Обзор наиболее интересных постановок

Могучие джентльмены (1978)

“Могучие джентльмены” – спектакль, показываемый в театре “Амбассадор” на Бродвее с 16 по 23 апреля 1978 года, включавший 7 предварительных показов и 10 основных представлений. Морган Фриман, участвовавший в постановке, получил за свою работу награды Кларенса Дервента и Драма Деск как лучший драматический актер в главной роли. Хотя сама пьеса стала провальной на Бродвее, лично для него она стала успешной в плане признания актерского таланта.

Пьеса Ричарда Уэсли рассказывает о взрослых мужчинах, выживших в молодежной банде черного гетто города Ньюарк. Быть в составе банды “Могучие джентльмены” являлось главной целью их жизни, но десять лет спустя они оказались в ловушке нищеты и летаргии, они злоупотребляют алкоголем и бесцельно проводят свое время.

Дориан Хэрвуд очень хорош в роли измученного и окончательно взбунтовавшегося Фрэнки – центрального персонажа, который возглавил банду, и теперь ему некуда ее вести. Действие пьесы представляет собой серию коротких сцен, изображающих его жизнь и попытки вырваться из сложившейся ситуации. Стиль реалистичен лишь отчасти. В пьесе доминируют образы: повторяющаяся мечта Фрэнки о том, чтобы быть волком, которого терзают его собратья-волки; безнадежные попытки его жены Риты связать шарф, как будто правильное наложение швов выведет их из ловушки.

Основные действия происходят в квартире Фрэнки и Риты. Между супругами сохранились нежные отношения. Рита, сыгранная с трогательной и неуклюжей прямотой Старлеттой Дюпуа, вспоминает славу бандитских дней, когда банда и ее женщины дрались, танцевали и отправлялись на ночные прогулки. Тогда они были хоть кем-то, теперь беспорядок оранжевого вязания у нее на коленях – показатель нынешнего положения вещей.

“Займись со мной любовью”, – умоляет она Фрэнки, погруженного в апатию. “Зачем, детка?” – спрашивает он, подавленный. “Да, ты прав, Фрэнки" – отвечает она.

В этом есть точность, которая одновременно мрачна и трогательна. Не весь материал мистера Уэсли находится под таким контролем, в этом лирическом произведении есть темы о ловушке черного гетто, которые повторялись слишком часто. Сцена, напоминающая конфликт Фрэнки с его отцом, который хотел, чтобы он избил себя – довольно знакомый материал.

Персонаж Брэкстона, активного чернокожего рэкетира, карикатурен, в нем мало новизны. Брэкстон, которого играет Говард Роллинс-младший поворачивается к зрителям, чтобы объяснить, насколько он полезен для белого населения США в развращении его собственного народа. Затем с еще большим эффектом он вспоминает, как превратился из члена банды в настоящего беспощадного преступника. Злобный рэкетир со своим загородным домом и двумя автомобилями представляет собой один из безнадежных выходов в подвешенное состояние, в котором оказываются его стареющие друзья.

Морган Фриман исполняет роль Зика, сломленного духом алкаша, высмеивающего окружающую действительность. Многие из своих монологов он произносит перед аудиторией. “Я проклинаю белых”, – бормочет он, поднимаясь, как волна. “Проклятие”, – добавляет он, его вытянутые руки дрожат и переплетаются друг с другом, и разбиваются, как волна на сцене.

В главных героях есть едкий юмор, но каждый из них ясно показывает свою боль. Демонстрируются уличные сцены, в которых Фрэнки и трое его приятелей бездельничают, размышляют, паясничают и ссорятся. Порывы гнева овладевают всеми ими в разные моменты, но это мимолетный и бесполезный гнев, замаскированный клоунадой и увлекательным исполнением песен, которые они пели раньше.

Премьера: театр “Амбассадор”, Бродвей, Нью-Йорк, 16 апреля 1978 г.

Юлий Цезарь (1979)

“Юлий Цезарь” – постановка, в которой участвуют только чернокожие и латиноамериканские актеры. Конечно, обычная уловка – пытаться показать, что, когда Шекспир ставится в Нью-Йорке, это делается для смешанной аудитории. Однако представление чернокожего герцога Хайлендского в роли брата для белого герцога Глостерского или испаноязычной актрисы в роли принцессы является “неуклюжим” художественным приемом, каким бы справедливым он ни был.

Постановка “Юлия Цезаря” на Нью-Йоркском Шекспировском фестивале, открывшаяся 25 января 1979 года в Общественном театре, полностью исключает белых актеров. Цель состоит в том, чтобы открыть шекспировскую драму для двух основных групп населения города, сохраняя при этом художественное единство, которого требуют пьесы.

В постановке, поставленной Майклом Лэнгхэмом, англичанином и одним из лучших шекспировских режиссеров в мире, есть несколько захватывающих моментов. Умелое использование крошечного сценического пространства, концентрация настроения и эмоциональность массовых сцен и нескольких отдельных выступлений дают нам “Юлия Цезаря”, который всегда серьезен, а иногда и зрелищен.

Для постановки были собраны одни из лучших чернокожих и латиноамериканских актеров Нью-Йорка, но актерский состав подбирался довольно странным образом. Удивительно, но такому ветерану сцены как Эрл Хайман досталась крошечная роль Цицерона, Роберт Кристиан и Стоволл играют второстепенных заговорщиков, а Фрэнк Аду – и вовсе член толпы.

Есть основной недостаток, который делает эту постановку скорее интересным экспериментом, чем по-настоящему успешным проектом. Фундаментальное различие заключается в речи чернокожих и латиноамериканских актеров. Вы не создадите ни одного Рима, когда акценты Кассия и Брута так отличаются от акцентов Марка Антония и Кальпурнии. Дикции исполнителей не хватало ясности, разнообразия и силы, чего требует риторика Шекспира.

Самый наглядный пример – случай с Хайме Санчесом в роли Марка Антония. Когда он обнаруживает мертвого Цезаря, он превращается в простую и нежную натуру. Часто слова мистера Санчеса становятся непонятными, что делает данную постановку самым экстраординарным исполнением пьесы.

Чуть лучше обстоят дела с Каской Моргана Фримана. Его роль начинается с удивительного проявления иронии, но позже речь становится вялой. То же самое происходит с Брутом мистера Ормана. Он не очень хорошо подходит на эту роль, поскольку делает Брута слишком нетерпеливым и глупым. Пожалуй, самым сбалансированным персонажем является Цезарь в исполнении Сонни Гейнса. Он холодный, скрытный, мрачный тиран, который полностью раскрывается в своем притворстве.

Режиссер превращает выступления актеров в настоящий хор. Между персонажами растет напряжение, что предоставляет волю эмоциям. Это превращает Рим в опасное, разрушающее место. Спектакль сочетает в себе сильные и слабые стороны, и последние не дают постановке подняться так высоко, как следовало шекспировской пьесе.

Премьера: Общественный театр, Нью-Йорк, 25 января 1979 г.

Кориолан (1979)

“Кориолан” – одна из поздних трагедий Шекспира, в которой заключена глубокая политическая мысль. Сложность пьесы заключается в том, что ее главный герой проводит много времени в подавленном настроении, в результате чего в его голове возникают сложные для понимания идеи, которые он в силу обстоятельств, не может реализовать полностью.

“Кориолан” – уже вторая шекспировская пьеса, поставленная в 1979 году с участием Моргана Фримана. В бродвейской постановке ему досталась главная роль. Спектакль примечателен участием еще одного известного в будущем киноактера – Дензел Вашингтон сыграл небольшую роль римского легионера.

Центральным персонажем пьесы является римский генерал Марций Кориолан, который изображается угрюмым, отстраненным от обычных проявлений дружбы и любви. Он занят лишь собственными интересами. Только его мать может “сдвинуть его с места”, высказать ему все, что считает нужным. Это великое падение, которое облагораживает, даже когда оно разрушает. Его выгнали из Рима за неуступчивость в делах и радикальные взгляды.

Он объединился с одним из самых опасных врагов Рима – вольсками, но в последний момент отказывается возглавить их армию в походе против Римской Империи. Кориолан бросается из крайности в крайность, но к концу пьесы проделывает большую работу над собой, отказываясь от своих радикальных идей. Кориолана из-за сложности персонажа чрезвычайно трудно играть. Возможно, нет полностью удовлетворительного способа воплотить его образ на сцене.

Загрузка...