После изучения главы 5 бакалавр должен:
– знать: государственный строй сословно-представительной монархии;
– уметь: сопоставлять и оценивать государственно-правовые доктрины прошлых лет;
– владеть: навыками объяснения общих черт и особенностей памятников русского права.
Тема главы 5 предусматривает рассмотрение следующих вопросов:
– формирование сословно-представительной монархии в России;
– правовое положение сословий в Русском государстве середины XVI – середины XVII вв.;
– центральные и местные органы управления в Русском государстве середины XVI – середины XVII вв.
В середине XVI века Россия вступила в новый период своего развития. Московское государство стало одним из самых крупных государств Европы. В состав России вошли Казанское и Астраханское ханства, Башкирия, Среднее и Нижнее Поволжье и часть Урала. В 1582 году началось покорение Сибири.
XVI век – век экономического подъема. Этот век в истории России отмечен расцветом торговли, ростом городских центров, ремесел. Усилилась специализация районов: центр – земледелие, Север – ремесла, Поволжье – скотоводство. В это время происходил рост ремесленного производства, развивались местные рынки, между ними устанавливались прочные связи за счет захвата новых земель, продолжался процесс закрепощения крестьян и, как следствие этого, – крестьянские и городские восстания. Обострение классовой борьбы требовало укрепления централизованного государства, царской власти и принятия ряда мер против старой феодальной знати.
Эти конкретно-исторические условия потребовали от Ивана IV перехода к новой форме правления – сословно-представительной монархии, при которой власть монарха сочетается с функционированием сословно-представительных собраний, центральных и местных. Формы сословно-представительных собраний в каждом государстве были разными: в Англии – парламент, в Польше – сейм, в России – Земские соборы. Сословные собрания в разных странах обладали разной силой. Земские соборы в России имели только совещательные функции.
В 1547 году Иван IV венчался на царство. Принятие царского титула укрепляло авторитет центральной власти, ставило русского царя в один ряд с могущественными государями Западной Европы и Востока. Царский титул позволил выделить Ивана IV из среды князей и бояр, определял самодержавный характер власти в стране, указывал на преемственность власти русского царя от византийских императоров.
Проведенные в середине XVI века Иваном IV государственные реформы уменьшили влияние Боярской думы и усилили влияние дворян.
В 1549 году была учреждена «Избранная рада», или «Ближняя дума», из приближенных к царю людей. В нее вошли Алексей Адашев (возглавил Челобитную избу), Сильвестр (протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле, духовник царя), Иван Висковатый (дьяк Посольского приказа), митрополит Макарий, князья Андрей Курбский, Михаил Воротынский и Дмитрий Курлятев.
«Избранная рада» была органом, который осуществлял исполнительную власть, формировал новый приказной аппарат и руководил им. Компромисс, на котором было основано новое правление, имел три стороны: царь, феодальная аристократия и служилое дворянство. В этой правительственной деятельности смелые внешние предприятия шли рядом с широко продуманным планом внутренних преобразований. «Избранная рада» просуществовала около 10 лет, до 1560 года. За время ее существования в стране произошли важные преобразования.
В 1565 году Иван IV ввел особый порядок управления – опричнину. Слово «опричнина» употреблялось еще 100 лет назад до Ивана IV. Произошло оно от слова «опричь», являвшегося в древнерусском языке синонимом слова «кроме». После смерти воина пожалованная ему за службу земля забиралась в казну, кроме (опричь) небольшого участка земли, который отдавали вдове и детям. Этот остаток поместья и назывался «опричнина». Таким образом, инсценируя в 1564 году бегство в Александровскую слободу из Москвы, Иван Грозный назвал опричниной небольшой удел, в который он «удалялся от царствования». Вся страна – земщина – оставалась согласно его уверениям в управлении Боярской думы. Сопровождавшие царя в его удел стали называться опричниками. Вся территория страны делилась на опричнину и земщину. Опричнина управлялась непосредственно опричным двором, а земщина оставалась в ведении земских органов управления во главе с Боярской думой. Бояре и дворяне, не попавшие в опричнину, переселялись в земщину, получали новые земли, а их земли передавались опричным служилым людям. Опальные бояре и дворяне лишались таким образом даже своих родовых вотчин.
Введение опричнины сопровождалось расправами с неугодными царю лицами. Для этого был создан особый воинский корпус из тысячи человек, однако вскоре опричное войско достигло 5 тысяч человек. Опричникам предписывалась особая форма одежды: грубые нищенские или монашеские верхние одеяния на овечьем меху, нижние – из шитого золотом сукна на собольем или куньем меху. Всадники должны были привязывать собачьи головы на шее у лошади и шерсть – на кнутовище. Верхушка опричников образовала своеобразное братство, наподобие рыцарского ордена. Они называли друг друга братьями, а царь играл роль игумена. В Александровской слободе шли бесконечные службы, на которых царь и опричники стояли в мантиях с капюшонами, с заостренными посохами и длинными ножами под одеждой. Монашеское смирение сочеталось с дикими оргиями и казнями.
Опричнина преследовала цель сломить сопротивление противников централизованной власти. Она нанесла сокрушительный удар по боярству и остаткам феодальной раздробленности. Террор имел также целью запугать народ, подавить сопротивление во всех его формах, предотвратить антифеодальные выступления.
Опричнина стала своеобразным государством в государстве или, точнее, государством над государством. В опричнине царь освобождался от традиционной опеки со стороны Боярской думы и церкви. По сути, опричнина явилась первой попыткой утверждения в России самодержавной формы правления.
Общий результат опричнины В. О. Ключевский формулирует так: «Современники поняли, что опричнина, выводя крамолу, вводила анархию, оберегая государя, колебала самые основы государства. Направленная против воображаемой крамолы, она подготовила действительную».
Вместе с тем опричнина способствовала становлению новой формы феодального государства – сословно-представительной монархии, которая опиралась в России на сословно-представительные учреждения – Земские соборы.
Образование сословно-представительных монархий – закономерный процесс в развитии феодальных государств. В России этот процесс выразился прежде всего в созыве Земских соборов. Земские соборы фактически заменили княжеские съезды. Они, если можно так сказать, пришли на смену вече, но с ограничением функций вече, поскольку не представляли все население, а состояли лишь из представителей привилегированных сословий. Право созыва Земского собора принадлежало царю или главе Русской православной церкви, а в периоды междуцарствования – Боярской думе.
История Земских соборов – это история внутреннего развития общества, эволюции государственного аппарата, формирования общественных отношений, изменения в сословном строе. В XVI веке только начался процесс формирования данного общественного института. Первоначально он не был четко структурирован, его компетенция не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования и состав Земских соборов долгое время не были регламентированы. В. О. Ключевский определял Земские соборы как «особый тип народного представительства» [2]. С. Ф. Платонов считал, что Земский собор – это «совет всей земли», состоящий из трех необходимых частей: «Освященного собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе, Боярской думы, земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства» [3].
Первым считается Земский собор 1549 года, который вошел в историю как «Собор примирения». Царь собрал на совещание Боярскую думу, Освященный собор и высших представителей боярства и дворянства. Царь обвинил бояр в злоупотреблениях и насилиях, которые они совершали в его малолетство, и напомнил им, как они издевались над ним самим. Затем он призвал забыть все обиды и действовать всем вместе на общее благо. На Соборе объявили о намеченных реформах и подготовке нового Судебника. Решением Собора дворян освободили от суда бояр-наместников и предоставили им право на суд самого царя.
На Земском соборе 1550 года был принят новый Судебник, вобравший в себя нормы всех основных разделов тогдашнего права. Соборы, созываемые в этот период царской властью, продолжались до 1584 года. Считается, что в XVI–XVII веках было созвано около 60 Земских соборов, на которых решались вопросы государственного устройства, принимались административные и земельные реформы, избирались на престол новые цари. Так, в 1598 году Земский собор избрал царем Бориса Годунова, а в 1613 году – Михаила Романова. Последний Земский собор в полном составе собирался в 1653 году по вопросу о принятии Украины в состав Московского государства.
Земские соборы способствовали преодолению феодальной раздробленности в русском обществе, как в политическом, так и в психологическом плане, ускорили проведение реформ в суде и местном самоуправлении, поскольку у разных сословий общества появилась возможность информировать верховную власть о своих нуждах. Земские соборы XVI–XVII веков не породили устойчивого сословного представительства в России, однако они сыграли немаловажную роль в преодолении кризисов развития русского общества. В процессе формирования централизованной системы управления во главе с монархом необходим был орган сословного представительства для поддержки политико-правовой деятельности государственной власти и формирования общественного сознания. В то же время созыв Земских соборов как бы снимал часть ответственности с власти монарха, т. е. делил ее с сословно-представительным органом господствующих классов. Сословно-представительная монархия просуществовала до второй половины XVII века.
В январе 1547 года Великий князь Иван IV венчался на царствование. Изменение титула способствовало укреплению власти монарха, поскольку титул царя передавался по наследству. Таким образом, притязания на престол удельных князей были ликвидированы. При Иване IV Грозном Московское государство расширило свои границы за счет присоединения Казанского и Астраханского ханств, Западной и Восточной Сибири, Башкирии. Население Московского государства в конце XVI века насчитывало 9 миллионов человек. Основная его часть была сосредоточена в Новгороде и Москве.
Феодалы. Класс феодалов в этот исторический период делился на бояр и дворян. Бояре – верхушка феодальной знати, к которой принадлежали бывшие удельные князья и выходцы из старшей дружины Великого князя, владевшие наследственными землями – вотчинами. Это был самый богатый и влиятельный класс феодалов. Правящей верхушкой класса феодалов были «думцы» – бояре, ведавшие различными отраслями централизованного управления в государстве. Придворные чины разделялись на думных, т. е. входивших в состав Боярской думы, и недумных. С XV века в Боярской думе участвовали и пожалованные Великим князем так называемые бояре введенные, дети боярские, которые затем получили название думных дворян и думных дьяков.
Недумными были менее важные придворные чины: стольники, чашники, спальники и стряпчие.
Дворяне – военные и гражданские служилые люди, которым выделялась земля за службу у царя.
Характерным для этого периода является развитие поместного землевладения, которое вначале было личным, а затем и потомственным. Отсюда происходило и название «помещик». В середине XVI века было разрешено обменять поместья на вотчину, было установлено право наследования и передачи в приданое поместий. С расширением земельных прав возросла и политическая роль дворянства, которое успешно теснило бояр в государственном аппарате.
Служилые люди обладали рядом прав и привилегий. Они освобождались от податей, а за долги не выдавались в кабалу кредитору – присуждались к правежу, т. е. битью палками по икрам ног в течение месяца. В число служилых людей входили дети бояр, дворян, а также казаки. Перевод служилого лица в высшие чины совершался только по указу царя.
Духовенство. Церковь по-прежнему являлась крупнейшим землевладельцем. В начале XVI века, при Иване III, была сделана попытка секуляризации церковных земель, которая встретила решительное сопротивление духовенства. На Стоглавом соборе 1551 года было принято решение о частичной конфискации монастырских земель и об ограничении передачи вотчин монастырям по завещанию на «помин души». С 1589 года в Русском государстве установилось патриаршество. До этого русский первосвятитель носил титул митрополита, а его назначение согласовывалось с Византийским патриархом. Первым русским патриархом стал митрополит Иова. Русская церковь усилила свое влияние на государственную власть.
Крестьяне. Крестьяне, страдники и кабальные люди составляли основную массу феодально зависимого населения. Они делились на государственных и владельческих. Владельческие крестьяне в свою очередь подразделялись на старожил и новоприходцев. Старожилы вели свое хозяйство, несли повинности в пользу феодала. Новоприходцы, как вновь прибывшие, пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной. Судебник 1550 года закрепил за владельческими крестьянами право перехода от одного владельца к другому за неделю до и после Юрьева дня, т. е. 26 ноября по старому стилю, когда завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ. Уходившие крестьяне должны были полностью рассчитаться с прежним владельцем, оставить ему двор и озимые посевы. С собой они могли взять только движимое имущество.
В период хозяйственного разорения из-за Ливонской войны и опричнины началось массовое бегство крестьян на Волгу и Дон. В 1581 году Иван IV отменил право перехода крестьян к другому помещику. В целях закрепления крестьян за землевладельцами с 1581 по 1592 год была проведена перепись населения. В 1597 году был издан указ, установивший «урочные лета», т. е. пятилетний срок, в течение которого помещики могли вернуть в свои владения беглых крестьян. Крупные и влиятельные феодалы укрывали в своих владениях чужих крестьян, и, пока их владельцы предъявляли иски о возврате беглых крестьян, истекал пятилетний срок «урочных лет». К царю поступали челобитные с просьбой отменить сроки розыска беглых крестьян. Уложением 9 марта 1607 года срок сыска беглых крестьян был увеличен до 15 лет, а Соборное уложение 1649 года вовсе отменило «урочные лета», установило бессрочность розыска и тем самым окончательно закрепостило крестьян, лишив их общественно-политических и имущественных прав. Крестьяне стали полностью подчинены суду своих владельцев и несли имущественную ответственность за их долги.
В то же время произошло сокращение холопства. Судебник 1550 года запретил холопам-родителям «холопить» своих детей, рожденных на свободе. Было отменено наказание холопством за уголовные преступления. Выделилась особая категория «докладных» холопов, т. е. боярских и царских слуг, которые получили статус свободных людей, а в период опричнины некоторые из них были посажены на земли опальных бояр, за что получили название «новые худородные господа».
Городское население. Городское население получило название «посадские люди». Оно разделялось на купечество, черных людей – ремесленников и мелких торговцев. В связи с ростом ремесленной и мануфактурной промышленности изменилось и их положение. Эти изменения характеризовались резким обособлением богатой части торгово-промышленного населения. Самая крупная часть купечества – «гости» – обладала рядом привилегий. Они освобождались от податей, повинностей и торговых пошлин, им предоставлялось право владеть землей, вотчинами и поместьями. Они были подсудны только царскому суду.
Другую группу купечества составляли купцы «гостиной сотни», третью – «купцы суконной сотни». Эти две группы купечества имели несколько ограниченные по сравнению с купцами первой гильдии права и привилегии. Деление купечества по сотням, или гильдиям, регламентировалось царским правительством.
Остальное посадское население входило в состав «черных сотен» и слобод. Оно несло основную повинность – посадское тягло. Была еще одна группа городского населения – «беломестцы», которых феодалы селили на захваченные посадские земли. «Беломестцы» занимались ремеслом и строительством, но городской подати не платили, поскольку платили подать своим феодалам. Посадская община несла все повинности по круговой поруке, поэтому уменьшение числа посадских дворов приводило к росту тягла с посадской сохи.
В 1619 году был учрежден Сыскной приказ, который должен был вести борьбу с закладничеством. Посадским людям запрещалось закладывать себя за долги и становиться чьим-либо крестьянином. Они должны были возвращаться в свои слободы и нести повинности.
Единицей обложения, как уже говорилось выше, являлась соха, а затем двор. Были установлены прямые и косвенные налоги. К прямым относились дань, оброк, ямские и полоняничные деньги, которые взимались по переписным книгам. К косвенным налогам относились налоги, получаемые с питейных заведений, таможен, от веса, меры и мыта. Сбором налогов занимались таможенные и кабацкие головы, а также целовальники – выборные должностные лица, дававшие присягу и целовавшие крест.
В середине XVI века Иван Грозный провел ряд государственных реформ, направленных на уменьшение влияния Боярской думы и усиление влияния дворян [1]. Исходным моментом в проведении реформ явилась речь Ивана Грозного на заседании Боярской думы 27 февраля 1549 г., имевшая программный характер. В ней излагались основные принципы политики правительства.
Основным был вопрос о детях боярских (будущие дворяне) и их интересах. Первым крупным мероприятием, связанным с этим вопросом, был приговор об «испомещении тысячи», т. е. решение раздать детям боярским поместья вокруг Москвы «верст за 60 и 70». Поместья выделялись на время службы у царя, а если кто-либо из тысячников умирал, то его поместье передавалось новому тысячнику. 3 октября 1550 года была составлена Тысячная книга, в которой велся учет детей боярских, вошедших в состав «тысячи». Испомещение тысячников представляло мероприятие огромного масштаба в области земельных отношений. В результате проведения его в жизнь дворяне-помещики получили свыше 100 тысяч четвертей земли, лугов и лесов. Для того чтобы получить земли для раздачи служилым людям, царь поставил вопрос о ликвидации монастырского землевладения, который обсуждался на церковном соборе в 1551 году, получившем название «Стоглав», поскольку его решения состояли из 100 глав. Собор во главе с митрополитом Макарием отклонил предложение царя. Тем не менее правительство отобрало у монастырей земли, которые были пожертвованы боярами после смерти Василия III, и запретило знати продавать земли монастырям без разрешения царя. Земельные вклады «на помин души» допускались, но при этом оговаривались условия и порядок их выкупа родственниками завещателя. Таким образом, монастырское землевладение было взято под правительственный контроль.
На церковном Стоглавом соборе 1551 года рассматривались также светские вопросы: о борьбе с местничеством; пересмотре вотчин, поместий и кормлений; монастырских, княжеских и боярских слободах; ликвидации мытов; пошлинах за перевоз через реку и проезд по мосту; заставах за рубежом; порядке обеспечения вдов боярских детей; порядке надзора за ногайскими послами и гостями; всеобщей переписи земель; установлении вотчинных книг; упорядочении дела раздачи поместий. Главное место в программе правительственных мероприятий занимал земельный вопрос. Необходимость этого мероприятия мотивировалась тем, что за годы боярского правления в руках бояр сосредоточилось огромное количество земли и произошло обезземеление других категорий населения.
Боярская дума. Боярская дума – это высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии. При несовершеннолетнем царе Боярская дума фактически управляла государством. В конце XV – начале XVI века Боярская дума превратилась в постоянно действующий орган, заседающий ежедневно. Заседания проходили как в присутствии, так и в отсутствие царя. Иногда бояре решали дело самостоятельно, причем боярский приговор мог приобрести силу закона без последующего утверждения царем. Тем не менее Боярская дума не выходила за рамки совещательного органа. Указы того времени закреплялись традиционной формулировкой: «Царь указал, а бояре приговорили». Решения Боярской думы именовались «боярским приговором» и по своему значению приравнивались к царским указам.
В состав Боярской думы входили две палаты: «Ответная палата», занимающаяся вопросами международной политики, и «Расправная палата», разбиравшая и решавшая судебные дела. Боярская дума была высшей судебной и апелляционной инстанцией.
Сложилась иерархия думных чинов: бояре, окольничьи, думные дворяне и думные дьяки. Высшими чинами являлись бояре, или, как их часто именуют грамоты, «великие бояре». К концу XVI века чин боярина имели 200 человек. Из них 130 бояр принадлежали к титулованной знати, т. е. являлись потомками некогда суверенных феодальных владык, перешедших в московское подданство. В первое время своей московской службы они были не столько подданные московского государя, сколько союзные с ним государи. Некоторые из них сохранили при себе удельные войска, которыми сами командовали в московских походах.
В XVI веке появились чины думных дворян, которые ранее именовались «дети боярские». В Русском государстве чин думного дворянина – третий «по чести» думный чин после бояр и окольничих. До этого чина обычно дослуживались представители захудалых боярских фамилий или дворяне, не принадлежавшие к высшей аристократии.
Особую прослойку Боярской думы составляли думные дьяки. Обычно в Боярскую думу вводились главные дьяки Посольского, Разрядного и Поместного приказов. Первым среди них был посольский дьяк, управляющий делами Посольского приказа.
Назначение в Боярскую думу осуществлялось в соответствии с местническими традициями. Местничество – это система феодальной иерархии, при которой положение человека зависело не от его личных заслуг, а от его происхождения. При Иване Грозном были составлены «Государев родословец», в котором перечислена вся высшая знать, и «Государев разряд» – списки назначений на высшие должности. С учетом родословца и разряда производились все новые назначения, причем каждый представитель аристократической фамилии мог занимать должность не выше и не ниже той, которую когда-то занимал его предок. Дело доходило до того, что даже места на заседаниях Думы занимались в строгом порядке чинопочитания. Частые местнические споры были настоящим бичом того времени, особенно опасны они были в период войны, поэтому в 1682 году местничество отменили, а разрядные книги сожгли по велению царя Федора Алексеевича. С отменой местничества значение Боярской думы окончательно упало. Царская власть, эволюционировавшая в сторону абсолютизма, уже не нуждалась в сословном учреждении, являвшемся цитаделью крупной феодальной аристократии. Боярская дума прекратила свою деятельность при Петре I. Вместо Боярской думы в 1711 году был создан Сенат.
Приказы. Приказы – это органы центрального управления, существовавшие в России в XVI – начале XVIII века. Приказы являлись постоянно действовавшими учреждениями. В основу их деятельности был положен функциональный принцип. Сам термин произошел от слова «приказ». Князь поручал (приказывал) определенный круг дел «боярину введенному». Со временем вокруг единоличного исполнителя возник штат помощников. Прообразами приказов были так называемые пути, избы. Первое упоминание о приказах относится к 1512 году.
Центральные органы управления – приказы делились на отраслевые и территориальные, дворцово-вотчинного управления и специального назначения. Приказами общегосударственного значения являлись: Посольский, ведавший иностранными делами, и Разрядный, ведавший вопросами государственного управления, учета служилых людей, назначения жалования за службу и регистрации указов и грамот. Поместный приказ ведал делами поместных и вотчинных земель. Сюда относилась и группа военных приказов: Стрелецкий, Казачий, Иноземный, Оружейный, Бронный и Пушкарский. Денежный приказ занимался вопросами финансирования, Ямской контролировал пути сообщения и связь. Существовала также группа дворцово-финансовых приказов: приказ большого дворца и приказ большой казны, который контролировал деятельность Денежного двора и сбор прямых налогов, приказ большого прихода, осуществлявший сбор косвенных налогов. К этой группе относились Ловчий, Сокольничий и Конюший приказы. Существовали еще Печатный, Аптекарский и Монастырский приказы. Разбойный приказ возглавлял полицейско-сыскные органы, рассматривал жалобы на приговоры губных органов, разбирал дела об убийстве, разбое и краже. Приказ Холопьего суда рассматривал дела о холопах, кабальных людях и крепостных крестьянах.
Приказы были не только административными, но и судебными органами. Во главе приказов находилось несколько судей – бояр и дьяков. Владимирский, Дмитровский, Казанский, Малороссийский, Московский, Сибирский и Смоленский территориальные приказы занимались судебными делами служилых людей соответствующих территорий. Земский приказ осуществлял суд и управление тягловым населением Москвы. По своему составу приказы были дворянскими. Руководители приказов и их помощники назывались приказными судьями. Они назначались царем и подчинялись непосредственно царю, но, будучи членами Боярской думы, отчитывались о своей деятельности и перед ней. Приказная система была слишком громоздкой, отличалась нечеткой компетенцией, а сосредоточение в ней административной и судебной власти порождало бюрократизм, взяточничество и волокиту.
В 1556 году система кормления была упразднена. Повсеместно были образованы губные и земские органы самоуправления. Органы губного самоуправления создавались из числа местного дворянства и купечества. Главными их задачами были борьба с разбоем и сыск разбойников, «лихих людей», а также беглых крестьян и холопов. Губное самоуправление имело административный орган – губную избу. Аппарат губной избы состоял из губного старосты, целовальников, дьяка или подьячего. Губного старосту выбирали дворяне, а Разбойный приказ утверждал его в должности.
В уездах с развитыми ремесленно-торговыми центрами учреждалось земское самоуправление, возглавляемое земскими старостами и дьяками, которых избирали из числа черносошных, зажиточных крестьян и верхушки посада. Земские органы ведали финансово-налоговыми вопросами.
Губные и земские органы управления подчинялись разным отраслевым приказам, что свидетельствовало о процессе централизации и местного управления в Русском государстве, построенном на сословном представительстве.
В начале XVII века была введена воеводско-приказная система, выполнявшая контролирующие функции за деятельностью губных и земских старост. Воеводы назначались царем или Боярской думой и ведали административными, военно-полицейскими и судебными вопросами. Воеводы получали жалование, а не собирали в свою пользу доходы с подвластной им территории. В больших городах было несколько воевод, один из которых считался главным. В компетенцию воевод входил широкий круг военных, административно-полицейских и судебных обязанностей. При воеводе была канцелярия – съезжая изба, которой управлял дьяк со штатом подьячих. В подчинении у воеводы состоял ряд должностных лиц: осадный голова, ведавший городской крепостью, засечные, острожные, стрелецкие, пушкарские, казачьи, объезжие, ямские головы.
В пограничных районах были образованы военно-административные округа. В городах еще не сложилась система самоуправления, за исключением Новгорода и Пскова, в которых избирались старосты.
Структура вооруженных сил. Вооруженные силы состояли из постоянных войск, дворянских полков и народного ополчения.
Постоянные полки комплектовались по добровольному принципу из всех сословий. При Иване IV такие полки получили название стрелецких, так как они были вооружены огнестрельным оружием (пищалями). Стрельцы несли постоянную службу почти во всех городах страны и относились к так называемым служилым людям по прибору. На службу «по прибору» мог поступить любой свободный человек. Она не была наследственной. За службу стрельцы получали жалование, земельные участки и право ведения торговли. Стрелецкое войско с середины XVI века было наиболее боеспособной силой Русского государства. Первоначально его численность составляла 3 тысячи человек, а к концу XVI века оно насчитывало свыше 100 тысяч человек. Для содержания такого войска требовались средства, поэтому был введен новый налог – «стрелецкий хлеб» – и проведена «податная» реформа, сущность которой состояла в введении единой системы налогообложения на основе земельной единицы – сохи. В городах в такую единицу включалось определенное число дворов – от 40 до 60. В начале XVII века были введены чрезвычайные налоги и «пятинные деньги», т. е. налог в размере 1/5 всех доходов и стоимости имущества плательщика.
Во второй половине XVI века в войско влились казаки, жившие на Дону, которые использовались для несения пограничной службы.
Дворянские полки формировались из дворян. Указом 1556 года норма службы для дворян определялась размером их землевладений. Со 100 четвертей пахотной земли выделялся один человек с конем или двумя в полном вооружении. В состав дворянских полков входили и «боевые холопы», которых приводили на службу дворяне. Указ 1558 года запретил крупным феодалам принимать в холопы «детей боярских служивых и их детей, которые не служивали». Этот указ закрывал источник пополнения военных сил феодальной знати и делал службу всех дворян в царском войске обязательной и наследственной.
Народное ополчение формировалось во время военных действий из крестьян и посадского населения городов.
Благодаря изменениям, проведенным в армии, ее вооружение приобрело некоторое единообразие. Каждый воин имел железный шлем, панцирь или кольчугу, меч, лук и стрелы. Появилась артиллерия. Увеличился артиллерийский парк, обслуживающий пушки и пищали. Пушкари были выделены в особую группу служилых людей «по прибору».
В результате реформ была создана мощная боеспособная армия, которая могла противостоять сильному противнику.
Изменения налоговой системы. Для содержания такого войска требовались средства, поэтому одновременно проводились различные финансовые преобразования. К тому же налоговая система к этому времени устарела и не соответствовала новейшим требованиям.
Реформа налогообложения имела несколько направлений. Прежде всего были отменены все льготы по налогообложению, установлена единая мера определения доходов – соха, и введена единая система налогообложения. Прямые налоги взимались с населения по писцовым, а затем по переписным книгам дворов. Посошная и подворная подать распределялась лицами, выбранными местными дворянами и купцами.
Большие доходы правительство получало от косвенных налогов и пошлин (от веса, меры, мыта и др.), а также от питейных монополий. С населения собирались ямские деньги, которые шли на обслуживание ямских станций и содержание ямщиков. Были введены новые налоги: «стрелецкий хлеб», «пищальные деньги», «полоняничные» деньги. Характерным фактом для этого времени является то, что не только появились новые, но и увеличились многие старые налоги.
Оскудение дворянства вынудило казну сделать серьезные уступки военному сословию. Налоговые льготы касались только мелкопоместных дворян, составлявших ядро русской армии, и они должны были приостановить их разорение.
Высшим судебным органом государства был царский суд. Обращаться к царю, минуя низшие судебные инстанции, запрещалось. Виновные в нарушении этого положения наказывались. Царский суд и Расправная палата при Боярской думе разбирали дела только лиц из высшего сословия.
Были созданы специальные приказы: Земский, Разбойный, Сыскной, Холопий и Поместный. Приказные казначеи фактически держали в своих руках развитие московского законодательства, поскольку именно они формулировали и редактировали тексты законов на основе норм царского «приговора».
Судебными правами обладали губные и земские избы и воеводы. Волостные крестьяне избирали из своей среды судеек, которые разбирали незначительные иски по гражданским делам.
Вотчинные суды осуществляли суд над крепостными крестьянами по гражданским и мелким уголовным делам.
В Судебнике 1550 года было зафиксировано требование об участии при судебных разбирательствах «судных мужей», которые были призваны контролировать судебные решения.
К церковным судам относились суд митрополита, а с 1589 года – суды патриарха и патриарших приказов, на местах – суды архиереев и десятильников.
Из многочисленных правовых источников второй половины XVI века наиболее важными являются следующие: Судебник 1550 года, Стоглав 1551 года, приговоры Боярской думы, постановления Земских соборов, указные книги Земского, Поместного, Разбойного, Холопьего и других приказов, Медынский губной наказ 1555 года, духовные грамоты и указы. В 1589 году был составлен «Судебник царя Федора Ивановича» и «Сводный судебник». Оба они не были официально утверждены царским правительством, но на практике применялись.
Судебник 1550 года конкретизировал общую схему законодательного процесса в Русском государстве второй половины XVI века. Он ограничил власть наместников, отменил податные льготы монастырей, расширил круг вопросов, регулируемых центральной властью, и прежде всего уголовно-правовые и имущественные отношения. В Судебнике расширен круг субъектов преступления за счет присоединения к ним холопов. Были выделены «лихие» преступления. К ним относились разбой, грабеж, поджог, убийство (душегубство). Закон различал простое и квалифицированное убийства. В центре стояла охрана жизни, принадлежащей Богу, поэтому за душегубство разбойники карались смертью.
Появилось здесь понятие «крамола», были выделены государственные преступления: заговоры и мятежи. К этой группе преступлений были отнесены преступления против порядка управления и суда, а также казнокрадство. Взяточничество рассматривалось как уголовно наказуемое деяние. Ответственность за должностные преступления имела сословный характер: высшее боярство выплачивало штрафы, дьяков наказывали тюрьмой, подьячих – торговой казнью. Преступления против личности и собственности в Судебнике в большинстве случаев объединены (татьба, разбой, грабеж). Смертной казнью могла наказываться церковная и «головная» татьба. За обычную кражу били кнутом, заставляли возместить ущерб и сажали в тюрьму до тех пор, пока виновного не брали на «крепкие поруки». При вторичной краже и разбое тщательно расследовалась связь с «лихими людьми» – при обнаружении ее могла следовать смертная казнь. Была введена смертная казнь за ябедничество (злостную клевету) и сговор в антигосударственных преступлениях. Предусматривались санкции за финансовые злоупотребления. Возникла необходимость в регламентации торговых пошлин, охране торговли. По всем торгам были разосланы единые меры для торговли. Употребление старых влекло возникновение уголовной ответственности: сначала штраф, а потом тюремное заключение. В 1553 году в Москве состоялась массовая казнь преступной организации, занимавшейся подделкой монет.
Религиозные преступления в Судебник не были включены. За тяжкие религиозные преступления виновных наказывала церковь. Еретиков сжигали, но лишь тогда, когда в их действиях видели социальную опасность. На Руси не было инквизиции. Русскому праву не был свойствен террор ради террора.
Появились специальные статьи о вотчинах. По отношению к крестьянам была повторена статья Судебника 1497 года о Юрьевом дне с распространением ее действия на вновь присоединенные земли.
Тяжесть наказания за преступления зависела от сословной принадлежности правонарушителя. Целью наказания стало устрашение и изоляция преступника. Высшей мерой наказания была смертная казнь, которая применялась прежде всего к тем, кто с оружием в руках выступал против феодалов. Применялись телесные наказания, наиболее распространенным было битье кнутом на торговой площади. Наказания применялись за должностные преступления: фальсификация протоколов суда, подделка документов, корыстные злоупотребления и др. Взыскивались денежные штрафы; их размеры зависели от тяжести поступка и социального статуса потерпевшего. В середине XVI века стали практиковаться так называемые правежи – битье палками по икрам ног с целью принудить к уплате долга.
Судебник 1550 года упоминает и тюремное заключение для служащих, «лихих» людей и лжесвидетелей. Тюремное заключение стало самостоятельным видом наказания, при этом осознавалось его влияние на преступников. Серьезной разработки требовал вопрос о сроках заключения.
Штрафы в Судебнике рассматривались как дополнительный вид наказания вместе с телесными наказаниями и тюремным заключением. Как самостоятельное наказание штраф назначался за оскорбление и бесчестие. Штрафная система была сословной; более высокие штрафы предусматривались за бесчестие высокопоставленных лиц (за «гостя» – 50 рублей, купца – 5 рублей, крестьянина – 1 рубль). За бесчестие женщин выплачивалась двойная сумма штрафа.
В Судебнике 1550 года появились статьи о судебном процессе и о розыске «лихих» людей. В судебном процессе различались две формы: состязательная и розыскная. Состязательная форма применялась при рассмотрении гражданских и нетяжких уголовных дел. Розыскной процесс применялся при рассмотрении государственных преступлений, убийствах, разбое. Была введена своеобразная форма судебного процесса, которая называлась «облихование». Заключалась она в следующем: 15–20 «лучших людей» обвиняли подозреваемого в том, что он «лихой человек», т. е. опасный. После этих показаний его пытали. При проведении процедуры облихования применялся повальный обыск и массированный допрос. По приговору суда облихованный, но не признавший своей вины человек подвергался тюремному заключению на неопределенный срок.
Судебник 1550 года законодательно закрепил сложившиеся формы судебного процесса: состязательную и инквизиционную. В состязательном суде присутствовали обе стороны и свидетели. Поединок в Судебнике отсутствует. Инквизиционный суд предусматривался при рассмотрении уголовных дел. В качестве доказательства вины применялись устные показания и письменные документы, а также факты, добытые в результате повального обыска.
Допускалась апелляция в высшую судебную инстанцию, в Боярскую думу. Суд великого князя отменялся.
Рассмотренные Боярской думой приговоры, поступавшие из приказов, обобщались в докладной записке, которая становилась нормативным актом, получившим название «Новоуказная статья». Судопроизводство было письменным. Победившей стороне выдавалась бессудная грамота.
Право собственности. В Судебнике 1550 года подробно говорится о вотчинах. При этом различаются две категории вотчин: родовые и купленные. Родовые вотчины были объектом собственности внутри рода. Государство принимало меры против «оскудения» фамилий. Были установлены права родового выкупа. В случае продажи родового имения родственники (братья, племянники) имели право в течение 40 лет выкупить его, если они не давали согласие на продажу. Дети и внуки этим правом не пользовались. Приговором 1580 года Иван IV запретил выкуп родовых вотчин, заложенных в монастыри, и наложил запрет на новые вклады церкви.
Право родового выкупа имеет определенное сходство с залогом. Вотчину можно было закладывать как родственникам, так и посторонним лицам. Закон только оговаривал размеры залога. Сумма заклада не должна была превышать действительной цены вотчины. Если сумма залога превышала цену земли, то лишние деньги пропадали.
Купленные вотчины могли свободно продаваться и отчуждаться владельцам как товар. Вотчины, пожалованные государем за службу, нельзя было продавать, закладывать, дарить и т. д. Они выдавались пожизненно и возвращались в казну в случае смерти собственника.
Обязательственное право. В рассматриваемый период в обязательственном праве произошли изменения, касающиеся договора займа. Должник по своим обязательствам отвечал не личностью, а имуществом. В 1561 году указом царя запрещалось выдавать за долги должника в холопы. За долги отвечали супруги и дети должника, за долги детей отвечали родители. Крестьяне отвечали за своих феодалов. С 1558 года введена письменная форма сделок – «крепость» и «кабала». Такая форма стала обязательной для договоров купли-продажи недвижимости и договоров поклажи. Злостный купец-банкрот уже не обращался в рабство, а отрабатывал долг до погашения. Таким образом, имущественная ответственность по обязательствам укрепилась с появлением феодального варианта зависимости должника в виде долговой кабалы и отработки долга до «искупа». Среди договоров часто встречались договоры мены, которыми прикрывали куплю-продажу и дарение поместий в пользу церкви.