Глава 11 Император Юстиниан Великий: человек, сделавший Церковь частью государства

13 февраля 528 года в Константинополе император Юстиниан объявил сенату о своем желании создать новый сборник римского права. Эти законы, или «новеллы», должны были отрегулировать все стороны жизни Византийский империи, в том числе отношения Церкви и государства.

В этот день началась настоящая революция сознания – внутренняя жизнь христиан и устройство Церкви впервые стали настолько беспокоить императора, что понудили его создать правила, касающиеся и того, и другого. Этот правитель видел один из способов построить сильное, процветающее государство на земле в опоре на христианскую веру. Кем же был этот император и почему христиане объявили его святым?

Юстиниан родился в 483 году на юго-востоке современной Сербии в семье сестры императора Юстина – человека очень простого, почти неграмотного, который своими талантами смог подняться на вершину власти и стать во главе империи в 418 году (до конца своих дней Юстин так и не научился писать; став императором, он пользовался золотой табличкой-трафаретом, на которой было нанесено его имя). Юстин понимал цену хорошего образования и привил своему племяннику любовь к книгам и богословским занятиям. Греческий богослов Астериос Геростергиос в своей книге «Юстиниан Великий – император и святой» (М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010) так пишет о трудолюбии императора: «Вызывает удивление способность Юстиниана проводить долгие часы в тяжелой умственной работе и самоограничениях. В своем великолепном дворце он жил почти отшельником. Несколько часов сна были достаточным отдыхом для его уставшего организма. Современники говорили о нем: „Император, который никогда не спит“. Он питался скудно, а работал много и усердно. Величайшим наслаждением для него были занятия в собственной библиотеке».

Юстиниан сам становится императором 1 августа 527 года. За год до этого он совершает удивительный поступок – женится на бывшей цирковой актрисе и дочери сторожа медведей по имени Феодора67. Стоит отметить, что никто из противников Феодоры не упрекал ее в безнравственности, напротив, все ценили ее ум и способность положительно влиять на мужа. К моменту встречи с Юстинианом Феодора открыла в Константинополе прядильную мастерскую, и будущий император влюбился в нее за красоту и мудрые ответы на его вопросы. История показала, что выбор Юстиниана был безошибочен. В эпоху богословских споров и войн Феодора сочувствовала монофизитам, а Юстиниан – православным, что отчасти и спасало империю от распада, хотя она и пережила в 532 году крупнейший в византийской истории бунт, известный как «восстание Ника». Позднее православные и монофизиты надеялись, что один из супругов перетянет другого на сторону своей «партии».

Став императором, Юстиниан действовал под лозунгом «одно государство, один закон, одна Церковь». Главной чертой его характера можно считать решительность – Прокопий Кесарийский подчеркивает это в словесном портрете императора. Это свойство характера помогло императору в делах государственных: Юстиниан укрепил границы, упорядочил бюрократию, на какое-то время сделал империю сильной и единой. Но оно же привело к большим сложностям в церковной политике. Попытка решать богословские и административные вопросы устройства Церкви с помощью законов привела ко многим трудностям. Юстиниану иногда не хватало дипломатического таланта и способности отступить, хотя актером, по словам того же Прокопия Кесарийского, он был превосходным:

«…был этот василевс исполнен хитрости, коварства, отличался неискренностью, обладал способностью скрывать свой гнев, был двуличен, опасен, являлся превосходным актером, когда надо было скрывать свои мысли, и умел проливать слезы не от радости или горя, но искусственно вызывая их в нужное время по мере необходимости. Он постоянно лгал, и не при случае, но скрепив соглашение грамотой и самыми страшными клятвами, в том числе и по отношению к своим подданным»68.

Стоит отметить, что характеристика Прокопия чересчур мрачна, хотя Юстиниан, добиваясь нужного решения, действительно не слишком церемонился ни с церковными иерархами, ни даже с Римским Папой.

Итак, Юстиниан захотел сделать Церковь частью империи и наложить на священников обязанности по отношению к государству, а на государство – по отношению к Церкви. Об этом свидетельствует VI новелла, написанная в 535 году и открывшая новую эпоху в истории христианства. По сути, этим текстом Юстиниан начинает выстраивать модель средневековых социальных отношений, которая позднее воплотится в идею о трех главных сословиях: воинах, которые защищают, монахах и духовенстве, которые молятся, и крестьянах и ремесленниках, которые добывают ресурсы и пропитание для первых двух. Юстиниан также доводит до логического завершения представление Константина Великого об императоре как о «внешнем епископе Церкви».

Загрузка...