителя и сверстники его не любили, и он привык, что его все «шпыняют». Понимая все особенности его развития, я все же относилась к нему, как к полноценному ребенку. Иногда в общении с ним даже немного поднимала планку знаний уровня детей этого возраста, подбадривая его и понемногу подталкивая к освоению школьных навыков.
– Представляешь, Федя, – говорила ему я, – в математике существует такое число – Пи. Его открыли когда-то очень давно и используют на всем земном шаре. Оно для всех одинаково. Так вот, в Америке есть такой штат – Индиана, в котором приняли закон, что число Пи у них особенное.
Федя слушал меня, и я чувствовала, как на душе у него потихоньку теплеет.
Вечерами я или Ваня читали «Денискины рассказы». Федя слушал, и мы вместе смеялись над проделками и похождениями героев. По выходным, когда выдавалась возможность, мы ездили на представления в детский кукольный театр. А на Новый год пригласили Федю к нам в гости. Мы подарили ему мягкую игрушку – большого жирафа, чтобы он помогал ему «высоко сидеть и далеко глядеть».
Постепенно у Феди укреплялась уверенность в себе. Он старался прилежно учить уроки, и у него это получалось все лучше и лучше. За год по оценкам он вышел на хороший средний уровень. Ваня поддерживал друга во всем, и их отношения крепли из года в год.
Однажды мы сидели вместе и собирали конструктор. Я подавала им «строительный материал», Ваня делал ангар для своего самолета, а Федя трудился над возведением башни. Федя, размышляя над чем-то, вдруг спросил меня:
– А какие там люди живут? Там, где особенное число Пи?
– Не знаю, – засмеялась я, удивляясь, что Федя не забыл об этом. – Думаю, такие же обычные, как и на всем земном шаре.
– Наверное, у меня тоже свое число Пи, – сказал Федя, прикрепляя к башне красивую красную крышу.
И по сей день дети с диагнозом ЗПР в педагогической и социальной среде часто воспринимаются как умственно отсталые и неполноценные. В силу незнания или отсутствия времени и терпения родители и педагоги изначально навешивают на такого ребенка ярлык, который сопровождает его в детстве, влияя на всю последующую жизнь.
На самом деле правильный подход к воспитанию – это внимание, любовь и уважение к такому ребенку. Это помогает ему справиться со сложностями, обрести уверенность и стать полноценным членом общества.
Наталье и ее сыну Ивану удалось поддержать Федю и дать ему возможность все это почувствовать. Возможно, в силу особенностей он не станет известным в обществе бизнесменом или политиком, но порядочным, ответственным человеком – обязательно. Кроме того, хорошо развитые с помощью правильного подхода навыки помогают такому ребенку в зрелом возрасте стать самостоятельным, перестать зависеть от родителей и найти свое место в жизни. Это главный урок главы.