После изучения главы 3 бакалавр должен:
– знать: причины и последствия феодальной раздробленности, образования новых государственных центров;
– уметь: охарактеризовать положительные и отрицательные стороны феодальной раздробленности;
– владеть: навыками логически грамотного обоснования и выражения собственной точки зрения по рассматриваемой теме.
Тема главы 3 предусматривает рассмотрение следующих вопросов:
– политическая раздробленность Руси: причины, проявление, влияние на ход истории страны;
– развитие отдельных земель Руси в условиях политической раздробленности;
– основные источники и нормы права в период феодальной раздробленности.
Феодальная раздробленность – закономерный этап развития средневековых государств. Древняя Русь не явилась в этом плане исключением. Закрепление отдельных территорий за определенными князьями было ответом на вызов времени. Киевскую Русь сопоставляют с империей Каролингов в Центральной Европе, где в это время происходили такие же процессы образования новых государств. Только в отличие от Европы раздробленная Россия имела свой культурный и политический центр в Киеве, а все русские князья были Рюриковичи. Кроме того, существовала единая православная религия, особая форма христианства, которая отличала русских от всех их соседей, даже западных славян. Было также единство исторического развития, единство языка и культуры, было и политическое единство, поскольку на Руси во всех княжествах княжила одна и та же династия. В народе продолжало жить представление о единстве Русской земли, столь ярко воплощенное в «Слове о полку Игореве».
Соседями славяно-русского племени были литовцы, чудь, черемисы, финны, турки, мордва, печенеги, половцы, хазары, булгары, удмурты и др. Существовала постоянная угроза нападения со стороны этих и других кочевых народов. Поэтому, несмотря на то что междоусобица и просуществовала более 300 лет, русская идея единства никогда не исчезала.
Киевская Русь распалась вначале на 14 княжеств, точно по числу племенных союзов VI–VIII веков. Раньше всех обособились Новгород и Полоцк, затем Галич, Волынь, Чернигов. В результате дробления выделились княжества, названия которым дали стольные города: Галицко-Волынское, Киевское, Муромское, Переяславское, Полоцкое, Ростово-Суздальское, Рязанское, Смоленское, Тмутараканское, Турово-Пинское, Черниговское, Новгородская и Псковская земля. В каждом княжестве правила одна из ветвей династии Рюриковичей. Владение каждой ветви этого рода передавалось по наследству. В результате продолжавшихся междоусобиц княжества то объединялись, то распадались на новые.
Наиболее крупными княжествами были Галицко-Волынское, Киевское, Муромо-Рязанское, Ростово-Суздальское, а также Новгородская и Псковская феодальные республики.
Владимиро-Суздальское княжество – крупнейшее древнерусское феодальное государство в Северо-Восточной Руси. С X до середины XII века оно называлось Ростово-Суздальским княжеством и входило в состав Киевской Руси. С середины XII века стало Владимиро-Суздальским великим княжеством, поскольку столица переместилась в город Владимир.
Первоначальными жителями северо-восточной окраины были угро-финские племена – меря и мурома. Позже сюда проникли славяне-вятичи. В результате смешения славян и местных племен появились великороссы.
Первыми городами были Суздаль и Ростов. Как считают большинство исследователей, первыми русскими колонистами на Ростово-Суздальской Руси могли быть новгородцы, основавшие город Клин.
Расцвет Ростово-Суздальского княжества связан с именами Владимира Мономаха и его сына Юрия Долгорукого, прозванного так за постоянное стремление расширить свои владения. Географическое положение Ростово-Суздальской земли имело свои преимущества: не было угрозы набегов степняков, княжеские тиуны и рядовичи не могли добраться до них из-за непроходимых лесов, даже варяжские отряды здесь были редкими гостями. Все это создавало относительную безопасность Северо-Восточной Руси.
В руках ростово-суздальских князей был такой магистральный путь, как Волга. Все новгородские пути проходили через Ростово-Суздальскую землю – этим широко пользовались князья, насильственно воздействуя на экономику Новгорода и собирая большую пошлину с новгородских купцов, которые пользовались торговым путем «из варяг в греки». Под влияние ростово-суздальских князей попали Рязань, Муром и Ярославль. С 1147 года началось строительство Москвы. Юрий Долгорукий стал великим Киевским князем, но в 1157 году был отравлен на пиру.
Настоящим хозяином Северо-Восточной Руси стал сын Юрия Долгорукого Андрей Юрьевич Боголюбский. Своей столицей он сделал город Владимир. Княжество стало называться Владимиро-Суздальским. Андрей Боголюбский хотел править единолично, со своей дружиной и боярами он обращался не как с товарищами, а как с подданными. Не желавшие покориться его воле должны были оставить страну. Можно сказать, что Андрей Боголюбский опережал время на три века, пытаясь основать самодержавие уже в XII веке. Своим деспотизмом он вызывал ненависть противников и был убит в 1174 году в селе Боголюбове.
Владимиро-Суздальское княжество усилилось при сводном брате Андрея, Всеволоде Большое Гнездо, который продолжил его политику по усилению княжеской власти. При нем в княжестве окончательно установилась власть в форме монархии. Всеволод Большое Гнездо расширил границы своего княжества за счет новгородских земель по Северной Двине и Печоре, отодвинул границу Волжской Булгарии за Волгу. Он был сильнейшим князем на Руси. Даже после его смерти Владимиро-Суздальское княжество, ядро будущего Московского государства, сохранило первенство среди русских земель.
Во Владимире в 1205 году была создана летопись, получившая впоследствии название Радзивиловской. При Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо в городах шло большое строительство. В это время были возведены церковь Покрова на Нерли, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, Рождественский собор в Суздале и др. Княжество процветало и при сыновьях Всеволода, но в начале XIII века оно распалось на уделы: Московский, Муромский, Переяславский, Ростовский, Суздальский и Ярославский. Княжества Северо-Восточной Руси в XIII–XV веках стали основой формирования Московского княжества и великого Русского государства.
Владимиро-Суздальское княжество было раннефеодальной монархией. Верховная власть, как законодательная, так и исполнительная, принадлежала великому князю. В XIII–XIV веках титул великого Владимирского князя считался главным в Северо-Восточной Руси. При князе был совет, состоявший из служилого боярства, духовенства и княжеской дружины. Для решения наиболее важных вопросов созывались феодальные съезды, а в чрезвычайных ситуациях – вече.
Местное управление находилось в руках наместников и волостелей, которые осуществляли и судебные функции. Подчинялись они дворецкому. Эта система управления называлась дворцово-вотчинной.
Во Владимиро-Суздальском княжестве сохранилась правовая система Древнерусского государства. Русская Правда здесь оставалась основным источником права более длительное время, чем в других княжествах.
Галицко-Волынское княжество возникло в результате объединения Галицкого и Владимиро-Волынского княжеств в 1199 г. Оно занимало юго-западную окраину русских земель и имело большое значение в борьбе с венграми и немцами, а также в установлении торговых связей с Западом. Галицко-Волынское княжество делилось на воеводства. Воевод назначал боярский совет.
В Галицко-Волынском княжестве насчитывалось свыше 80 городов, в которых располагались ювелирные, гончарные, кузнечные и стеклодельные мастерские. Самыми многочисленными группами населения были ремесленники и купцы. Большие доходы приносила соляная торговля. Крупным торгово-промышленным и культурным центром был город Галич.
Галицко-Волынское княжество было одним из богатейших и играло важную роль в политической жизни Древней Руси. Эта земля имела своеобразную культуру и интересную историю. В XIV веке Полоцко-Витебско-Минская земля стала колыбелью белорусского народа. К сожалению, процесс феодального дробления не позволил ей сохранить свою самостоятельность, и в 1352 году эти земли частично попали по власть Польши (Галиция), а частично – под власть Литвы (Волынь).
Высшими органами власти и управления были князья, боярский совет и вече. Власть князя ограничивалась сильным влиятельным боярством. Сохранялась дворцово-вотчинная система управления. В крупные города посылались посадники, в земства – воеводы и волостели. Здесь установился новый порядок княжеского владения, который в отличие от очередного назывался удельным. Для него характерны два признака: князья становятся независимыми владельцами своих земель, которые передают в наследство по личному распоряжению. Каждое удельное княжество представляло собой монархию.
Основным источником права оставалась Русская Правда. Кроме нее действовали церковные уставы киевских князей и местные правовые документы.
После распада Древнерусского государства влияние Киева ослабело, но князья по-прежнему соперничали за великокняжеский престол. Длительные княжеские распри вызвали, по мнению В. О. Ключевского, отток населения с юго-запада Руси во Владимирскую землю. В 1210 году митрополит Матфей перевел свою кафедру из Киева во Владимир.
В связи с тем что Киев часто являлся «яблоком раздора» между князьями, киевское боярство ввело систему дуумвирата, смысл которой заключался в том, что на киевский престол одновременно приглашались представители двух враждующих княжеских ветвей, что способствовало установлению относительного равновесия и устранению усобицы.
В 1132 году Киевское княжество распалось на ряд уделов, в 1240 году оно было разорено монголо-татарами, в 1362 году вошло в состав Великого княжества Литовского и управлялось литовскими наместниками. С 1471 года оно стало Киевским воеводством. В январе 1654 года на раде в городе Переяславле, созванной Богданом Хмельницким, было провозглашено о добровольном воссоединении Украины с Россией.
Новгородская феодальная республика существовала с 1136 по 1478 год. Она занимала огромную территорию от Урала до Прибалтики, от Ледовитого океана до верховья Волги. В XII–XIII веках в состав республики входил город Псков.
Республиканское правление в Новгороде было с самого начала его существования.
В Х—XI веках Новгород находился под властью великих киевских князей, которые назначали там своего наместника. В 1136 году новгородцы добились полной независимости и назвали свой город «Господин Великий Новгород». В конце XII века новгородцы получили право приглашать к себе князя по своему выбору. Чаще всего приглашались владимирские князья. История этого города насчитывает около 80 вооруженных восстаний горожан. Новгород 26 раз воевал со шведами и 11 раз с Ливонским орденом, платил дань монголо-татарам. Московским князьям удалось подчинить Новгород лишь в 1478 году.
Псковская феодальная республика входила в состав Новгородской. Как самостоятельная республика она оформилась в 1348 году. В 1510 году вошла в состав Московского государства. Псков по своему внутреннему устройству был похож на Новгород с тем лишь отличием, что Псков был централизованнее и демократичнее. Там вместо одного посадника выбирались два. Боярский класс был менее влиятельным, чем в Новгороде, и не держал политическую судьбу города в своих руках. Такого внутреннего разлада, который губил Новгород, в Пскове не было. Самостоятельность Пскова пала не от внутренних, а от внешних причин – от стремления Москвы к государственному объединению русских земель.
Общественный строй. Во главе новгородского общества стоял сильный, влиятельный и богатый класс бояр. Класс феодалов делился на две категории: духовные феодалы и светские – бояре и житьи люди, хозяева – собственники средних промышленных предприятий и землевладений.
Имелся многочисленный и деятельный класс купцов. По направлению своей торговли купцы делились на «заморских» и «низовских», а по предметам торговли различали просолов, суконников, хлебников, рыбников и др.
Городское население состояло из мелких ремесленников: плотников, каменщиков, гончаров, кузнецов, портных, кожевников, рыболовов, лодочников, перевозчиков и т. д. Все слои свободного городского населения пользовались одинаковыми политическими и гражданскими правами.
Сельское население делилось на две категории: землевладельцы-собственники и смерды, жившие на государственных и церковных землях, а также на землях частных собственников. Крестьяне, которые обрабатывали чужие земли, назывались «половниками», «третниками» или «четвертниками» в соответствии с договором. Крестьяне были лично свободными и имели право переходить от одного землевладельца к другому. Сельское население объединялось в общины, носившие название погостов, в которых существовало самоуправление. Они сами выбирали себе старост, обсуждали свои нужды, решали насущные дела и творили суд.
Низший слой населения составлял многочисленный класс холопов, которые были слугами в боярских дворах и рабочими в крупных боярских вотчинах. Холопы находились в зависимости от своих господ, которые отвечали за них по делам частного обвинения.
Государственное устройство. В Новгороде в IX–XI веках сформировалась ремесленно-торговая республика. Новгород не испытал на себе в полной мере княжескую власть, что создало через новгородское вече благоприятные условия для развития демократических форм правления.
Среди основных наиболее важных и часто встречающихся в источниках полномочий вече выделяют следующие:
– заключение и расторжение договора с князем;
– избрание и смещение посадников, тысяцких, владык;
– назначение новгородских воевод;
– контроль за деятельностью князя, посадников, тысяцких, владыки и других должностных лиц;
– решение вопросов войны и мира, торговых отношений с Западом;
– распоряжение земельной собственностью Новгорода;
– пожалование земель, установление торговых правил и льгот;
– установление повинностей населения;
– контроль за исполнением судебных решений;
– непосредственное разбирательство дел в случаях, которые имели большое значение для всего города.
Согласно летописной формуле, вече было полномочно принимать решения именем Великого Новгорода, когда на нем присутствовали:
1) высшие должностные лица – посадник и тысяцкие. Знаком их присутствия служили печати, подвешенные к вечевым грамотам, без которых последние были недействительными. Ряд вечевых грамот скреплялся и печатью владыки, что свидетельствовало о его благосклонности;
2) представители всех пяти концов города, также подтверждающие свое участие печатью на грамотах;
3) представители всех социальных групп: бояр, купцов, ремесленников, крестьян, имевших дворы в черте города.
Вече, состоявшее только из одних черных людей, не признавалось правомочным. Количественного учета вече не знало. Понятие кворума не существовало. Протоколы, фиксирующие явку участников, не велись. В случае возникновения разногласий между участниками спор решался дракой. Но и этот анархический элемент был подчинен определенным правилам судебного поединка, требовавшим равных условий для противников.
Грамота, принимавшаяся на вече, становилась легитимным актом, если она скреплялась соответствующими печатями. Фактически же власть в Новгороде принадлежала совету, формируемому из бояр и высших чиновников новгородской администрации. Возглавлял этот совет владыка.
Князь и другие должностные лица. В конце XII века новгородцы получили право выбирать любого князя из числа русских князей. Князь выполнял свои полномочия на основе договора с вече. Власть князя была ограниченной посадником: «без посадника ти, княже, суда не судити». Князь выполнял функции главнокомандующего и организатора защиты города. Ему запрещалось приобретать земли в Новгороде, раздавать их приближенным, управлять новгородскими волостями, открывать питейные заведения, охотиться и рыбачить за пределами отведенных ему угодий, облагать население налогами и вести самостоятельную торговлю. Несмотря на то что князь выполнял функции предводителя войска, ему, однако, не позволялось объявлять войну и заключать мир без согласия вече, а также вести дела внешней политики. За свою службу князь получал определенную часть доходов республики.
Все договоры начинались с княжеской клятвы нерушимо соблюдать права и вольности новгородцев. В случае нарушения договора князь мог быть изгнан. В политическом сознании масс князь был таким явлением, без которого они не могли обойтись.
Княжение прекращалось вследствие сложения князем своих полномочий или вследствие изгнания князя, когда вече «указывало ему путь». С 1095 года до XIV века князья в Великом Новгороде сменялись 58 раз.
Первым по степени важности должностным лицом был посадник, который ежегодно избирался вече. Он контролировал деятельность всех должностных лиц, председательствовал на вече, которое собиралось по его распоряжению. Вместе с князем посадник осуществлял суд, командовал войском, во время военных действий выступал в поход в качестве советника и помощника князя. В отсутствие князя посадник командовал новгородским войском. За свою службу он получал «поралье», т. е. налог с каждого плуга.
Тысяцкий, представлявший интересы незнатных слоев населения: купцов, ремесленников и землевладельцев, – был вторым по важности должностным лицом. В мирное время он ведал торговлей и осуществлял суд по торговым делам, а также полицейский надзор. В военное время тысяцкий командовал народным ополчением. За свою службу он получал «поралье».
Архиепископ был хранителем государственной казны, играл большую роль в управлении государством, обладал не только духовной, но и светской властью, председательствовал в совете господ, контролировал торговые меры и весы, ведал дипломатическими сношениями с другими государствами.
Судебные органы. К судебным органам в Новгородской республике принадлежали следующие: вече, суд князя и посадника, суд тысяцкого и суд архиепископа.
Вече рассматривало дела о государственных преступлениях и преступлениях должностных лиц.
Судом высшей инстанции был суд князя совместно с посадником и десятью «докладчиками» по боярину и житьему человеку от каждого из пяти концов города. Суд рассматривал уголовные дела об убийствах, разбоях, грабежах и т. д.
Тысяцкий вместе с пятью старостами ведал торговым судом, а также рассматривал дела, возникавшие между новгородцами и купцами немецкого двора в Новгороде.
Архиепископ имел право суда над духовенством и над феодально-зависимым населением, проживающим на землях монастырей и церквей. К ведению церковных судов относились дела о преступлениях против церкви, религии, семьи, нравственности и о наследстве.
Гражданские дела, кроме споров о землевладении, и мелкие уголовные дела рассматривали сотские.
В пригородах суд осуществляли наместники вместе с посадниками. Судебные функции в волостях выполняли старосты волостей.
Все должностные лица Великого Новгорода были выборными или на вече, или на собраниях пяти концов города.
О праве Новгорода и Пскова можно судить главным образом по Новгородской и Псковской судным грамотам, международным договорам и другим дошедшим до нас документам. В Новгороде и Пскове действовали правовые сборники: Русская Правда, Мерило Праведное и Кормчая Книга. Правовые институты были вызваны потребностями жизни – этим они и отличались от Римского права и права Западной Европы.
От Новгородской судной грамоты сохранились лишь первые 42 статьи, в которых описывается судебный процесс и судоустройство. Из этих статей можно составить представление о суде архиепископа, посадника и князя, суде тысяцкого, неприкосновенности судей, а также об охране суда, о пошлине, сроках рассмотрения искового заявления, встречном иске, положении женщин в судебном процессе, протоколе судебного заседания, свидетельских показаниях, порядке вызова в суд, земельных спорах, о пересуде и проч. Одним из поводов составления Новгородской судной грамоты было обострение борьбы в республике между различными группировками на вече и среди бояр в середине XV века.
Псковская судная грамота состоит из 120 статей, больше половины из которых посвящены нормам гражданского права. В Пскове возник институт судебного представительства, произошло разграничение светского и духовного суда. Появились и термины, обозначающие движимое имущество – «живот» и недвижимое – «отчина». Были также выделены такие термины, как кража, разбой, наход и грабеж, разграничение на гражданские и уголовные дела, введены понятия о государственных преступлениях.
Большинство статей Псковской судной грамоты регулируют право собственности, особенно недвижимого имущества, к которому относились пахотная земля, леса, рыболовный участок, двор, клеть, борть и т. д. Определялись также способы возникновения права собственности. Псковская судная грамота регулировала срок давности: если кто-либо в течение пяти лет обрабатывал землю, пользовался рыболовным участком, то он считался собственником. В случае судебного спора вопрос решался в пользу данного лица.
Родственникам предоставлялось право выкупа отчужденной земли в течение срока, определенного при заключении сделки.
В Псковской судной грамоте предусмотрено право пользования чужой вещью, в частности пережившим супругом, если он не вступал в новый брак, а также при получении наследства по завещанию, пожаловании и при переходе по договору.
Обязательственное право. Судная грамота различала три способа заключения договоров: «запись», «доска», устный договор.
«Запись» представляла собой документ, не подлежавший оспариванию в суде, его копия хранилась в архиве Троицкого собора. «Доска» была простым домашним документом и не имела юридической силы. При заключении устных договоров требовалось присутствие свидетелей. Судная грамота знает два вида обеспечения обязательства: поручительство и залог. Поручительство имело место при заключении договора на сумму до одного рубля. В случае бегства должник выдавался поручителю, а заимодавец предъявлял иск к поручителю.
Под залог можно было отдавать движимое и недвижимое имущество. Недвижимое имущество не переходило к залогодержателю, движимое переходило вплоть до уплаты долга. Судная грамота не устанавливала размеры процентов. Обязательственное право регулировало не только договоры займа, но и договоры купли-продажи, мены, дарения, поклажи, имущественного и личного найма. Все совершаемые сделки Судная грамота регулировала довольно подробно. Особое внимание уделялось сделкам, совершенным людьми в нетрезвом виде. Такие сделки признавались действительными в случае, если стороны после вытрезвления признавали их.
Договор дарения признавался действительным лишь в том случае, когда передача имущества или дарственной грамоты производилась в присутствии священника или «пред сторонними людьми». Договор поклажи признавался действительным только при «записи», где перечислялись вещи, отданные на хранение. Договор по «доске» признавался недействительным. «Записью» оформлялся и договор личного найма, однако если письменный договор отсутствовал, то наемный работник мог потребовать свою заработанную плату по суду, путем заклича.
В Судной грамоте определялись наследники по закону: пережившие супруги, дети, родители, братья и сестры. В первую очередь к наследованию по закону призывались супруги и дети умершего. Если их не было, то в наследование вступали родители, затем братья и сестры. Устанавливался порядок разрешения споров между наследниками, которые на основании «доски» могли предъявить иск друг к другу по поводу вещей умершего. Имелись здесь статьи, посвященные наследованию изорников. После смерти изорника его жена и дети обязаны были уплатить долги феодалу, иначе феодал мог продать его имущество в целях получения «покруты», выданной изорнику.
В Псковской судной грамоте понятие преступления расширено по сравнению с Русской Правдой. Преступными считаются все деяния, запрещенные уголовной нормой.
Введено понятие государственных преступников. Под государственными преступлениями подразумевали измену или «перевет». Впервые говорится здесь о преступлениях против порядка управления и суда, насильственном вторжении в судебное помещение, насилии в отношении судейских чинов, тайном посуле судье и должностных преступлениях.
К имущественным преступлениям относились кража, разбой, грабеж и поджог. Закон различал квалифицированную и простую кражи. Квалифицированной считалась кража в Псковском кремле, кража церковного имущества, конокрадство, грабеж, а также кража, совершенная в третий раз. Под простой понималась кража, совершенная без применения каких-либо технических приемов и не осложненная наличием обстоятельств, превращающих ее в квалифицированную кражу.
Преступлениями против личности признавались убийство, побои и оскорбления. Наиболее тяжким преступлением считалось вырывание бороды. За него полагалось денежное вознаграждение в размере двух рублей в пользу потерпевшего и штраф в пользу князя.
В Псковской судной грамоте установлены два вида наказаний: смертная казнь и денежный штраф. Смертная казнь полагалась за государственные преступления, кражу в Кремле, конокрадство, поджог и за кражу, совершенную в третий раз. Денежный штраф взымался за вырывание бороды, побои, грабеж, разбой, наход и убийство.
Судебный процесс имел состязательный характер. Появились зачатки следственной и розыскной форм процесса, допускалось представительство сторон. Женщины, монахи и монахини, престарелые, глухие и дети имели право приглашать в суд поверенных для защиты своих интересов. Были определены также виды доказательств: собственное признание, письменные документы, показания свидетелей, вещественные доказательства, «рота» – присяга, судебный поединок. По делам об измене, краже в Кремле и поджоге применялись принципы инквизиционного процесса, т. е. пытки.
Протокол суда велся в письменном виде. Приговор суда обжалованию не подлежал. Функции судебных исполнителей возлагались на приставов и княжеских слуг, которые за свою работу получали судебные пошлины с проигравшей стороны.
Великое Литовское княжество образовалось в XIII веке. В его составе в результате захвата оказалась часть территории Древнерусского государства: Галицко-Волынское и Киевское княжества, Берестейская, Витебская, Полоцкая, Смоленская, Турово-Пинская и Черниговская земли. Удельные князья Руси обладали всей полнотой власти на местах, являясь вассалами великого литовского князя, но на высших ступенях государственной структуры находились исключительно представители литовской аристократии.
Главой Литовского княжества был господарь, который в своей деятельности опирался на совет панов, состоявший из крупных феодалов и верхушки католического духовенства.
Высшими должностными лицами были маршалки, канцлер, подскарбии и гетман. С 1507 года стал созываться Великий вальный сейм – сословно-представительный орган, состоявший из двух палат: сената и палаты депутатов. После подписания в 1569 году Люблинской унии на общем польско-литовском сейме образовалось единое польско-литовское государство – Речь Посполитая во главе с королем, избираемым шляхтой. Часть русских земель оказалась в составе Речи Посполитой; лишь Брянск, Гомель, Новгород-Северский, Смоленск, Чернигов в начале XVI века в результате военной борьбы воссоединились с Русским государством.
Местное управление осуществляли воеводы, старосты, урядники, державники и лавники. Во главе городской администрации стояли войты – главы городов, бурмистры и радцы, которым принадлежала административная и судебная власть в городе.
Высшим судебным органом был суд господаря, следующей инстанцией был суд Рады, на местах действовали суды старост и воевод, общинные крестьянские и земские суды.
В 1529 году был принят первый статут Великого княжества Литовского, основанный на обычном праве, литовском, польском, римском и немецком законодательстве.
В русских землях, входивших в состав Литовского княжества, действовали нормы обычного права и Русская Правда.
В 1237–1241 годах русские земли подверглись нашествию монгольской империи – центрально-азиатского государства, завоевавшего в первой половине XIII века огромную территорию от Тихого океана до Восточной Европы. После походов на Северо-Восточную и Южную Русь объединенного монгольского войска под командованием внука основателя империи Чингисхана – Бату (Батыя) установилось так называемое монголо-татарское иго. Его называют и золотоордынским игом. Золотая Орда стала одним из крупных государств Средних веков.
Завоеванные русские земли не вошли непосредственно в состав Золотой Орды. Золотоордынские ханы рассматривали русские княжества как самоуправляемые территории, имеющие свою собственную традиционную власть, но находившиеся в зависимости от ханов и обязанные платить им дань – «выход». Границей между Русью и Золотой Ордой оказалась река Дон.
Русские феодальные княжества к востоку от реки Дон превратились в вассальные территории ханов, зависимость от которых выражалась в том, что русский великий князь оказывался на своем «столе» «пожалованием царевым», т. е. ханским, через вручение им «ярлыков». Посаженный «на стол» от имени хана князь ставился в то же время под контроль ханской власти. Контроль этот осуществлялся баскаками.
Монголы собирали дань с населения. С этой целью в 1259 году была проведена перепись населения, которую проводили баскаки. Все люди, платившие дань, не подлежали купле-продаже, залогу, дарению и завещанию. Кроме денег ханы требовали воинов и исполнения других повинностей, где применялась людская сила, например ямской повинности. Сбор дани возлагался на русских князей. Объем дани менялся в зависимости от разных обстоятельств: то ханы увеличивали эти суммы, то сами князья, конкурируя друг с другом из-за великого княжения. Иногда приходилось платить и особую чрезвычайную дань, которую князья брали со своих бояр.
Лишив удельные русские княжества политической самостоятельности, монголы оставили нетронутыми внутреннее государственное устройство. Во время Золотой Орды сохранялась сельская община. Размер земельного участка общинника зависел от его состояния. Общинник мог передать участок по наследству, отдать в наем и даже продать, но только с согласия общины.
Горожане обязаны были платить дань, строить городские укрепления, содержать княжескую дружину, служилых людей князя, платить в его казну пошлины.
Православная церковь сохранила свою организацию. Во главе русской церкви стоял митрополит, подвластный константинопольскому патриарху. Духовенство было избавлено от уплаты дани, поставки воинов, подвод и ямской повинности. В 1261 году в Сарае была организована специальная православная епархия с первым епископом Митрофаном, поставленным русским митрополитом Кириллом III.
Церковь ханы считали политической силой и использовали ее в своих интересах. В этом они не ошиблись: публичная молитва духовенства о ханах внедряла в массы мысль о необходимости подчинения монголо-татарской власти.
Успех монгольских завоевателей был связан с большой военной силой империи Чингизидов и рознью между князьями русских земель, вначале даже не пытавшихся объединить свои силы для отпора врагу. Вместе с тем утверждению и длительному сохранению иноземной власти способствовали и некоторые особенности мировосприятия древнерусского общества. Монгольское завоевание пришлось на период, когда в картине мира образованных людей Древней Руси существовала своего рода лакуна – свободным оказалось место «царства» мировой державы во главе с правителем высшего ранга – царем. Ранее эту роль выполняла Византийская империя. Однако захват в 1204 году Константинополя крестоносцами был расценен на Руси как «погибель царства», а после походов Батыя царский титул был перенесен на монгольского хана. Восстановление Византийской империи в 1261 году не изменило положения. Ее императоры и константинопольский патриарх вступили с Ордой в союзнические отношения и тем самым как бы узаконили ее положение в Восточной Европе и зависимость от нее русских земель, церковь которых подчинялась Константинополю.
Сюзеренитет Орды обрел в мировосприятии многих русских людей обманчивое представление о том, что хан-правитель носил более высокий титул, чем любой из русских князей. Для преодоления такого представления понадобилось два с половиной века.
Монголо-татарское иго надолго затормозило экономическое развитие Руси, разрушило ее сельское хозяйство, подорвало русскую культуру, привело к падению роли городов в политической и экономической жизни. Вследствие разрушения городов, гибели их в огне пожаров и увода в плен квалифицированных ремесленников надолго исчезли сложные виды ремесел, приостановилось городское строительство, пришло в упадок изобразительное и прикладное искусство.
Тяжелым последствием ига было углубленное разобщение Руси и обособление отдельных ее частей. Ослабленная страна не смогла отстоять ряд западных и южных земель, захваченных позже литовскими и польскими феодалами. Тяжелый удар был нанесен торговым связям Руси с Западом. Торговые связи с зарубежными странами сохранились лишь у Витебска, Новгорода, Полоцка, Пскова и Смоленска. Численность населения страны резко сократилась.
Тем не менее при всех тяжелых для Руси последствиях золотоордынское нашествие имело и некоторые особенности, способствующие тому, что русский народ в условиях ига не только сохранил свою национальную самостоятельность, но и нашел в себе силы навсегда изгнать завоевателей из родных мест.
1. Псковская и Новгородская судные грамоты, их значение в истории русского права.
2. Правовое положение зависимого населения по Псковской судной грамоте.
3. Преступление и наказание по Псковской судной грамоте.
4. Процессуальное право в период феодальной раздробленности на Руси.
5. Судебная система Новгородской феодальной республики.
1. Особенности государственного устройства Новгородской феодальной республики.
2. Русские княжества и Золотая Орда.
3. Социальный состав русского общества в период феодальной раздробленности.
4. Возникновение Владимирской Руси.
5. Литовское княжество.
1. Какие нормы права действовали в русских землях, входивших в состав Литовского княжества?
2. Какие суды действовали в Литовском княжестве?
3. В каком году и с какой целью монголы провели перепись населения на Руси?
4. Почему монголы сохранили православную церковь и предоставили ряд льгот духовенству?
5. Почему монголы не смогли завоевать другие страны Европы?
1. Алексеев Ю. Г. Псковская судная грамота и ее время: развитие феодальных отношений на Руси XIV–XV вв. – Л.: Наука, 1980.
2. Вернадский Г. В. История России: в 5 кн. Кн. 3. Монголы и Русь / пер. с англ. – Тверь: ЛЕАН; М.: Аграф, 1998.
3. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. – М.: Территория будущего, 2007.
4. Мизун Ю. В., Мизун Ю. Г. Ханы и князья: Золотая Орда и русские княжества. – М.: Вече, 2005.
5. Российское законодательство Х—ХХ веков: в 9 т. / под общ. ред. О. И. Чистякова. Т. 1. Законодательство Древней Руси / под ред. В. Л. Янина. – М.: Юридическая литература, 1984.
6. Цечоев В. К., Власов В. И. История отечественного государства и права. – Ростов на-Дону: Феникс, 2003.