Мария Сергеевна Клочкова История мировой экономики. Шпаргалка

1 РАЗВИТИЕ ИСТОРИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ КАК НАУКИ

История мировой экономики как наука определяет принципы экономического развития всего мира, позволяет рассмотреть источники современных общественных и экономических проблем.

Это междисциплинарная наука, возникшая на стыке исторических и экономических наук.

Первые научные труды об истории экономических процессов были написаны еще во времена позднего Средневековья.

В 1514 г. во Франции был издан «Трактат об ассе» Гильома Бюде. В XVI–XVIII вв. во времена европейских буржуазных революций особое внимание стали обращать на вопросы истории финансов, торговли, сельскохозяйственного, ремесленного и промышленного производства. Это содействовало формированию и развитию экономической истории как науки.

Проблемы истории мирового хозяйства рассматривали в своих работах У. Петти («Трактат о налогах и сборах», 1662 г.) и А. Смит в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). XVIII в. считается веком зарождения истории мировой экономики как науки.

При капитализме исследования в этой области стали более систематическими и углубленными. В середине XIX в. эта дисциплина сформировалась в самостоятельную независимую науку.

К. Маркс и Ф. Энгельс разработали исторический метод для последовательного исследования экономики.

Во второй половине XIX – начале XX вв. англичане А. Тойнби и Дж. Эшли, немцы К. Бюхер,

М. Вебер, В. Зомбарт, русские М. М. Ковалевский и П. Г. Виноградов внесли огромный вклад в дальнейшее становление и развитие истории экономики как науки.

Во Франции в 1920–1940–е гг. широко развивалась школа Анналов, которой руководили М. Блок и Л. Февр. В США после Второй мировой войны сформировалась школа новой экономической истории, которую возглавляли А. Конрад, Дж. Мейер, Р. Фогель.

После Октябрьской революции много исследований в области истории мировой экономики проводили отечественные специалисты: И. М. Кулишер, С. Г. Струмилин, П. И. Лященко, К. А. Пажитнов, И.А. Гладков, Ф. Я. Полянский, П. А. Хромов, В. Т. Чунтулов и др.

Состав науки как учебной дисциплины:

1) мировая экономика на современном этапе;

2) история мировой экономики как объект исследования;

3) предыстория мировой экономики:

а) антропосоциогенез;

б) первобытное общество;

в) рабовладельческое общество;

г) феодальное общество;

4) домонополистический капитализм (первый этап генезиса в развитии мировой экономики);

5) ранний этап монополистического капитализма (второй этап генезиса и развития мировой экономики);

6) период современного государственно—монополистического капитализма и краха мировой системы социализма (третий этап генезиса и развития мировой экономики).

Загрузка...