Глава 2 Древнерусское государство (IX—XII вв.)

После изучения главы 2 бакалавр должен:

знать: предпосылки образования Древнерусского государства и основные этапы объединения восточных славян;

уметь: опираясь на тексты документов и учебников, сделать собственные выводы об историческом значении образования Киевской Руси;

владеть: навыками анализа точек зрения историков по данной проблеме и сравнения их позиций.

Тема главы 2 предусматривает рассмотрение следующих вопросов:

– процесс образования и развития единого государства;

– структура органов государственной власти Древнерусского государства;

– источники права Древнерусского государства.

2.1. Процесс образования и развития единого государства

Вопрос о возникновении единого государства у славян является одним из самых дискуссионных в исторической и юридической науке.

В XVIII веке возникла норманнская теория происхождения Русского государства. Ее авторы, немецкие ученые Г. З. Байер, Г. Ф. Миллер и А. Л. Шлёцер, основываясь на летописной легенде о призвании славянами варягов, сделали далекоидущие выводы о якобы низком уровне развития восточных славян, об их неспособности создать свое государство, о подчинении славян варягам и создании последними изначальной государственной власти в лице трех варяжских князей: Рюрика, Трувора и Синеуса.

Решительными противниками этой теории стали великий русский ученый М. В. Ломоносов и выдающийся историк В. Н. Татищев, которые утверждали, что варяги и Рюрик – это представители южно-балтийского поморского славянства, которые были тесно связаны с восточными славянами общностью происхождения и языка. Ломоносов в своем труде «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава I, или до 1052 г.» убедительно обосновал вывод о том, что Русское государство образовано именно русскими людьми, а не пришельцами с Северо-Запада.

В XIX веке русские историки С. А. Гедеонов и Д. И. Иловайский также выступили против норманнской теории, утверждая, что государственность у славян сложилась задолго до появления варягов. Представителей этой научной позиции стали называть антинорманистами.

Современные отечественные ученые также опровергают норманнскую теорию. Главным ее опровержением является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточных славян в IX веке.

Как известно из летописных источников, в течение всего VIII века шло формирование крупных союзов из отдельных родственных племен. В Среднем Поднепровье сложился племенной союз полян. Их центром стал город Киев. В Волынской губернии жили древляне; между реками Припятью и Западной Двиной – дреговичи; в верховьях Волги – вятичи; на Двине – полочане; в верховьях Днестра поселились белые хорваты; ниже по Днестру – тиверцы и уличи; дулебы и бужане расселились в бассейне реки Южный Буг. Самая северная славянская общность, располагавшаяся в районе озера Ильмень и реки Волхов, была заселена словенами. Главными городами здесь стали Ладога и Новгород. Название племен напрямую связано с местом их обитания.

В IX веке большинство славянских союзов сумели освободиться от власти хазар и перестали платить им дань. Бурно развивалось хозяйство славян; на базе развития хозяйства менялись и отношения людей в обществе. Появилась необходимость создания государства.

Древнерусское государство сформировалось в результате подчинения одних племенных союзов другими. Ключом к пониманию ранней русской государственности является полюдье, т. е. ежегодный объезд великим князем подвластной (в итоге войны или договора) территории со славянским населением. В полюдье великий князь отправлялся со своей дружиной. Через полюдье устанавливалась феодальная, иерархическая «лестница» постоянного политико-экономического подчинения. Именно полюдье (сбор податей, долгов, налогов, дани и т. д.) стало переходной формой к классовому обществу, к государственности на Руси. Процесс этот был сугубо русским. Власть «князя князей» все более отходила от старинных традиций и родственных связей и становилась многоступенчатой: «князь князей» – князь племени – старейшины (старосты) родов.

2.2. Киевская Русь

В IX веке на территории восточных славян сложилось единое, крупное Древнерусское государство с центром в городе Киеве. Любое государство, в том числе и Древнерусское, складывалось не мгновенно и не по указанию какого-либо лица. Это – длительный процесс накопления социально-экономических предпосылок и условий, результат экономического, социального, политического и духовного развития народа.

Основателем государства, которое впоследствии стало называться Киевской Русью, стал князь Олег. В 882 году Олег захватил Киев, убил киевских князей Аскольда и Дира и сам стал княжить, заявив: «Да будет это мать городам русским», т. е. объявил Киев метрополией – столицей, центром государства. Князь Олег объединил Новгородское и Киевское княжества в единое государство.

К концу IX века Древнерусское государство объединяло уже более 20 племен и занимало огромную территорию от Черного до Балтийского моря, от Западного Буга до Волги. Академик Б. А. Рыбаков назвал Киевскую Русь «колыбелью государственности трех братских народов – русских, украинцев, белорусов» [9]. Киевская Русь стала одним из крупнейших государств Средневековья. Она имела дипломатические, торговые и иные международные отношения со многими западноевропейскими государствами, победоносно воевала с Византией, неоднократно вынуждая ее заключать договоры, по которым русским купцам на льготных условиях разрешалось торговать в Константинополе (столице Византии). Русские торговые корабли плавали по Черному и Каспийскому морям. Новгород, связанный с Ганзейским союзом городов, был крупнейшим торговым центром Европы.

Особенностью Древнерусского государства было то, что оно формировалось и развивалось исторически длительный период времени, находясь территориально в «срединном» геополитическом положении между католической Европой, восточно-христианской Византийской империей, арабским мусульманским миром, иудейским Хазарским каганатом и кочевниками-язычниками. В связи с этим выбор впоследствии государственной религии приобрел особую важность для судеб государства.

Теснимое со всех сторон, Древнерусское государство – Киевская Русь – сохранило многие традиции патриархальной жизни, избежало рабовладельческого строя, сформировав свой вид феодального государства в виде огромного союза племен, переросшего в раннефеодальную монархию.

В дальнейшем развитии и укреплении Древнерусского государства важную роль сыграли киевские князья.

Вещий Олег – первый великий князь Киевский – включил в состав Киевской Руси древлян, северян, радимичей и другие соседние княжества и народы, утвердил свое единоначалие, построил на Руси много городов. Он совершил также два удачных похода на Византию, в результате которых были заключены договоры с греками (907 и 911 гг.) Договоры закрепляли успех русского оружия и обеспечивали русским купцам возможность мирной торговли русскими товарами на рынках Византии. В договорах закреплялись права русских купцов и их свиты в Византии, определялись торговые льготы и пошлины. Даже после победы никаких территориальных претензий Русь не предъявляла.

После смерти Олега Киевским князем стал Игорь (912–945). Князь Игорь совершил два похода на Константинополь. Первый поход в 941 году оказался неудачным. В морском сражении флот князя Игоря потерпел поражение вследствие удачного применения византийцами «греческого огня». Жидкость, обладавшая способностью гореть на воде, зажгла деревянные корабли русов.

По сообщению летописных источников, в 944 году князь Игорь снова отправился в поход – на этот раз в ладьях и на конях. Встревоженное правительство Византии поспешило предложить Киевскому князю мир. В результате этого похода был заключен новый договор, дошедший до нас в русском переводе. В договор были включены нормы уголовного и гражданского международного права. Предусматривались в нем действия сторон при кораблекрушении купеческого судна, ответственность за кражу и продажу краденного, особенно оговаривалась ответственность за посягательство на жизнь и телесную неприкосновенность, а также за посягательство на честь и достоинство. В соответствии с договором запрещалось наказание греков русскими за какое-либо преступление без разрешения византийского суда. Определялись условия и порядок подсудности. В договоре имеется ссылка на «закон русский», т. е. на нормы обычного права, действовавшего в Древнерусском государстве.

В 945 году князь Игорь был убит восставшими древлянами во время сбора дани в полюдье. Править государством стала его жена Ольга, которая показала себя умным, энергичным и дальнозорким государственным деятелем. Княгиня Ольга жестоко подавила восстание древлян весной 945 года, вместо обычаев ввела правовые нормы по сбору дани, т. е. провела административно-налоговую реформу, установила «уроки» (размер дани) и «погосты» (места сбора дани). Погосты и становища (княжеские станы, пункты приезда за данью, свозимой сюда из ближайших поселений) стали впоследствии центрами управления княжеской власти на местах. Административная и судебная системы распространялись на все подвластные Киеву земли племенных княжеств. С княжением Ольги (945–964) связано наступление второго этапа в развитии древнерусской государственности. В годы ее правления было заключено союзное русско-византийское соглашение. Княгиня Ольга участвовала в общем с византийцами походе на остров Крит. Первой на Руси княгиня Ольга приняла христианство, начала строить в Киеве православные храмы и создала определенные предпосылки для будущего крещения Руси.

Во время княжения Святослава (964–972) Киевская Русь успешно оборонялась от набегов кочевников. Князь Святослав покорил мордовские племена по правому побережью реки Волги, разгромил Хазарский каганат и Волжскую Булгарию, присоединил земли вятичей и Тмутаракань на Таманском полуострове, покорил ясов и косогов на Северном Кавказе. В 968 году войско Святослава захватило Болгарию, где князь предполагал основать новую столицу – Переславец-на-Дунае, считая новый город центром своих владений.

Занятый военными походами князь Святослав не имел времени на внутреннее устройство государства, поэтому в 870 году он передал Киев в управление своему сыну Ярополку, Древлянскую землю – второму своему сыну, Олегу, а в Новгород послал младшего сына Владимира. Раздел территориального управления государством между сыновьями стал предтечей удельного раздела Руси в будущем.

После гибели князя Святополка в 972 году между его сыновьями вспыхнула усобица, в результате которой киевским князем стал Владимир. При великом князе Владимире (980–1015) была окончательно решена задача защиты русских земель от набегов печенегов. Победа над печенегами воспета в народных былинах – так, известны былины о Владимире Красном Солнышке, об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др. Это был былинный период русской истории.

При князе Владимире государство значительно окрепло. Ускорилось формирование феодальных отношений. С развитием культуры землевладения возросла ценность земли. Параллельно с развитием феодальной собственности на землю развивались города и ремесла. Начали чеканить первые русские серебряные и золотые монеты.

В начале своего правления князь Владимир провел религиозную реформу. Из многочисленного пантеона славянских богов он выбрал шесть во главе с Перуном. Изваяния этих богов были установлены возле терема князя – тем самым был обозначен государственный идеологический центр. При князе Владимире в 988 году состоялось крещение Руси. Христианство стало государственной религией. Принятие христианства было не только огромным культурно-историческим событием, но и важнейшим политическим актом, укрепившим культурное и идейное единство молодого государства. Вся Европа к тому времени была христианской. Решался вопрос о том, какого типа христианство предпочтительнее для Руси – западное или восточное. На выбор конфессии повлияли тесные торгово-политические связи с Византийской империей. К тому же послушная государству восточная церковь была для правителя предпочтительнее, чем западная, которая была соперником государства в притязаниях на власть.

Принятие христианства, безусловно, имело большое значение для дальнейшего развития Древнерусского государства. Княжеская власть получила обоснование государя как лица, поставленного Богом, не только для защиты от внешних врагов, но и для установления порядка внутри страны. Русская культура стала развиваться под влиянием византийской культуры. Произошло разделение светской и духовной власти; началось строительство монастырей, которые вскоре стали культурными центрами. Теперь великого князя церковь освящала как князя-отца, т. е. суверена, а княжичей-сыновей – как его вассалов. Князь Владимир увидел в христианской церкви опору государственной власти и установил налог в пользу церкви – десятину. В свою очередь, церковь в лице митрополита и епископов (собора епископов) канонизировала Владимира как святого равноапостольного князя.

Государством князь Владимир управлял с помощью своих сыновей. В Новгороде правил Ярослав, который еще при жизни Владимира хотел отделиться от Киева. После смерти князя Владимира между двенадцатью его сыновьями от разных браков началась междоусобица за власть. Встал вопрос о порядке наследования «великокняжеского стола». Политическое и военное «старейшинство» стало считаться более важным, чем генеалогическое.

В 1019 году киевским престолом завладел Ярослав, прозванный Мудрым. При нем Киевская Русь достигла наивысшего могущества, а Киев стал одним из крупнейших городов Европы. Сила и могущество Руси позволили князю Ярославу в 1051 году без участия константинопольского патриарха поставить в митрополиты русского священника Иллариона. Сам Ярослав стал называть себя царем, о чем свидетельствует надпись на его саркофаге в Софийском соборе. Во время правления Ярослава Киевская Русь достигла широкого международного признания. Ярослав Мудрый изменил порядок престолонаследия, разделив территорию государства на уделы, княжить в которых определил своих сыновей, и дал им наказ жить в мире и любви и во всем слушаться старшего брата. Таким образом Ярослав стремился избежать кровавых столкновений между сыновьями за княжеский престол и надеялся, что они будут сообща защищать свои земли от внешних врагов. Однако после его смерти в 1054 году снова началась междоусобица.

Владимиру Мономаху, княжившему в Киеве в 1113–1125 годах, удалось сохранить единство русских земель. С именем Владимира Мономаха связано появление главной регалии русских великих князей и царей – Шапки Мономаха – короны русских царей, «Повести временных лет» и его знаменитого «Поучения». Большое внимание Владимир Мономах уделял развитию просвещения. При нем Киевская Русь соответствовала уровню развития других европейских средневековых государств. Русь имела отлаженный государственный механизм, свод законов и единую государственную религию. Экономико-политический потенциал государства содержал возможности для перехода к следующему этапу исторического развития – феодальной раздробленности. В 1132 году, после смерти сына Владимира Мономаха – Мстислава I (Великого) – Древнерусское государство окончательно распалось на удельные княжества.

2.3. Структура органов государственной власти

По форме государственного правления Древнерусское государство было раннефеодальной монархией с сочетанием элементов аристократического и демократического правления.

Во главе государства стоял великий князь, который выполнял государственные функции вместе с дружиной, т. е. было княжеско-дружинное управление. Бояре подчинялись ему по принципу вассалитета. При князе состоял совет из бояр и «княжих мужей».

Родоплеменная знать занималась управлением страной, судебно-административной деятельностью, сбором пошлин и дани. Главными функциями княжеской власти были военное руководство, законодательная и судебная деятельность. Князь назначал местных судей, а в важных случаях судил сам как верховный судья.

Иногда созывались княжеские съезды. На съездах удельных князей решались вопросы, связанные с междоусобицей или вопросы о совместных действиях против общих врагов. Так, на одном из съездов был решен вопрос о престолонаследии. По завещанию Ярослава Мудрого власть великого князя передавалась по наследству старшему в роду. Старшинство определялось следующим образом: после смерти великого князя власть переходила к его братьям, а после смерти последнего из братьев престол наследовали их старшие сыновья. При этом киевский престол могли наследовать только те сыновья, чьи отцы побывали на этом престоле. Отсюда возникла неразрешимая проблема преимущества старшинства и престолонаследия: кто имеет преимущество старшинства – младший по возрасту дядя или старший по годам племянник. Князья часто претендовали на престол в том уделе, в котором они родились и выросли, поэтому на Любечском съезде князей в 1097 году было принято решение «каждо да держит отчину свою». В отдельных случаях великокняжеский престол занимался по соглашению между удельными князьями. Владимир Мономах, например, передал престол своим завещанием сыну: «посадил Мстислава, сына своего, по себе в Киеве».

Важное значение в управлении государством имело вече Киева и вечевые собрания в городах удельных княжеств. Вопрос о приглашении князя на престол или об изгнании нелюбимого князя решался именно на вече. К избранному кандидату на престол посылали послов с приглашением: «Поиди, княже, хочем тебе». Вместе с тем имели место случаи занятия престола силой.

В Древнерусском государстве сложилась определенная система государственного механизма: великий князь – Совет при князе – вече – удельные князья – дворцово-вотчинные органы: огнищанин со штатом дворцовых слуг-тиунов, казначей, дворецкий, стольники, ключники, конюшие, а на местах – органы власти в лице наместников, посадников и волостелей.

Великий князь ведал вопросами внешней политики: заключал договоры с другими государствами и князьями, объявлял войну и заключал мир. Главными задачами князя были защита государства, завоевание новых земель, приобретение новых заморских рынков для расширения торговли. Во время военных действий он командовал своей дружиной и народным ополчением.

Совет при князе, состоявший из бояр, военной знати, «старцев градских» и высшего духовенства, обладал совещательно-рекомендательными функциями. Он собирался исключительно по желанию и инициативе князя.

Вече – открытое собрание всего свободного мужского населения города, центра княжества. Выросшее из органа первобытной демократии, вече превратилось в государственный орган. Власть вече не определялась никакими юридическими нормами. Оно могло обсуждать и решать любой вопрос. Имелось лишь одно условие: решение вече должно было быть единогласным. Согласие вече было необходимым при объявлении войны и при использовании средств волости. При объявлении войны на средства князя и его дружины согласие вече не требовалось. Вече выполняло функции высшего суда. Организационный центр вече состоял из городских старейшин.

Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе и передавал ее великому князю.

Дворцово-вотчинные органы соединяли управление великокняжеским дворцом с государственным управлением. При этом из органов, обслуживающих личные нужды князя, дворцово-вотчинные органы управления все больше превращались в общегосударственные учреждения.

На местах в Древнерусском государстве управляли удельные князья, а также представители центральной власти – наместники, посадники и волостели.

2.4. Общественное устройство

Население Древнерусского государства делилось на свободных и зависимых. Древние памятники называют свободное население «люди» и «мужи». Иногда к этим терминам присоединялись следующие определения: «старейшие», «вятшие», «лучшие», «молодшие», «простые», «черные» и т. д. К свободному населению относились князья, бояре, дружинники, огнищане, купцы, ремесленники, свободные земледельцы и духовенство. Свободное население делилось на ряд социальных групп.

К высшему сословию относились князья, бояре, дружинники и крупные землевладельцы. В Русской Правде (сборник правовых норм Руси; о нем см. подробнее в разд. 2.6) высшее сословие обозначено тремя группами представителей: бояре, огнищане и «княжие мужи». Это была родоплеменная знать и удельные князья, имеющие свои вотчины, в которых они сами вершили суды и собирали подати без права вмешательства великого князя. Эти права оформлялись «иммунитетной грамотой».

К средним слоям населения относились купцы, ремесленники, «житьи» люди и владельцы небольших имений в сельской местности.

Купцы были тесно связаны с княжеской властью: князья использовали купцов для продажи дани за границей. Сами снаряжали купеческие караваны, обеспечивали охраной. Позднее купцы стали организовывать гильдии и семейные компании. Купеческие гильдии назывались сотнями и действовали при церкви. «Ивановское сто» – купеческое братство во времена Новгородской республики при храме святого Иоанна Предтечи на Опоках в Новгороде – было одной из первых купеческих организаций в Европе.

Ремесленники объединялись в артели по профессиям. Ремесленное производство достигло высокого уровня развития. Основной его отраслью была металлургия. В Киевской Руси получили развитие более 60 видов ремесел. Наиболее массовые из них – изготовление керамической посуды, обработка шкур, дерева и кости. Развитая обработка дерева и камня, изготовление кирпича давали возможность русским людям строить разнообразное жилье, церкви и дворцы. Для своего времени ремесло было высокоразвитым, технически совершенным и разнообразным. Изделия русских мастеров не уступали зарубежным. Ремесленники сами торговали произведенными товарами. Создавались торгово-ремесленные центры, организовывались местные ярмарки, развивалась внутренняя и внешняя торговля. Внутренняя торговля носила форму мены; затем появились деньги. В качестве денег использовался мех куницы и кожаные деньги. В Х—XI веках стали чеканить монету из серебра, которая называлась гривной. Гривна просуществовала на Руси до XIV века, а затем была заменена рублем. Ремесленники, мелкие торговцы и купцы жили в городах. Вопрос о правовом положении городского населения в исторической науке до конца не определен. В. О. Ключевский выдвинул теорию «торгового капитализма» в Древней Руси [8]. М. Н. Тихомиров полагал, что на Руси «воздух городов делал человека свободным» – в городах скрывалось множество беглых холопов. Свободные жители городов пользовались правовой защитой. На них распространялись все статьи Русской Правды о защите жизни, чести и достоинства.

Основную массу свободного населения составляли черные люди и смерды.

Черные люди, сельское (черносошные крестьяне, жившие на черных землях) и городское население России. На посадах черные люди платили государственные налоги. По своему социально-экономическому положению черные люди делились на «лучших», «средних» и «молодших».

Смерды занимались земледелием, охотой и бортничеством. Они могли быть собственниками или арендаторами земли у государства. Смерды были главными плательщиками дани. За пользование землей они платили налог в пользу государства и выполняли работы по строительству и ремонту дорог, мостов и домов. Смерды находились под особой юрисдикцией князя. Русская Правда нигде конкретно не указывает ограничение правоспособности смердов; в ней есть лишь указания на то, что они выплачивают штрафы, характерные для свободных граждан. Например, за кражу коня у смерда закон устанавливает штраф в 2 гривны, за «муку» смерда устанавливается штраф в 3 гривны.

С принятием христианства на Руси сформировалась еще одна социальная группа – «церковный народ». К этой группе относилось духовенство, которое делилось на «черное» – монастырское монашество и «белое» – церковно-приходское монашество, а также члены разного рода благотворительных учреждений, относящихся к церкви. Церковь быстро стала крупным землевладельцем. Первоначально земля передавалась церкви в виде пожалования вместе с населением, проживающим на ней. Таким образом, возникло зависимое от церкви население. Церковь имела свою администрацию и особый суд. Княжеская власть не распространялась на эту сферу. Церковно-правовые акты носили форму соборных постановлений и канонических посланий.

Зависимое население составляли челядь и холопы. Пленников на Руси называли челядью, а людей, ставших рабами по причине продажи в рабство или женитьбы на «робе», а также осужденного на рабство называли холопами. Они были полностью бесправными. Раб не мог быть субъектом правоотношений. Рабство в Киевской Руси было двух видов – временное и постоянное. Временными рабами были военнопленные, которые получали свободу за выкуп или временную работу на хозяина. Холопы считались имуществом своего хозяина и могли продаваться и покупаться. В договорах с Византией в X веке фигурирует специальная «челядинная цена». Однако это имело частный характер и не превратилось на Руси в рабовладельческий общественно-экономический строй. В уставе о холопах (ст. 117 и 119 Пространной Русской Правды) говорится о ведении торговых операций холопами по поручению хозяев. Хозяин мог убить своего холопа и при этом не привлекался к ответственности. За убийство холопа назначалось лишь церковное покаяние.

Одна категория населения на Руси являлась полузависимой. К ней относились: «закупы», «рядовичи» и «вдачи». «Закупом» назывался человек, взявший у землевладельца взаймы денежную ссуду: зерно, орудия труда или еще что-либо и обязавшийся отработать купу (помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда или тягловой силы) с процентами, при этом размер процентов определялся землевладельцем и нередко «закуп» не мог отработать свой долг и становился холопом. «Рядовичи» – люди, поступившие на службу по договору (ряду). «Рядович» и «вдач» заключали с феодалом договор займа и отрабатывали его. В случае бегства от хозяина и неуплаты долга «рядовичи» и «вдачи» обращались в рабство.

Основной общественной ячейкой высшего сословия была вотчина. Она принадлежала родовой знати, передавалась по наследству и имела натуральный характер хозяйства, свои правила и обычаи.

Общественной ячейкой крестьян-смердов была вервь, или община. Члены общины были связаны круговой порукой, т. е. коллективно отвечали за преступления, совершенные на ее территории, платили так называемую дикую виру. На общину возлагалось распределение земель между ее членами, сбор налогов и расследование преступлений. Община наделялась некоторыми судебными функциями. Если общинник осуждался на изгнание из общины, он становился изгоем – человеком, лишенным покровительства общины, а значит и всех гражданских прав.

2.5. Источники права

Право в Древнерусском государстве формировалось и совершенствовалось по мере развития общества. Процесс его формирования был длительным. Источниками права были обычаи славянских племен и племенных союзов, а также законодательная деятельность князей. Важным правовым источником являлась судебная практика, значение которой как источника права нарастало по мере укрепления Древнерусского государства и развития техники судопроизводства.

У разных этносов, составивших государство, были разные правовые обычаи, находившиеся в зависимости от религиозного влияния и моральной ответственности. Сфера действия обычного права была одинаковой во всех племенах. Оно распространялось на семейно-брачные и имущественные отношения. В уголовном праве долгое время существовала кровная месть. Обычное право было устным и носило общее название – «Закон русский».

Прообразом законодательства Древней Руси были княжеские уставы. В летописях упоминаются уставы князя Владимира о десятинах, судах и людях церковных и уставы Ярослава Мудрого. Существовали и княжеские уставные грамоты, определявшие отношения светской и церковной властей и устанавливавшие повинности феодально зависимого населения.

Правовыми актами Древнерусского государства были также и договоры (устные и письменные, княжеские, внутренние и международные). Первым договором, заключенным с Византией, был «договор мира и любви» 860 года. Точная его дата, как и содержание, неизвестны, но, исходя из геополитических последствий договора, исследователи предполагают, что в нем зафиксированы следующие положения.

1. Впервые оформлялись межгосударственные отношения Руси и Византии, что означало международное признание Руси.

2. Стороны устанавливали добрососедские отношения «мира и любви».

3. На Русь допускались христианские миссионеры-проповедники.

4. Византия обязывалась ежегодно уплачивать дань Руси за ее воздержание от войн.

5. Русь обязывалась оказывать военную помощь Византии в случае необходимости.

Важнейшие международные договоры с греками 907, 911, 944, 977 годов занесены в летопись. Основным содержанием этих договоров являлось регулирование торговых отношений между русскими купцами и Византией, а также разрешение гражданско-правовых споров и виды наказаний за уголовные преступления.

В конце X века, после принятия христианства, на Руси стали действовать документы византийского происхождения (Номоканон Иоанна Схоластика, написанный еще в VI веке и содержавший важнейшие церковные правила и сборник светских законов; Номоканон 14 титулов; Эклога, регулировавшая феодальные отношения, связанные с землевладением; Прохирон, называвшийся на Руси «Градским Законом», или «Ручной книгой законов»; Закон Судный людем и др.).

Эти церковно-юридические документы назывались на Руси «Кормчие книги» и имели силу полноправных законодательных актов наряду с княжескими.

Русская церковь обладала и своей юрисдикцией, которая осуществлялась на основе Номоканонов и княжеских церковных уставов. Церковь судила черное и белое монашество и мирян по делам духовно-нравственного характера. В ведении церкви были все дела по семейно-брачным отношениям.

2.6. Русская Правда

Основным древнерусским источником светского права, регулирующим феодальные отношения собственности, господства и подчинения, являлась Русская Правда. Она не только показывала взаимоотношения наемных дружинников с коренным населением, но и отражала особенности социально-экономического строя Киевской Руси. Русская Правда действовала до XV века.

Этот древнейший сборник законов разделен следующим образом.

1. Древнейшая Правда, или Правда Ярослава 1015–1016 годов.

2. Дополнения к Правде Ярослава: «Устав мостников», «Покон вирный» (Положение о сборщиках судебных штрафов).

3. Правда Ярославичей (Правда Русской земли). Утверждена сыновьями Ярослава Мудрого Изяславом, Святославом и Всеволодом около 1072 года.

4. Устав Владимира Мономаха 1113 года.

5. Пространная Русская Правда. Относится примерно к 1120–1130-м годам. Нередко ее датируют началом XIII века.

6. Сокращенная редакция Пространной Русской Правды XV века.

Русская Правда – это не застывший свод законов, а серия разновременных юридических документов, возникавших в связи с теми или иными социальными явлениями. Так, например, появился Устав Ярослава, который включает 18 статей. Большинство исследователей считают, что Ярослав написал свой Устав во время борьбы со своим братом Святославом за великокняжеский престол (1015–1019). Устав был написан как гарантия безопасности для новгородцев, которые поддержали его в этой борьбе. В Устав входят статьи, определяющие ответственность за разные виды преступлений: убийство, нанесение телесных повреждений, угрозы и оскорбления, нарушение права собственности, нанесение ущерба чужой собственности и др.

2.7. Уголовное право

К уголовно наказуемым деяниям в Древнейшей Правде отнесены убийство, побои и увечья (ст. 1), телесные повреждения с причинением физической боли и нравственных страданий, убийство княжеских должностных лиц (ст. 8–10), убийство вора на месте (ст. 19–24), убийство холопа (ст. 38). Статьи 12–17 посвящены нарушениям права собственности. Завершает Древнейшую Правду статья 18, которая посвящена порче чужого имущества.

Таким образом, Русская Правда отмечает два рода преступлений: имущественные и причинение вреда личности. Преступление трактуется как «обида», т. е. причинение материального, физического или морального вреда конкретной личности. Русская Правда не предусматривает преступления против государства. Личность князя рассматривается как физическое лицо, занимающее высокое привилегированное положение.

В последующих редакциях Русской Правды появились статьи, защищающие княжеское хозяйство и княжих людей, что говорит о классовой направленности древнерусского законодательства. Особо опасным преступлением считалось посягательство на княжескую власть. К виновным применялись суровые меры наказания.

Были известны также преступления против церкви: кража церковного имущества, ввод в церковь животных и птиц, моление под овином, в рощах, у воды, колдовство. Эти преступления разбирались церковным судом, который рассматривал также преступления против семьи и нравственности. К такого рода преступлениям относились умыкание невест у воды в день Ивана Купалы, изнасилование боярских жен и дочерей, самовольный развод с женой, рождение внебрачных детей, прелюбодеяние, двоеженство, заключение брака между близкими родственниками.

Наказания. Русская Правда не предусматривала смертную казнь, но статья 1 Древнейшей Правды узаконивала кровную месть и определяла круг лиц, имеющих право мщения (брат за брата, отец за сына, сын за отца, племянник за дядю, дядя за племянника). Эта же статья предусматривала возможность откупа за убийство – 40 гривен за простолюдина и 80 гривен за княжих людей.

Кровная месть применялась лишь в случае убийства свободного человека свободным человеком. В литературе существует множество споров о правовом основании кровной мести: являлась ли она досудебной или послесудебной расправой. Большинство исследователей пришли к выводу, что кровная месть в Русской Правде имела переходный характер от непосредственной расправы рода к наказанию, налагаемому органами власти.

Смертная казнь и телесные наказания в Русской Правде не предусматривались, но на практике они имели место, в частности в системе церковных судов.

Высшей мерой наказания был поток и разграбление. Эта статья трактуется по-разному: то как убийство осужденного и растаскивание его имущества, то как изгнание или продажа в рабство с конфискацией имущества в законном порядке вирниками.

В Русской Правде нет возрастного ограничения уголовной ответственности и понятия невменяемости. Состояние опьянения трактуется по-разному: убийство на пиру при опьянении служило как смягчающее вину обстоятельство, но если хозяин убьет «закупа» под пьяную руку, то теряет этого «закупа» со всеми его долгами. Купец, пропивший доверенный ему товар, не только платит по долгам, но и отвечает в уголовном порядке. Отмечали два умысла – прямой и косвенный: убийство в драке каралось вирой, убийство в разбое – высшей мерой наказания. За убийство свободного человека предусматривался штраф в 40 гривен, за убийство «княжих мужей» полагалась двойная вира – в 80 гривен. Родственники убитого получали денежную компенсацию – головничество, равную размеру виры. За отсечение руки, носа, выкалывание глаза, убийство женщины полагался штраф в 20 гривен.

При нанесении побоев большое значение имело то, каким предметом они были нанесены. Если побои были нанесены палкой, жердью, ножнами от меча – это считалось особенно оскорбительным и влекло к наложению большого штрафа на преступника. Серьезным преступлением считалось вырывание усов или бороды. Умышленное банкротство считалось преступлением, а неумышленное – нет. Преступлением считалось и преступное бездействие: утайка находки, длительное невозвращение долга. Состояние аффекта исключало ответственность. В Русской Правде отмечено такое понятие, как «групповое преступление». Соучастники преступления несли одинаковую ответственность.

За нанесение увечья предусматривались месть или штраф в размере 40 гривен. Увечье приравнивалось к смерти.

В Пространной редакции Русской Правды имелись статьи о дикой вире, которая накладывается на общину в случае потери следа преступника в данном селении, о наказании за лжесвидетельство, об испытании железом.

В Сокращенной редакции Русской Правды имелись статьи об уплате по обязательствам займа и из причинения вреда. Статья 42 предусматривала кормление вирника. В статье 43 устанавливалась плата за выполнение общеполезных работ, строительство мостов и мостовых.

В Русской Правде нет определенной системы изложения материала. Закон различает уголовную и гражданскую ответственность. Субъектами преступлений были все физические лица, включая холопов. Несмотря на то что холопы являлись собственностью господ, которые несли за них материальную ответственность, раба можно было убить на месте преступления или истязать. О возрастном цензе объектов преступления ничего не сказано. Четкого разграничения мотивов преступления и понятия виновности еще не существовало. Может быть, поэтому у исследователей нет единого мнения о происхождении Русской Правды. Одни считают ее приватным юридическим сборником, составленным для княжеского судопроизводства. Другие считают ее подлинным документом законодательной власти. Русскую Правду можно определить как кодекс частного права, поскольку все субъекты являются физическими лицами. Понятие юридического лица отсутствует. Русская Правда – это свод законов феодального права, поскольку она всесторонне защищала интересы господствующего класса, полностью удовлетворяла потребности княжеских судов, вследствие чего ее нормы до XV века действовали в русском обществе.

2.8. Гражданско-правовые отношения

В области гражданско-правовых отношений Русская Правда определяла и различала разные институты и области вещных и обязательственных прав. Объектами собственности являлось движимое и недвижимое имущество. Закон защищал права собственников, регулировал права пользования и распоряжения имуществом. Собственник согласно Русской Правде имел право распоряжаться имуществом, вступать в договоры, получать доходы с имущества, требовать его защиты при посягательствах. Объектами движимого имущества выступали кони и скот, одежда и оружие, торговые товары и хозяйственный инвентарь. К недвижимому имуществу относились земля, дома, леса, бортнические и охотничьи угодья. В одной из статей Правды Ярослава особенно подчеркивается охрана княжеской собственности. За убийство княжеского коня назначался штраф в 3 гривны, а за коня смерда – в 2 гривны.

Общий принцип защиты собственности заключался в том, чтобы вернуть ее законному хозяину и заплатить ему штраф в качестве компенсации за убытки.

Правоотношения, связанные с земельной собственностью, не нашли четкого правового регулирования. Имеются лишь статьи, которые устанавливают штрафы в 12 гривен за нарушение земельной межи и уничтожение знака, сделанного на бортных деревьях. С точностью нельзя установить, чья это межа: крестьянина, коллектива или феодала. Всякое земельное владение имело свои территориальные пределы, и знаки их были священны для людей. Самым крупным земельным собственником был князь. Он раздавал участки земель боярам-вассалам. Они в свою очередь раздавали земли своим боярам и близким людям. Земли, полученные в условное владение за службу, в XV веке получили название поместий. Постепенно эти земли закреплялись за боярами и слугами, превращались в наследственное имущество.

Земли составляли также коллективную собственность общины. В русскую общину входили жители селения или деревни, владевшие сообща принадлежащей селению землей. Каждый взрослый поселянин мужского пола имел право на участок земли. Леса, сенокосы и выгоны находились в общем пользовании. Подати и повинности, лежащие на общине, распределялись между дворами. Сроки и способы раздела пахотной земли решались на общем собрании домохозяев под руководством старосты.

Обязательственное право. Гражданские обязательства между свободными людьми возникали из складывавшихся норм возмещения за причиненный вред и из договоров. Например, человек, нанесший ранение другому человеку, кроме уголовного штрафа должен был оплатить убытки потерпевшего, в том числе и расходы на лечение. За невыполнение обязательств виновный отвечал имуществом, а иногда и своей свободой. Злостного банкрота можно было продать в холопы.

Русская Правда включала также определенную систему договоров. Форма договоров была устной. Они заключались на торгу с обязательным участием свидетелей, или мытников. В Русской Правде упоминаются договоры купли-продажи, займа, кредитования, личного найма, хранения, поручения, перевозки и комиссии. Наиболее полно регламентирован договор займа. Существовало три вида займа: обычный, бытовой заем; заем, совершаемый между купцами с упрощенными формальностями; заем с самозакладом (закупничество). Предусматривались различные проценты в зависимости от срока займа. Краткосрочный заем влек за собой наиболее высокую ставку процента (до 50 %) от общей суммы. Регламентировались договоры купли-продажи. Если обнаруживалось, что продана краденая вещь, то договор считался недействительным. Вещь переходила в руки хозяина, а покупатель предъявлял иск продавцу о возмещении убытка. Сделка о самопродаже в рабство совершалась в обязательном присутствии свидетелей.

Наследственное право. Данное право как результат установления частной собственности характеризуется классовым подходом законодателя. Оно различается у разных сословий. Например, у бояр и дружинников наследовать недвижимое имущество могли сыновья и дочери, а у смердов только сыновья, а при их отсутствии имущество считалось выморочным и поступало в пользу князя. Братья-наследники должны были собрать сестрам приданое и выдать их замуж. Незаконнорожденные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они после смерти отца вместе с ней получали свободу.

Наследование различалось по завещанию и по закону. Приоритетным было наследование по завещанию с обеспечением законной долей всех членов семьи. Наследование по закону применялось лишь в том случае, когда после смерти главы семьи не оставалось завещания. Во всех случаях «двор» переходил к младшему сыну как менее способному к самостоятельному существованию. Имущество малолетних детей после смерти отца находилось под управлением матери-вдовы, однако если она выходила замуж, то назначался опекун из отцовского рода. Мать, опекун или отчим отвечали за имущество малолетних детей и несли материальную ответственность за его утрату. После смерти матери ее имущество могли наследовать дети, у которых она проживала.

В Киевской Руси, как во всяком классовом обществе, наследственное право было разработано детально. Оно регулировало отношения, связанные с имуществом. С его помощью богатства, накопленные поколениями собственников, оставались в руках одного и того же класса.

Семейное право. Вначале семейное право развивалось в Древней Руси по правилам обычаев, связанных с языческим культом: похищение невест, многоженство. Например, Владимир Красное Солнышко до крещения имел пять жен и несколько сот наложниц. С введением христианства установились новые принципы семейного права – моногамия, затрудненность разводов, жестокое наказание за внебрачные связи, бесправие внебрачных детей. Брачный возраст был очень низким: 12–13 лет для невесты и 14–15 лет для жениха. Заключению брака предшествовало обручение. Брак совершался с соблюдением церковных правил и регистрировался в церкви.

Церковь регистрировала и другие акты гражданского состояния: рождение, крещение, брак, смерть, развод, что давало ей немалый доход и обеспечивало господство в духовной жизни.

2.9. Судебный процесс

Древнейшей формой суда был суд общины, члены которой в равной степени обладали правами и обязанностями в судебных разбирательствах. Состязательность сохранялась долгое время, поэтому судебный процесс в Древнерусском государстве называли состязанием. Ему были присущи такие отличительные черты, как относительное равенство сторон и их активность при рассмотрении дела в сборе доказательств и улик. Одновременно в Х—XI веках укреплялся процесс, где ведущую роль играли князь и его администрация: тиуны, вирники, отроки, метельники и писцы. Розыскной процесс применялся при раскрытии преступлений, совершенных против княжеской власти. В таких случаях князья сами судили преступников. Тиуны – слуги князя – играли важную роль при суде: от них зависело решить дело «право или не право». Чиновники по уголовным делам назывались вирниками. Вирнику и его писцу давали лошадей – в трехдневный срок они должны были обнаружить украденные вещи и виновника.

В судебном процессе использовались различные виды доказательств: устные свидетельские показания, письменные документы, улики, ордалии и присяга. Решающее значение имело собственное признание. Очевидцы происшествия назывались видаками. Существовали еще и послухи, которых одни исследователи считают очевидцами «по слуху», другие – свидетелями «доброй славы обвиняемого». Свидетелями могли быть только свободные люди. Широко распространен был судебный поединок. Победитель выигрывал судебный процесс.

Под видом Божьего суда были испытания железом и водой. Их применяли тогда, когда не хватало доказательств. Русская Правда посвящает этим ордалиям три статьи, но не раскрывает их содержания и порядок проведения.

В церковном суде, как полагают многие исследователи, применялся розыскной, вошедший в средневековую историю как инквизиционный, метод со всеми его атрибутами, в том числе и с пыткой.

Древнерусское право знало три специфические процессуальные формы: заклич, т. е. объявление на торговой площади о пропаже, свод – очная ставка, гонение следа – поиск доказательств и преступника.

Гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы. Если след приводил к дому конкретного человека, считалось, что он и есть преступник. Если след приводил просто в село, ответственность несла вервь, т. е. территориальная община. Если след терялся на большой дороге, то поиск прекращался.

Правовая система Киевской Руси явилась важной вехой в истории страны, заложив основу для развития права на многие века вперед. Она повлияла и на право некоторых соседних с Русью народов.

Темы для семинарских занятий

1. Русская Правда как источник права.

2. Преступление и наказание по Русской Правде.

3. Гражданско-правовые отношения в Древнерусском государстве.

4. Система договоров в Древнерусском государстве.

5. Семейное и наследственное право в Древнерусском государстве.

Темы для написания докладов и рефератов

1. Норманская и антинорманская теории образования Древнерусского государства.

2. Общественно-политический строй Древнерусского государства.

3. Юридическая система Древнерусского государства.

4. Деятельность первых русских князей.

5. Историческое значение крещения Руси.

Вопросы для самоконтроля

1. Как и почему изменялось содержание Русской Правды от Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха?

2. В чем особенности правовой системы Киевской Руси?

3. Каким было правовое положение социальных групп в Древнерусском государстве?

4. Как происходила христианизация Руси?

5. Считаете ли вы закономерным принятие на Руси христианства, а не другой религии? Почему?

Список литературы

1. Вернадский Г. В. История России: в 5 кн. Кн. 2. Киевская Русь / пер. с англ. Е. П. Беренштейна, Б. Л. Губмана, О. В. Строгановой. – Тверь: ЛЕАН; М.: Аграф, 1996.

2. Вернадский Г. В. История права. – СПб.: Лань, 1999.

3. Вехи российской истории / под ред. В. В. Привалова. – СПб.: Петрополис, 1994.

4. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. – М.: Мысль, 1992.

5. Гумилев Л. Н. От Руси к России. – М.: Экопрос, 1992.

6. Зимин А. А. Правда Русская: монография. – М.: Древлехранилище, 1999.

7. Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. Т. 5. От Великого князя Дмитрия Иоанновича до Иоанна III. – М.: ИДДК, 2000.

8. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. – М.: Мысль, 1995.

9. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. – М.: Наука, 1982.

Загрузка...