В 711 году небольшое войско приверженцев мусульманской религии из Северной Африки (мавров) под предводительством полководца Тарика ибн-Зияда высадилось на юге Пиренейского полуострова. Это войско послал Муса ибн-Нусайр, правитель Ифрикии[2], североафриканской провинции Арабского халифата со столицей в Дамаске.
Как говорят, Тарик сжег все свои корабли и этим лишил армию всякой возможности к отступлению.
В 711 году из-за Гибралтара пришли исламские орды. За семь лет мавры – то были главным образом североафриканские берберы – завоевали почти всю Испанию и убили короля Родериха. Затем, перевалив через Пиренеи, они вторглись на земли франков. Только северные и северо-западные районы Атлантического побережья, защищенные горными бастионами, остались в неприкосновенности и образовали впоследствии ядро более поздних христианских государств.
Готский король Родерих (в некоторых источниках его называют Родриго) весьма неохотно взялся за оружие, а его изнеженные вельможи последовали за ним с еще меньшим воодушевлением. И все же король собрал 90-тысячную армию и двинулся с ней навстречу Тарику, имевшему всего около 14 000 человек. И произошла упорная битва на берегу реки Гуадалете, при Херес-де-ла-Фронтере.
Король Родерих обращается к своим войскам перед битвой при Гуадалете. Художник Бернардо Бланко (Музей Прадо, Мадрид)
По словам арабских писателей, земля стонала под ногами воинов. Согласно легенде, битва длилась восемь дней, но ничего достоверного, кроме легенд, об этом сражении до нас не дошло. Известно лишь, что христиане были разбиты, и мавры овладели практически всей территорией нынешней Испании.
Тарик прошел в Толедо, не встретив больше никакого сопротивления, а в 714 году оккупация была завершена. Весть о победе была отправлена в Дамаск, а наместником (эмиром) новой провинции стал сын Мусы, Абд аль-Азиз, который женился на Эгилоне, вдове Родериха.
Родерих, преданный прелатами и феодалами своего государства, потерпел жестокое поражение, потерял королевство и, по всей видимости, жизнь (во всяком случае, больше о нем не слышали).
Первый эмир аль-Андалуса основал столицу в Севилье, однако его правление было прервано коварной рукой убийцы, отправленного новым халифом Дамаска, Сулейманом. Абд аль-Азиз был убит во время молитвы в мечети, а его голова была отправлена халифу в Дамаск. Муса ибн-Нусайр был посажен в тюрьму и вскоре скончался. Новый правитель, посланный из Ифрикии в 716 году, перенес столицу в Кордову.
Однако не все готы покорились власти мавров. Храбрейшие из них удалились на север – в горные области Испании (Галисию, Астурию и Бискаю), и в продолжение многих веков они вели доблестную борьбу с пришельцами за независимость своего отечества.
Но это все было потом, а пока мусульманские губернаторы и правители стали хозяйничать на более или менее крупных участках территории, которая в целом стала называться аль-Андалус, и так продолжалось восемь веков. При этом христиане доминировали на оставшемся пространстве.
Христиане были единственными, кто мог претендовать на Испанию и стремиться подчинить весь полуостров своим законам.
Исчезновение королевства вестготов в 711–715 годах под ударами захватчиков из Северной Африки стало одной из больших проблем истории этого периода времени. Историки Средневековья трактуют этот крах как Божье наказание за грехи королей. Легенда, родившаяся в аль-Андалусе, а потом подхваченная хронистами с севера, гласит о том, что, желая отомстить последнему королю вестготов Родериху за бесчестье своей дочери, граф дон Хулиан, бывший наместником Сеуты в Африке, открыл ворота Испании мусульманским захватчикам (с тех пор имя дона Хулиана стало символом предателя).
Понятно, что термин «реконкиста» не применялся в Средние века, но отвоевание своей земли стало целью испанцев, демонстрацией их покаяния и подчинения богоугодным намерениям. В те времена любая неудача считалась вызванной тяжестью грехов, а любая победа была Божьей милостью.
А мусульмане? Фактически многочисленные источники позволяют думать, что мусульмане никогда не считали Испанию частью Дар аль-Ислама, то есть земли, которую Бог выделил для них. Омейяды выработали историю, основанную на понятии ссылки: изгнанные с Востока в наказание за грехи, они искупали свои ошибки на Западе, который подвергал испытанию чистоту их веры.
Приход мусульман на территорию Испании в начале VIII века глубоко дезорганизовал ее. Захватчики брали города силой оружия, или те сдавались сами. Потом они организовывали в них свое управление, а христиане бежали на север. Но внутри мусульманских войск пошли распри между арабами, сирийцами и североафриканцами, они-то и положили в середине века конец их быстрому продвижению. Во второй половине VIII века франки ответили на обращение испанцев, бежавших на север к Пиренеям, и двинулись через горы: они заняли Нарбоннез и Аквитанию, неудачно пытались завладеть Сарагосой в 778 году, взяли Жерону, Вик и, наконец, Барселону в 801 году.
В IX веке мусульмане, организованные в 756 году в независимый эмират последним из дамасских омейядов Абд аль-Рахманом I, имевшим прозвище «ад-Дахиль» (Пришелец), доминировали на большей части территории. Не обращая внимания на бывшую столицу бетической Испании Севилью, они выбрали в качестве административного центра своего королевства Кордову. На севере христиане сконцентрировались вокруг своей новой столицы Овьедо в Астурии и восстановили вестготские учреждения на прилегающих территориях. На северо-востоке территории, завоеванные Карлом Великим, были преобразованы в 826–827 годах в приграничные графства империи франков.
Аль-Андалус, или Испания, где доминировали мусульмане, вступила, начиная с царства эмира Абд аль-Рахмана II (то есть с 822 года), в период внешнего и внутреннего мира. Добродушный от природы, этот эмир позволил влиять на государственные дела женщинам из гарема и временщикам. Политические интриги сопровождали весь период его правления, однако на подвластной ему территории была организована эффективная администрация, налоги позволяли содержать армию наемников и военный флот, а также вести достойную политику. Правители всех уровней использовали восточный церемониал, модный тогда в Багдаде, привлекали поэтов, певцов, следовали моде в одежде и питании, окружали себя юристами. Поездки на учебу и паломничество в Мекку привели к еще большей «ориентализации» обычаев, и арабский стал самым употребительным языком.
На северо-западе полуострова христиане, выбравшие Овьедо в качестве столицы, восстановили там «готический порядок». Обнаружение мощей апостола Якова в Галисии примерно в 820–830 годах придало королевству несомненную легитимность как со стороны семей, которые могли претендовать на трон, так и со стороны папы и императора франков. Короли сумели помешать мусульманам проникнуть в их королевство и даже организовывали победоносные экспедиции в аль-Андалус.
На северо-востоке в 878 году граф Барселонский Гифре Волосатый[3] сумел объединить бо`льшую часть территорий под своей властью. Он строил замки и монастыри, вел различные кампании против мусульман, закрепившихся в Сарагосе, и сумел обеспечить подвластной себе территории некую независимость.
Приход в 912 году на эмирский трон Абд аль-Рахмана III, прозванного Победоносным, обозначил апогей мусульманской Испании. Он в 929 году положил начало халифату в аль-Андалусе, провозгласив себя халифом, то есть верховным правителем, соединявшим религиозную и светскую власть. Он захватил Сеуту, подчинил себе Толедо, совершил ряд успешных походов на север, принудив Леон и Наварру платить дань. Он создал сильный флот, он обменивался посольствами с Византией и императором Германии Оттоном I. Он оздоровил финансы, наладил управление, строил дворцы, мечети и школы. Кордова при Абд аль-Рахмане III стала знаменита на всем Западе.
В это время на севере христианские короли господствовали на территории, доходившей до реки Дуэро. Они перенесли столицу королевства из Овьедо в Леон и украсили город, благоприятствуя паломничеству в Компостеллу. И Леонское королевство достигло периода расцвета.
На восточной границе правители Памплоны преобразовали свое владение в королевство в начале Х века и в 921–922 годах аннексировали Арагон. Со своей стороны, потомки Гифре Волосатого правили в Барселоне и поддерживали нормальные отношения с халифами Кордовы.
В конце Х века дворцовые интриги позволили честолюбивому визирю аль-Мансуру (его настоящее имя – Мухаммад ибн Абдалла ибн Абу Амир) захватить власть. Но его побед над христианами на севере и над берберскими народами с севера Африки не было достаточно, чтобы успокоить недовольных: в 1008 году началась гражданская война, которая завершилась в 1031 году исчезновением Кордовского халифата и раздроблением аль-Андалуса на множество маленьких враждующих друг с другом эмиратов.
Вслед за этим на севере христианские владения быстро поднялись из развалин. Леонское королевство, ставшее в 1037 году королевством Кастильским и Леонским после брака наследницы Леонского трона Санчии с наследником Кастилского трона Фердинандом (Фернандо), повело внутреннюю политику в направлении восстановления общественного порядка, а внешнюю политику – в направлении ослабления соседних эмиратов военными кампаниями, завоеваниями и наложением тяжелых налогов, называемых «париас» (parias).
Продвижение христиан вперед и захват Толедского эмирата королем Кастилии в 1085 году побудили нескольких эмиров обратиться в Северную Африку, чтобы найти там поддержку у альморавидов, племени непримиримых мусульман, только что выбравшему Марракеш своей столицей. В 1086 году альморавиды высадились в Испании, разбили христианскую армию и взяли андалузские эмираты под свою власть.
В течение трех веков истории христиане и мусульмане поделили между собой территорию полуострова на почти равные части. Аль-Андалус испытывал серьезную угрозу христианской экспансии, но при этом оказался в руках суровых воинов, прибывших с севера Африки и принесших с собой строгие религиозные правила. Христианская Испания, со своей стороны, подвергалась активному давлению со стороны папства, которое желало ее возвращения в лоно Римской церкви несмотря на то, что ее просторы привлекли к себе многочисленных жителей других регионов Европы.
В течение четырех столетий, которые традиционно считаются концом Средневековья, наступление христиан на мусульман было не так значительно, как могло ожидаться после успехов, имевших место в XI веке. Альморавиды быстро утратили свою агрессивность и были заменены на юге полуострова другим религиозным братством, пришедшим с севера Африки, Альмохадами, которые обосновались там начиная с 1147 года и повели жесткую политику в отношении христианских королей и принцев.
Во второй половине XIII века король Гранады, последнего бастиона аль-Андалуса, снова обратился за помощью к марокканцам-маринидам и генуэзцам. Гранадское королевство во второй половине XIV века и начале XV века находилось в расцвете, чем воспользовались его короли, чтобы заложить дворец Альгамбра (в переводе с арабского это означает «Красный замок») и окружить себя поэтами, воспевавшими этот «земной рай». Но соперничество между знатными семьями королевства и многочисленными потомками эмиров повлекло за собой ослабление Гранады, которая после долгой осады сдалась Католическим королям 2 января 1492 года.
Но это все будет значительно позже, а пока Кастилия и Леон, объединившиеся в 1037 году, были разъединены в течение почти 70 лет (в период с 1157 по 1230 год) и лишь после этого вновь достигли объединения, которое обеспечило им превосходство над другими королевствами Пиренейского полуострова. После победы при Лас-Навасе-де-Толоса 16 июля 1212 года короли Фердинанд (Фернандо) III и Альфонсо X Кастильский присоединили к их королевству бо́льшую часть Андалусии. В 1369 году смерть короля Педро I Жестокого, сына Альфонсо XI Кастильского и Марии Португальской, от руки своего единокровного брата Энрике (незаконнорожденного сына Альфонсо XI и его любовницы Леонор де Гусман) возвела на Кастильский трон новую династию Трастамара.
Как только король Энрике вошел в спальню, где находился дон Педро, то сказал: «Где этот сын еврейской шлюхи, что называет себя королем Кастилии?» Дон Педро, который был таким же смелым, как и жестоким, выступил вперед и сказал: «Так же как ты сын шлюхи, я – сын Альфонсо». Сказав это, он схватил своими руками короля Энрике и начал с ним бороться, и, будучи сильнее, он подмял его под себя на обарду, или, как ее называют по-французски, на шелковое стеганое покрывало или одеяло. Схватившись рукой за кинжал, он бы непременно его убил, если бы не присутствовавший здесь виконт де Рокаберти, который, схватив дона Педро за ногу, перевернул его, благодаря чему король Энрике оказался наверху. Он немедленно извлек свой длинный кинжал, который носил за поясом, и вонзил его в тело дона Педро. Сопровождавшие короля люди вошли в шатер и помогли ему покончить с доном <…> Те, кто убили его, оставили тело три дня без погребения, что очень печально с точки зрения гуманности.
Делая уступки поддерживавшему их дворянству, монархи новой династии оберегали свою абсолютную власть и продолжили законотворчество своих предшественников. В конечном итоге династия Трастамара, правившая изначально в Кастилии, позже распространила свою власть на Арагон, Сицилию, Неаполь и Наварру.
Альянс с Францией против Англии помог Кастилии доминировать на море, а ее торговцы распространяли свое влияние на все крупные европейские порты.
В июле 1139 года после победы над мусульманами граф Португальский Альфонсу взял на себя титул короля и преобразовал свое графство в независимое королевство. С тех пор история Португалии стала историей королевства, развитие которого всегда шло параллельно развитию своего кастильского соседа, но которое все более и более ясно стало само проявлять себя. Договор в Алканьисесе, подписанный в 1297 году, окончательно установил границу между двумя королевствами (тогда Фердинанд IV Кастильский женился на дочери короля Португалии Диниша I Констансе, а сын Диниша Афонсу женился на Беатрисе Кастильской, дочери Фердинанда).
Созданное в 1035 году, маленькое Арагонское королевство, расположенное в Пиренеях, аннексировало Памплонское королевство (между 1063 и 1134 годами) и расширилось к югу за счет захвата в 1118 году Сарагосского эмирата. В 1162 году был заключен союз между Арагоном и графством Барселонским, ставшим Каталонией, но каждый из участников этого союза сохранил свои обычаи и привилегии.
История Арагонской короны отмечена соперничеством между его составными частями, каждое королевство или графство устанавливало жесткий контроль за сбором налогов и ставило на своих границах таможенные посты.
В XIII веке, когда король Арагона Хайме I Завоеватель захватил Балеарские эмираты, а потом Валенсию, они стали автономными королевствами со своими законами. Арагон распространил свое влияние на Сицилию (1282), Сардинию (1324), герцогство Афинское (1311–1388) и, наконец, на Неаполитанское королевство (1433).
Сильно опустошенная чумой в 1348 году, Каталония в следующем веке была охвачена гражданскими войнами, что повлекло за собой упадок большого Барселонского порта. За счет этого развился порт Валенсии, что стало для города началом процветания. Арагон, на протяжении долгого времени использовавшийся каталонскими торговцами как поставщик зерна и рынок сбыта своей продукции, закрыл свои границы и «уперся» в отстаивании своих прав. Смерть бездетного короля Мартина I привела на трон его племянника, кастильского инфанта Фердинанда де Трастамара (1412–1416). Женившись в 1469 году на наследнице Кастильской короны Изабелле, его внук Фердинанд объединил две ветви семьи и две короны[4].
Снова став независимым в 1134 году под названием королевства Наваррского, бывшее Памплонское королевство перешло век спустя под власть графа Шампанского, потом в 1274 году – под власть французской короны благодаря браку Хуаны Наваррской и Филиппа IV Красивого из династии Капетингов. В 1328 году после века подчинения Франции Наварра снова обрела независимость, но брак, еще век спустя, Бланки Наваррской с Хуаном Арагонским связал судьбу королевства с его испанским соседом. После неудачных попыток поддержать хоть какую-то независимость королевство было завоевано в 1512 году Католическим королем Фердинандом Арагонским и окончательно присоединено к Кастильской короне.