В начале XX века знаменитый историк Марк Блок сказал, что основная задача историка – это поиски человека и следов его жизни.
Этот девиз одного из основателей школы «Анналов» с ее концепцией тотальной истории станет основой для нашего путешествия в мир христианской Церкви. Она возникла почти две тысячи лет назад на территории Римской империи. Один из первых христиан, апостол Павел, называет своих единоверцев «Телом Христовым»1, и эта метафора как нельзя лучше подходит для доброго сыщика, занимающегося изучением прошлого и следов, способных поведать, как жили наши далекие предки, о чем они мечтали, чего боялись, за что умирали.
История Церкви – это история людей, живых и умерших, праведных и грешных, верующих и даже атеистов, которые с Церковью борются. Христиане живут в разных странах и эпохах, ими правят цари и президенты, они рождаются и умирают. Неизменным остается лишь одно: все люди оставляют следы.
Тексты Нового Завета и апокрифов, постановления Соборов, императорские указы, жития святых и творения древних историков; иконы в храмах, картины великих европейских живописцев, надписи на могилах и развалины храмов – все это дает нам возможность узнать, как жили христиане, как они молились, как из маленьких тайных общин возникла мировая религия.
Конечно, Церковь – не совсем обычная организация. Ее Глава – Христос, большая часть ее членов всегда будут находиться среди умерших. Ее задача – не спасение всего мира, не построение рая на земле или в отдельном государстве, а спасение каждого человека в отдельности. В Церкви есть вещи, не укладывающиеся в рамки строгой исторической науки, но это не означает, что мы не можем изучать, как жили христиане в конкретную временну́ю эпоху, как изменялись понятия о святости и подвижничестве на протяжении тысячелетий. Иными словами, Церковь земная вполне может стать целью нашей прогулки во времени и пространстве.
Христианство всегда поощряло подобный интерес. Христос призывал исследовать Писания2. Деяния Апостолов представляют собой прекрасный образец античной исторической литературы, а имена Евсевия Памфила – автора самой ранней «Церковной истории» – или преподобного Нестора-летописца должны окончательно убедить нас в том, что интерес к истории Церкви – не просто проявление праздного любопытства.
Так получилось, что в наше время на русском языке не существует популярной книги по истории Церкви. По каждой из эпох есть прекрасные работы русских и зарубежных историков: Василия Болотова, Антона Карташева, Жака Ле Гоффа и многих-многих других, но все они либо написаны еще в прошлом, а то и в позапрошлом веке, либо очень сложны для современного читателя (так, в «Лекциях по истории Древней Церкви» Василия Болотова есть огромное число непереведенных греческих и латинских фрагментов и слов), либо описывают лишь один период или проблематику.
Сейчас мало у кого есть время на чтение специальных монографий по истории Церкви, и многие мои знакомые хотели бы взять в руки небольшую книжку, в которой доступным языком рассказывалась бы история Православной Церкви. Конечно, существует книга протоиерея3 Александра Шмемана «Исторический путь Православия», но она скорее повествует о судьбах Церкви в мире, чем о судьбах составлявших ее людей – христиан. Мы же попробуем подойти к истории христианства именно с этой точки зрения.
Книга, которую вы держите в руках, условно поделена на четыре раздела. Первый посвящен судьбам христиан в Римской империи. Это период с I по IV век от Рождества Христова. Молодая христианская Церковь в первые триста лет своего существования пережила несколько периодов жестоких гонений и смогла адаптироваться к жизни внутри империи.
Церковь не была частью государства – анонимный автор послания к Диогнету на рубеже II–III веков прекрасно описал отношение христиан к любой власти и стране:
«Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречья и ведут жизнь ничем не отличную от других… Но, обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем как граждане и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество и всякое отечество – чужая страна»4.
В этой части книги читатель также сможет узнать, зачем Церкви нужны епископы, где молились первые христиане, как Рим боролся с учениками Христа и почему мученики смогли победить своих преследователей. Раздел завершается рассказом об императоре Константине Великом и первых годах жизни христиан как представителей сначала просто разрешенной, а затем и государственной религии.
Традиционно эпоха Античности завершается 395 годом, когда перестала существовать Западная Римская империя.
Вторая часть этой книги рассказывает о жизни христиан в Византии. Эта часть истории Церкви до сих пор остается одной из самых больших загадок для современного человека. В школе историю Византии изучают очень кратко в шестом классе, даже студенты гуманитарных вузов не могут похвастаться хорошим знанием особенностей этой цивилизации.
Церковь в Восточной Римской империи жила в совершенно особом мире: тогда властью императоров созывались Вселенские Соборы, христиане от простолюдинов до патриархов отчаянно спорили о вере и пытались решить богословские проблемы с помощью светской власти (точнее, это императоры, постоянно озабоченные проблемой единства граждан в империи, желали победить богословские разногласия с помощью административных мер).
Сошествие Св. Духа на помазанника Божьего.
Дмитриевский собор. Владимир. XII в.
В этом разделе читатель узнает о том, как император Юстиниан Великий пытался сделать Церковь частью государства, почему в 1054 году произошел Великий раскол, окончательно разделивший православных и католиков, зачем нужны монахи, всему ли в Церкви можно верить и почему христиане-крестоносцы воевали с христианами-греками. Рассказ о Византии завершится 1453 годом – годом падения Константинополя.
Третий и четвертый разделы нашей книги посвящены истории Церкви на Руси, в Российской империи и в СССР.
История христианства на Руси таит в себе немало загадок: некоторые православные считают нашу Церковь и нашу Родину наследницей Византии, но на самом деле на Руси долгое время «воевали» за право не зависеть от греков. До самого конца XVI века наши предки боролись за введение патриаршества на Руси. Русское монашество, русское благочестие сильно отличалось от греческого, что признавали даже сами греки, бывавшие на Руси.
На страницах книги читатель также узнает о том, как произошло Крещение Руси, почему случился старообрядческий раскол, как Москва пыталась стать Третьим Римом и что из этого получилось.
Несколько глав посвящены судьбам Церкви от Петра Первого до Октябрьского переворота в 1917 году. Почти двести лет Церковь в России была частью государства, что и стало одной из причин трагических событий XX века.
Заключительный раздел книги посвящен последнему столетию истории Православия в России – эпохе гонений и поиска способов выживания в жесточайших условиях. Читатель узнает о том, почему большевикам не удалось уничтожить Церковь, как Сталин на самом деле относился к вере и Церкви, что делали верующие в годы Великой Отечественной войны, зачем Хрущев хотел показать по телевизору «последнего попа» и как жили верующие в эпоху застоя.
Заканчивается наше повествование историческим воссоединением Русской Православной Церкви за границей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата – новейшая история Церкви еще слишком коротка, чтобы попадать на страницы этой книги.
И последнее.
Нельзя объять необъятное, а потому мы почти не будем говорить об истории других Поместных Православных Церквей, истории Католической Церкви или протестантов. Всякая книга неизбежно предполагает выборку, а потому читателю придется смириться с краткостью нашего странствия.
Как и любая экскурсия, наш курс не может рассказать все об истории христианства. Скорее это путеводитель, с помощью которого желающие смогут потом самостоятельно отправиться в путешествие по пространству и времени.
Мы лишь постараемся задать направление движения: в каждой главе на полях можно будет найти цитаты из древних и современных историков, краткие определения самых важных понятий и иллюстрации, которые помогут не заблудиться в бурном море истории. В конце книжки есть небольшой список литературы.
А теперь хватит слов – мы начинаем наши прогулки во времени с добрым сыщиком во главе группы.