После пленения Сирком и неожиданного помилования в Москве, Мазепа обосновался на Левом Берегу у гетмана Самойловича. Начав там карьеру практически с ноля, Мазепа «вырос» до Генерального Есаула и в благодарность принял активное участие в заговоре против своего начальника и благодетеля, а потом…
Впрочем:
«Всему своё время, и время всякой вещи под небом».
Не этично спорить с тем, кто ушёл в мир иной и не может ответить, но «приглашённый» профессор Гарвардского университета Александр Оглоблин отрицает подпись Мазепы в доносе на гетмана Самойловича. Безусловно им там, за океаном виднее! Но это ещё не всё! Коллаборационист и бывший фашистский бургомистр города Киева Оглоблин сделал важное открытие, которым поспешил поделиться со всем миром, естественно на украинском языке:
«… донос поданий «в таборъ над ръчкою Коломаком», тоді як справді це було ще на р. Кильчені» (донос, «поданный в табоер над речкой Коломаком», тогда как на самом деле это было ещё на р. Кильчене).
Во как! Триста лет все ошибались, а историк из века XX взял, да и открыл глаза мировой исторической общественности
Только свой источник информации украинский эмигрант так и не рассекретил.
В отличие от Бантыш-Каменского – историка из века XIX, который не только полностью привёл текст «закладной» с местом и датой, но и прилежно указал, откуда им сей документ был взят: «Из коллежского архива».
Скажете: «Бантыш – «лицо» заинтересованное». Ладно. Тогда вот вам исследователь не русской национальности из предыдущего XVIII столетия. Александр Ригельман привёл полный текст «Челобитной Генеральных Старшин и всего войска Малороссийскаго: об измене и о многом неистовстве Гетмана Ивана Самойловича», рассекретив и место: «В табуре над речкою Коломаком, в лето 1687, июля 7 дня…», и фамилии заговорщиков, в числе коих: «… Иван Мазепа, есаул войска Их Царского Пресветлого Величества из Генеральных…».
С местом и с действующими лицами похоже разобрались, теперь поищем ответ на извечный вопрос: «Кто виноват?»