Краткий обзор спектаклей

1960-е годы

Морган Фриман дебютирует на театральной сцене в 1967 году в постановке “Ниггерловеры”, название которой можно перевести нечто вроде “Любители негров”. Спектакль не имел особого успеха, однако такой опыт был ценен, потому что он помог ему получить роль в полностью черном актерском составе спектакля "Привет, Долли". В основе сюжета лежит история свахи по имени Долли, которая отправляется штат Нью-Йорк, чтобы женить известного миллионера.

Мюзикл впервые был показан в 1963 году, а на следующий год переехал на Бродвей и получил 10 премий Тони, что стало рекордом, продержавшимся 37 лет. Когда кассовые сборы в 1967 году стали падать, весь актерский состав был заменен чернокожей труппой во главе с Перл Бейли, в которую также входили Кэб Кэллоуэй, Клифтон Дэвис и молодой Морган Фриман.

Для театрального сообщества смена актерского состава популярного спектакля стала большой неожиданностью. Хотя чернокожие актеры не были редкостью в подобных шоу, было по-настоящему шокирующе видеть чернокожий актерский состав в традиционно “белом" мюзикле. Когда шоу закрылось, он перешел к серии внебродвейских и репертуарных спектаклей в Нью-Йорке и других местах.

В 1969 году участвует в двух спектаклях: “Дюжины” Эдварда Парона и “Выставка” в жанре фотография. Сюжет первого переносится в охваченную революцией африканскую республику, населенную зулусами, вождь которых активно противостоит вторжению голландских и английских колонистов. Второй представляет собой фотогалерею из фрагментов театрального действия в театре Билли Роуза.

В первые годы творчества театр и кино были тесно переплетены в его карьере. Периодически приходилось участвовать в постановках смешанного жанра фильм-спектакль, представляющий собой экранизацию театрального действия. Такой жанр был весьма популярен в 50-70-е годы. Так, в 1969 году он сыграл в постановке “Тяжелое путешествие”, являющейся одним из тридцати эпизодов сериала-антологии “Нью-Йоркский телевизионный театр” – сборника экранизаций работ классических драматургов: Уильяма Шекспира, Антона Чехова, Александра Дюма, Джорджа Бернарда Шоу и других.

1970-е

Свою первую главную роль сыграл в мюзикле “Пёрли”, поставленном по пьесе известного чернокожего драматурга и правозащитника Осси Дэвиса. Действие спектакля разворачивается в эпоху, когда на юге США все еще действовали законы Джима Кроу. Главный действующий персонаж – путешествующий проповедник Пёрли Джадсон (Морган Фриман) по прозвищу “Победоносный”.

Пёрли возвращается в свой маленький городок в штате Джорджия в надежде спасти местную церковь от разрушения и освободить сборщиков хлопка, работающих на плантации у старого угнетателя Кэпа Котчипи. Также в его планы вовлекается сын Котчипи – Чарли, который в конечном итоге оказывается гораздо более справедливым, чем его отец. Чарли спасает церковь от разрушения актом неповиновения, который имеет разрушительные последствия для тиранического капитана.

В 1978 году получает награду как лучший исполнитель главной роли в драме “Могучие джентльмены”. Пьеса Ричарда Уэсли в театре на Бродвее рассказывает о людях, выживших в молодежной банде черного гетто в городе Ньюарк. Несмотря на то, что он получил премию Кларенса Дервента, премию Drama Desk Award и номинацию на премию Тони, пьеса закрылась через десять дней, и Фриман остался без работы. Этот опыт научил его тому, что награды не гарантируют успеха в будущем, и с тех пор он относится к ним решительно равнодушно.

В 1979 году принимает участие сразу в двух киноспектаклях о могучей Римской Империи в период ее расцвета: “Юлий Цезарь” и “Кориолан”. Обе постановки созданы по пьесам Уильяма Шекспира, основанных на реальной истории людей. В первом спектакле предстал в образе Публия Сервилия Каски – одного из убийц Юлия Цезаря, нанесшего самый первый удар кинжалом по диктатору. Во второй постановке играет главную роль Марция Кориолана – героя Рима, доблестного воина, изгнанного из города за радикальные взгляды.

1980-е

Некоторые свои роли в театре он переносил на киноэкран. Так, Хоука Колберна он сыграл впервые в 1987 году в спектакле “Шофер мисс Дэйзи”, а через два года в одноименном фильме.

В 80-х годах участвовал в мюзикле “Евангелие в Колоне”, сыграв роль посланника, за что получил очередную награду Оби. Это афроамериканская музыкальная версия трагедии Софокла “Эдип в Колоне”. Премьера постановки состоялась на фестивале “Новая волна” в Бруклине в ноябре 1983 года. В 1984-м мюзикл показан в Вашингтоне, в 1985-м в Филадельфии, в 1987-м в Атланте. Весной 1988 года спектакль переезжает на Бродвей, в театре “Лунт-Фонтанн” было показано 61 представление и 15 предварительных показов.

Последней работой перед долгим перерывом является исполнение очередной шекспировской пьесы “Укрощение строптивой”, в которой ему досталась главная роль Петруччо. Сюжет разворачивается вокруг девушки Кейт (Екатерины), которую различными способами пытается “укротить” Петруччо и даже не дает ей есть до тех пор, пока она не соглашается стать его невестой.

21 век

После 18-летнего перерыва в театральной деятельности, будучи уже состоявшимся киноактером, получившим Оскар, Морган Фриман возвращается на театральную сцену. В 2008 году в драме “Деревенская девушка” исполнил главную роль Фрэнка Элгина – стареющего актера, любившего выпить, и мечтающего о возрождении карьеры. Однако о своих планах приходится забыть, так как он попадает в психологический “водоворот” сложных отношений между своей женой и молодым режиссером, который пытается ему помочь.

Последней работой в театре стала пьеса о юридической борьбе под названием “8”, поставленная в 2011 году. Она посвящена предложению по запрещению однополых браков. Морган Фриман выступает в роли одного из судебных исполнителей.

Прочие спектакли

Городские джунгли (1969);

Офицер (1969);

Сизиф и голубоглазый циклоп (1975);

Петушиный бой (1977);

Белые пеликаны (1978);

Мамаша Кураж и ее дети (1980);

Бак (1983).

Загрузка...