Мрачная и кровавая история падения первой королевской династии Франции, длинноволосых королей-волшебников из рода Меровингов, известна мало. Пришедшие ей на смену правители Каролинги, узурпировав власть у своих предшественников, приложили немало усилий, чтобы стереть память о них со страниц истории. Однако из фальшивых хроник, пристрастных свидетельств и откровенной лжи правда о Меровингах встает перед потомками во всем своем величии и трагичности.
С этим правящим домом связано много необычного, загадочного, и не случайно в наше время появляются разные наукообразные исследования и спекуляции на именах королей Меровингов. Пример тому – бестселлер Дена Брауна «Код да Винчи». Но даже такие произведения, далекие от объективности, построенные на фантастических предположениях, полезны с точки зрения пробуждения интереса человечества к своему прошлому.
В представленной книге на документальной основе прослеживается история величия и падения династии Меровингов.
«Так проходит мирская слава» – можно было сказать о судьбе некогда великого Рима, определявшего судьбу Европы. Современникам казалось, что Римская империя с ее военной мощью и значением, совершенной системой права, учеными и философами, культурой и наукой будет существовать вечно. Но уже в III–IV вв. государство вошло в период глубокого упадка. Империю потрясали междоусобные, гражданские войны и вторжения «варваров». Римляне перестали быть народом-воином. Империю накрыл демографический кризис. Чтобы сохранить армию, пришлось отдать военное дело воинственным прежде покоренным народам. Целые племена селились в пограничных провинциях и становились федератами[1] империи, а их вожди клялись защищать Рим. В римской армии, всегда являвшейся одним из важнейших столпов империи, не осталось ни одного этнического римлянина; войска вербовались из среды федератов, которые все еще считали Рим своей родиной. Многие из пассионарных «варваров» в итоге стали видными сановниками, полководцами и даже императорами.
17 января 395 года, после смерти последнего императора единой Римской империи Феодосия I Великого, произошел завещанный им мирный раздел государства между его сыновьями. В самом деле, при тогдашнем уровне развития коммуникаций долго контролировать столько стран и народов из одного центра было попросту немыслимо. То там, то здесь происходили восстания, появлялись узурпаторы, легионы возводили на престол своих командиров. Империя разделилась на Западную под властью императора Аркадия и Восточную под управлением Гонория.
Западная Римская империя оказалась менее жизнеспособной; история отвела ей лишь несколько десятилетий. В конце IV в. она доживала последние дни. Уже в 401 году поднялись готы, сначала федераты-союзники римлян, продвинувшиеся восточнее остальных германцев.
Жившие на территории Римской империи, подвергавшиеся притеснениям со стороны римских наместников, они избрали военным вождем Алариха и двинулись на Рим. В 410 году Вечный город был взят готами впервые за 800 лет[2].
Готы начиная с первых веков нашей эры считались самой мощной группой германских племен. Истории и происхождению готов посвящали исследования античные писатели Плиний, Тацит, Птолемей. Они были едины во мнении, что готы – это объединение племен восточных германцев, вероятно, выходцев из Скандинавии. По свидетельству историка готов Иордана, ранее готы жили на южном побережье Балтийского моря и в области нижнего течения Вислы, куда пришли с севера. В поисках более плодородных мест обитания они достигли аванпостов Римской империи и в III в. в союзе с другими племенами совершали опустошительные вторжения в ее пределы. Вытеснив римлян из Дакии (нынешняя Румыния), они принудили императоров уступить им завоеванные земли. Рим отступал с достоинством: вожди готов принуждены были дать клятву служить в римской армии и защищать государство от многочисленных врагов.
В IV в. произошло разделение готов на западных (вестготы) и восточных (остготы).
Первым известным и самым доблестным предводителем остготов был вождь Теодомир. Он гордился происхождением от скандинавского бога Одина через одного из своих предков – Амалы. От его имени, по преданию, ведет свое название королевский остготский род Амалов. Род Балтов, предводителей вестготов, считался выходцем из готской аристократии и получил власть благодаря своей отваге и доблести. Балты не имели божественного предка и считались менее знатным, чем Амалы.
В 454 году любимая наложница Теодемира, Эрелива (Евсевия или Елиена), родила сына Теодориха, впоследствии прозванного Великим. Затребованный ребенком в Рим в качестве почетного заложника, он вернулся к отцу в возрасте восемнадцати лет и наследовал ему, а в 481 году стал единым королем всех остготов.
В 455 году в Рим ворвались вандалы вождя Гейзериха. Город подвергся страшному разгрому. Три дня вандалы грабили Рим, сжигали соборы, разбивали статуи; все ненавистное им материальное культурное наследие Рима было разрушено. Императоры Запада перенесли свою резиденцию в безопасную Равенну – город на севере Италии, защищенный с суши непроходимыми болотами, а с моря военным флотом. Реальная власть постепенно переходила с Запада на Восток.
Последний удар Западной Римской империи был нанесен 4 сентября 476 года, когда пала Равенна, варварский полководец Одоакр отстранил от власти мальчика-императора Ромула Августа и провозгласил себя правителем Италии. Ромул Август был сослан в бывшее поместье Лукулла близ Неаполя, где и прожил до конца своих дней, получая щедрую пожизненную пенсию. Именно эта дата считается концом Западной Римской империи, поскольку Одоакр отказался от титула «император», попросив себе достоинство патрикия. Впрочем, он предпочитал использовать титул Rex (король).
Решение Одоакра создало в Риме политический вакуум. Государственные мужи и аристократия инстинктивно принялись искать другую патерналистскую фигуру. Именно тогда возвысились епископы Рима, уже являвшиеся примасами христианского мира, и овладели как духовной, так и светской властью. Были введены пышные полумистические формы церемониала, использовавшиеся в прежние века для возвеличивания императора. Так началась эпоха средневекового папства.
Восточная часть Римской империи, известная в истории как Византия, после падения ее западной части рассматривала себя как естественное продолжение всей державы. Правитель Восточной Римской империи претендовал на власть над всеми территориями, ранее принадлежащими Риму, а теперь подчиненными варварским королям.
Император Зенон, чтобы избавиться от засилья варваров-готов, предложил молодому готскому князю Теодориху привести свой народ в Италию, свергнуть Одоакра и управлять этой землей как Остготским королевством. Встретившись, Теодорих и Одоакр пришли к соглашению править совместно. Но уже через десять дней Теодорих на пиру разрубил своего соправителя одним мощным ударом от ключицы до бедра: «У несчастного не было в теле костей», – смеялся он. Основатель Остготского королевства отказался от кож и шкур, которые были в обиходе у его народа, облачился в порфиру и воцарился в Италии. Правда, он так и не освоил грамоту, хотя провел юность в заложниках в Константинополе. Всю жизнь он ставил свою подпись через трафарет, которым служила перфорированная золотая пластинка. Однако королевство вестготов, которым правил великий сын Алариха, достигло высшей степени процветания и было самым мощным и наиболее развитым в культурном отношении среди всех германских царств и княжеств. Мечтой Теодориха было слить остготов и римлян в один народ, объединить римский элемент с германским, насадить римскую культуру среди германцев и подчинить варваров.
Прославленной римской армии больше не существовало, ее заменили наемные варварские дружины, предводители которых получали от императора высокие придворные и военные звания. Провинции Запада были предоставлены самим себе. Там, где еще уцелели римские власти, они заботились только о собственном обогащении. Укрепленные границы империи были прорваны во многих местах, германцы-варвары наводнили страны к северу от Альп и свободно там расселились.